ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Не работает стартер мтз 82

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Поиск и устранение причин поломки стартера МТЗ 82

Общее описание стартера на МТЗ-82

  • Тип стартера: Электрический, с редуктором (обычно 12 В, мощность 3,2–4 кВт).
  • Модель стартера: На МТЗ-82 чаще всего устанавливаются стартеры СТ-142 (12 В, 4 кВт) или аналоги (например, Bosch, Iskra).
  • Расположение: На двигателе, с правой стороны (если смотреть спереди), крепится к картеру маховика.
  • Принцип работы: При повороте ключа зажигания ток подаётся на втягивающее реле стартера, которое замыкает цепь и вводит шестерню бендикса в зацепление с венцом маховика, после чего стартер прокручивает двигатель.

Возможные причины неисправности стартера и их устранение

1. Проблемы с электропитанием

Разряженный или неисправный аккумулятор:
  • Симптомы: Стартер не крутит, не слышно щелчка втягивающего реле, приборы на панели тусклые или не работают.
  • Диагностика:
  • Проверьте напряжение на аккумуляторе мультиметром (должно быть 12,4–12,6 В в состоянии покоя).
  • Осмотрите клеммы аккумулятора на окисление или ослабление.
  • Решение:
  • Зарядите аккумулятор (зарядное устройство, ток 5–10 А, 6–8 часов).
  • Очистите клеммы от окислов (наждачной бумагой), подтяните соединения (ключ на 10 мм).
  • Если аккумулятор не держит заряд (напряжение падает ниже 10 В при нагрузке), замените его (аккумулятор 6СТ-90, около 5–7 тысяч рублей на 2025 год).
  • !Важно!: Убедитесь, что генератор заряжает аккумулятор (напряжение на клеммах при работающем двигателе должно быть 13,8–14,2 В).

Плохой контакт в цепи стартера:
  • Симптомы: Стартер не крутит, втягивающее реле не щёлкает, но аккумулятор заряжен.
  • Диагностика:
  • Проверьте провода от аккумулятора к стартеру (толстый плюсовой провод и провод массы).
  • Осмотрите клеммы на стартере (на втягивающем реле) на окисление или ослабление.
  • Проверьте проводку от замка зажигания к втягивающему реле (тонкий провод на реле).
  • Решение:
  • Очистите и подтяните все соединения (ключ на 13 мм для болтов на стартере).
  • Проверьте провод массы (идёт от аккумулятора к раме трактора), при необходимости замените или зачистите точку контакта.
  • Если проводка повреждена (обрывы, оплавления), замените провода.
  • !Важно!: Убедитесь, что предохранитель в цепи стартера (в блоке предохранителей под приборной панелью) не перегорел.

Неисправность замка зажигания:
  • Симптомы: При повороте ключа ничего не происходит, стартер не реагирует.
  • Диагностика:
  • Проверьте, подаётся ли напряжение на втягивающее реле при повороте ключа (мультиметром на тонком проводе реле, должно быть 12 В).
  • Решение:
  • Если напряжение не подаётся, проверьте замок зажигания (находится на приборной панели).
  • Разберите замок (снимите кожух панели, 2–3 винта), осмотрите контакты на окисление или износ.
  • Очистите контакты или замените замок (новый замок стоит около 500–1000 рублей).
  • !Важно!: Временно можно замкнуть провода напрямую (для проверки), но не оставляйте так на постоянной основе.

2. Неисправность втягивающего реле стартера

Втягивающее реле не срабатывает:
  • Симптомы: При повороте ключа слышен слабый щелчок или ничего не происходит, стартер не крутит.
  • Диагностика:
  • Проверьте, подаётся ли напряжение на втягивающее реле (тонкий провод, 12 В при повороте ключа).
  • Замкните отвёрткой два больших контакта на втягивающем реле (осторожно, искры возможны). Если стартер закрутился, реле неисправно.
  • Решение:
  • Снимите втягивающее реле: отсоедините провода (ключ на 13 мм), открутите болты крепления (2–3 болта, ключ на 10 мм).
  • Разберите реле, осмотрите контакты на подгорание, катушку на обрыв (мультиметром, сопротивление катушки должно быть 3–5 Ом).
  • Очистите контакты (наждачной бумагой) или замените реле (новое втягивающее реле стоит около 1000–1500 рублей).
  • !Важно!: Убедитесь, что сердечник реле движется свободно (не заедает).

Втягивающее реле щёлкает, но стартер не крутит:
  • Причина: Подгоревшие контакты в реле, не хватает тока для стартера.
  • Решение:
  • Разберите реле, очистите контактные пластины.
  • Если пластины сильно изношены, замените реле.
  • Проверьте состояние щёток и коллектора стартера (см. ниже).

3. Неисправность самого стартера

Износ щёток или коллектора:
  • Симптомы: Стартер не крутит или крутит медленно, слышен скрежет.
  • Диагностика:
  • Снимите стартер: отсоедините провода (ключ на 13 мм), открутите болты крепления (3 болта, ключ на 17 мм).
  • Разберите стартер: снимите заднюю крышку (2–4 винта), извлеките щёткодержатель.
  • Осмотрите щётки (длина должна быть не менее 8–10 мм) и коллектор (на подгорание, царапины).
  • Решение:
  • Замените щётки, если они изношены (комплект щёток стоит около 300–500 рублей).
  • Очистите коллектор наждачной бумагой (мелкозернистой), при сильном износе проточите его на токарном станке.
  • !Важно!: Проверьте состояние щёткодержателя (изоляция не должна быть повреждена).

Обрыв или замыкание обмоток стартера:
  • Симптомы: Стартер не крутит, слышен запах горелой изоляции, возможны искры.
  • Диагностика:
  • Проверьте сопротивление обмоток статора и ротора мультиметром (сопротивление обмоток должно быть 0,5–2 Ом, отсутствие сопротивления — обрыв, низкое сопротивление — замыкание).
  • Решение:
  • Если обмотки повреждены, стартер лучше заменить (новый СТ-142 стоит около 5–7 тысяч рублей).
  • Перемотка обмоток возможна, но экономически нецелесообразна.
  • !Важно!: Проверьте, не попала ли грязь или влага в стартер (это частая причина замыкания).

Неисправность бендикса:
  • Симптомы: Стартер крутит, но двигатель не прокручивается, слышен скрежет.
  • Диагностика:
  • Разберите стартер, осмотрите бендикс (шестерня на валу стартера).
  • Проверьте, свободно ли перемещается бендикс по валу, и целы ли зубья шестерни.
  • Решение:
  • Замените бендикс, если зубья изношены или он заедает.
  • Проверьте состояние венца маховика (снимите стартер и осмотрите зубья через отверстие). Если венец изношен, замените его (требуется снятие КПП).
  • !Важно!: Старайтесь не запускать двигатель с изношенным бендиксом, чтобы не повредить маховик.

4. Механические проблемы

Заклинивание двигателя:
  • Симптомы: Стартер не крутит, даже если напрямую замкнуть контакты на втягивающем реле.
  • Диагностика:
  • Попробуйте провернуть двигатель вручную (ключ на 36 мм, за болт шкива коленвала, по часовой стрелке).
  • Если двигатель не проворачивается, он заклинен.
  • Решение:
  • Проверьте, не попала ли вода в цилиндры (гидроудар). Снимите форсунки и прокрутите двигатель вручную, чтобы выгнать воду.
  • Осмотрите шатунно-поршневую группу (требуется разборка двигателя).
  • Если двигатель заклинен из-за перегрева (задиры на вкладышах), потребуется капитальный ремонт.
  • !Важно!: Не пытайтесь запустить двигатель стартером, если он заклинен — это может повредить стартер.

Износ втулок стартера:
  • Симптомы: Стартер крутит медленно, слышен гул или скрежет.
  • Диагностика: Проверьте люфт вала стартера после разборки (должен быть минимальным).
  • Решение: Замените втулки (находятся в корпусе стартера, передняя и задняя). Новые втулки стоят около 200–300 рублей.

5. Другие возможные причины

Проблемы с маслом в двигателе:
  • Симптомы: Стартер крутит медленно, особенно в холодную погоду.
  • Причина: Слишком густое масло, не подходящее для низких температур.
  • Решение: Замените масло на рекомендованное (например, 10W-30 для зимы), прогрейте двигатель перед запуском.

Неисправность реле стартера (если есть):
  • Симптомы: Стартер не крутит, реле не щёлкает.
  • Диагностика: Проверьте реле (находится в блоке реле под приборной панелью).
  • Решение: Замените реле (стоимость около 300–500 рублей).

Пошаговая диагностика
  1. Проверьте аккумулятор (напряжение 12,4–12,6 В, клеммы чистые).
  2. Убедитесь, что есть контакт в цепи (провода, масса, замок зажигания).
  3. Проверьте втягивающее реле (щелчок, напряжение 12 В).
  4. Осмотрите стартер: щётки, коллектор, обмотки, бендикс.
  5. Убедитесь, что двигатель не заклинен (проверните вручную).
  6. Проверьте состояние венца маховика.

Нюансы для МТЗ-82

Особенности конструкции:
  • Стартер на МТЗ-82 (СТ-142) надёжен, но чувствителен к плохому контакту и низкому напряжению.
  • Аккумулятор на МТЗ-82 часто разряжается из-за слабого генератора (Г-460), особенно если трактор долго работает на холостом ходу.
  • Доступ к стартеру затруднён из-за расположения (с правой стороны двигателя), поэтому для снятия может потребоваться снять часть навесного оборудования.
Частые проблемы:
  • Окисление клемм аккумулятора из-за эксплуатации во влажной среде.
  • Износ бендикса из-за частых попыток запуска с изношенным венцом маховика.
  • Подгорание контактов втягивающего реле из-за слабого аккумулятора.

Дополнительные рекомендации

Регулярное обслуживание:
  • Проверяйте заряд аккумулятора каждые 3 месяца.
  • Очищайте клеммы и провода от окислов каждые 500 моточасов.
  • Смазывайте бендикс (литолом) при разборке стартера.
Использование оригинальных запчастей:
  • При замене стартера, реле или бендикса используйте оригинальные запчасти МТЗ или проверенные аналоги (Bosch, Iskra).
  • Не устанавливайте стартеры с меньшей мощностью (менее 3,2 кВт), так как они не справятся с нагрузкой.
Ссылки на руководства:
  • Руководство по эксплуатации МТЗ-82 (раздел "Электрооборудование").
  • Техническая документация Минского тракторного завода (МТЗ) для модели 82.

Описание расположения элементов
  • Стартер: На двигателе, с правой стороны, крепится к картеру маховика (3 болта).
  • Аккумулятор: В моторном отсеке, с правой стороны (обычно 6СТ-90).
  • Втягивающее реле: На корпусе стартера, сверху (2 больших контакта, 1 тонкий провод).
  • Замок зажигания: На приборной панели, в кабине.
  • Провод массы: От аккумулятора к раме трактора (с правой стороны).
  • Блок предохранителей: Под приборной панелью, в кабине.

Заключение
Если стартер на МТЗ-82 не работает, начните с проверки аккумулятора и электрических соединений. Чаще всего проблема связана с разряженным аккумулятором, плохим контактом или неисправностью втягивающего реле. Если стартер крутит, но двигатель не запускается, проверьте бендикс и венец маховика. После устранения неисправности проверьте запуск двигателя и работу генератора. Если ремонт стартера вызывает сложности (например, требуется перемотка обмоток), лучше заменить его или обратиться в наш сервис.
Получить персональную консультацию эксперта 15 мин
После оплаты эксперт наберт Вас в ближайшее свободное время, по номеру привязанному к оплате.

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Свяжитесь с нами
Если у вас возникли вопросы или вам нужна дополнительная помощь, пожалуйста, свяжитесь с нами.
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda