ДЛЯ МЕХАНИКОВ СТО
Предназначение ремонтируемой деталиБортовая передача переднего моста трактора МТЗ-82 (колесный редуктор) предназначена для передачи крутящего момента от дифференциала переднего ведущего моста (ПВМ) к колесам через полуоси. Она снижает скорость вращения и увеличивает крутящий момент, обеспечивая эффективную работу передних колес при высоких нагрузках и на неровной местности. Состоит из конических шестерен (ведущей и ведомой), подшипников и корпуса, что позволяет регулировать колею и поддерживать высокий агротехнический просвет.
Требования безопасности- Установите трактор на ровной горизонтальной поверхности, заблокируйте задние колеса противооткатными упорами.
- Выключите двигатель, снимите ключ из замка зажигания и отключите аккумулятор (сначала «минус»).
- Поддомкратьте переднюю часть трактора и установите надежные опоры (козлы), исключив риск падения.
- Используйте защитные перчатки и очки для защиты от масла, грязи и механических травм.
- Слейте масло из переднего моста в подготовленную емкость перед началом работ.
- Не работайте под трактором, опирающимся только на домкрат.
- Убедитесь, что трансмиссия находится в нейтральном положении и карданный вал отключен.
Порядок действий для каждого этапа ремонтаЭтап 1. Подготовка- Убедитесь, что трактор зафиксирован, задние колеса заблокированы, двигатель выключен, аккумулятор отключен.
- Поддомкратьте переднюю ось с ремонтируемой стороны и установите опоры под мост.
- Слейте масло из переднего моста, открутив сливную пробку в нижней части корпуса.
- Снимите колесо с ремонтируемой стороны, открутив гайки крепления.
- Очистите зону бортовой передачи от грязи и пыли с помощью ветоши или сжатого воздуха.
Важный момент: Проверьте состояние домкрата и опор — они должны выдерживать вес передней части трактора (около 1,5–2 тонн).
Этап 2. Демонтаж бортовой передачи- Отсоедините полуось от бортовой передачи, сняв стопорное кольцо или вынув ее из шлицев.
- Открутите болты крепления крышки бортового редуктора к корпусу переднего моста (обычно 6–8 болтов).
- Аккуратно снимите крышку редуктора вместе с ведомой шестерней, поддев ее монтировкой, если она прикипела.
- Извлеките ведущую шестерню с валом из корпуса, при необходимости используя съемник.
Важный момент: Отметьте положение шестерен относительно друг друга для сохранения правильного зацепления при сборке.
Этап 3. Разборка и диагностика- Закрепите бортовую передачу в тисках с мягкими накладками, чтобы не повредить корпус.
- Разберите редуктор: снимите подшипники с вала ведущей шестерни и из корпуса с помощью съемника.
- Проверьте состояние шестерен (износ зубьев, сколы), подшипников (люфт, шум) и сальников (утечки, износ).
- Очистите все детали от грязи и старого масла с помощью растворителя и щетки.
Важный момент: Не используйте шестерни с выщербинами или подшипники с люфтом — это приведет к быстрому износу узла.
Этап 4. Ремонт и сборка- Замените изношенные шестерни, подшипники и сальники на новые.
- Установите подшипники на вал ведущей шестерни и в корпус, используя пресс или съемник.
- Смажьте шестерни и подшипники трансмиссионным маслом (например, ТАД-17) перед сборкой.
- Соберите редуктор, установив ведущую шестерню в корпус, затем закрепите крышку с ведомой шестерней, затянув болты с указанным моментом.
Важный момент: Проверьте зазор между зубьями шестерен (0,15–0,30 мм) с помощью щупа — при необходимости отрегулируйте прокладками.
Этап 5. Установка и регулировка- Установите бортовую передачу на передний мост, совместив полуось с ведомой шестерней.
- Закрепите крышку редуктора болтами, затянув их с нужным моментом в крестообразном порядке.
- Подсоедините полуось, зафиксировав ее стопорным кольцом.
- Залейте трансмиссионное масло в передний мост до уровня контрольной пробки.
Важный момент: Убедитесь, что полуось вращается свободно после установки.
Этап 6. Завершение и проверка- Установите колесо, затянув гайки крепления в крестообразном порядке.
- Опустите трактор с домкрата, убрав опоры.
- Проведите тестовую поездку на низкой скорости, убедившись в отсутствии шума, вибрации или утечек масла.
- После 10–20 моточасов проверьте уровень масла и затяжку болтов.
Важный момент: При появлении гула или стука после сборки проверьте регулировку зазоров и состояние подшипников.
Возможные поломки и способы их решенияПоломка | Причина | Способ решения |
Шум или гул при движении | Износ шестерен или подшипников | Заменить изношенные шестерни и подшипники, отрегулировать зазоры |
Люфт в бортовой передаче | Износ подшипников или вала | Заменить подшипники, при сильном износе вала — заменить вал |
Утечка масла из редуктора | Повреждение сальников | Заменить сальники, проверить привалочные поверхности |
Пробуксовка колеса | Срез зубьев шестерен | Заменить поврежденные шестерни, проверить состояние дифференциала |
Перегрев редуктора | Недостаток масла или заедание | Долить масло, проверить смазку подшипников, устранить заедание |
Инструменты, необходимые для ремонтаИнструмент | Назначение |
Набор гаечных ключей | Для снятия болтов и гаек |
Динамометрический ключ | Для точной затяжки крепежа |
Монтировка | Для извлечения крышки редуктора |
Тиски с мягкими накладками | Для фиксации редуктора при разборке |
Съемник подшипников | Для демонтажа и установки подшипников |
Щетка, растворитель | Для очистки деталей |
Емкость для масла | Для слива трансмиссионного масла |
Ветошь, смазка (ТАД-17) | Для очистки и смазки деталей |
Домкрат и опоры | Для подъема и фиксации трактора |
Щуп | Для проверки зазоров между шестернями |
Моменты затяжек и регулировокЭлемент | Момент затяжки (Н·м) | Параметры регулировки |
Болты крышки редуктора | 50–60 | Равномерное затягивание крест-накрест |
Гайки крепления колеса | 180–200 | Затяжка крест-накрест |
Зазор между шестернями | Не применимо | 0,15–0,30 мм (регулировка прокладками) |
Применимость инструкцииИнструкция подходит для тракторов МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-80 с передним ведущим мостом портального типа и коническими бортовыми передачами. Применима к моделям, выпущенным до и после 2020 года, так как конструкция бортовой передачи в базовых версиях осталась неизменной. Не подходит для моделей с балочным передним мостом (например, ранние МТЗ-80 без ПВМ).
Часто задаваемые вопросы и ответыПочему слышен гул от бортовой передачи? - Вероятен износ шестерен или подшипников. Разберите редуктор, замените изношенные детали и отрегулируйте зазоры.
Можно ли отремонтировать бортовую без снятия колеса? - Нет, для доступа к редуктору необходимо снять колесо и полуось.
Как часто нужно проверять бортовую передачу? - Проверку проводят каждые 1000 моточасов (ТО-2) или при появлении шума и утечек.
Что делать, если масло вытекает из редуктора? - Замените сальники, проверьте уровень масла и состояние привалочных поверхностей.