Общая сложность ремонта: 5/5 (требуются специальные инструменты, высокая квалификация, подъемное оборудование; в хозяйстве выполнить крайне сложно без опыта и стенда).
Общее время выполнения: ~10–12 часов (зависит от опыта, условий и состояния узлов).
Когда обращаться в сервис: Если нет опыта капитального ремонта двигателя, отсутствуют динамометрический ключ, микрометр, съемники, подъемник, либо обнаружены трещины блока цилиндров, износ постелей подшипников или необходимость перешлифовки коленвала. Обратитесь в сервис, если после сборки двигатель не запускается, слышен стук или давление масла не соответствует норме.
Примечание: Инструкция ориентирована на двигатель Д-240, устанавливаемый на МТЗ-82. Коленвал Д-240 не взаимозаменяем с Д-245 без доработок (разные размеры шеек и маркировка). Убедитесь, что новый коленвал соответствует номиналу (75,25/68,25 мм или 75,00/68,00 мм для коренных/шатунных шеек) или ремонтному размеру (Р1–Р4).
1. ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА И ИНСТРУМЕНТОВОписание: Организуйте чистое рабочее место, соберите инструменты, обеспечьте безопасность.
Сложность: 1/5 (простая операция, выполнима в хозяйстве).
Время: 20–30 минут.
Последовательность действий:- Установите трактор на ровной площадке, зафиксируйте ручным тормозом и противооткатными упорами.
- Отключите аккумулятор (минусовую клемму первой).
- Слейте масло из двигателя (открутите пробку картера, соберите в емкость).
- Слейте охлаждающую жидкость (откройте сливной кран радиатора).
- Подготовьте инструменты и материалы (см. список в конце).
- Обеспечьте чистоту рабочего места, чтобы исключить попадание грязи в двигатель.
Сложности и как их избежать:- Грязь в двигателе может повредить новые детали — используйте чистую ветошь и закрывайте открытые узлы.
- Неправильное отключение аккумулятора может вызвать короткое замыкание — снимайте минусовую клемму первой.
Важное не забыть:- Проверить наличие динамометрического ключа, микрометра и съемников.
- Подготовить подъемник или таль (для снятия двигателя).
Что можно перепутать:- Порядок снятия клемм аккумулятора.
2. ДЕМОНТАЖ ДВИГАТЕЛЯ С ТРАКТОРАОписание: Снимите двигатель для доступа к коленвалу.
Сложность: 4/5 (требуется подъемное оборудование и осторожность).
Время: 2–3 часа.
Последовательность действий:- Снимите капот и боковые панели трактора.
- Отсоедините топливные шланги, тросы управления и электрические разъемы (пометьте для обратной сборки).
- Отсоедините радиатор и патрубки системы охлаждения.
- Открутите болты крепления двигателя к коробке передач (ключ на 19 мм).
- Отсоедините переднюю подвеску двигателя (резинометаллический амортизатор, ключ на 17 мм).
- Используя таль или подъемник, аккуратно снимите двигатель (вес ~300 кг) и установите на стенд или подставки.
Ориентация деталей:- Запомните расположение болтов (разные длины).
- Пометьте расположение проводов и шлангов.
Сложности и как их избежать:- Тяжелый двигатель требует надежного подъемника — без него высок риск травм или повреждений.
- Закисшие болты могут сломаться — используйте проникающую смазку (WD-40).
Важное не забыть:- Пометить шланги и провода для правильной сборки.
- Проверить состояние передней подвески (амортизатора).
Что можно перепутать:- Установить болты в неправильные отверстия при сборке.
- Перепутать подключение шлангов.
3. РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ДОСТУПА К КОЛЕНВАЛУОписание: Разберите двигатель, чтобы извлечь коленвал.
На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная разборка может повредить блок или другие детали.Не уверен, как правильно разобрать двигатель? Бесплатно подскажем по телефону — звоните, +7 953 071 5243 — звони прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный эксперт на связи.Сложность: 5/5 (требуется высокая точность и инструменты).
Время: 2–3 часа.
Последовательность действий:- Снимите масляный картер (ключ на 13 мм, 12–16 болтов).
- Открутите масляный насос и маслопроводы (ключ на 12 мм).
- Снимите крышку головки цилиндров и головку блока (ключ на 17 мм, соблюдайте порядок откручивания болтов).
- Извлеките поршни с шатунами:
- Открутите крышки шатунов (ключ на 14 мм).
- Выньте поршни вверх через цилиндры, используя оправку И 806.01.200.
- Снимите маховик (ключ на 19 мм, 6–8 болтов) и муфту сцепления.
- Открутите крышки коренных подшипников (ключ на 17 мм, 5 крышек) — не перепутайте их местами, они индивидуально расточены с блоком.
- Извлеките коленвал, аккуратно поднимая его из блока.
Ориентация деталей:- Пронумеруйте крышки коренных подшипников (1–5, от передней к задней).
- Пометьте шатуны и поршни по цилиндрам (1–4).
- Запомните ориентацию вкладышей (замки должны совпадать с пазами).
Сложности и как их избежать:- Перестановка крышек коренных подшипников нарушит центровку — маркируйте их.
- Повреждение вкладышей или шеек при извлечении — работайте аккуратно, не роняйте коленвал.
Важное не забыть:- Проверить состояние вкладышей (задиры, выкрашивание) и постелей блока.
- Очистить блок от нагара и грязи.
Что можно перепутать:- Порядок установки крышек коренных подшипников.
- Ориентацию шатунов (замок вкладыша должен смотреть к топливной аппаратуре).
4. ПРОВЕРКА И ПОДГОТОВКА НОВОГО КОЛЕНВАЛАОписание: Проверьте новый коленвал и подготовьте его к установке.
Сложность: 4/5 (требуется микрометр и дефектоскоп).
Время: 30–40 минут.
Последовательность действий:- Проверьте новый коленвал на соответствие номиналу или ремонтному размеру (микрометром измерьте диаметры шеек):
- Номинал: коренные — 75,25/75,00 мм, шатунные — 68,25/68,00 мм.
- Ремонтные размеры: Р1–Р4 (см. таблицу ниже).
- Осмотрите шейки на наличие задиров, трещин или дефектов (желательно использовать магнитный дефектоскоп).
- Проверьте биение шеек (не более 0,05 мм) и фланца маховика (не более 0,03 мм для нового вала).
- Убедитесь, что заглушки шатунных шеек одной группы (номер выбит на торце) для балансировки.
- Смажьте шейки новым моторным маслом (М10Г2).
Ориентация деталей:- Замки вкладышей коренных и шатунных подшипников должны совпадать с пазами в постелях.
- Шестерня привода и шкив на переднем конце вала устанавливаются по меткам.
Сложности и как их избежать:- Несоответствие размеров вкладышей и шеек приведет к заклиниванию — подбирайте вкладыши строго под размер шеек.
- Микротрещины могут вызвать поломку вала — используйте дефектоскоп.
Важное не забыть:- Проверить размеры всех шеек микрометром.
- Убедиться в чистоте масляных каналов вала.
Что можно перепутать:- Подобрать вкладыши неправильного размера (например, БН1 вместо БН2).
5. УСТАНОВКА НОВОГО КОЛЕНВАЛАОписание: Установите новый коленвал в блок двигателя.
На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная установка коленвала приведет к стукам или заклиниванию двигателя.Не уверен, как правильно установить коленвал? Бесплатно подскажем по телефону — звоните, +7 953 071 5243 — звони прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный эксперт на связи.Сложность: 5/5 (требуется точность и динамометрический ключ).
Время: 1–2 часа.
Последовательность действий:- Установите новые вкладыши коренных подшипников в постели блока и крышки (замки в пазы).
- Аккуратно уложите коленвал в постели блока, смазав шейки маслом.
- Установите крышки коренных подшипников по номерам (1–5), смазав вкладыши.
- Затяните болты крышек динамометрическим ключом (момент 200–220 Н·м) в порядке: 3–2–4–1–5.
- Проверьте вращение вала вручную — должно быть плавным, без заеданий (момент не более 3 Н·м).
- Установите шестерни и шкив на передний конец вала, выровняв по меткам ГРМ.
- Установите заднее уплотнение (манжету) и маслотражатель.
Ориентация деталей:- Крышки коренных подшипников устанавливаются строго по номерам.
- Осевое перемещение вала ограничивается упорами пятой коренной шейки (допуск 0,5 мм).
Сложности и как их избежать:- Перетяжка болтов может деформировать постели — используйте динамометрический ключ.
- Неправильная установка шестерен нарушит фазы ГРМ — проверяйте метки.
Важное не забыть:- Проверить легкость вращения вала после затяжки.
- Убедиться в правильной установке уплотнений.
Что можно перепутать:- Порядок затяжки крышек.
- Ориентацию шестерен ГРМ.
6. СБОРКА ДВИГАТЕЛЯОписание: Соберите двигатель после установки коленвала.
Сложность: 4/5 (требуется точность и соблюдение моментов затяжки).
Время: 2–3 часа.
Последовательность действий:- Установите поршни с шатунами:
- Убедитесь, что замки вкладышей шатунов смотрят к топливной аппаратуре.
- Используйте конусную оправку для запрессовки поршней в гильзы.
- Затяните крышки шатунов (момент 140–160 Н·м).
- Установите головку цилиндров, затянув болты в правильном порядке (момент 190–210 Н·м).
- Установите масляный насос и маслопроводы.
- Установите маховик (момент болтов 100–120 Н·м) и муфту сцепления.
- Установите масляный картер с новой прокладкой.
- Подсоедините все снятые узлы (форсунки, трубки, коллекторы).
Ориентация деталей:- Замки поршневых колец располагаются под углом 180° относительно друг друга.
- Болты головки цилиндров затягиваются в крестообразном порядке.
Сложности и как их избежать:- Неправильная установка поршней вызовет стук — проверяйте ориентацию шатунов.
- Утечка масла через картер — используйте новую прокладку.
Важное не забыть:- Проверить зазоры в шатунных подшипниках (0,05–0,12 мм, допустимо до 0,3 мм).
- Смазать все трущиеся поверхности перед сборкой.
Что можно перепутать:- Ориентацию шатунов или поршневых колец.
- Порядок затяжки болтов головки.
7. УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ НА ТРАКТОРОписание: Установите двигатель обратно на трактор.
Сложность: 4/5 (требуется подъемник и точность).
Время: 1–2 часа.
Последовательность действий:- Используя таль, установите двигатель на полураму, выровняв с коробкой передач.
- Закрутите болты крепления к КПП (момент 60–70 Н·м).
- Подсоедините переднюю подвеску, отрегулировав амортизатор:
- Ослабьте болты амортизатора на 3–4 оборота.
- Затяните болты передней опоры.
- Заверните регулировочный болт до упора.
- Подсоедините шланги, провода и тросы по меткам.
- Установите радиатор и залейте охлаждающую жидкость.
- Залейте масло (М10Г2, 12–15 л).
Ориентация деталей:- Шланги и провода подключаются по меткам.
- Карданный вал выравнивается по ранее сделанным меткам.
Сложности и как их избежать:- Неправильное выравнивание двигателя затруднит соединение с КПП — используйте направляющие шпильки.
- Утечка жидкостей — проверьте герметичность соединений.
Важное не забыть:- Проверить затяжку всех болтов.
- Залить масло и охлаждающую жидкость.
Что можно перепутать:- Перепутать подключение шлангов или проводов.
8. ПРОВЕРКА И ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯОписание: Проверьте работу двигателя после замены коленвала.
Сложность: 3/5 (требуется внимательность и диагностика).
Время: 30–40 минут.
Последовательность действий:- Подсоедините аккумулятор (минусовую клемму последней).
- Прокачайте топливную систему, удалив воздух.
- Запустите двигатель, прогрейте до 50–60°C.
- Проверьте:
- Давление масла на холостом ходу (2,5–3,5 кгс/см²).
- Отсутствие стуков или вибраций.
- Герметичность соединений (нет утечек масла или жидкости).
- Проведите обкатку на низких оборотах (10–15 моточасов), избегая нагрузок.
Сложности и как их избежать:- Низкое давление масла указывает на неправильную сборку или засор — проверьте масляный насос и каналы.
- Стуки могут указывать на неверный зазор в подшипниках — разберите и проверьте.
Важное не забыть:- Проверить давление масла манометром.
- Убедиться в отсутствии утечек после обкатки.
Что можно перепутать:- Пропустить стуки или вибрации, приняв их за норму.
Таблица причин необходимости замены коленвалаПричина | Описание | Вероятность |
Износ шеек (коренных/шатунных) | Зазор более 0,3 мм (коренные) или 0,25 мм (шатунные), овальность >0,06 мм. | Высокая |
Трещины или излом вала | Микротрещины или физическое разрушение вала. | Средняя |
Аварийные стуки подшипников | Стук из-за износа вкладышей или шеек, часто с задирами. | Средняя |
Нарушение балансировки | Поломка заглушек или дисбаланс, вызывающий вибрации. | Низкая |
Задиры или выкрашивание на шейках | Повреждение поверхностей из-за недостатка смазки или грязи. | Низкая |
Таблица номинальных и ремонтных размеров коленвала Д-240Размер | Коренные шейки (мм) | Шатунные шейки (мм) |
Номинал 1 | 75,25 ± 0,083–0,101 | 68,25 ± 0,077–0,096 |
Номинал 2 | 75,00 ± 0,083–0,101 | 68,00 ± 0,077–0,096 |
Р1 | 74,50 ± 0,083–0,101 | 67,50 ± 0,077–0,096 |
Р2 | 74,00 ± 0,083–0,101 | 67,00 ± 0,077–0,096 |
Р3 | 73,50 ± 0,083–0,101 | 66,50 ± 0,077–0,096 |
Р4 | 73,00 ± 0,083–0,101 | 66,00 ± 0,077–0,096 |
Инструменты и материалыИнструменты:- Набор ключей (10, 12, 13, 14, 17, 19 мм).
- Динамометрический ключ (до 250 Н·м).
- Микрометр (для измерения шеек).
- Магнитный или ультразвуковой дефектоскоп (желательно).
- Съемник универсальный (для шестерен).
- Оправка И 806.01.200 (для поршней).
- Конусная оправка для поршневых колец.
- Подъемник или таль (грузоподъемность min 300 кг).
- Манометр для проверки давления масла.
- Фонарик и щетка для очистки.
Материалы:- Новый коленвал Д-240 (номинал или ремонтный размер).
- Вкладыши коренных и шатунных подшипников (БН1/БН2 или ремонтные).
- Новые уплотнения (манжеты) коленвала.
- Прокладки (головки цилиндров, картера).
- Моторное масло М10Г2 (15 л).
- Охлаждающая жидкость (20 л).
- Проникающая смазка (WD-40).
- Чистая ветошь.
Последствия ошибок и пропуска операцийОперация | Последствие ошибки/пропуска | Сумма ущерба (руб) | Срок наступления |
Подготовка рабочего места | Попадание грязи в двигатель, износ новых деталей, заклинивание. | 10,000–20,000 | 1–2 недели |
Демонтаж двигателя | Повреждение КПП, шлангов или блока, травмы при падении двигателя. | 20,000–50,000 | Немедленно |
Разборка двигателя | Перестановка крышек подшипников, повреждение постелей, поршней или вала. | 30,000–70,000 | Немедленно |
Проверка коленвала | Установка дефектного вала, трещины, стуки, поломка двигателя. | 50,000–100,000 | 1–4 недели |
Установка коленвала | Неправильная затяжка, дисбаланс, стуки, заклинивание двигателя. | 50,000–100,000 | Немедленно |
Сборка двигателя | Неправильная установка поршней, ГРМ или прокладок, утечки, стуки. | 30,000–80,000 | 1–4 недели |
Установка двигателя | Неправильное выравнивание, повреждение КПП, утечки жидкостей. | 20,000–50,000 | Немедленно |
Проверка и запуск | Игнорирование стуков или низкого давления, поломка двигателя или КПП. | 50,000–150,000 | 1–8 недель |
Итого сумма ущерба 260,000–620,000 руб. Эта инструкция позволяет заменить коленвал на двигателе Д-240 трактора МТЗ-82, но требует высокой квалификации и специального оборудования.