ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Ремонт ГБЦ Д240: замена прокладок, притирка клапанов

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Пооперационная инструкция по ремонту головки блока цилиндров (ГБЦ) двигателя Д-240:

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 3 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) двигателя Д-240 (устанавливается на тракторах МТЗ-80/82 и их модификациях) с заменой прокладок и притиркой клапанов необходим для восстановления герметичности, компрессии и нормальной работы двигателя.

Основные причины ремонта: прогар прокладки ГБЦ, утечки масла или охлаждающей жидкости, износ клапанов или их седел, приводящие к потере мощности, перегреву или белому/черному дыму.

Ниже представлена пошаговая инструкция с указанием сложностей, важных моментов, инструментов, материалов, мер профилактики поломок и оценкой сложности по 5-балльной шкале (1 — легко в хозяйстве, 5 — только сервис со спецоборудованием). Общая сложность: 3/5 (выполнимо в хозяйстве с базовыми инструментами и навыками, но требует аккуратности и терпения).

Необходимые инструменты и материалы
Инструменты:
  • Набор гаечных ключей (рожковые, накидные или торцевые, 10–19 мм).
  • Динамометрический ключ (диапазон 10–200 Н·м для точной затяжки болтов ГБЦ).
  • Отвертки плоские и крестовые (для хомутов и мелких креплений).
  • Съемник клапанов (рассухариватель) для снятия/установки клапанов.
  • Притирочный инструмент (ручной или с присоской для притирки клапанов).
  • Штангенциркуль или микрометр (для проверки стержней клапанов).
  • Набор плоских щупов (0.02–1 мм для замера зазоров).
  • Металлическая щетка и шабер (для очистки поверхностей).
  • Линейка и угольник (для проверки плоскости ГБЦ).
  • Ветошь и кисти для очистки.
  • Фонарик или лупа для осмотра.
  • Керосин или спецжидкость (для проверки герметичности клапанов).
  • Дрель с мягкой насадкой (опционально, для механической притирки).
Материалы:
  • Новая прокладка ГБЦ .
  • Прокладки крышки клапанов, впускного и выпускного коллекторов
  • Новые клапаны
  • Новые сальники клапанов.
  • Притирочная паста (грубая и финишная, например, Permatex или ВМП).
  • Обезжириватель (бензин "Калоша", керосин или спецсостав).
  • Моторное масло (М8ДМ, М10ДМ для смазки).
  • Герметик (силиконовый, для прокладок, если требуется).
  • Охлаждающая жидкость (тосол А-40 или антифриз G12, 1–2 литра для доливки).

Пооперационная инструкция
1. Подготовка и демонтаж ГБЦ
Действия:
  • Установите трактор на ровной поверхности, включите стояночный тормоз, дайте двигателю остыть (температура ниже 50°C).
  • Отключите аккумулятор (снимите клемму) для безопасности.
  • Слейте охлаждающую жидкость из радиатора (открутите сливную пробку, емкость 10 литров).
  • Снимите навесное оборудование:
  • Воздушный фильтр и патрубки (ослабьте хомуты, отвертка).
  • Топливные шланги к форсункам (ключ на 17 мм, закройте концы заглушками).
  • Впускной и выпускной коллекторы (болты, ключ на 13–17 мм).
  • Крышку клапанов (болты, ключ на 10 мм).
  • Отсоедините штанги и толкатели коромысел (ключ на 13 мм).
  • Открутите болты ГБЦ (10 болтов, ключ на 19 мм) в обратном порядке затяжки (от краев к центру, см. схему: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1).
  • Аккуратно снимите ГБЦ, поддев ее монтажкой, стараясь не повредить привалочную плоскость.
  • Удалите старую прокладку ГБЦ с блока и ГБЦ с помощью шабера.
Сложности:
  • Закисшие болты ГБЦ трудно открутить без проникающей смазки (WD-40).
  • Прокладка может прилипнуть, что затрудняет снятие без повреждения поверхностей.
  • Ограниченный доступ к болтам из-за навесного оборудования.
Важно не забыть:
  • Промаркировать болты и детали (например, коромысла) для правильной сборки.
  • Проверить болты ГБЦ на растяжение (максимальное удлинение — 1 мм).
Профилактика поломок:
  • Проверяйте затяжку ГБЦ каждые 1000 моточасов, чтобы избежать прогара прокладки.
  • Используйте качественную охлаждающую жидкость, чтобы предотвратить перегрев ГБЦ.
  • Проверяйте топливную систему каждые 480 моточасов, чтобы избежать прогара клапанов.
Сложность этапа: 3/5
  • Требует навыков разборки и аккуратности. Выполнимо в хозяйстве с ключами и отверткой, но закисшие болты могут усложнить процесс.

2. Разборка ГБЦ и демонтаж клапанов
Действия:
  • Снимите коромысла и ось коромысел (ключ на 13 мм), промаркируйте их по цилиндрам.
  • Используйте рассухариватель для снятия клапанов:
  • Установите ГБЦ на ровную поверхность, подложите деревянный брусок под клапан.
  • Сожмите пружину рассухаривателем, извлеките сухари, снимите тарелку, пружины и клапан.
  • Извлеките все клапаны (4 впускных, 4 выпускных для Д-240), промаркируйте их (например, 1В, 1ВЫ, 2В и т.д.).
  • Снимите маслосъемные колпачки (сальники клапанов) с направляющих втулок плоскогубцами или спецсъемником.
  • Очистите ГБЦ от нагара, масла и грязи с помощью металлической щетки, обезжиривателя и ветоши. Промойте каналы системы охлаждения.
Сложности:
  • Рассухариватель может быть неудобным без опыта, сухари легко теряются.
  • Нагар в зоне клапанов трудно удалить без спецсредств.
  • Старые сальники могут прилипнуть к втулкам.
Важно не забыть:
  • Хранить клапаны и пружины в порядке, чтобы не перепутать при сборке.
  • Проверить пружины на длину (норма около 60 мм в свободном состоянии).
Профилактика поломок:
  • Проверяйте регулировку клапанов каждые 480 моточасов (зазоры: впускной 0.25 мм, выпускной 0.30 мм).
  • Заменяйте сальники при каждом ремонте ГБЦ, чтобы избежать расхода масла.
  • Используйте чистое топливо, чтобы предотвратить нагар на клапанах.
Сложность этапа: 3/5
  • Требует специального инструмента (рассухариватель) и аккуратности. Выполнимо в хозяйстве, но новичкам нужна практика.

3. Дефектовка ГБЦ и клапанов
Действия:
  • Проверка ГБЦ:
  • Осмотрите ГБЦ на трещины, особенно в зоне клапанов и свечей накала (используйте лупу или фонарик).
  • Проверьте привалочную плоскость линейкой и щупом (зазор не более 0.05 мм). При деформации требуется шлифовка в сервисе.
  • Проверьте направляющие втулки клапанов на износ: измерьте зазор со стержнем (норма: впускной 0.03–0.06 мм, выпускной 0.05–0.09 мм).
  • Проверка клапанов:
  • Осмотрите клапаны на прогары, трещины или износ фаски. Измерьте диаметр стержня (впускной 11.97–11.99 мм, выпускной 11.95–11.97 мм).
  • Проверьте биение стержня (норма до 0.02 мм, используйте индикатор часового типа, если есть).
  • Проверка седел:
  • Залейте керосин в камеру сгорания с установленными клапанами (временно соберите без пружин). Утечка через клапан за 1 минуту указывает на плохую герметичность.
  • Проверка пружин:
  • Измерьте длину пружин (норма около 60 мм) и их упругость (визуально или под нагрузкой, если есть стенд).
Сложности:
  • Трещины в ГБЦ требуют опрессовки в сервисе для точного выявления.
  • Износ седел или втулок сложно оценить без микрометра.
  • Проверка герметичности требует чистоты и терпения.
Важно не забыть:
  • Заменить клапаны или втулки при износе (зазор более 0.15 мм).
  • Проверить плоскость ГБЦ перед притиркой, чтобы избежать утечек.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте систему охлаждения каждые 240 моточасов, чтобы избежать перегрева ГБЦ.
  • Регулируйте форсунки каждые 1000 моточасов, чтобы предотвратить прогар клапанов.
  • Промывайте ГБЦ при каждом ремонте, чтобы удалить нагар и ржавчину.
Сложность этапа: 3/5
  • Выполнимо в хозяйстве с визуальным осмотром и базовыми замерами (щупы, керосин). Точные измерения (втулки, стержни) требуют инструмента, а шлифовка ГБЦ — сервиса.

4. Притирка клапанов
Действия:
  • Очистите клапаны и седла от нагара и грязи (щетка, обезжириватель).
  • Нанесите тонкий слой грубой притирочной пасты на фаску клапана (не на стержень).
  • Установите клапан в направляющую втулку, используйте притирочный инструмент (присоска или дрель на низких оборотах).
  • Притирайте клапан вращательными движениями (вперед-назад на 90–180°) с легким нажатием, периодически поднимая клапан для равномерного распределения пасты. Длительность — 1–2 минуты на клапан.
  • Очистите клапан и седло от пасты, нанесите финишную пасту, повторите притирку 30–60 секунд.
  • Проверьте качество притирки:
  • Визуально: равномерный матовый поясок шириной 1.5–2 мм на фаске клапана и седла.
  • Герметичность: залейте керосин в камеру сгорания — утечка не допускается.
  • Повторите для всех клапанов (8 штук: 4 впускных, 4 выпускных).
Сложности:
  • Притирка требует терпения и равномерного усилия, иначе седло изнашивается неравномерно.
  • Грубая паста может оставить царапины, если не очистить перед финишной.
  • Проверка герметичности сложна без чистоты поверхностей.
Важно не забыть:
  • Промыть ГБЦ и клапаны после притирки, чтобы удалить остатки пасты.
  • Убедиться, что клапаны не перепутаны (впускные и выпускные разные).
Профилактика поломок:
  • Используйте качественную пасту и очищайте детали после каждого этапа.
  • Проверяйте притирку каждого клапана отдельно, чтобы избежать пропусков.
  • Заменяйте седла при сильном износе (требуется сервис).
Сложность этапа: 3/5
  • Требует терпения и притирочного инструмента. Выполнимо в хозяйстве, но новичкам нужна практика для равномерной притирки.

5. Замена сальников и сборка ГБЦ
Действия:
  • Установите новые маслосъемные колпачки (сальники клапанов):
  • Смажьте стержень клапана и сальник маслом.
  • Наденьте сальник на втулку с помощью оправки (или аккуратно пальцами), не повредив кромку.
  • Установите клапаны в ГБЦ:
  • Смажьте стержни маслом, вставьте клапаны в соответствующие втулки.
  • Установите пружины, тарелки и сухари с помощью рассухаривателя.
  • Проверьте свободное движение клапанов (не должно быть заеданий).
  • Установите ось коромысел и коромысла, затяните болты (момент 20–25 Н·м).
  • Проверьте зазоры клапанов щупом (впускной 0.25 мм, выпускной 0.30 мм), отрегулируйте при необходимости (ключ на 13 мм, отвертка).
Сложности:
  • Сальники легко повредить без оправки.
  • Сухари могут выскочить при установке, что требует повторной сборки.
  • Регулировка зазоров требует точности.
Важно не забыть:
  • Убедиться, что сальники плотно сидят на втулках.
  • Проверить порядок установки коромысел (по меткам).
Профилактика поломок:
  • Заменяйте сальники при каждом ремонте ГБЦ, чтобы избежать утечек масла.
  • Проверяйте зазоры клапанов после первых 10 моточасов.
  • Смазывайте коромысла и ось перед установкой.
Сложность этапа: 3/5
  • Требует аккуратности и рассухаривателя. Выполнимо в хозяйстве, но ошибки при установке сальников или сухарей могут привести к утечкам.

6. Установка прокладки и ГБЦ
Действия:
  • Очистите привалочные плоскости блока и ГБЦ от старой прокладки, нагара и грязи (шабер, обезжириватель).
  • Проверьте плоскость блока линейкой и щупом (зазор не более 0.05 мм).
  • Установите новую прокладку ГБЦ на блок, совместив отверстия под болты и каналы.
  • Установите ГБЦ, аккуратно опустив ее на направляющие штифты.
  • Затяните болты ГБЦ динамометрическим ключом в три этапа (порядок крест-накрест, от центра к краям: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10):
  • 1-й этап: 50 Н·м.
  • 2-й этап: 100 Н·м.
  • 3-й этап: 160–180 Н·м.
  • Установите коллекторы, крышку клапанов, топливные шланги и навесное оборудование (моменты: коллекторы 40–50 Н·м, крышка клапанов 10–15 Н·м).
  • Подсоедините патрубки радиатора, залейте охлаждающую жидкость (10–12 литров).
Сложности:
  • Неправильная затяжка болтов ГБЦ вызывает деформацию или утечки.
  • Прокладка может сместиться при установке ГБЦ.
  • Закисшие болты коллекторов трудно открутить.
Важно не забыть:
  • Проверить чистоту резьбы болтов ГБЦ (пройдите метчиком, если нужно).
  • Убедиться, что прокладка новая и не повреждена.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте затяжку ГБЦ после первых 10–20 моточасов.
  • Используйте только рекомендованную прокладку.
  • Проверяйте герметичность патрубков после сборки.
Сложность этапа: 3/5
  • Требует динамометрического ключа и точности. Выполнимо в хозяйстве, но ошибки в затяжке могут привести к серьезным проблемам.

7. Проверка и тестирование
Действия:
  • Подсоедините аккумулятор, прокачайте топливную систему (удалите воздух через клапан ТНВД).
  • Запустите двигатель на холостых оборотах (600–800 об/мин) на 5–10 минут.
  • Проверьте параметры:
  • Отсутствие утечек масла, жидкости или газов в зоне ГБЦ.
  • Температура: 85–95°C после прогрева.
  • Давление масла: 2–4 кгс/см² на холостых.
  • Отсутствие белого или черного дыма (белый — утечка жидкости, черный — проблемы с топливом).
  • Совершите тестовую поездку на низкой нагрузке (1000–1200 об/мин, 10–20 минут).
  • Повторно проверьте зазоры клапанов и затяжку ГБЦ после 10 моточасов.
Сложности:
  • Утечки могут проявиться только под давлением.
  • Нестабильная работа указывает на проблемы с притиркой или прокладкой.
  • Сложно оценить дымность без опыта.
Важно не забыть:
  • Проверить уровень жидкости после остывания двигателя, долить при необходимости.
  • Убедиться, что форсунки и ТНВД работают корректно.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте работу двигателя каждые 10 моточасов в начале эксплуатации.
  • Прокачивайте систему охлаждения после сборки, чтобы удалить воздух.
  • Регулируйте форсунки каждые 1000 моточасов, чтобы избежать прогара клапанов.
Сложность этапа: 2/5
  • Легко выполнимо в хозяйстве, требует только наблюдения и базовых проверок.

Общие рекомендации
  • Безопасность: Работайте в перчатках, используйте защитные очки при притирке, избегайте контакта с горячим двигателем или жидкостью.
  • Качество ремонта: Неправильная притирка клапанов или установка прокладки приведут к потере компрессии, утечкам или перегреву. Всегда проверяйте герметичность и зазоры.
  • Ограничения: Если ГБЦ имеет трещины или деформацию плоскости, требуется сервис для опрессовки или шлифовки. Износ седел или втулок также может потребовать профессионального ремонта.
  • Профилактика:
  • Проводите ТО ГБЦ каждые 2000 моточасов: проверка клапанов, прокладок, затяжки.
  • Избегайте перегрева двигателя (контролируйте температуру 85–95°C).
  • Храните запасные прокладки и сальники в сухом месте, защищенном от пыли.
  • Проверяйте компрессию каждые 1000 моточасов (норма 28–32 кгс/см²), чтобы выявить износ клапанов.
  • Общая сложность: 3/5
  • Ремонт ГБЦ Д-240 с заменой прокладок и притиркой клапанов возможен в хозяйстве с базовым инструментом (ключи, рассухариватель, притирочный инструмент) и минимальным опытом. Основные сложности связаны с притиркой клапанов (терпение, равномерность), установкой сальников и точной затяжкой ГБЦ.
  • Специнструмент (динамометрический ключ, рассухариватель) обязателен.

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Навесное и прицепное оборудование для тракторов, которое может вам пригодится в дальнейшем, когда почините свой трактор.
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda