ремонтмтз.рф - скорый ремонт тракторов мтз на юге россии

Как отрегулировать тепловой зазор третьего цилиндра на двигателе д-240

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Подробная инструкция по регулировке теплового зазора клапанов третьего цилиндра на Д-240

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 2 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

Регулировка теплового зазора клапанов третьего цилиндра на двигателе Д-240 (установлен на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 и других) необходима для обеспечения правильной работы газораспределительного механизма, стабильной мощности и предотвращения износа деталей.

Тепловой зазор — это расстояние между коромыслом и торцом клапана, которое компенсирует тепловое расширение деталей при нагреве двигателя.

Неправильные зазоры могут привести к стуку, потере мощности, перегреву или повреждению клапанов.

Ниже представлена подробная инструкция по регулировке теплового зазора клапанов третьего цилиндра на Д-240, включая этапы работы, инструменты, возможные сложности и оценку сложности операции.

Общая информация
  • Двигатель Д-240:
  • Тип: Четырехцилиндровый, четырехтактный дизельный, объемом 4,75 л, мощностью 80 л.с.
  • Расположение клапанов: В головке блока цилиндров (ГБЦ), по два клапана на цилиндр (впускной и выпускной).
  • Механизм газораспределения: Верхнеклапанный, с приводом через штанги и коромысла от распределительного вала.
  • Тепловой зазор:
  • Номинальный зазор: 0,25–0,30 мм для впускных и выпускных клапанов (на холодном двигателе).
  • Допустимый зазор: До 0,35 мм (при износе деталей).
  • Регулировка проводится на холодном двигателе (температура 20–30°C).
  • Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
  • Периодичность регулировки:
  • Каждые 500 моточасов или при появлении стука в ГБЦ, неровной работы двигателя, потери мощности.
  • После ремонта ГБЦ, замены клапанов или коромысел.
  • Сложность операции: 2/5
  • Регулировка зазора — относительно простая процедура, выполнимая в хозяйстве при наличии базовых инструментов.
  • Основные сложности связаны с определением верхней мертвой точки (ВМТ) третьего цилиндра и аккуратной настройкой зазоров.

Необходимые инструменты и материалы
Инструменты:
  • Набор гаечных ключей (рожковые или накидные, 10–17 мм, чаще всего 13 и 17 мм).
  • Торцевой ключ или головка (17 мм) для болтов крышки ГБЦ.
  • Отвертка (плоская) для снятия хомутов или кожухов.
  • Щупы плоские (набор, 0,25–0,30 мм) для измерения зазоров.
  • Ключ для проворачивания коленвала (36 мм, для болта шкива коленвала).
  • Пассатижи или ключ для регулировки контргайки коромысел (обычно 13 мм).
  • Фонарь для освещения рабочей зоны.
  • Маркер или мел для меток на шкиве (при необходимости).
Материалы:
  • Новая прокладка крышки ГБЦ (рекомендуется, если старая повреждена).
  • Очиститель (керосин, растворитель) для удаления грязи.
  • Тряпки для очистки.
  • Моторное масло (для смазки резьбы коромысел, если требуется).

Этапы регулировки теплового зазора третьего цилиндра
  • Подготовка трактора
  • Описание:
  • Установите трактор на ровной поверхности, включите стояночный тормоз, заглушите двигатель.
  • Дайте двигателю остыть до температуры 20–30°C (1–2 часа после работы).
  • Отсоедините аккумулятор (минусовую клемму) для безопасности.
  • Очистите зону вокруг крышки ГБЦ от грязи с помощью тряпок или сжатого воздуха.
Сложности:
  • Грязь на крышке может попасть внутрь ГБЦ при снятии.
  • Тесное пространство в моторном отсеке затрудняет доступ.
Важно:
  • Убедитесь, что двигатель холодный, так как зазоры на горячем двигателе будут меньше.
  • Подготовьте чистую рабочую зону, чтобы избежать загрязнения.
Время: 10–15 минут.
Сложность этапа: 1/5.

  • Снятие крышки ГБЦ
  • Описание:
  • Отсоедините патрубки или навесное оборудование, мешающее доступу к крышке ГБЦ (например, воздушный фильтр или топливопроводы).
  • Открутите болты крепления крышки ГБЦ (6–8 болтов, ключ 17 мм).
  • Аккуратно снимите крышку, стараясь не повредить прокладку.
  • Осмотрите прокладку на наличие трещин или деформаций — замените при необходимости.
  • Очистите внутреннюю часть крышки и привалочную поверхность ГБЦ от масла и грязи.
Сложности:
  • Приржавевшие болты могут быть сложно открутить.
  • Повреждение прокладки потребует замены.
Важно:
  • Снимайте крышку плавно, чтобы не деформировать прокладку.
  • Закройте открытые отверстия ГБЦ тряпками, чтобы избежать попадания грязи.
Время: 10–15 минут.
Сложность этапа: 2/5.

  • Установка поршня третьего цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ)
  • Описание:
  • Для регулировки клапанов третьего цилиндра необходимо установить его поршень в ВМТ такта сжатия, когда оба клапана (впускной и выпускной) закрыты.
  • Порядок работы цилиндров Д-240: 1-3-4-2. Третий цилиндр регулируется одновременно с первым, когда первый находится в ВМТ такта сжатия.
  • Найдите метку ВМТ на шкиве коленвала (риска на шкиве и указатель на блоке).
  • Снимите крышку люка на картере маховика (снизу двигателя) или используйте шкив коленвала для проворачивания.
  • Проверните коленвал (ключом на 36 мм за болт шкива, по часовой стрелке) до совмещения метки ВМТ.
  • Проверьте положение коромысел первого цилиндра: оба клапана должны быть закрыты (коромысла свободно покачиваются).
  • Если клапаны первого цилиндра не закрыты, проверните коленвал на 360° (один полный оборот).
  • Убедитесь, что коромысла третьего цилиндра также свободны (клапаны закрыты).
Сложности:
  • Метка ВМТ может быть плохо видна из-за грязи или износа.
  • Неправильное определение такта сжатия приведет к ошибочной регулировке.
Важно:
  • Подтвердите, что поршень первого цилиндра в такте сжатия (оба клапана закрыты).
  • Используйте маркер для временной метки, если оригинальная плохо видна.
Время: 10–15 минут.
Сложность этапа: 2/5.

  • Регулировка теплового зазора клапанов третьего цилиндра
  • Описание:
  • В положении, когда поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия, регулируются клапаны первого и третьего цилиндров.
  • Найдите коромысла третьего цилиндра (третий цилиндр — второй от радиатора, если считать от передней части двигателя).
  • Проверьте зазоры впускного и выпускного клапанов:
  • Вставьте щуп 0,25 мм между коромыслом и торцом клапана.
  • Щуп должен входить с легким сопротивлением (если зазор больше или меньше, требуется регулировка).
  • Для регулировки:
  • Ослабьте контргайку регулировочного винта коромысла (ключ 13 мм).
  • Вращайте регулировочный винт отверткой, пока зазор не станет 0,25–0,30 мм (щуп входит с легким усилием).
  • Удерживая винт, затяните контргайку (момент около 20–30 Н·м).
  • Повторно проверьте зазор, так как он может измениться при затяжке.
  • Повторите для второго клапана третьего цилиндра (впускного или выпускного).
Сложности:
  • Неправильная затяжка контргайки может сбить зазор.
  • Ограниченный доступ к коромыслам третьего цилиндра требует терпения.
Важно:
  • Используйте щуп 0,25 мм для точной настройки, 0,30 мм — для допуска.
  • Проверяйте зазор после затяжки контргайки.
Время: 10–15 минут.
Сложность этапа: 3/5.

  • Сборка и проверка
  • Описание:
  • Очистите привалочные поверхности крышки ГБЦ и головки от грязи.
  • Установите прокладку (новую, если старая повреждена) и крышку ГБЦ.
  • Затяните болты крышки равномерно, крест-накрест (момент затяжки 20–30 Н·м, ключ 17 мм).
  • Подсоедините снятые патрубки или навесное оборудование.
  • Подключите аккумулятор и запустите двигатель.
  • Проверьте:
  • Отсутствие стуков в районе ГБЦ.
  • Ровную работу двигателя на холостых оборотах.
  • Отсутствие утечек масла из-под крышки ГБЦ.
  • Проведите тестовую поездку, чтобы убедиться в нормальной работе третьего цилиндра.
Сложности:
  • Повреждение прокладки при установке может вызвать утечки масла.
  • Неправильная затяжка болтов крышки приведет к деформации или подтеканию.
Важно:
  • Затягивайте болты крышки равномерно, чтобы избежать перекоса.
  • Если стук или неровная работа сохраняются, проверьте зазоры снова или осмотрите коромысла/штанги.
Время: 15–20 минут.
Сложность этапа: 2/5.

Возможные сложности
  • Неправильное определение ВМТ: Если такт сжатия определен неверно, регулировка будет ошибочной, что ухудшит работу двигателя.
  • Ограниченный доступ: Тесное пространство в районе коромысел третьего цилиндра затрудняет работу.
  • Срыв резьбы: Перетяжка контргайки или регулировочного винта может повредить резьбу коромысла.
  • Износ деталей: Если коромысла, штанги или клапаны изношены, регулировка даст временный эффект, потребуется ремонт ГБЦ.
  • Загрязнение: Попадание грязи в ГБЦ при снятии крышки может повредить двигатель.
  • Повреждение прокладки: Некачественная или неправильно установленная прокладка вызовет утечки масла.

Важные моменты
  • Чистота: Работайте в чистых условиях, очищайте детали перед сборкой, чтобы избежать загрязнения ГБЦ.
  • Точность зазоров: Используйте щуп 0,25–0,30 мм и проверяйте зазор после затяжки контргайки.
  • Проверка ВМТ: Убедитесь, что поршень первого цилиндра в такте сжатия, чтобы правильно отрегулировать третий цилиндр.
  • Прокладка ГБЦ: Замените прокладку крышки, если она повреждена, чтобы предотвратить утечки.
  • Тестирование: После регулировки проверьте работу двигателя на холостых и под нагрузкой, чтобы убедиться в отсутствии стуков.

Итог
Регулировка теплового зазора клапанов третьего цилиндра на двигателе Д-240 — операция средней сложности (2/5), выполнимая в хозяйстве при наличии базовых инструментов (щупы, ключи, отвертка).

Основные этапы включают подготовку, снятие крышки ГБЦ, установку поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия, регулировку зазоров (0,25–0,30 мм) для впускного и выпускного клапанов третьего цилиндра, сборку и проверку. Ключевые риски связаны с ошибками в определении ВМТ, неточной настройкой зазоров или загрязнением ГБЦ.

Для успешной регулировки соблюдайте чистоту, точность измерений и проверяйте зазоры после затяжки.

Если после регулировки двигатель работает неровно или слышен стук, проверьте состояние коромысел, штанг или клапанов, а при необходимости обратитесь в сервис для диагностики ГБЦ.

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Навесное и прицепное оборудование для тракторов, которое может вам пригодится в дальнейшем, когда почините свой трактор.
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda