Ремонт коробки передач (КПП) МТЗ-80КПП МТЗ-80 — механическая, 9-ступенчатая (9+1), с понижающим редуктором. Основные неисправности: шум при работе, затрудненное переключение, течь масла. Рассмотрим полную диагностику и ремонт.
Симптом | Возможная причина | Решение |
Шум/гудение | Износ подшипников, шестерен | Замена |
Тяжело включаются передачи | Износ синхронизаторов, вилок переключения | Регулировка или замена |
Самопроизвольное выключение | Износ муфт, фиксаторов | Замена поврежденных деталей |
Течь масла | Износ сальников, прокладок | Замена уплотнений |
Вибрация | Люфт валов, несбалансированность | Проверка и замена изношенных деталей |
2. Инструменты для ремонта- Набор гаечных ключей (10-32 мм)
- Съемник подшипников
- Монтажная лопатка
- Молоток, зубило
- Динамометрический ключ
- Набор щупов для замеров зазоров
- Герметик (Loctite 574 или аналогичный)
3. Снятие и разборка КПП- Подготовка:
- Слить масло (открутить пробку в нижней части КПП)
- Отсоединить карданные валы
- Снять рычаг переключения передач
- Демонтаж:
- Открутить крепления КПП к двигателю и раме
- Поднять коробку передач (используйте подъемник или лебедку)
- Разборка:
- Снять крышку КПП
- Извлечь первичный и вторичный валы
- Проверить состояние шестерен и синхронизаторов
4. Диагностика и ремонт🔹 Шестерни и синхронизаторы- Проверить зубья на сколы и износ
- Заменить шестерни с выработкой более 0.3 мм
- Проверить работу синхронизаторов (должны включаться плавно)
🔹 Подшипники- Проверить на люфт и шум:
- №306 (первичный вал)
- №309 (вторичный вал)
- №307 (промежуточный вал)
- Заменить при наличии люфта или повреждений
🔹 Вилки переключения- Проверить на износ
- Заменить при выработке более 1 мм
🔹 Уплотнения- Заменить сальники:
- Первичного вала (35×55×10)
- Вторичного вала (40×62×12)
- Рычага переключения
5. Сборка и регулировка- Установить новые подшипники (запрессовать с помощью оправки)
- Собрать валы с шестернями
- Отрегулировать зазоры:
- Осевой люфт валов не более 0.1 мм
- Зазор между шестернями 0.2-0.4 мм
- Установить новые прокладки и сальники
- Затянуть болты с рекомендуемым моментом:
- Крышка КПП: 45-50 Н·м
- Картер сцепления: 60-65 Н·м
6. Заправка и проверка- Заполнить КПП маслом (ТАД-17 или ТМ-5-18, ~14 литров)
- Проверить работу:
- Все передачи должны включаться плавно
- Отсутствие посторонних шумов
- Нет течи масла
7. Профилактика✅ Меняйте масло каждые
1000 моточасов✅ Проверяйте уровень масла перед началом работы
✅ Избегайте резких переключений под нагрузкой
Если после ремонта остаются проблемы — проверьте
сцепление и карданные валы.