ДЛЯ МЕХАНИКА СТО
Предназначение ремонтируемой деталиКлапаны двигателя Д-243 (впускные и выпускные) предназначены для управления процессом впуска топливно-воздушной смеси в цилиндры и выпуска отработанных газов. Они обеспечивают правильное газораспределение, влияют на мощность, экономичность и долговечность двигателя. Регулировка клапанов необходима для поддержания оптимальных тепловых зазоров между клапанами и коромыслами, что гарантирует стабильную работу двигателя.
Требования безопасности- Убедитесь, что двигатель выключен, а ключ зажигания извлечен.
- Отключите аккумулятор, чтобы исключить случайный запуск.
- Дайте двигателю остыть до температуры ниже 40°C, чтобы избежать ожогов.
- Используйте защитные перчатки и очки для защиты от горячих поверхностей и мелких деталей.
- Работайте на устойчивой поверхности, зафиксировав трактор стояночным тормозом и упорами под колеса.
- Не допускайте попадания масла или топлива на кожу — используйте ветошь для очистки.
Порядок действий для каждого этапа регулировкиЭтап 1: Подготовка к регулировке- Установите трактор на ровную площадку и зафиксируйте его.
- Снимите крышку головки блока цилиндров, открутив крепежные болты.
- Очистите поверхность от грязи и масла с помощью ветоши и очистителя.
- Важный момент: Убедитесь, что грязь не попала внутрь двигателя при снятии крышки.
Этап 2: Установка поршня первого цилиндра в ВМТ (верхнюю мертвую точку)- Проверните коленчатый вал с помощью храповика до совмещения метки на шкиве коленвала с указателем на блоке двигателя (ВМТ такта сжатия первого цилиндра).
- Проверьте, что оба клапана первого цилиндра полностью закрыты (коромысла свободны).
- Важный момент: Если клапаны не закрыты, проверните коленвал на 360° и повторите проверку.
Этап 3: Регулировка зазоров клапанов- Ослабьте контргайку регулировочного винта на коромысле первого клапана.
- Вставьте щуп между коромыслом и стержнем клапана (0,40 мм для впускных и выпускных клапанов на холодном двигателе).
- Поворачивайте регулировочный винт до тех пор, пока щуп не будет двигаться с легким сопротивлением.
- Затяните контргайку, удерживая винт в заданном положении.
- Повторите процесс для второго клапана первого цилиндра.
- Важный момент: После затяжки контргайки перепроверьте зазор — он может измениться.
Этап 4: Регулировка остальных цилиндров- Проверните коленвал на 180° (по часовой стрелке) для перехода к следующему цилиндру в порядке работы двигателя: 1-3-4-2.
- Отрегулируйте клапаны каждого цилиндра, следуя той же процедуре.
- Важный момент: Соблюдайте последовательность и угол поворота коленвала для точной регулировки.
Этап 5: Сборка и проверка- Установите крышку головки блока цилиндров с новой прокладкой, затянув болты с нужным моментом.
- Подключите аккумулятор и запустите двигатель.
- Прослушайте работу двигателя на холостом ходу — стук или неровности могут указывать на ошибку в регулировке.
- Важный момент: Убедитесь в отсутствии утечек масла из-под крышки.
Возможные поломки и способы их решенияПоломка | Причина | Способ решения |
Стук клапанов | Увеличенный зазор | Отрегулировать зазор до 0,40 мм |
Потеря мощности | Уменьшенный зазор | Отрегулировать зазор до 0,40 мм |
Перегрев двигателя | Зажатые клапаны (нулевой зазор) | Проверить и установить правильный зазор |
Износ коромысел | Длительная работа с неправильным зазором | Замена коромысел |
Повреждение клапанов | Попадание грязи или перегрев | Замена клапанов и проверка ГБЦ |
Инструменты, необходимые для регулировки- Гаечные ключи
- Отвертка (плоская)
- Щуп для измерения зазоров
- Храповик для проворачивания коленвала
- Моментный ключ
- Ветошь
- Очиститель
Моменты затяжек и регулировкиУзел/деталь | Момент затяжки (Н·м) | Регулировка |
Болты крышки ГБЦ | 20–25 | — |
Контргайка регулировочного винта | 25–30 | — |
Зазор впускных клапанов | — | 0,40 мм (на холодном двигателе) |
Зазор выпускных клапанов | — | 0,40 мм (на холодном двигателе) |
Основные отличия регулировки клапанов двигателей Д-240 и Д-243Величина тепловых зазоров - Д-240: Зазор для впускных и выпускных клапанов обычно составляет 0,25–0,30 мм на холодном двигателе (в зависимости от года выпуска и модификации).
- Д-243: Зазор для впускных и выпускных клапанов составляет 0,40 мм на холодном двигателе. Это связано с изменением конструкции головки блока и коромысел в Д-243 для повышения долговечности и эффективности.
Конструкция головки блока цилиндров - Д-243 имеет модернизированную головку блока по сравнению с Д-240, что влияет на тепловые характеристики и необходимость увеличенного зазора. У Д-240 головка проще, и меньший зазор был достаточен для нормальной работы.
Моменты затяжки- Моменты затяжки болтов крышки ГБЦ и контргайки регулировочного винта у обоих двигателей схожи (около 20–25 Н·м для крышки и 25–30 Н·м для контргайки), но для Д-243 рекомендуется точнее соблюдать эти значения из-за большей нагрузки на клапанный механизм.
Порядок работы цилиндров - Порядок работы цилиндров одинаков для обоих двигателей (1-3-4-2), и метод установки ВМТ для регулировки идентичен. Отличий в последовательности регулировки нет.
Условия эксплуатации - Д-243 рассчитан на более высокие нагрузки и часто устанавливается на тракторы с увеличенной мощностью (например, МТЗ-82), что требует более строгого соблюдения зазоров для предотвращения перегрева клапанов. Д-240 же чаще используется на менее мощных моделях (МТЗ-80).
Практические различия в процессе регулировки- Щуп для замера зазора: Для Д-240 нужен щуп 0,25–0,30 мм, а для Д-243 — 0,40 мм. Это ключевое отличие, которое нельзя игнорировать.
- Точность регулировки: Д-243 более чувствителен к отклонениям в зазорах из-за модернизированной конструкции, поэтому важно перепроверять зазор после затяжки контргайки.
Применимость инструкцииИнструкция разработана для двигателя Д-243, устанавливаемого на тракторы МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-820 и их модификации. Подходит для всех моделей с этим двигателем при условии идентичной конструкции головки блока цилиндров.
Часто задаваемые вопросы и ответыКак часто нужно регулировать клапаны?Рекомендуется каждые 500 моточасов или при появлении стука и неровной работы двигателя.
Что делать, если зазор не регулируется?Проверьте износ коромысел или стержней клапанов — возможно, требуется замена деталей.
Можно ли регулировать клапаны на горячем двигателе?Нет, зазоры указаны для холодного двигателя (менее 40°C). На горячем зазоры будут отличаться.
Почему после регулировки двигатель работает неровно?Возможно, нарушена последовательность цилиндров или зазор отрегулирован неверно. Перепроверьте.
Как определить ВМТ первого цилиндра?Совместите метку на шкиве коленвала с указателем и убедитесь, что клапаны первого цилиндра закрыты.