Трактор МТЗ-82 имеет уникальные идентификационные номера на основных узлах и агрегатах, нанесённые заводом-изготовителем для учёта, ремонта и заказа запчастей. Номера выбиты на металлических поверхностях или указаны на шильдиках. Это руководство поможет найти номера на всех ключевых узлах МТЗ-82, включая указание местоположения, формата и важных моментов.
Инструменты и материалы- Инструменты: Гаечные ключи (10, 13, 17, 19, 22 мм), отвёртка, фонарик, щётка металлическая, растворитель (для очистки).
- Материалы: Бумага и ручка (для записи), смартфон (для фото).
Подготовка- Установите трактор на ровной площадке, заглушите двигатель, зафиксируйте колёса.
- Очистите узлы от грязи и краски для чёткой видимости номеров.
- Важный момент: Работайте с заглушенным двигателем — случайный запуск опасен.
Поиск номеров узлов и агрегатов1. Двигатель (Д-240)- Где: На блоке цилиндров.
- Место: С правой стороны двигателя, на плоской площадке, ближе к передней части (у масляного щупа или ТНВД).
- Формат: "Д240-XXXX".
- Важные моменты:
- Номер может быть закрашен — используйте растворитель.
- Проверьте с фонариком — штамповка мелкая.
2. Рама (шасси)- Где: На правом лонжероне рамы.
- Место: Спереди, на вертикальной или горизонтальной части, ближе к переднему мосту.
- Формат: "82-XXXXXX".
- Важные моменты:
- Дублируется на шильдике в кабине.
- Очистите от ржавчины щёткой.
3. Кабина- Где: На шильдике внутри кабины.
- Место: На правой стойке двери или под щитком приборов (внутри).
- Формат: "К-XXXX".
- Важные моменты:
- Если табличка сорвана, ищите выбитый номер на каркасе справа у основания.
- Открутите панель (ключ 10 мм) для доступа.
4. Коробка передач (КПП)- Где: На корпусе КПП.
- Место: С правой стороны, выше заливной пробки.
- Формат: "50-1701020-XXXX".
- Важные моменты:
- Снимите защитный кожух (ключ 13 мм).
- Номер может быть под слоем масла — протрите ветошью.
5. Передний мост (балочный или ПВМ)- Где: На корпусе моста.
- Место:
- Балочный: На верхней части балки, у левого/правого кулака.
- ПВМ: На корпусе главной передачи, слева/справа от кардана.
- Формат: "52-2301050-XXXX" (балочный) или "72-2300020-XXXX" (ПВМ).
- Важные моменты:
- Поддомкратьте трактор для удобства.
- Очистите от грязи растворителем.
6. Задний мост- Где: На корпусе заднего моста.
- Место: Справа, у крепления к КПП.
- Формат: "50-2401010-XXXX".
- Важные моменты:
- Снимите навеску (ключ 22 мм) для доступа.
- Номер может быть мелким — используйте фонарик.
7. Вал отбора мощности (ВОМ)- Где: На корпусе ВОМ.
- Место: Сзади трактора, на крышке, ближе к правой стороне.
- Формат: "50-4202010-XXXX".
- Важные моменты:
- Проверьте с фонариком — штамповка мелкая.
- Очистите от грязи щёткой.
8. Гидронавесная система (ГНС, распределитель)- Где: На корпусе распределителя.
- Место: Справа трактора, на гидрораспределителе (Р80-3/1-222).
- Формат: "Р80-XXXX".
- Важные моменты:
- Может быть на шильдике или выбит.
- Протрите от масла для видимости.
9. Гидроусилитель руля (ГОРУ)- Где: На корпусе насоса-дозатора.
- Место: Под кабиной, слева от двигателя.
- Формат: "НД-XXXX".
- Важные моменты:
- Снимите кожух (ключ 17 мм).
- Номер мелкий — фотографируйте.
10. Генератор- Где: На корпусе генератора.
- Место: Сбоку или сверху, справа от двигателя.
- Формат: "Г460-XXXX".
- Важные моменты:
- Шильдик прикручен винтами — проверьте крепление.
- Очистите от пыли.
11. Стартер- Где: На корпусе стартера.
- Место: Справа снизу двигателя.
- Формат: "СТ212-XXXX".
- Важные моменты:
- Доступ снизу — поддомкратьте трактор.
- Протрите от грязи.
12. Топливный насос высокого давления (ТНВД)- Где: На корпусе ТНВД.
- Место: Справа от двигателя, у фланца крепления.
- Формат: "4УТНИ-XXXX" или "260-1111100-XXXX".
- Важные моменты:
- Может быть закрыт грязью — используйте растворитель.
- Снимайте кожух для доступа.
13. Турбокомпрессор (если установлен)- Где: На корпусе турбины.
- Место: На фланце или шильдике турбины (ТКР-7).
- Формат: "ТКР-7-XXXX".
- Важные моменты:
- Снимите патрубки (ключ 13 мм).
- Номер на шильдике — проверьте крепление.
14. Сцепление- Где: На корпусе корзины сцепления.
- Место: У маховика, внутри кожуха сцепления.
- Формат: "50-1601082-XXXX".
- Важные моменты:
- Требуется разборка (снимите КПП, ключ 17 мм).
- Номер виден только при ремонте.
15. Насос гидравлической системы (НШ)- Где: На корпусе насоса.
- Место: Справа от КПП, у привода (НШ-32 или НШ-50).
- Формат: "НШ32-XXXX" или "НШ50-XXXX".
- Важные моменты:
- Номер на шильдике или выбит.
- Очистите от масла.
16. Дифференциал заднего моста- Где: На корпусе дифференциала.
- Место: Внутри заднего моста, на картере.
- Формат: "50-2403010-XXXX".
- Важные моменты:
- Доступ при разборке моста (ключ 19 мм).
- Фотографируйте для точности.
17. Бортовые редукторы ПВМ (если есть)- Где: На корпусе редуктора.
- Место: Слева и справа ПВМ, у фланцев колёс.
- Формат: "72-2308010-XXXX".
- Важные моменты:
- Снимите колесо (ключ 22 мм).
- Номер мелкий — используйте фонарик.
18. Компрессор (если есть пневмосистема)- Где: На корпусе компрессора.
- Место: Справа от двигателя, у привода (А29.01).
- Формат: "А29.01-XXXX".
- Важные моменты:
- Установлен на модификациях с пневмотормозами.
- Проверьте после снятия патрубков.
Общие рекомендации- Поиск: Ищите выбитые номера на плоских участках или шильдики, прикрученные винтами.
- Проблемы: Номера могут быть закрашены, стёрты коррозией или скрыты грязью — очищайте щёткой и растворителем.
- Запись: Фотографируйте или записывайте номера для заказа запчастей.
- Важный момент: Если номер не читается, используйте каталожные данные узла.
Это полное руководство охватывает все узлы и агрегаты МТЗ-82, где нанесены номера.