ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Буксует вал отбора мощности мтз

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Причины и устранение пробуксовки вала отбора мощности (ВОМ) на тракторе МТЗ-80/82

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 5 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

эту работу лучше доверит нашему сервису, но если решитесь сами - вот инструкция.
Пробуксовка вала отбора мощности (ВОМ) на тракторе МТЗ-80/82 (двигатель Д-240) проявляется в том, что ВОМ не передаёт полную мощность на навесное оборудование (например, косилку, пресс-подборщик), работает с рывками, не вращается под нагрузкой или издаёт шумы.

Это указывает на проблемы в муфте сцепления ВОМ, приводе, редукторе или других узлах.

Возможные причины пробуксовки ВОМ

Причина

Описание

Износ или неправильная регулировка муфты сцепления ВОМ

Фрикционные диски изношены, или зазор в муфте не соответствует норме, что снижает передачу крутящего момента.

Недостаточное давление масла в гидросистеме ВОМ

Износ гидронасоса, засорение фильтров или утечки масла снижают давление в муфте ВОМ.

Износ шлицев вала или муфты

Шлицевые соединения изношены, что вызывает проскальзывание.

Неисправность ленточных тормозов ВОМ

Тормозные ленты изношены или неправильно отрегулированы, что мешает включению муфты.

Поломка редуктора ВОМ

Износ шестерён, подшипников или валов в редукторе снижает передачу мощности.

Неправильная регулировка рычага управления ВОМ

Неполное включение муфты из-за люфта или неправильной настройки рычага.


1. ПОДГОТОВКА К ДИАГНОСТИКЕ
Операция:
  • Установите трактор на ровной площадке, зафиксируйте стояночным тормозом и подложите упоры под колёса.
  • Отключите аккумулятор, сняв клеммы, для безопасности при работе с трансмиссией.
  • Убедитесь, что двигатель выключен и остыл.
  • Отсоедините навесное оборудование от ВОМ, чтобы исключить его влияние.
  • Очистите зону корпуса ВОМ, гидросистемы и рычага управления от грязи с помощью ветоши и керосина/растворителя.
  • Подготовьте руководство по эксплуатации МТЗ-80/82 с указанием норм регулировки ВОМ (или используйте значения ниже).
Сложности:
  • Грязь может попасть в гидросистему или редуктор при разборке.
  • Отсутствие руководства затруднит регулировку или диагностику.
  • Ограниченный доступ к узлам ВОМ под кабиной.
Важные моменты:
  • Проверьте наличие ремкомплектов (диски муфты, ленты, уплотнения) и инструментов.
  • Сделайте фото узлов для облегчения сборки.
  • Убедитесь, что ВОМ отключён (рычаг в нейтрали).
  • Запишите симптомы (например, «ВОМ буксует под нагрузкой» или «шум при включении»).
Возможные ошибки:
  • Пропуск очистки, что загрязнит гидросистему.
  • Работа с подключенным аккумулятором, что может вызвать искры.
  • Игнорирование симптомов, что затянет диагностику.
Сложность: 2/5 (может быть выполнено в хозяйстве с минимальным опытом).
Время: 20–30 минут.

2. ПРОВЕРКА РЫЧАГА УПРАВЛЕНИЯ ВОМ
Операция:
  • Проверьте свободный ход рычага управления ВОМ (находится в кабине, справа от сиденья). Норма: отсутствие люфта, чёткое включение в положения «вкл»/«выкл».
  • Осмотрите тягу рычага под кабиной на наличие люфта, износа или заедания.
  • Смажьте шарниры тяги литолом через пресс-маслёнки (если есть).
  • Отрегулируйте длину тяги:
  • Ослабьте контргайку на тяге (ключ 12–14 мм).
  • Вращайте регулировочный болт, чтобы рычаг полностью включал муфту (проверяйте вращением хвостовика ВОМ вручную).
  • Затяните контргайку (15–20 Нм).
  • Проверьте включение ВОМ: запустите двигатель, включите ВОМ на холостых оборотах (700–800 об/мин) и убедитесь, что вал вращается без рывков.
Сложности:
  • Ограниченный доступ к тяге под кабиной.
  • Закисшая тяга может потребовать проникающей смазки (WD-40).
  • Трудно оценить включение без нагрузки.
Важные моменты:
  • Убедитесь, что рычаг фиксируется в положении «вкл».
  • Проверьте отсутствие заеданий в шарнирах после смазки.
  • Если тяга изношена, замените втулки или палец.
Возможные ошибки:
  • Неправильная регулировка, что оставит муфту частично включённой.
  • Пропуск смазки, что вызовет заедание.
  • Игнорирование износа тяги, что приведёт к её поломке.
Сложность: 3/5 (требуется аккуратность).
Время: 20–30 минут.

3. ПРОВЕРКА ГИДРОСИСТЕМЫ ВОМ
Операция:
  • Проверьте уровень масла в гидробаке (МГЕ-46В, до отметки «П»).
  • Осмотрите гидравлические шланги и штуцера ВОМ на утечки.
  • Замените гидравлический фильтр (ФГ-25), если он засорён (ключ 19–22 мм).
  • Измерьте давление в гидросистеме ВОМ:
  • Подсоедините манометр к контрольному штуцеру (на распределителе ВОМ).
  • Запустите двигатель на 1500–1800 об/мин.
  • Норма: 10–12 МПа при включённом ВОМ.
  • Если давление низкое, проверьте гидронасос (НШ-32):
  • Снимите насос (болты 14–17 мм) и осмотрите на износ шестерён.
  • Замените насос, если давление <8 МПа.
  • Прокачайте гидросистему, включив/выключив ВОМ 5–7 раз.
Сложности:
  • Проверка давления требует манометра.
  • Снятие насоса затруднено из-за тесного пространства.
  • Утечки могут быть незаметны без нагрузки.
Важные моменты:
  • Используйте манометр с диапазоном до 20 МПа.
  • Проверьте герметичность шлангов после замены фильтра.
  • Если масло грязное, замените его (10–15 литров МГЕ-46В).
  • Прокачайте систему для удаления воздуха.
Возможные ошибки:
  • Пропуск проверки давления, что скроет износ насоса.
  • Использование старого фильтра, что ограничит поток масла.
  • Непрокачка системы, что оставит воздух.
Сложность: 4/5 (требуется манометр и опыт).
Время: 60–90 минут.

4. ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ ВОМ
Операция:
  • Слейте масло из корпуса КПП/ВОМ через сливную пробку (ключ 17–19 мм, объём ~12–15 литров).
  • Снимите крышку ВОМ (на задней части корпуса КПП, болты 12–14 мм).
  • Проверьте состояние фрикционных дисков муфты ВОМ (норма: толщина накладок >2 мм, отсутствие трещин).
  • Измерьте зазор между выжимным подшипником и рычагами муфты (норма: 2,5–3,5 мм, используйте щуп).
  • Если зазор не соответствует, отрегулируйте:
  • Ослабьте контргайку регулировочного болта на рычаге муфты (ключ 12–14 мм).
  • Вращайте болт для установки зазора 2,5–3,5 мм.
  • Затяните контргайку (15–20 Нм).
  • Если диски изношены, замените их:
  • Разберите муфту, сняв стопорные кольца и рычаги.
  • Установите новые диски (комплект 85-1601130).
  • Соберите муфту, обеспечив зазор 2,5–3,5 мм.
  • Установите крышку ВОМ с новой прокладкой (затяжка 20–30 Нм).
Сложности:
  • Ограниченный доступ к муфте через крышку ВОМ.
  • Разборка муфты требует аккуратности, чтобы не повредить рычаги.
  • Износ дисков может сопровождаться поломкой пружин или подшипника.
Важные моменты:
  • Проверьте состояние выжимного подшипника (без люфта, шума).
  • Используйте оригинальные диски для МТЗ-80/82.
  • Смажьте шлицы вала литолом перед сборкой.
  • Проверьте пружины муфты на упругость.
Возможные ошибки:
  • Неправильный зазор, что вызовет пробуксовку или неполное включение.
  • Установка изношенных дисков, что продолжит проблему.
  • Повреждение рычагов при разборке, что потребует их замены.
Сложность: 5/5 (требуется опыт и аккуратность).
Время: 90–120 минут.

5. ПРОВЕРКА ЛЕНТОЧНЫХ ТОРМОЗОВ ВОМ
Операция:
  • Через смотровое окно корпуса ВОМ (или после снятия крышки) осмотрите ленточные тормоза (2 шт., останавливают барабан муфты).
  • Проверьте износ лент (норма: толщина фрикционного слоя >1 мм, отсутствие трещин).
  • Отрегулируйте натяжение лент:
  • Ослабьте контргайку регулировочного болта (ключ 12–14 мм).
  • Вращайте болт, чтобы лента плотно прилегала к барабану, но не тормозила ВОМ в выключенном состоянии.
  • Затяните контргайку (15–20 Нм).
  • Если ленты изношены, замените их:
  • Снимите старую ленту, открутив крепления.
  • Установите новую ленту (85-4202100).
  • Отрегулируйте натяжение.
  • Проверьте барабан на задиры (шлифуйте наждачкой 400–600, если необходимо).
Сложности:
  • Ограниченный доступ к лентам через смотровое окно.
  • Регулировка натяжения требует точности, чтобы избежать торможения ВОМ.
  • Износ барабана может потребовать его замены.
Важные моменты:
  • Проверьте ленты на обеих сторонах муфты (ведущий/ведомый вал).
  • Убедитесь, что ленты не касаются барабана в выключенном состоянии.
  • Смажьте регулировочные болты литолом.
Возможные ошибки:
  • Чрезмерное натяжение лент, что затормозит ВОМ.
  • Установка изношенных лент, что продолжит пробуксовку.
  • Пропуск проверки барабана, что снизит эффективность тормозов.
Сложность: 4/5 (требуется опыт).
Время: 40–60 минут.

6. ПРОВЕРКА ШЛИЦЕВ И РЕДУКТОРА ВОМ
Операция:
  • Снимите хвостовик ВОМ (болты 12–14 мм) и осмотрите шлицы на износ (допуск <0,1 мм, измерьте микрометром).
  • Проверьте шлицы на валу муфты и редукторе (доступ через крышку ВОМ).
  • Если шлицы изношены, замените вал или муфту:
  • Разберите редуктор ВОМ, сняв крышку и стопорные кольца.
  • Замените изношенный вал (85-1601120) или муфту.
  • Осмотрите подшипники и шестерни редуктора на люфт или задиры. Замените подшипники (например, 208 или 308), если есть шум или люфт.
  • Соберите редуктор, смазав шлицы и подшипники литолом.
Сложности:
  • Разборка редуктора требует съёмников и пресса.
  • Износ шестерён может быть незаметен без разборки.
  • Ограниченный доступ к внутренним узлам.
Важные моменты:
  • Проверьте люфт в подшипниках (допуск <0,05 мм).
  • Используйте оригинальные запчасти для МТЗ-80/82.
  • Смажьте все шлицы перед сборкой.
Возможные ошибки:
  • Пропуск проверки подшипников, что оставит шум или люфт.
  • Неправильная сборка, что вызовет смещение вала.
  • Игнорирование износа шлицев, что продолжит пробуксовку.
Сложность: 5/5 (требуется опыт и оборудование).
Время: 90–120 минут.

7. ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОВЕРКА
Операция:
  • Залейте масло в корпус КПП/ВОМ (ТАД-17, до контрольной пробки, ~12–15 литров).
  • Подсоедините аккумулятор и запустите двигатель на холостых оборотах.
  • Включите ВОМ и проверьте вращение хвостовика (540 или 1000 об/мин, в зависимости от режима).
  • Подсоедините лёгкое навесное оборудование (например, кардан без нагрузки) и проверьте работу ВОМ.
  • Проведите тестовую работу с нагрузкой (например, с косилкой), убедившись, что ВОМ не буксует.
  • Осмотрите корпус ВОМ на утечки масла и проверьте шумы.
Сложности:
  • Пробуксовка может проявляться только под нагрузкой.
  • Утечки масла могут быть незаметны на холостом ходу.
  • Требуется опыт для оценки работы ВОМ.
Важные моменты:
  • Проверяйте ВОМ в обоих режимах (540/1000 об/мин).
  • Убедитесь, что рычаг ВОМ включается чётко.
  • Осмотрите все соединения после теста.
  • При пробуксовке или шуме повторите диагностику.
Возможные ошибки:
  • Пропуск проверки под нагрузкой, что скроет проблему.
  • Недостаточная заливка масла, что приведёт к износу.
  • Игнорирование шумов, что указывает на редуктор.
Сложность: 4/5 (требуется опыт).
Время: 30–50 минут.

Инструменты и материалы
  • Инструменты: гаечные ключи (10, 12, 14, 17, 19, 22 мм), динамометрический ключ, манометр (до 20 МПа), щуп (2,5–3,5 мм), съёмник для подшипников, пресс, микрометр, отвертки, ветошь, керосин/растворитель, ёмкость для слива масла (15–20 литров), фонарик, пресс-маслёнка.
  • Материалы: масло ТАД-17 (12–15 литров), гидравлическое масло (МГЕ-46В, 10–15 литров), фильтр гидравлический (ФГ-25), фрикционные диски ВОМ (85-1601130), ленточные тормоза (85-4202100), подшипники (208, 308), прокладка крышки ВОМ, литол-24, уплотнительные шайбы, WD-40.

Последствия неправильного выполнения операций

Операция

Последствие

Ущерб (руб)

Срок наступления

Неправильная регулировка муфты

Пробуксовка, износ дисков

5,000–10,000

Немедленно

Пропуск проверки давления

Износ муфты, поломка насоса

10,000–20,000

1–2 недели

Установка изношенных лент

Неполное включение, пробуксовка

3,000–7,000

1–2 недели

Игнорирование износа шлицев

Поломка вала, остановка ВОМ

10,000–20,000

1–2 месяца

Неправильная сборка редуктора

Шум, заклинивание ВОМ

20,000–40,000

Немедленно

Итого ущерб: 48,000–97,000 руб.

Общая сложность и время
  • Общая сложность: 5/5 (требуется высокий уровень опыта, манометр, съёмники, пресс).
  • Общее время: 350–470 минут (5,8–7,8 часов).

Перечень вероятных запасных частей
  • Фрикционные диски ВОМ (85-1601130) — 1 комплект.
  • Ленточные тормоза (85-4202100) — 2 шт.
  • Гидравлический фильтр (ФГ-25) — 1 шт.
  • Гидронасос (НШ-32) — 1 шт. (при необходимости).
  • Подшипники (208, 308) — 2–4 шт.
  • Вал ВОМ (85-1601120) — 1 шт. (при износе).
  • Прокладка крышки ВОМ — 1 шт.
  • Масло ТАД-17 — 12–15 литров.
  • Масло МГЕ-46В — 10–15 литров.

Когда обращаться в сервис
  • Если отсутствует опыт работы с муфтой или редуктором ВОМ.
  • При отсутствии манометра, съёмников или пресса.
  • Если обнаружен износ шестерён или валов редуктора (требуется стенд).
  • При затруднениях с регулировкой лент или муфты.
  • Если пробуксовка сохраняется после замены дисков или регулировки.

FAQ: Часто задаваемые вопросы
  • Как понять, что ВОМ буксует?
  • Симптомы: ВОМ не тянет оборудование, работает рывками, не вращается под нагрузкой, слышен шум.
  • Можно ли работать с буксующим ВОМ?
  • Не рекомендуется, так как это изнашивает муфту, редуктор и гидросистему.
  • Почему ВОМ буксует только под нагрузкой?
  • Это указывает на износ дисков муфты, низкое давление масла или слабое натяжение лент.
  • Как проверить давление в гидросистеме ВОМ?
  • Подсоедините манометр к штуцеру распределителя, включите ВОМ на 1500–1800 об/мин (норма: 10–12 МПа).
  • Что делать, если диски муфты изношены?
  • Замените диски (85-1601130) и отрегулируйте зазор муфты (2,5–3,5 мм).
  • Как избежать проблем с ВОМ в будущем?
  • Меняйте масло и фильтры каждые 500 моточасов, проверяйте регулировку рычага и лент, избегайте перегрузок.

Примечание: Начните с проверки рычага ВОМ и гидросистемы, так как это проще, чем разборка муфты. Для срочной помощи звоните: +7 953 071 5243 — мастер ответит за 2 минуты.
Когда обращаться в сервис (ремонтмтз.рф)
Если вы не уверены в качестве деталей, у вас нет спецоборудования или нет опыта, лучше доверьте ремонт профессионалам.

Мы предлагаем:
  • Онлайн-диагностику по фото и видео
  • Платные консультации с опытными механиками
  • Возможность выезда мастера к вам в хозяйство
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda