Ниже представлена пошаговая инструкция по ремонту переднего ведущего моста (ПВМ) и заднего моста трактора МТЗ-82 с двигателем Д-240/Д-243.
Передний мост МТЗ-82 — портального типа, ведущий, с дифференциалом и редукторами, задний мост — ведущий, с главной передачей и дифференциалом.
Ремонт переднего ведущего моста (ПВМ) МТЗ-821. ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА И РАБОЧЕГО МЕСТАОписание этапа: Подготовка трактора для доступа к ПВМ.
Последовательность действий:- Установите трактор на ровной площадке, включите стояночный тормоз, подложите упоры под задние колеса.
- Отключите аккумуляторные батареи (АКБ): снимите клеммы, начиная с «минуса», затем «плюса».
- Поддомкратьте переднюю часть трактора, установите подставки под передний брус полурамы.
- Снимите передние колеса (ключ 36 мм), предварительно ослабив гайки на земле.
- Очистите зону ПВМ (балка, редукторы, карданный вал) от грязи с помощью щетки и ветоши.
- Подготовьте рабочее место: разместите инструменты, съемники, емкость для масла (2–3 л).
Ориентация деталей: ПВМ расположен под передней частью трактора, балка — в проеме переднего бруса, карданный вал — от раздаточной коробки к редуктору ПВМ.
Важно не забыть:- Использовать подставки для безопасности при поддомкрачивании.
- Промаркировать клеммы АКБ для правильного подключения.
- Слить масло из ПВМ через сливную пробку (ключ 17 мм).
Что можно перепутать: - Перепутать клеммы АКБ, рискуя повредить электронику.
- Не слить масло, что приведет к разливу при разборке.
Сложность: 2/5 (требуются базовые навыки и домкрат).
Время: 40–60 минут.
2. ДЕМОНТАЖ ПВМОписание этапа: Снятие ПВМ для ремонта.
Последовательность действий:- Отсоедините карданный вал от фланца ПВМ (ключ 17 мм), промаркируйте фланец.
- Открутите болты крепления кожухов полуосей и редукторов (ключ 19 или 22 мм).
- Отсоедините телескопические шланги РВД (рукава высокого давления) от балки ПВМ, промаркируйте их.
- Открутите болты крепления ПВМ к переднему брусу полурамы (ключ 22 мм).
- Аккуратно извлеките ПВМ, используя кран-балку или таль, чтобы избежать повреждения деталей.
Ориентация деталей: ПВМ крепится к брусу полурамы, карданный вал — сверху, редукторы — по бокам балки.
Важно не забыть:- Промаркировать все соединения для правильной сборки.
- Использовать кран-балку для безопасного снятия ПВМ (вес около 100 кг).
Что можно перепутать: - Перепутать болты крепления (разные длины).
- Не отсоединить кардан, что повредит вал при снятии.
Сложность: 4/5 (требуется оборудование и осторожность).
Время: 60–90 минут.
3. РАЗБОРКА И ДИАГНОСТИКА ПВМОписание этапа: Разборка ПВМ, проверка деталей и выявление неисправностей.
Последовательность действий:- Снимите крышку корпуса ПВМ (ключ 17 мм), слейте остатки масла.
- Извлеките дифференциал и главную передачу, используя винтовой съемник для подшипников.
- Отсоедините бортовые редукторы, открутив болты крепления фланцев шкворневой трубы (ключ 19 мм).
- Проверьте состояние шестерен главной передачи, подшипников, сальников и манжет на износ, трещины или задиры.
- Осмотрите дифференциал на наличие люфта или повреждений сателлитов и крестовины.
- Проверьте телескопические соединения и шкворневые трубы на износ или заедание.
Ориентация деталей: Дифференциал — в центре балки, редукторы — по бокам, шестерни главной передачи — в корпусе ПВМ.
Важно не забыть:- Работать в чистых условиях, чтобы избежать загрязнения деталей.
- Проверять зазоры в зацеплении шестерен (0.1–0.3 мм) с помощью щупа.
На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная диагностика может привести к неверному ремонту.
Не уверен, как проверить шестерни или подшипники? По товарищески подскажем по телефону — звоните, +7 953 071 5243 — можно прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.
Что можно перепутать: - Пропустить износ подшипников или шестерен, что сократит срок службы.
- Не заметить трещины в корпусе, что приведет к утечке масла.
Сложность: 5/5 (требуется спец инструмент и опыт).
Время: 90–120 минут.
4. РЕМОНТ ПВМОписание этапа: Замена или восстановление поврежденных деталей ПВМ.
Последовательность действий:- Замените изношенные шестерни главной передачи, подшипники (конические) и манжеты.
- Очистите корпус и детали от грязи и старого масла с помощью дизельного топлива.
- Установите новые уплотнительные манжеты на фланец карданного вала, если замечены течи.
- Проверьте и замените пружины поджимного механизма муфты свободного хода, если ПВМ не включается автоматически.
- Заполните полость шкворневой трубы солидолом для предотвращения утечки масла в редукторы.
- Соберите дифференциал, отрегулировав зазоры подшипников (0.01–0.1 мм) с помощью регулировочных прокладок.
Ориентация деталей: Манжеты — на фланце кардана и редукторах, подшипники — в корпусе дифференциала, пружины — в муфте свободного хода.
Важно не забыть:- Использовать оригинальные запчасти для точного соответствия.
- Проверить пятно контакта шестерен после сборки.
Что можно перепутать: - Установить манжеты неправильно, что вызовет утечку масла.
- Перепутать регулировочные прокладки, что нарушит зацепление шестерен.
Сложность: 5/5 (требуется точность и спец инструмент).
Время: 90–120 минут.
5. СБОРКА И УСТАНОВКА ПВМОписание этапа: Сборка ПВМ и установка на трактор.
Последовательность действий:- Соберите ПВМ в обратном порядке, установив дифференциал, редукторы и крышку корпуса.
- Затяните болты крепления редукторов и корпуса (момент 80–100 Н·м, динамометрический ключ).
- Установите ПВМ на передний брус полурамы, затянув болты (ключ 22 мм).
- Подсоедините карданный вал и шланги РВД, следуя маркировке.
- Залейте трансмиссионное масло (М-10Г2, около 2 л) через заливную пробку до уровня.
- Установите колеса, затянув гайки (момент 200–250 Н·м).
Ориентация деталей: ПВМ устанавливается горизонтально, карданный вал — сверху, шланги РВД — сбоку.
Важно не забыть:- Проверить уровень масла после заливки.
- Убедиться в отсутствии люфта в соединениях.
Что можно перепутать: - Перепутать шланги РВД, что нарушит регулировку колеи.
- Недостаточно затянуть болты, что приведет к люфту.
Сложность: 4/5 (требуется точность).
Время: 60–90 минут.
Ремонт заднего моста МТЗ-821. ПОДГОТОВКА ТРАКТОРАОписание этапа: Подготовка для доступа к заднему мосту.
Последовательность действий:- Установите трактор на ровной площадке, зафиксируйте упорами.
- Отключите АКБ, начиная с «минуса».
- Поддомкратьте заднюю часть трактора, установите подставки под корпус.
- Снимите задние колеса (ключ 36 мм) и слейте масло из заднего моста (ключ 17 мм, емкость 10–15 л).
- Очистите корпус заднего моста от грязи.
Ориентация деталей: Задний мост — в задней части трактора, под кабиной, сливная пробка — внизу корпуса.
Важно не забыть:- Использовать подставки для безопасности.
- Подготовить емкость для масла.
Что можно перепутать: - Не слить масло, что приведет к разливу.
- Перепутать клеммы АКБ.
Сложность: 2/5 (требуются базовые навыки).
Время: 40–60 минут.
2. ДЕМОНТАЖ ЗАДНЕГО МОСТАОписание этапа: Снятие заднего моста или его компонентов.
Последовательность действий:- Снимите кабину (при необходимости) или верхнюю крышку заднего моста (ключ 19 мм).
- Отсоедините тяги навески, топливные баки и кронштейны (ключ 17, 19 мм).
- Открутите рукава полуосей (ключ 22 мм) и снимите их.
- Извлеките дифференциал, открутив болты крепления стаканов подшипников (ключ 17 мм).
- Снимите главную передачу и полуоси, используя винтовой съемник.
Ориентация деталей: Корпус заднего моста — чугунный, под кабиной, дифференциал — в центре, рукава полуосей — по бокам.
Важно не забыть:- Промаркировать болты и детали для правильной сборки.
- Использовать кран-балку для снятия тяжелых узлов.
Что можно перепутать: - Перепутать болты крепления (разные длины).
- Не отсоединить тяги, что повредит их.
Сложность: 4/5 (требуется оборудование).
Время: 90–120 минут.
3. РАЗБОРКА И ДИАГНОСТИКА ЗАДНЕГО МОСТАОписание этапа: Проверка состояния деталей заднего моста.
Последовательность действий:- Разберите дифференциал, сняв крышку (ключ 17 мм) и извлеките сателлиты, крестовину и шестерни.
- Проверьте шестерни главной передачи на износ зубьев (зазор не более 0.3 мм, измеряется щупом).
- Осмотрите подшипники, манжеты и полуоси на наличие трещин, задиров или люфта.
- Проверьте состояние блокировочного вала и муфты блокировки дифференциала.
- Измерьте боковой зазор зубьев с помощью люфтометра (допуск до 7°).
Ориентация деталей: Дифференциал — в центре корпуса, главная передача — спереди, полуоси — в рукавах.
Важно не забыть:- Проверить все детали на дефекты (заусенцы, острые кромки).
- Измерить зазоры точно, используя люфтометр или щуп.
Что можно перепутать: - Пропустить износ сателлитов, что вызовет шум.
- Не заметить дефекты корпуса, что приведет к течи.
Сложность: 5/5 (требуется опыт и инструменты).
Время: 90–120 минут.
4. РЕМОНТ ЗАДНЕГО МОСТАОписание этапа: Замена или восстановление деталей заднего моста.
Последовательность действий:- Замените изношенные шестерни главной передачи, подшипники и манжеты.
- Очистите корпус и детали от грязи и старого масла.
- Замените диафрагму и пружины муфты блокировки, если она не работает.
- Установите новые регулировочные прокладки для настройки зазоров подшипников (0.01–0.1 мм).
- Проверьте пятно контакта зубьев шестерен (должно быть в центре зуба).
Ориентация деталей: Шестерни — в корпусе дифференциала, манжеты — на полуосях, прокладки — под подшипниками.
Важно не забыть:- Использовать оригинальные запчасти.
- Смазать подшипники и шестерни перед сборкой (М-10Г2).
Что можно перепутать: - Неправильно установить прокладки, что нарушит зацепление.
- Пропустить дефекты крестовины дифференциала.
Сложность: 5/5 (требуется точность).
Время: 90–120 минут.
5. СБОРКА И УСТАНОВКА ЗАДНЕГО МОСТАОписание этапа: Сборка и установка заднего моста.
Последовательность действий:- Соберите дифференциал, установив сателлиты, крестовину и шестерни.
- Установите главную передачу, затянув болты (момент 80–100 Н·м).
- Установите рукава полуосей и подсоедините тяги навески.
- Закройте корпус крышкой заднего моста (ключ 19 мм).
- Залейте трансмиссионное масло (М-10Г2, 40 л) до уровня смотрового отверстия.
- Установите колеса и кабину (если снималась).
Ориентация деталей: Крышка — сверху корпуса, полуоси — в рукавах, заливная пробка — на КПП.
Важно не забыть:- Проверить зазоры после сборки.
- Затянуть все болты равномерно.
Что можно перепутать: - Перепутать полуоси, что нарушит работу моста.
- Недостаточно залить масло, что вызовет износ.
Сложность: 4/5 (требуется точность).
Время: 90–120 минут.
6. ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКАОписание этапа: Проверка работы мостов и регулировка.
Последовательность действий:- Подсоедините АКБ, начиная с «плюса».
- Запустите двигатель, проверьте включение ПВМ (рычаг в кабине) и блокировку дифференциала заднего моста (педаль или рукоятка).
- Проверьте отсутствие шумов, стуков или течи масла при движении.
- Отрегулируйте зазор в зацеплении шестерен ПВМ (0.1–0.3 мм) и заднего моста (до 0.3 мм) с помощью прокладок.
- Проверьте плавность поворотов и отсутствие заеданий колес.
Ориентация деталей: Рычаг ПВМ — в кабине, педаль блокировки — под правой ногой.
Важно не забыть:- Проверить уровень масла после работы.
- Убедиться в правильной работе блокировки дифференциала.
Что можно перепутать: - Неправильно отрегулировать зазоры, что вызовет шум или износ.
- Пропустить течь масла, что приведет к поломке.
Сложность: 3/5 (требуется внимательность).
Время: 30–40 минут.
Причины неисправностей мостовПричина | Передний мост | Задний мост |
Износ шестерен | Перегрузка, плохая смазка | Перегрузка, низкий уровень масла |
Износ подшипников | Длительная эксплуатация, грязь | Длительная эксплуатация, недостаток масла |
Утечка масла | Износ манжет, трещины корпуса | Износ манжет, повреждение прокладок |
Поломка дифференциала | Перегрузка, дефекты сателлитов | Износ крестовины, сателлитов |
Неправильная регулировка | Неправильные зазоры шестерен | Сбитые зазоры или блокировка |
Заедание механизмов | Загрязнение, износ пружин муфты | Износ диафрагмы блокировки |
Инструменты и материалы- Инструменты: Набор ключей (17, 19, 22, 36 мм), отвертки, домкрат, подставки, винтовой съемник, динамометрический ключ, люфтометр, щупы, кран-балка, щетка, ветошь, маркер, бирки.
- Материалы: Трансмиссионное масло (М-10Г2, 40 л для заднего моста, 2 л для ПВМ), манжеты, подшипники, шестерни, прокладки, смазка (солидол, Литол-24).
Последствия ошибок и пропуска операцийОшибка/Пропуск | Последствие | Ущерб (руб) | Срок наступления |
Неправильная регулировка зазоров | Шум, износ шестерен | 30,000–60,000 | 1–3 месяца |
Загрязнение деталей | Заедание, поломка подшипников | 20,000–50,000 | 1–2 недели |
Утечка масла | Износ шестерен и подшипников | 15,000–40,000 | 1–2 месяца |
Неправильная сборка дифференциала | Заедание колес, поломка моста | 50,000–100,000 | При запуске |
Перепутанные соединения | Нарушение работы ПВМ или блокировки | 10,000–30,000 | Немедленно |
Недостаточная смазка | Перегрев, поломка узлов | 30,000–70,000 | 1–3 месяца |
Итоговый ущерб: 155,000–350,000 руб (в зависимости от масштаба ошибок).
Общая сложность: 5/5 (требуется высокая квалификация, спец инструмент, кран-балка и стенд для регулировки).
Общее время: 8–12 часов (4–6 часов на ПВМ, 4–6 часов на задний мост).
Перечень вероятных запасных частей:- Шестерни главной передачи (ПВМ и задний мост) – 1–2 комплекта.
- Подшипники конические – 4–8 шт.
- Манжеты и сальники – 4–10 шт.
- Прокладки регулировочные – 10–20 шт.
- Диафрагма блокировки (задний мост) – 1 шт.
- Пружины муфты (ПВМ) – 2–4 шт.
Когда обращаться в сервис: Если нет кран-балки, динамометрического ключа, люфтометра, опыта работы с дифференциалами или чистого рабочего места, обратитесь в сервис. Звоните: +7 953 071 5243 — консультация за 2 минуты.
FAQ: Часто задаваемые вопросы- Как понять, что мосты неисправны?
- Признаки: шум или гул в корпусе, течи масла, заедание колес, пробуксовка ПВМ, плохая блокировка дифференциала.
- Можно ли ремонтировать мосты без спец инструмента?
- Частично (замена манжет, очистка), но для точной регулировки зазоров нужен люфтометр и съемники.
- Почему ПВМ не включается автоматически?
- Износ муфты свободного хода, слабые пружины или разрегулировка тяги. Проверьте и замените детали.
- Как часто обслуживать мосты?
- Проверяйте каждые 500–1000 моточасов, меняйте масло и проверяйте зазоры.
- Можно ли использовать неоригинальные запчасти?
- Не рекомендуется, так как точность шестерен и подшипников критична.
- Что делать, если после ремонта появился шум?
- Проверьте зазоры шестерен, уровень масла и правильность сборки.