Бортовая передача (бортовой редуктор) на МТЗ-82 с передним ведущим мостом (ПВМ) отвечает за передачу крутящего момента от главной передачи к передним колёсам. Сборка бортовой передачи требует точности, чтобы обеспечить правильную работу ПВМ, отсутствие шума и долговечность узла.
Это руководство описывает процесс сборки бортового редуктора после ремонта или разборки для одной стороны (процесс идентичен для левого и правого редуктора).
Инструменты и материалы- Инструменты:
- Ключи гаечные (13, 17, 19, 22 мм), торцевые головки.
- Отвёртка, молоток, выгонки, съёмник подшипников.
- Динамометрический ключ (до 100 Н·м).
- Щупы (0,1–1 мм), индикатор часового типа (для регулировки зазоров).
- Домкрат, упоры.
- Материалы:
- Новые подшипники, шестерни, сальники.
- Прокладки, регулировочные шайбы.
- Масло ТАп-15В или SAE 85W-90 (около 1 литра на редуктор).
- Смазка Литол-24, герметик (для прокладок).
Подготовка- Установите трактор на ровной площадке, заглушите двигатель, зафиксируйте колёса.
- Поддомкратьте переднюю часть трактора, снимите колесо с нужной стороны (ключ 22 мм).
- Очистите все детали бортового редуктора от грязи, масла и стружки (ветошь, растворитель).
- Проверьте детали на износ: шестерни (сколы, выработка), подшипники (люфт, шум), вал (биение <0,05 мм).
- Важный момент: Работайте в чистых условиях — грязь в редукторе ускорит износ.
ВАЖНО! СЛОЖНАЯ ОПЕРАЦИЯ! ТРЕБУЕТСЯ ОПЫТ И ОБОРУДОВАНИЕ! ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ!Пошаговая сборка бортового редуктора МТЗ-82Шаг 1. Сборка ведущей шестерниПроцесс:
- Установите подшипник на ведущую шестерню (верхний конец вала) с помощью съёмника или нагрева (до 80–100 °C).
- Наденьте регулировочные шайбы на вал для настройки преднатяга подшипника.
- Установите второй подшипник на нижний конец вала, зафиксируйте стопорным кольцом.
Важные моменты:
- Смажьте подшипники Литолом-24 перед установкой.
- Проверьте осевой люфт (0,1–0,2 мм) щупом — избыток корректируйте шайбами.
Шаг 2. Сборка ведомой шестерни- Установите подшипник на вал ведомой шестерни (со стороны фланца крепления колеса).
- Наденьте шестерню на вал, совместив шлицы.
- Установите второй подшипник с другой стороны, закрепите гайкой (момент 70–90 Н·м, ключ 19 мм).
- Важные моменты:
- Шестерня должна вращаться свободно — заедание недопустимо.
- Смажьте шлицы и подшипники Литолом-24.
Шаг 3. Установка шестерён в корпус редуктора- Установите корпус бортового редуктора на подставку.
- Вставьте ведущую шестерню с подшипниками в верхнюю часть корпуса, закрепите крышкой (болты М10, момент 40–50 Н·м, ключ 17 мм).
- Установите ведомую шестерню в нижнюю часть корпуса, совместив зубья с ведущей шестернёй.
- Закрепите крышку с подшипником ведомой шестерни (болты М10, 40–50 Н·м).
- Важные моменты:
- Зубья шестерён должны входить в зацепление плавно — проверьте вращением.
- Используйте прокладки с герметиком между крышками и корпусом.
Шаг 4. Регулировка зазора шестерён- Измерьте зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерён (0,2–0,5 мм) с помощью индикатора или щупа.
- При необходимости добавьте или уберите регулировочные шайбы под подшипники ведущей шестерни.
- Затяните все болты крышек после регулировки (40–50 Н·м).
- Важные моменты:
- Слишком малый зазор (<0,2 мм) вызовет перегрев, большой (>0,5 мм) — шум.
- Проверьте зацепление, прокрутив вал вручную — сопротивление минимальное.
Шаг 5. Установка сальников- Установите сальник на выходной вал ведомой шестерни (со стороны фланца колеса), вбив его выгонкой.
- Установите сальник на входной вал ведущей шестерни (со стороны главной передачи).
- Смажьте сальники Литолом-24 перед установкой.
- Важные моменты:
- Вбивайте сальники ровно — перекос вызовет течь.
- Проверьте посадку — сальник должен сидеть плотно.
Шаг 6. Подсоединение к главной передаче ПВМ- Установите собранный бортовой редуктор на фланец главной передачи ПВМ.
- Совместите шлицы входного вала редуктора с выходным валом главной передачи.
- Закрепите редуктор болтами (обычно 6–8 шт., М12, момент 60–80 Н·м, ключ 19 мм).
- Важные моменты:
- Шлицы должны войти плавно — не применяйте силу.
- Используйте новую прокладку с герметиком между фланцами.
Шаг 7. Установка фланца колеса- Наденьте фланец колеса на выходной вал ведомой шестерни.
- Закрепите фланец гайкой (момент 80–100 Н·м, ключ 22 мм).
- Установите колесо, затяните болты (момент 100–120 Н·м).
- Важные моменты:
- Проверьте люфт фланца — он должен быть минимальным.
- Убедитесь, что колесо сидит ровно.
Шаг 8. Заливка масла и тестирование- Отверните заливную пробку на корпусе редуктора (ключ 17 мм).
- Залейте масло (около 1 литра, ТАп-15В) до нижнего края контрольного отверстия.
- Заведите трактор, включите ПВМ, проверьте работу редуктора на холостом ходу и под нагрузкой.
- Важные моменты:
- Сливайте старое масло перед заливкой через сливную пробку (снизу).
- Шум или течь указывают на ошибку сборки — разберите и проверьте.
Общие рекомендацииТочность: Соблюдайте зазоры (0,2–0,5 мм) и моменты затяжки — отклонения ведут к поломкам.
Проверка: Перед сборкой убедитесь, что детали не имеют дефектов (сколы, трещины).
Документы:
Сверяйтесь с Руководством по эксплуатации МТЗ-82, раздел «Передний ведущий мост».
Когда обращаться к специалистуЕсли вал имеет биение (>0,05 мм) или корпус треснул — требуется профессиональная дефектовка.