ремонтмтз.рф - 14 лет мы ремонтируем трактора мтз

Регулирование клапанов двигатель Д-243

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Инструкция по регулировке клапанов двигателя Д-243

ДЛЯ МЕХАНИКА СТО

Предназначение ремонтируемой детали

Клапаны двигателя Д-243 (впускные и выпускные) предназначены для управления процессом впуска топливно-воздушной смеси в цилиндры и выпуска отработанных газов. Они обеспечивают правильное газораспределение, влияют на мощность, экономичность и долговечность двигателя. Регулировка клапанов необходима для поддержания оптимальных тепловых зазоров между клапанами и коромыслами, что гарантирует стабильную работу двигателя.

Требования безопасности

  1. Убедитесь, что двигатель выключен, а ключ зажигания извлечен.
  2. Отключите аккумулятор, чтобы исключить случайный запуск.
  3. Дайте двигателю остыть до температуры ниже 40°C, чтобы избежать ожогов.
  4. Используйте защитные перчатки и очки для защиты от горячих поверхностей и мелких деталей.
  5. Работайте на устойчивой поверхности, зафиксировав трактор стояночным тормозом и упорами под колеса.
  6. Не допускайте попадания масла или топлива на кожу — используйте ветошь для очистки.

Порядок действий для каждого этапа регулировки

Этап 1: Подготовка к регулировке

  1. Установите трактор на ровную площадку и зафиксируйте его.
  2. Снимите крышку головки блока цилиндров, открутив крепежные болты.
  3. Очистите поверхность от грязи и масла с помощью ветоши и очистителя.
  • Важный момент: Убедитесь, что грязь не попала внутрь двигателя при снятии крышки.

Этап 2: Установка поршня первого цилиндра в ВМТ (верхнюю мертвую точку)

  1. Проверните коленчатый вал с помощью храповика до совмещения метки на шкиве коленвала с указателем на блоке двигателя (ВМТ такта сжатия первого цилиндра).
  2. Проверьте, что оба клапана первого цилиндра полностью закрыты (коромысла свободны).
  • Важный момент: Если клапаны не закрыты, проверните коленвал на 360° и повторите проверку.

Этап 3: Регулировка зазоров клапанов

  1. Ослабьте контргайку регулировочного винта на коромысле первого клапана.
  2. Вставьте щуп между коромыслом и стержнем клапана (0,40 мм для впускных и выпускных клапанов на холодном двигателе).
  3. Поворачивайте регулировочный винт до тех пор, пока щуп не будет двигаться с легким сопротивлением.
  4. Затяните контргайку, удерживая винт в заданном положении.
  5. Повторите процесс для второго клапана первого цилиндра.
  • Важный момент: После затяжки контргайки перепроверьте зазор — он может измениться.

Этап 4: Регулировка остальных цилиндров

  1. Проверните коленвал на 180° (по часовой стрелке) для перехода к следующему цилиндру в порядке работы двигателя: 1-3-4-2.
  2. Отрегулируйте клапаны каждого цилиндра, следуя той же процедуре.
  • Важный момент: Соблюдайте последовательность и угол поворота коленвала для точной регулировки.

Этап 5: Сборка и проверка

  1. Установите крышку головки блока цилиндров с новой прокладкой, затянув болты с нужным моментом.
  2. Подключите аккумулятор и запустите двигатель.
  3. Прослушайте работу двигателя на холостом ходу — стук или неровности могут указывать на ошибку в регулировке.
  • Важный момент: Убедитесь в отсутствии утечек масла из-под крышки.

Возможные поломки и способы их решения

Поломка

Причина

Способ решения

Стук клапанов

Увеличенный зазор

Отрегулировать зазор до 0,40 мм

Потеря мощности

Уменьшенный зазор

Отрегулировать зазор до 0,40 мм

Перегрев двигателя

Зажатые клапаны (нулевой зазор)

Проверить и установить правильный зазор

Износ коромысел

Длительная работа с неправильным зазором

Замена коромысел

Повреждение клапанов

Попадание грязи или перегрев

Замена клапанов и проверка ГБЦ


Инструменты, необходимые для регулировки

  • Гаечные ключи
  • Отвертка (плоская)
  • Щуп для измерения зазоров
  • Храповик для проворачивания коленвала
  • Моментный ключ
  • Ветошь
  • Очиститель

Моменты затяжек и регулировки

Узел/деталь

Момент затяжки (Н·м)

Регулировка

Болты крышки ГБЦ

20–25

Контргайка регулировочного винта

25–30

Зазор впускных клапанов

0,40 мм (на холодном двигателе)

Зазор выпускных клапанов

0,40 мм (на холодном двигателе)


Основные отличия регулировки клапанов двигателей Д-240 и Д-243

Величина тепловых зазоров

  • Д-240: Зазор для впускных и выпускных клапанов обычно составляет 0,25–0,30 мм на холодном двигателе (в зависимости от года выпуска и модификации).
  • Д-243: Зазор для впускных и выпускных клапанов составляет 0,40 мм на холодном двигателе. Это связано с изменением конструкции головки блока и коромысел в Д-243 для повышения долговечности и эффективности.
Конструкция головки блока цилиндров

  • Д-243 имеет модернизированную головку блока по сравнению с Д-240, что влияет на тепловые характеристики и необходимость увеличенного зазора. У Д-240 головка проще, и меньший зазор был достаточен для нормальной работы.
Моменты затяжки

  • Моменты затяжки болтов крышки ГБЦ и контргайки регулировочного винта у обоих двигателей схожи (около 20–25 Н·м для крышки и 25–30 Н·м для контргайки), но для Д-243 рекомендуется точнее соблюдать эти значения из-за большей нагрузки на клапанный механизм.
Порядок работы цилиндров

  • Порядок работы цилиндров одинаков для обоих двигателей (1-3-4-2), и метод установки ВМТ для регулировки идентичен. Отличий в последовательности регулировки нет.

Условия эксплуатации

  • Д-243 рассчитан на более высокие нагрузки и часто устанавливается на тракторы с увеличенной мощностью (например, МТЗ-82), что требует более строгого соблюдения зазоров для предотвращения перегрева клапанов. Д-240 же чаще используется на менее мощных моделях (МТЗ-80).
Практические различия в процессе регулировки

  • Щуп для замера зазора: Для Д-240 нужен щуп 0,25–0,30 мм, а для Д-243 — 0,40 мм. Это ключевое отличие, которое нельзя игнорировать.
  • Точность регулировки: Д-243 более чувствителен к отклонениям в зазорах из-за модернизированной конструкции, поэтому важно перепроверять зазор после затяжки контргайки.

Применимость инструкции

Инструкция разработана для двигателя Д-243, устанавливаемого на тракторы МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-820 и их модификации. Подходит для всех моделей с этим двигателем при условии идентичной конструкции головки блока цилиндров.

Часто задаваемые вопросы и ответы

Как часто нужно регулировать клапаны?
Рекомендуется каждые 500 моточасов или при появлении стука и неровной работы двигателя.

Что делать, если зазор не регулируется?
Проверьте износ коромысел или стержней клапанов — возможно, требуется замена деталей.

Можно ли регулировать клапаны на горячем двигателе?
Нет, зазоры указаны для холодного двигателя (менее 40°C). На горячем зазоры будут отличаться.

Почему после регулировки двигатель работает неровно?
Возможно, нарушена последовательность цилиндров или зазор отрегулирован неверно. Перепроверьте.

Как определить ВМТ первого цилиндра?
Совместите метку на шкиве коленвала с указателем и убедитесь, что клапаны первого цилиндра закрыты.

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Свяжитесь с нами
Если у вас возникли вопросы или вам нужна дополнительная помощь, пожалуйста, свяжитесь с нами.
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda