Валы переднего ведущего моста (ПВМ) МТЗ-82 — это ключевые элементы бортовых редукторов (ведущий вал) и дифференциала (полуоси), обеспечивающие передачу крутящего момента на передние колёса.
Замена валов требуется при износе шлицев, подшипниковых шеек, трещинах или деформации. Это руководство описывает процесс замены валов в бортовых редукторах (ведущий и ведомый валы) и полуосей дифференциала.
Инструменты и материалы- Инструменты:
- Ключи гаечные (13, 17, 19, 22 мм), торцевые головки.
- Съёмники (для подшипников и шестерён), выгонки, молоток.
- Отвёртка, монтировка.
- Домкрат, подставки (грузоподъёмность ≥1 т).
- Материалы:
- Новые валы (ведущий и ведомый для бортовых редукторов, полуоси для дифференциала).
- Подшипники, сальники, стопорные кольца.
- Масло ТАп-15В или SAE 85W-90 (8 литров для ПВМ).
- Смазка Литол-24, герметик, прокладки.
- Ёмкость для слива масла.
Подготовка- Установите трактор на ровной площадке, заглушите двигатель, зафиксируйте задние колёса.
- Поддомкратьте переднюю часть трактора, подставьте опоры под раму.
- Слейте масло из ПВМ (ключ 17 мм, сливная пробка внизу корпуса, около 8 литров).
- Важный момент: Убедитесь, что трактор надёжно закреплён — работа под ним опасна.
ЭТО СЛОЖНАЯ ОПЕРАЦИЯ! ПОЗВОНИТЕ ЗА БЕСПЛАТНОЙ КОНСУЛЬТАЦИЕЙ!Пошаговая замена валов ПВМ МТЗ-82Часть 1. Замена валов бортовых редукторовШаг 1. Снятие бортового редуктора- Открутите гайки колеса (ключ 22 мм), снимите колесо.
- Открутите болты крепления фланца колеса к редуктору (ключ 19 мм, 8 шпилек), снимите фланец.
- Открутите болты крепления редуктора к рукаву ПВМ (ключ 17 мм), снимите редуктор.
- Важные моменты:
- Пометьте левый и правый редукторы — они различаются по направлению.
- Проверьте состояние фланца на износ шлицев.
Шаг 2. Разборка бортового редуктора- Открутите болты крышки редуктора (ключ 17 мм), снимите крышку.
- Извлеките ведомую шестерню с валом (ведомый вал), снимите подшипники съёмником.
- Снимите стопорное кольцо с ведущего вала, извлеките его с подшипниками из корпуса.
- Важные моменты:
- Очистите корпус от грязи и стружки.
- Проверьте шестерни на износ зубьев (допуск <0,5 мм).
Шаг 3. Установка новых валовПроцесс:
Ведущий вал:
- Установите новые подшипники на вал (нагрев до 80–100 °C или съёмник).
- Вставьте вал в корпус редуктора, зафиксируйте стопорным кольцом.
Ведомый вал:
- Установите подшипники на новый вал, наденьте ведомую шестерню.
- Вставьте вал в корпус, совместив зубья с ведущей шестернёй.
- Проверьте зазор между шестернями (0,2–0,5 мм) щупом, при необходимости добавьте регулировочные шайбы.
- Важные моменты:
- Смажьте подшипники Литолом-24.
- Вращение валов должно быть свободным, без заеданий.
Шаг 4. Сборка и установка редуктора- Установите новую прокладку с герметиком, закройте крышку (болты М10, 40–50 Н·м).
- Установите сальник на ведомый вал (вбивайте выгонкой ровно).
- Прикрепите редуктор к рукаву ПВМ (болты М12, 60–80 Н·м).
- Установите фланец колеса, затяните гайку (80–100 Н·м), затем колесо (100–120 Н·м).
- Важные моменты:
- Проверьте герметичность — течь масла недопустима.
- Повторите для второго редуктора.
Часть 2. Замена полуосей дифференциалаШаг 5. Снятие главной передачи и дифференциала- Отсоедините карданный вал от фланца главной передачи (ключ 13 мм, 4 болта).
- Открутите болты крепления стакана ведущей шестерни (ключ 13 мм), снимите стакан с шестернёй.
- Открутите болты крышки дифференциала (ключ 19 мм), извлеките дифференциал с полуосями.
- Важные моменты:
- Сохраните регулировочные прокладки под стаканом.
- Пометьте положение дифференциала.
Шаг 6. Разборка дифференциала- Открутите болты, соединяющие половины корпуса дифференциала (ключ 17 мм).
- Разделите корпус, извлеките сателлиты и оси.
- Выньте полуосевые шестерни (полуоси) из корпуса.
- Важные моменты:
- Проверьте состояние сателлитов и подшипников дифференциала.
- Очистите детали от масла и грязи.
Шаг 7. Установка новых полуосей- Установите новые полуоси в корпус дифференциала, совместив шлицы с сателлитами.
- Соберите сателлиты и оси, соедините половины корпуса (болты М12, 60–80 Н·м).
- Проверьте вращение полуосей вручную — люфт минимальный.
- Важные моменты:
- Смажьте шлицы и подшипники Литолом-24.
- Убедитесь, что сателлиты входят в зацепление ровно.
Шаг 8. Установка дифференциала и главной передачи- Установите дифференциал в корпус ПВМ, закрепите крышку (болты М12, 60–80 Н·м).
- Установите ведущую шестерню со стаканом, используя старые прокладки (болты М10, 40–50 Н·м).
- Подсоедините карданный вал к фланцу (ключ 13 мм).
- Важные моменты:
- Проверьте зацепление шестерён главной передачи (зазор 0,2–0,5 мм).
- Затягивайте болты крест-накрест.
Шаг 9. Заливка масла и тестирование- Залейте масло (8 л, ТАп-15В) через заливную пробку (ключ 17 мм) до нижнего края контрольного отверстия.
- Заведите трактор, включите ПВМ, проверьте работу моста на холостом ходу и под нагрузкой.
- Важные моменты:
- Шум или вибрация — проверьте зазоры и крепления.
- Осмотрите на утечки через 10–15 минут работы.
Общие рекомендации- Точность: Устанавливайте валы с учётом зазоров и правильной центровки.
- Проверка: Осмотрите старые валы на износ шлицев или трещины — это указывает на причину поломки.
- Документы: Сверяйтесь с Руководством по эксплуатации МТЗ-82, раздел «Передний ведущий мост».
Когда обращаться к специалисту- Если требуется регулировка главной передачи (коническая пара) или ремонт корпуса — нужны специальные стенды.
Это руководство охватывает замену валов бортовых редукторов и полуосей ПВМ МТЗ-82.