ДЛЯ МЕХАНИКОВ СТО
Предназначение ремонтируемой деталиГоловка блока цилиндров (ГБЦ) двигателя Д-240/Д-243, установленного на тракторе МТЗ-82, предназначена для герметичного закрытия верхней части блока цилиндров, обеспечения работы клапанного механизма, подачи воздуха и отвода отработанных газов через впускные и выпускные коллекторы. ГБЦ также участвует в системе охлаждения двигателя, обеспечивая циркуляцию охлаждающей жидкости через каналы.
Требования безопасности- Установите трактор на ровной горизонтальной поверхности, заблокируйте колеса противооткатными упорами.
- Выключите двигатель и снимите ключ из замка зажигания, дайте двигателю остыть (температура не выше 40°C).
- Отключите аккумулятор, сняв клеммы (начиная с «минуса»), чтобы исключить случайный запуск.
- Используйте защитные перчатки и очки для защиты от горячих поверхностей, пыли и возможных брызг жидкостей.
- Слейте охлаждающую жидкость в подготовленную емкость перед началом работ.
- Работайте в хорошо проветриваемом помещении или на открытой площадке, чтобы избежать вдыхания паров топлива или выхлопных газов.
Порядок действий для каждого этапа снятияЭтап 1. Подготовка
- Убедитесь, что трактор установлен на ровной поверхности, двигатель остыл, а аккумулятор отключен.
- Слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока двигателя, открыв сливные краны (расположены в нижней части радиатора и на блоке цилиндров).
- Очистите зону вокруг ГБЦ от грязи и пыли с помощью ветоши или сжатого воздуха.
- Подготовьте маркировочные метки для шлангов, проводов и деталей, чтобы облегчить обратную сборку.
Важный момент: Не допускайте попадания грязи в открытые каналы системы охлаждения или топливной системы.
Этап 2. Демонтаж навесного оборудования
- Снимите воздушный фильтр: ослабьте хомуты и отсоедините патрубки, затем открутите крепежные болты (ключ 13 мм).
- Отсоедините топливные шланги от форсунок, предварительно перекрыв подачу топлива и подставив емкость для сбора остатков.
- Открутите выпускной коллектор (ключ 17 мм), снимите его вместе с прокладкой.
- Снимите впускной коллектор, отсоединив патрубки и открутив крепеж (ключ 13 мм).
- Отсоедините шланги системы охлаждения, идущие к ГБЦ, ослабив хомуты.
Важный момент: Закройте открытые топливные и охлаждающие магистрали заглушками или чистой ветошью, чтобы избежать загрязнения.
Этап 3. Снятие клапанной крышки и коромысел
- Открутите гайки крепления клапанной крышки (ключ 13 мм) и снимите крышку вместе с прокладкой.
- Ослабьте гайки крепления осей коромысел (ключ 17 мм) и снимите коромысла вместе с осями, сохраняя порядок для обратной сборки.
- Выньте штанги толкателей, промаркируйте их по цилиндрам.
Важный момент: Не перепутайте местами штанги и коромысла, это может нарушить работу клапанов после сборки.
Этап 4. Снятие ГБЦ
- Открутите болты крепления ГБЦ в обратной последовательности затяжки (см. схему в руководстве по двигателю Д-240/243). Используйте ключ 19 мм и динамометрический ключ для контроля усилия.
- Аккуратно снимите ГБЦ с блока цилиндров, избегая повреждения прокладки и привалочных поверхностей.
- Очистите снятую ГБЦ и верхнюю часть блока от остатков прокладки и нагара с помощью скребка и растворителя (например, керосина).
Важный момент: Проверьте состояние болтов ГБЦ — при наличии вытяжки или повреждения резьбы замените их на новые.
Возможные поломки и способы их решения
Поломка | Причина | Способ решения |
Пробой прокладки ГБЦ | Перегрев двигателя, износ прокладки | Заменить прокладку, проверить плоскостность ГБЦ и блока (допуск 0,05 мм) |
Трещины в ГБЦ | Перегрев, механическое напряжение | Заменить ГБЦ, проверить систему охлаждения на наличие засоров |
Износ седел или клапанов | Длительная эксплуатация | Притереть или заменить клапаны, обработать седла на станке |
Утечка охлаждающей жидкости в цилиндры | Повреждение прокладки или ГБЦ | Заменить прокладку, проверить ГБЦ на трещины (опрессовка) |
Закоксовывание каналов ГБЦ | Некачественное топливо, перегрев | Промыть каналы, заменить масло и проверить термостат |
Инструменты, необходимые для ремонтаИнструмент | Назначение |
Гаечный ключ 13 мм | Для снятия клапанной крышки, коллекторов |
Гаечный ключ 17 мм | Для коромысел и выпускного коллектора |
Гаечный ключ 19 мм | Для болтов ГБЦ |
Динамометрический ключ | Для точной затяжки болтов ГБЦ |
Отвертка плоская | Для снятия хомутов |
Скребок | Для очистки привалочных поверхностей |
Емкость для жидкости | Для слива охлаждающей жидкости |
Ветошь, растворитель | Для очистки деталей |
Моменты затяжек и регулировокЭлемент | Момент затяжки (Н·м) | Параметры регулировки |
Болты ГБЦ | 190–210 (в 2 этапа) | Затяжка по схеме крест-накрест |
Гайки осей коромысел | 40–50 | Плавный ход клапанов без заедания |
Гайки клапанной крышки | 10–15 | Равномерное прилегание прокладки |
Применимость инструкцииИнструкция подходит для тракторов МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-80 с двигателями Д-240 и Д-243 (стандартные модели). Применима к машинам, выпущенным до и после 2020 года, так как конструкция ГБЦ и блока цилиндров в этих двигателях осталась неизменной.
Часто задаваемые вопросы и ответыПочему из-под ГБЦ течет масло? - Вероятен пробой прокладки или ослабление болтов. Проверьте затяжку (190–210 Н·м) и замените прокладку при необходимости.
Можно ли снять ГБЦ без слива охлаждающей жидкости? - Нет, это приведет к вытеканию жидкости в цилиндры и загрязнению системы. Всегда сливайте жидкость перед снятием.
- Как проверить ГБЦ на трещины?
- Проведите опрессовку в мастерской (давление 4–6 атм) или визуально осмотрите с использованием керосина (течь через трещины).
Что делать, если болты ГБЦ вытянулись? - Замените их на новые, так как повторное использование ослабляет крепление и может привести к утечке.