ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Порядок сборки двигателя д240

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Пошаговое руководство по сборке двигателя д240

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 5 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

Сборка двигателя Д-240 (4-цилиндрового дизельного двигателя, используемого на тракторах МТЗ-80/82) — процесс, требующий точности, чистоты и соблюдения последовательности.

Ниже приведена пошаговая инструкция по порядку сборки двигателя после ремонта или разборки, включая установку основных узлов, навесного оборудования и проверку. Указаны возможные проблемы, сложности (в курсиве), меры предосторожности (в курсиве) и рекомендации по профилактике поломок.

Инструменты и материалы перечислены только в общем списке в конце.

Подготовка к сборке
Шаг 0: Подготовительные работы
  1. Подготовьте чистое рабочее место для сборки (грязь недопустима, чтобы избежать засорения узлов).
  2. Очистите все детали (блок, коленвал, поршни, ГБЦ) от грязи, нагара и старого масла с помощью обезжиривателя и ветоши.
  3. Проверьте наличие всех необходимых запчастей: прокладки, вкладыши, кольца, сальники (убедитесь в их соответствии каталогу Д-240).
  4. Проверьте состояние резьб и посадочных поверхностей на блоке, ГБЦ и болтах (повреждённые резьбы замените или восстановите).
Проблемы и решения:
  • Загрязнённые детали: Промойте дизельным топливом или керосином.
  • Неправильные запчасти: Сверяйте каталожные номера (например, поршень 240-1004021).
Сложности:
  • Чистота критически важна, особенно для масляных каналов.
  • Отсутствие деталей может затянуть процесс.
На что обратить внимание:
  • Проверьте масляные каналы блока на засоры.
  • Убедитесь, что новые прокладки без дефектов.
Профилактика поломок:
  • Храните детали в чистоте до сборки.
  • Используйте оригинальные запчасти ММЗ.

ВАЖНО! СЛОЖНАЯ ОПЕРАЦИЯ ТРЕБУЮЩАЯ ОПЫТА И ОБОРУДОВАНИЯ! ОБРАТИТЕСЬ ЗА БЕСПЛАТНОЙ КОНСУЛЬТАЦИЕЙ!

Сборка блока цилиндров
Шаг 1: Установка коленвала
  1. Установите новые коренные вкладыши в постели блока цилиндров, смазав их маслом (М-10Г2) (вкладыши должны быть чистыми).
  2. Уложите коленвал в постели, проверив свободное вращение (задиры на шейках недопустимы).
  3. Установите упорные полукольца на переднюю и заднюю шейки, смазав их.
  4. Поставьте крышки коренных подшипников, совместив метки (крышки не взаимозаменяемы).
  5. Затяните болты крышек крест-накрест в два этапа (до 200-220 Н·м) (используйте динамометрический ключ).
  6. Проверьте осевой люфт коленвала (0,1-0,3 мм) и его вращение (должно быть плавным).
Проблемы и решения:
  • Люфт коленвала: Отрегулируйте полукольцами.
  • Заклинивание: Проверьте вкладыши и шейки на задиры.
Сложности:
  • Тяжёлый коленвал требует тали или напарника.
  • Неправильная затяжка может деформировать вкладыши.
На что обратить внимание:
  • Проверьте шейки коленвала микрометром (коренные 75 мм, допуск ±0,02 мм).
  • Убедитесь, что вкладыши сидят плотно.
Профилактика поломок:
  • Затягивайте болты равномерно по схеме.
  • Контролируйте давление масла после сборки (3-5 бар).

Шаг 2: Установка поршневой группы
  1. Установите гильзы в блок (если заменялись), зафиксировав герметиком (выступание гильзы 0,05-0,1 мм).
  2. Установите поршневые кольца на поршни с помощью съёмника: маслосъёмное, два компрессионных (замки колец разведите на 120°).
  3. Смажьте поршни, кольца и гильзы маслом.
  4. Используйте оправку для сжатия колец, вставьте поршни в гильзы (стрелка на поршне к передней части двигателя).
  5. Установите шатунные вкладыши, подсоедините шатуны к коленвалу (пометьте положение шатунов).
  6. Затяните болты шатунных крышек в два этапа (100-120 Н·м) (проверьте свободное движение шатунов).
Проблемы и решения:
  • Поломка колец: Устанавливайте аккуратно с оправкой.
  • Задиры в гильзах: Промойте и проверьте гильзы перед установкой.
Сложности:
  • Установка колец требует навыка, чтобы не сломать.
  • Гильзы должны быть выровнены точно.
На что обратить внимание:
  • Проверьте зазоры колец (0,25-0,45 мм).
  • Убедитесь, что поршни движутся свободно.
Профилактика поломок:
  • Используйте новые кольца и гильзы.
  • Проверяйте компрессию после сборки.

Шаг 3: Установка масляного насоса и поддона
  1. Установите масляный насос в блок, затянув болты крепления (20-30 Н·м).
  2. Проверьте вращение шестерён насоса (должно быть плавным).
  3. Установите новую прокладку поддона, поставьте поддон.
  4. Затяните болты поддона равномерно (15-20 Н·м) (избегайте перекоса).
Проблемы и решения:
  • Утечка масла: Проверьте прокладку и затяжку.
  • Засор насоса: Промойте перед установкой.
Сложности:
  • Поддон может быть трудно установить ровно.
  • Засоры в насосе влияют на давление масла.
На что обратить внимание:
  • Проверьте зазоры шестерён насоса (0,1-0,2 мм).
  • Убедитесь в герметичности поддона.
Профилактика поломок:
  • Меняйте масло каждые 240 моточасов.
  • Проверяйте насос каждые 1000 моточасов.

Установка ГРМ и ГБЦ
Шаг 4: Установка распредвала и ГРМ
  1. Смажьте шейки распредвала маслом, установите его в блок (кулачки кверху).
  2. Установите упорный фланец распредвала, затянув болты (20-30 Н·м).
  3. Установите шестерни ГРМ (коленвал, распредвал, ТНВД), совместив метки (см. мануал Д-240).
  4. Проверьте натяжение привода (люфт недопустим).
Проблемы и решения:
  • Нарушена синхронизация: Переустановите шестерни по меткам.
  • Износ шестерён: Замените при выработке зубьев.
Сложности:
  • Совмещение меток требует точности.
  • Износ шестерён может быть незаметен без осмотра.
На что обратить внимание:
  • Проверьте кулачки распредвала на выработку.
  • Убедитесь, что шестерни сидят плотно.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте ГРМ каждые 1000 моточасов.
  • Смазывайте шестерни при сборке.

Шаг 5: Установка головки блока цилиндров (ГБЦ)
  1. Установите новую прокладку ГБЦ на чистую поверхность блока (убедитесь в отсутствии дефектов).
  2. Поставьте ГБЦ с напарником (вес около 40 кг), выровняв по шпилькам.
  3. Затяните гайки ГБЦ по схеме в три этапа: 50 Н·м, 100 Н·м, 180-200 Н·м (используйте динамометрический ключ).
  4. Установите толкатели и коромысла, смазав их маслом.
  5. Отрегулируйте зазоры клапанов: впуск 0,25 мм, выпуск 0,3 мм (прокрутите коленвал для точной настройки).
  6. Поставьте крышку ГБЦ с новой прокладкой, затянув болты (15-20 Н·м).
Проблемы и решения:
  • Утечка: Проверьте плоскость ГБЦ (допуск 0,05 мм) и прокладку.
  • Неправильные зазоры: Перерегулируйте после прогрева.
Сложности:
  • Тяжёлая ГБЦ требует помощи.
  • Затяжка ГБЦ критична для герметичности.
На что обратить внимание:
  • Проверьте клапаны и сёдла на износ.
  • Убедитесь, что прокладка ГБЦ правильно ориентирована.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте зазоры клапанов каждые 500 моточасов.
  • Избегайте перегрева (85-95°C).

Установка навесного оборудования
Шаг 6: Установка топливной системы
  1. Установите ТНВД (типа 4УТНИ), совместив метки привода с шестернёй ГРМ, затяните болты (40-50 Н·м).
  2. Подсоедините трубки высокого давления к ТНВД и форсункам (момент 25-30 Н·м).
  3. Установите подкачивающий насос и топливный фильтр.
  4. Подсоедините трубки подачи и слива топлива.
  5. Установите тягу регулятора оборотов, отрегулировав её положение.
Проблемы и решения:
  • Нарушена синхронизация: Переустановите ТНВД по меткам.
  • Утечка топлива: Подтяните гайки трубок.
Сложности:
  • Точное совмещение меток привода.
  • Установка трубок без перекоса.
На что обратить внимание:
  • Проверьте герметичность топливной системы.
  • Убедитесь, что ТНВД вращается свободно.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте ТНВД каждые 500 моточасов.
  • Меняйте топливные фильтры каждые 240 моточасов.

Шаг 7: Установка системы охлаждения
  1. Установите водяной насос с новой прокладкой, затянув болты (20-30 Н·м).
  2. Подсоедините шланги радиатора и термостата.
  3. Установите радиатор, если он снимался, затянув крепления (работайте с напарником).
Проблемы и решения:
  • Утечка антифриза: Проверьте прокладку насоса.
  • Повреждённые шланги: Замените при трещинах.
Сложности:
  • Тяжёлый радиатор требует осторожности.
  • Шланги могут быть трудно доступны.
На что обратить внимание:
  • Проверьте термостат на открытие (обычно 80-85°C).
  • Осмотрите шланги на износ.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте систему охлаждения каждые 500 моточасов.
  • Очищайте радиатор от пыли.

Шаг 8: Установка впуска, выпуска и электрооборудования
  1. Установите выпускной коллектор с новой прокладкой, затянув гайки (30-40 Н·м).
  2. Поставьте впускной коллектор и воздушный фильтр.
  3. Установите генератор и стартер, затянув болты (40-50 Н·м), подключите провода (сверьтесь с маркировкой).
  4. Установите шкив коленвала, затянув болт (200-250 Н·м).
  5. Поставьте приводной ремень, отрегулировав натяжение (прогиб ремня 10-15 мм).
Проблемы и решения:
  • Неправильное подключение: Используйте схему проводки.
  • Слабый ремень: Отрегулируйте натяжение.
Сложности:
  • Подключение проводов требует точности.
  • Шкив может быть трудно установить без съёмника.
На что обратить внимание:
  • Проверьте состояние ремня и проводов.
  • Убедитесь, что коллекторы герметичны.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте натяжение ремня каждые 500 моточасов.
  • Осматривайте провода на износ.

Заправка и проверка
Шаг 9: Заправка и запуск
  1. Залейте масло в картер (М-10Г2, 12 л) до уровня щупа.
  2. Залейте антифриз в систему охлаждения (15-18 л).
  3. Прокачайте топливную систему подкачивающим насосом до выхода чистого топлива без пузырьков.
  4. Подключите аккумулятор, запустите двигатель (слушайте шумы, проверяйте утечки).
  5. Проверьте давление масла (3-5 бар на рабочих оборотах), температуру (85-95°C), отсутствие подтёков.
Проблемы и решения:
  • Нет запуска: Проверьте ТНВД, прокачайте топливо.
  • Низкое давление: Осмотрите масляный насос.
Сложности:
  • Диагностика шумов требует опыта.
  • Утечки могут проявиться после нагрева.
На что обратить внимание:
  • Проверьте компрессию (около 25-30 бар).
  • Следите за температурой и давлением.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте жидкости после 10 моточасов.
  • Прокачивайте топливо перед запуском.

Шаг 10: Обкатка и настройка
  1. Запустите двигатель на холостом ходу 5-10 минут, затем работайте на 50% нагрузки 10-15 часов.
  2. Проверьте и отрегулируйте зазоры клапанов (впуск 0,25 мм, выпуск 0,3 мм).
  3. Настройте угол опережения впрыска ТНВД (24-26° до ВМТ) (рекомендуется стенд).
  4. Затяните ГБЦ после 20 моточасов (180-200 Н·м).
  5. Проверьте работу на всех режимах (без дыма, вибраций, потери мощности).
Проблемы и решения:
  • Дымность: Отрегулируйте ТНВД и форсунки.
  • Вибрация: Проверьте балансировку и поршни.
Сложности:
  • Настройка ТНВД без стенда неточна.
  • Диагностика вибраций сложна.
На что обратить внимание:
  • Давление впрыска: 17,5-18,5 МПа.
  • Двигатель должен работать равномерно.
Профилактика поломок:
  • Проводите обкатку 20-30 моточасов.
  • Проверяйте ТНВД и форсунки после обкатки.

Общий список инструментов и материалов
Инструменты:
  • Ключи гаечные и накидные (10, 12, 13, 14, 17, 19, 24, 27, 30 мм).
  • Торцевой ключ (17, 19, 24 мм).
  • Динамометрический ключ.
  • Отвёртка плоская и крестовая.
  • Плоскогубцы, съёмник стопорных колец.
  • Съёмник шкива, поршневых колец.
  • Оправка для поршней.
  • Молоток, резиновая проставка.
  • Монтировка.
  • Микрометр, набор щупов.
  • Таль (грузоподъёмность 200 кг).
  • Щётка металлическая, ветошь.
  • Стенд для ТНВД (рекомендуется).
Материалы:
  • Прокладки (ГБЦ, поддона, крышки ГБЦ, коллекторов).
  • Вкладыши (коренные, шатунные).
  • Поршневые кольца, гильзы (при необходимости).
  • Сальники, уплотнительные кольца.
  • Масло (М-10Г2, 12 л).
  • Антифриз (15-18 л).
  • Дизельное топливо для промывки.
  • Проникающая смазка (WD-40).
  • Герметик (Loctite 518).
  • Графитовая смазка.
  • Ёмкости для жидкостей (10-20 л).
  • Обезжириватель (керосин, уайт-спирит).

Основные сложности и как их избежать
  • _Чистота*: Промывайте детали и работайте в чистом помещении.
  • _Тяжёлые узлы*: Используйте таль и напарника.
  • _Синхронизация*: Совмещайте метки ГРМ и ТНВД точно.
  • _Затяжка*: Используйте динамометрический ключ для равномерности.

Профилактика поломок
  1. Меняйте масло и фильтры каждые 240-500 моточасов.
  2. Используйте чистое топливо, меняйте фильтры каждые 240 моточасов.
  3. Контролируйте температуру (85-95°C), очищайте радиатор.
  4. Проверяйте зазоры клапанов и ТНВД каждые 500 моточасов.
  5. Избегайте перегрузки двигателя (80 л.с.).

Заключение
Сборка двигателя Д-240 требует строгого соблюдения порядка: от установки коленвала и поршней до навесного оборудования и настройки. Чистота, точная затяжка (особенно ГБЦ) и правильная синхронизация ГРМ/ТНВД — ключевые моменты. После сборки обязательна обкатка и проверка параметров (давление, компрессия). Если есть вопросы по конкретным узлам или настройке, уточните, и я помогу!
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"
Другие инструкции
Дефектовка деталей двигателя Д240 перед сборкой
Пошаговая инструкция с дефектовки деталей двигателя Д240 с указанием сложностей и важных моментов.
Моменты затяжки болтов и гаек Д240
Инструкция о моментах затяжки болтов и гаек Д240
Обкатка двигателя Д240 после ремонта
Пооперационная инструкция по обкатке двигателя Д-240 после ремонта
Ремонт ГБЦ Д240: замена прокладок, притирка клапанов
Пооперационная инструкция по ремонту головки блока цилиндров (ГБЦ) двигателя Д-240:

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Свяжитесь с нами
Если у вас возникли вопросы или вам нужна дополнительная помощь, пожалуйста, свяжитесь с нами.
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda