ремонтмтз.рф - диагностика, консультации и профессиональный ремонт

Звуки и шумы трактора МТЗ: Полный гайд диагностики по звукам

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Опытные трактористы определяют неисправности по звукам задолго до появления первых симптомов.

Эта статья научит вас расшифровывать язык вашего трактора: от гула помпы до стука клапанов.

Узнайте, какие звуки опасны, что их вызывает и как их исправить, используя нашу систему диагностики по звукам.

Предисловие

Опытные трактористы и механики знают: правильный диагноз начинается с ушей. Звуки трактора МТЗ рассказывают о состоянии всех систем задолго до поломки. Эта статья поможет вам научиться определять проблемы по звукам и шумам, понимать их причины и знать, что делать.

ЧАСТЬ 1: ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ПО ЗВУКАМ

Не забывайте, что основа любого ремонта - диагностика! Наша система акустической диагностики слышит, то что скрыто от ушей человека (смотрите отчет).

1.1 Как правильно диагностировать трактор по звуку?

  • Полезные советы о прослушивании (чистая окружающая среда, нормальные обороты)
  • Типы звуков: стук, свист, гул, скрежет, щелчок
  • Когда звук опасен, когда можно отложить ремонт
  • Использовать нашу систему диагностики о звуку

1.2 Типология звуков неисправностей

Тип звука

Характеристика

Опасность

Примеры

Стук

Четкий, ритмичный, металлический

Высокая

Стук клапанов, стук в двигателе

Свист

Пронзительный, высокочастотный

Средняя

Свист ремней, свист турбины

Гул

Низкочастотный, постоянный

Средняя

Гул помпы, гул подшипников

Скрежет

Пилящий, неприятный звук

Высокая

Скрежет подшипника, скрежет тормозов

Щелчок

Кратковременный, повторяющийся

Низкая-Средняя

Щелчок клапанов, щелчок сцепления

ЧАСТЬ 2: СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И ЦИРКУЛЯЦИИ ЖИДКОСТЕЙ

2.1 Гул и вибрация помпы охлаждения

Звук: Низкочастотный гул из района радиатора, может быть циклическим

Диагностика:
  • Звук усиливается при холодном пуске
  • Становится тише при прогреве
  • Может сопровождаться вибрацией
  • Проверьте уровень охлаждающей жидкости
Причины:
  • Низкий уровень охлаждающей жидкости → кавитация в помпе
  • Износ подшипника ротора помпы
  • Неправильная жидкость (вязкость, совместимость)
  • Загрязнение жидкости → повышенное трение
Что делать:
  • Долейте охлаждающую жидкость (если уровень низкий)
  • Замените охлаждающую жидкость на качественную (марка МЗХ или аналог)
  • Если гул остался → помпу нужно менять
  • Рекомендуемые жидкости

Стоимость ремонта: Замена помпы + работа

2.2 Свист ремней приводных механизмов

Звук: Пронзительный свист из верхней части двигателя, усиливается при нагрузке​

Диагностика:
  • Звук исходит из-под капота спереди
  • Звук более выражен при работе на холостом ходу или при включении потребителей (фары, генератор)
  • Звук может быть прерывистым или постоянным
  • Проверьте натяжение ремней вручную (ремень должен прогибаться на 10-15 мм при нажатии)
Причины:
  • Натяжение приводных ремней ослабло (главная причина)
  • Износ ремня (потертость, трещины, отслоение)
  • Износ шкивов коленвала, генератора или помпы (нарушение геометрии)
  • Неправильная установка ремня
  • Попадание масла на ремень (вытекло масло из прокладки)
Что делать:
  • Отрегулируйте натяжение приводных ремней (регулировка через болты крепления генератора)
  • Замените ремень на новый (используйте ремни ГОСТ 1284.1 или аналоги)
  • Проверьте износ шкивов (если они выеденные — замените)
  • Протрите ремень от масла и проверьте источник течи
  • Обратитесь к нам в сервис.

2.3 Течь радиатора и характерный звук

Звук: Прерывистый стук и гул, появление пузырей

Диагностика:
  • Звук часто сопровождается запахом охлаждающей жидкости
  • Видна течь под трактором
  • Давление в системе скачет
  • Часто слышны пузыри в системе охлаждения
Причины:
  • Трещина в радиаторе
  • Износ прокладок соединений
  • Коррозия металлических элементов
  • Механическое повреждение
Что делать:
  • СРОЧНО: Остановите трактор, выключите двигатель
  • Долейте жидкость холодной водой (временно)
  • Дайте остыть и проверьте уровень
  • Замените радиатор или запаяйте трещину
  • Используйте качественные жидкости:

ЧАСТЬ 3: СИСТЕМА СМАЗКИ (МАСЛО)

3.1 Стук гидрокомпенсаторов (клапанов)

Звук: Громкий металлический стон из головки блока цилиндров, особенно при холодном пуске

Диагностика:
  • Звук появляется сразу после пуска двигателя
  • Исчезает после прогрева (2-3 минуты)
  • Звук исходит из верхней части двигателя
  • Зависит от вязкости масла
Причины:
  • Масло неправильной вязкости (слишком жидкое)
  • Низкий уровень масла
  • Грязное масло → воздушные пробки в гидрокомпенсаторах
  • Износ гидрокомпенсаторов
Что делать:
  • Проверьте уровень масла (должно быть на метке MAX)
  • Замените масло на правильную вязкость для сезона:
o   Зима (до -10°C): 15W-40 или 15W-50
o   Лето (выше +10°C): 40 или 50 - Рекомендация: 15W-40 универсальное

3.2 Стук и шум в верхней части двигателя (клапаны)

Звук: Звонкие, металлические щелчки из головки блока, ритмичные с оборотами двигателя

Диагностика:
  • Звук четко синхронизирован с частотой вращения (на холостом ходу — медленнее, при газе — чаще)
  • Звук не исчезает после прогрева
  • Усиливается при нагрузке
  • Могут быть проблемы с запуском или работой
Причины:
  • Недостаточный зазор в клапанах (перечасто регулировка)
  • Износ толкателей или коромысел
  • Прогорание клапанов
  • Неправильная регулировка клапанов (МТЗ требует периодической регулировки каждые 500-1000 часов работы)
Что делать:
  • Отрегулируйте клапаны (это основной вид ремонта для МТЗ)
  • Правильный зазор для МТЗ: 0.15-0.20 мм для впускных, 0.30-0.35 мм для выпускных
  • Если после регулировки звук не исчез → возможен износ толкателей или прогорание
  • Обратитесь к нам в сервис

3.3 Грохот и гул из картера двигателя

Звук: Низкочастотный гул из нижней части двигателя, может быть громким стуком

Диагностика:
  • Звук исходит из подмотора
  • Часто сопровождается вибрацией
  • Может быть запах гари или масла
  • Проверьте уровень масла (обычно низкий при этом звуке)
Причины:
  • Низкий уровень масла (главная причина!) → стук коленвала
  • Износ коренных и шатунных подшипников
  • Неправильное масло
  • Грязное масло с отложениями
Что делать:
  • СРОЧНО долейте масло
  • Если звук исчез → это был просто низкий уровень
  • Если звук остался → нужна диагностика двигателя→сделайте запись 40 секунд работы двигателя→отправьте нам, мы проанализируем и скажем диагноз (возможен капремонт)
  • Как выбрать масло вся информация тут
  • Позвоните нам в сервис +7 953 071 5243

ЧАСТЬ 4: СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

4.1 Щелчки при запуске (неисправность втягивающего реле или недостаток заряда)

Звук: Четкий, громкий щелчок (один или серия щелчков) при повороте ключа в положение START, стартер не крутит или крутит слабо​​

Диагностика:
  • Один четкий щелчок — обычно это щелчок втягивающего реле (нормально)
  • Серия быстрых щелчков — признак недостаточного напряжения или плохого контакта
  • Стартер не крутит или крутит очень слабо
  • Фары светят очень тускло (на 24V системе)
  • Проверьте напряжение аккумулятора: должно быть 24,8-25,2 В в режиме покоя (МТЗ работает на 24 вольта, не на 12В!)
Причины:
  1. Недостаточный заряд аккумулятора (главная причина) — напряжение ниже 24V
  2. Окисление клемм аккумулятора — плохой контакт в силовой цепи
  3. Плохой контакт в цепи стартера — окисленные провода, ослабленные болты
  4. Износ втягивающего реле стартера — реле щелкает, но не дает контактам замкнуться нормально
  5. Неисправность реле стартера РС-502 (вспомогательное реле на МТЗ) — отвечает за включение втягивающего реле​
Что делать:
  1. Срочно проверьте напряжение аккумулятора — должно быть минимум 24V (если ниже 24V — зарядите)
  2. Очистите клеммы аккумулятора от окисления (обе клеммы, включая провод "массы" под болтом на корпусе)
  3. Проверьте контакты всех проводов в цепи стартера (от АКБ к стартеру) — они должны быть чистыми и плотно затянутыми
  4. Если щелчки остались:
  • Проверьте реле стартера РС-502 (может требовать замены)
  • Проверьте втягивающее реле на стартере (может быть неисправным)
  • Обратитесь к нам в сервис

  • Важно: На МТЗ-80/82 система стартера 24-вольтовая, а не 12-вольтовая!

4.2 Писк генератора и проблемы с электричеством

Звук: Пронзительный писк из передней части двигателя (где генератор)

Диагностика:
  • Звук появляется при включении потребителей (фары, обогрев кабины)
  • Может быть дым из-под капота
  • Проблемы с зарядкой (аккумулятор не держит заряд)
  • Фары тускнеют при работе ВОМ
Причины:
  • Ослабло натяжение приводного ремня генератора
  • Подшипник ротора генератора износился
  • Проблемы с щетками или регулятором напряжения
  • Неправильная работа реле регулятора
Что делать:
  • Отрегулируйте натяжение приводного ремня
  • Замените ремень, если он потертый
  • Замените генератор (если подшипник износился)

ЧАСТЬ 5: ЗВУКИ ТРАНСМИССИИ И КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

5.1 Гул и вой в коробке передач

Звук: Низкочастотный гул или вой из коробки передач, особенно при увеличении нагрузки

Диагностика:
  • Звук появляется при включении определенной передачи
  • Может быть волнообразный гул (частота вращения вала)
  • Усиливается при нагрузке (плуг, прицеп)
  • Проверьте уровень масла в коробке
Причины:
  • Низкий уровень масла в коробке
  • Неправильное масло (вязкость)
  • Износ зубьев шестерен
  • Износ подшипников вала коробки
  • Загрязнение масла металлической стружкой
Что делать:
  • Долейте масло в коробку (уровень проверяется щупом)
  • Используйте масло правильной вязкости (обычно 90 или 90EP)
  • Замените масляный фильтр коробки
  • Если звук остался → нужна ревизия коробки

5.2 Щелчки и дребезжание при переключении передач

Звук: Четкие щелчки или прерывистый звук при перемещении рычага переключения передач

Диагностика:
  • Звук четко синхронизирован с движением рычага
  • Может быть сложность при включении определенной передачи
  • Рычаг может быть "тугим" или люфтить
  • Трактор может не держать передачу (сбрасывает)
Причины:
  • Износ синхронизаторов коробки
  • Неправильная регулировка тяги переключения
  • Износ вилок переключения
  • Недостаточное масло в коробке
Что делать:
  • Проверьте уровень масла в коробке
  • Отрегулируйте тягу переключения (обычно регулируется на коробке)
  • Если трактор выбивает из передачи → нужна замена синхронизаторов
  • Обратитесь к нам в сервис.

5.3 Скрежет и вибрирующий звук сцепления

Звук: Скрежет или пищащий звук при отпускании педали сцепления

Диагностика:
  • Звук появляется при отпускании педали сцепления
  • Может быть затруднение при выключении сцепления (педаль "тугая")
  • Может быть запах гари
  • Трактор дергается при трогании
Причины:
  • Износ фрикционных накладок сцепления
  • Неправильная регулировка хода педали сцепления
  • Масло на фрикционных дисках
  • Износ подшипника выжима
Что делать:
  • Отрегулируйте свободный ход педали сцепления (обычно 25-35 мм)
  • Проверьте уровень масла в коробке (масло может попадать на фрикционные диски)
  • Если звук остался → нужно менять диск сцепления
  • Обслуживание и ремонт, обратитесь к нам в сервис.

ЧАСТЬ 6: ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И РЕССОРНАЯ ПОДВЕСКА

6.1 Щелчки и стук при повороте (рулевые тяги, крестовины карданного вала)

Звук: Четкие щелчки или стук при повороте трактора, исходящие из района передней оси​

Диагностика:
  • Щелчки четче всего слышны при полном повороте руля (в одну или другую сторону)
  • Может быть ощущение люфта в рулевом колесе (игра на 5-10 см на ободе)
  • При прямом движении звук может быть тише или исчезнуть полностью
  • Проверьте люфт рулевого колеса вращением
Причины:
  • Износ рулевых шарниров (пальцы шаровые в тягах управления) — главная причина
  • Люфт в ступичных подшипниках передних колес
  • Износ крестовин карданного вала переднего ведущего моста (ПВМ)
  • Ослабление болтов крепления карданного вала к редуктору переднего моста
  • Неправильная регулировка люфта в редукторе переднего моста
Что делать:
  • Сначала проверьте люфт рулевого колеса — это главный показатель
  • Проверьте затяжку гаек ступицы передних колес
  • Осмотрите рулевые тяги на предмет люфта (они должны быть жесткими)
  • Если щелчки слышны из-под переднего моста → проверьте крепление фланцев карданного вала
  • Если люфт в рулевых тягах → нужна замена пальцев шаровых
  • Обратитесь в сервис: https://xn--e1aeoaeflub.xn--p1ai

6.2 Стук в передней оси при езде по неровностям

Звук: Глухой, мощный стук из-под передней части трактора, усиливается при езде по кочкам и ямам​

Диагностика:
  • Стук слышен при проезде через ямы, кочки, неровности
  • Может быть ощущение люфта в рулевом управлении
  • Трактор "подскакивает" или "ходит ходуном" на неровностях
  • Проверьте затяжку всех болтов в районе переднего моста
  • Проверьте состояние рессор (листовые рессоры подвески)
Причины:
  • Ослабление болтов крепления передней оси к раме трактора (главная причина)
  • Люфт в подшипниках ступицы передних колес
  • Поломка или размягчение рессор подвески переднего моста
  • Износ втулок рессор
  • Повреждение передней оси (трещины)
Что делать:
  • Срочно проверьте все болты и гайки крепления передней оси к раме
  • Затяните ослабленные соединения
  • Проверьте состояние рессор (они не должны быть искривлены)
  • Если рессоры сломаны → нужна замена (дорогой ремонт)
  • Если стук остался → нужна диагностика редуктора переднего моста
  • Сервис: https://xn--e1aeoaeflub.xn--p1ai

6.3 Скрежет и вой подшипников ступицы переднего колеса

Звук: Пронзительный вой, гул или скрежет из-под переднего колеса, усиливается при повороте​

Диагностика:
  • Звук исходит из конкретного переднего колеса (левого или правого)
  • Может ощущаться вибрация в рулевом колесе
  • Колесо может быть горячее на ощупь (перегрев подшипника)
  • При разворачивании колеса рукой может быть слышен скрежет
  • Проверьте люфт колеса, взявшись за него сверху-снизу (колесо не должно люфтить)
Причины:
  • Износ подшипника ступицы переднего колеса (обычно одного, реже обоих)
  • Недостаточная смазка подшипника
  • Неправильная регулировка подшипника (перетяжение или недотяжение)
  • Попадание грязи в подшипник (повреждение пыльника)
  • Повреждение кольца подшипника
Что делать:
  • Срочно замените подшипник ступицы (проезжать с таким звуком опасно — колесо может отказать)
  • Разберите ступицу и смажьте подшипник консистентной смазкой (ЛИТОЛ-24 или аналог)
  • Если подшипник гремит при разборке → замена обязательна
  • Проверьте пыльник (он должен быть целым)

ЧАСТЬ 7: ГИДРОСИСТЕМА (ВОМ, Гидровыключатель)

7.1 Пульсирующий гул при включении ВОМ

Важное уточнение: Этот раздел относится ТОЛЬКО к тракторам с гидравлическим приводом ВОМ.
На классических МТЗ-80/82 ВОМ механический и не издает таких звуков.​

Звук: Пульсирующий, волнообразный гул при включении вала отбора мощности (если установлен гидравлический ВОМ)

Диагностика:
  • Звук появляется при включении ВОМ
  • Исчезает при отключении ВОМ
  • Может быть небольшой отток масла
  • Проверьте уровень масла в гидробаке и масла в двигателе
Причины:
  • Низкий уровень масла в двигателе (влияет на давление в системе)
  • Воздух в гидросистеме (завоздушивание при замене масла)
  • Загрязнение гидромасла
  • Неправильное масло в гидросистеме
Что делать:
  • Проверьте уровень масла в двигателе и долейте, если нужно
  • Спустите воздух из гидросистемы (прокрутите механизм несколько раз)
  • Используйте правильное масло: https://xn--e1aeoaeflub.xn--p1ai/masla_dlya_mtz
  • Если звук остался → возможны проблемы с клапанами переключения ВОМ

7.2 Стук при работе с навеской (задняя гидравлика)

Звук: Стук или гул при опускании-поднятии навески с грузом, дерганье гидроцилиндра​

Диагностика:
  • Звук при подъеме груза сильнее, чем при опускании
  • Гидроцилиндр может дергаться или двигаться рывками
  • Проверьте уровень масла в двигателе
  • Проверьте натяжение ремня на генератор
Причины:
  • Недостаточный уровень масла в двигателе
  • Загрязнение гидрофильтра
  • Воздух в гидросистеме
  • Неисправность предохранительного клапана навески
Что делать:
  • Долейте масло в двигатель (это критично!)
  • Замените гидрофильтр
  • Спустите воздух из гидросистемы
  • Если стук не исчез → проверьте предохранительный клапан
  • Ремонт: https://xn--e1aeoaeflub.xn--p1ai

ЧАСТЬ 8: КОГДА ЗВУК ТРЕБУЕТ НЕМЕДЛЕННОГО ВНИМАНИЯ

🔴 КРИТИЧЕСКИЕ ЗВУКИ (Остановить машину СЕЙЧАС!)

  • Громкий железный стук из двигателя, не исчезающий после прогрева
  • Пулеметный звук из днища (скорее всего, отваливается деталь)
  • Запах гари в сочетании с громким гулом
  • Масло течет на траву → двигатель может заклинить
  • Действие: Выключите двигатель, зовите мастера https://xn--e1aeoaeflub.xn--p1a

🟡 ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ (Планируйте визит в сервис)

  • Тихое гуление подшипников (может расти со временем)
  • Периодический щелчок при нормальной работе
  • Свист ремней (может перейти в разрыв ремня)
  • Легкий стук при старте (может быть результатом износа)
Действие: Пройдите диагностику в течение недели-двух, пример отчета нашей диагностики смотрите тут

ЧАСТЬ 9: СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ПО ЗВУКАМ

Как использовать нашу систему диагностики?

Если вы слышите незнакомый звук, но не уверены в диагнозе:
  1. Запишите звук на телефон (15-30 секунд)
  2. Ознакомьтесь с наше системой диагностики, что она из себя представляет
  3. Отправьте нам запись звука простым голосовым сообщением WhatsApp
  4. Получите диагноз в течение секунд
  5. Узнайте, что делать: срочный ремонт, плановое ТО или это норма
Преимущества:
✅ Точность 85-95%
✅ Быстрый результат
✅ Советы по ремонту
✅ Информация о стоимости

ЧАСТЬ 10: ТАБЛИЦА БЫСТРОЙ ДИАГНОСТИКИ ТРАКТОРА ПО ЗВУКУ

Откуда звук

Тип звука

Возможная причина

Срочность

Решение

Радиатор

Гул

Кавитация помпы

🟡

Залить ОЖ или менять помпу

Головка блока

Стон/щелчок

Неправильный зазор клапанов

🟡

Отрегулировать клапаны

Низ двигателя

Грохот

Низкое масло / износ подшипников

🔴

СРОЧНО залить масло

Коробка

Гул

Износ зубьев / низкое масло

🟡

Залить масло или ремонт

Генератор

Писк

Ослаблен ремень

🟡

Подтянуть ремень

Передняя ось

Стук

Ослабленные болты оси / люфт подшипников

🔴

СРОЧНО затянуть болты или менять подшипник

Рулевые тяги

Щелчок при повороте

Износ шарниров тяг

🟡

Заменить пальцы шаровые

Сцепление

Скрежет

Износ диска

🟡

Регулировка или замена

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Звуки трактора МТЗ — это язык, на котором машина говорит о своих проблемах. Научитесь его понимать, и вы избежите дорогостоящих поломок.

Ключевые моменты:
  • Прослушивайте трактор регулярно
  • Не игнорируйте новые звуки
  • Проводите своевременное техническое обслуживание
  • При сомнении используйте систему диагностики по звуку
Диагностика вашего трактора по звуку
Если у вас возникли вопросы или вам нужна дополнительная помощь, пожалуйста, свяжитесь с нами.
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru


Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda