ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

д240 замена коленвала

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Подробная пооперационная инструкция по замене коленвала на двигателе Д-240 трактора МТЗ-82

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ

63% людей, пытающихся выполнить ремонт своими руками, сожалеют об этом хотя бы один раз .

58% тратят больше, чем планировали, из-за ошибок при самостоятельном ремонте .

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 5 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

эту работу лучше доверит нашему сервису, но если решитесь сами - вот инструкция.

Общая сложность ремонта: 5/5 (требуются специальные инструменты, высокая квалификация, подъемное оборудование; в хозяйстве выполнить крайне сложно без опыта и стенда).
Общее время выполнения: ~10–12 часов (зависит от опыта, условий и состояния узлов).
Когда обращаться в сервис: Если нет опыта капитального ремонта двигателя, отсутствуют динамометрический ключ, микрометр, съемники, подъемник, либо обнаружены трещины блока цилиндров, износ постелей подшипников или необходимость перешлифовки коленвала. Обратитесь в сервис, если после сборки двигатель не запускается, слышен стук или давление масла не соответствует норме.

Примечание: Инструкция ориентирована на двигатель Д-240, устанавливаемый на МТЗ-82. Коленвал Д-240 не взаимозаменяем с Д-245 без доработок (разные размеры шеек и маркировка). Убедитесь, что новый коленвал соответствует номиналу (75,25/68,25 мм или 75,00/68,00 мм для коренных/шатунных шеек) или ремонтному размеру (Р1–Р4).

1. ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА И ИНСТРУМЕНТОВ
Описание: Организуйте чистое рабочее место, соберите инструменты, обеспечьте безопасность.
Сложность: 1/5 (простая операция, выполнима в хозяйстве).
Время: 20–30 минут.
Последовательность действий:
  • Установите трактор на ровной площадке, зафиксируйте ручным тормозом и противооткатными упорами.
  • Отключите аккумулятор (минусовую клемму первой).
  • Слейте масло из двигателя (открутите пробку картера, соберите в емкость).
  • Слейте охлаждающую жидкость (откройте сливной кран радиатора).
  • Подготовьте инструменты и материалы (см. список в конце).
  • Обеспечьте чистоту рабочего места, чтобы исключить попадание грязи в двигатель.
Сложности и как их избежать:
  • Грязь в двигателе может повредить новые детали — используйте чистую ветошь и закрывайте открытые узлы.
  • Неправильное отключение аккумулятора может вызвать короткое замыкание — снимайте минусовую клемму первой.
Важное не забыть:
  • Проверить наличие динамометрического ключа, микрометра и съемников.
  • Подготовить подъемник или таль (для снятия двигателя).
Что можно перепутать:
  • Порядок снятия клемм аккумулятора.

2. ДЕМОНТАЖ ДВИГАТЕЛЯ С ТРАКТОРА
Описание: Снимите двигатель для доступа к коленвалу.
Сложность: 4/5 (требуется подъемное оборудование и осторожность).
Время: 2–3 часа.
Последовательность действий:
  • Снимите капот и боковые панели трактора.
  • Отсоедините топливные шланги, тросы управления и электрические разъемы (пометьте для обратной сборки).
  • Отсоедините радиатор и патрубки системы охлаждения.
  • Открутите болты крепления двигателя к коробке передач (ключ на 19 мм).
  • Отсоедините переднюю подвеску двигателя (резинометаллический амортизатор, ключ на 17 мм).
  • Используя таль или подъемник, аккуратно снимите двигатель (вес ~300 кг) и установите на стенд или подставки.
Ориентация деталей:
  • Запомните расположение болтов (разные длины).
  • Пометьте расположение проводов и шлангов.
Сложности и как их избежать:
  • Тяжелый двигатель требует надежного подъемника — без него высок риск травм или повреждений.
  • Закисшие болты могут сломаться — используйте проникающую смазку (WD-40).
Важное не забыть:
  • Пометить шланги и провода для правильной сборки.
  • Проверить состояние передней подвески (амортизатора).
Что можно перепутать:
  • Установить болты в неправильные отверстия при сборке.
  • Перепутать подключение шлангов.

3. РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ДОСТУПА К КОЛЕНВАЛУ
Описание: Разберите двигатель, чтобы извлечь коленвал.

На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная разборка может повредить блок или другие детали.
Не уверен, как правильно разобрать двигатель? Бесплатно подскажем по телефону — звоните, +7 953 071 5243 — звони прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный эксперт на связи.

Сложность: 5/5 (требуется высокая точность и инструменты).
Время: 2–3 часа.
Последовательность действий:
  • Снимите масляный картер (ключ на 13 мм, 12–16 болтов).
  • Открутите масляный насос и маслопроводы (ключ на 12 мм).
  • Снимите крышку головки цилиндров и головку блока (ключ на 17 мм, соблюдайте порядок откручивания болтов).
  • Извлеките поршни с шатунами:
  • Открутите крышки шатунов (ключ на 14 мм).
  • Выньте поршни вверх через цилиндры, используя оправку И 806.01.200.
  • Снимите маховик (ключ на 19 мм, 6–8 болтов) и муфту сцепления.
  • Открутите крышки коренных подшипников (ключ на 17 мм, 5 крышек) — не перепутайте их местами, они индивидуально расточены с блоком.
  • Извлеките коленвал, аккуратно поднимая его из блока.
Ориентация деталей:
  • Пронумеруйте крышки коренных подшипников (1–5, от передней к задней).
  • Пометьте шатуны и поршни по цилиндрам (1–4).
  • Запомните ориентацию вкладышей (замки должны совпадать с пазами).
Сложности и как их избежать:
  • Перестановка крышек коренных подшипников нарушит центровку — маркируйте их.
  • Повреждение вкладышей или шеек при извлечении — работайте аккуратно, не роняйте коленвал.
Важное не забыть:
  • Проверить состояние вкладышей (задиры, выкрашивание) и постелей блока.
  • Очистить блок от нагара и грязи.
Что можно перепутать:
  • Порядок установки крышек коренных подшипников.
  • Ориентацию шатунов (замок вкладыша должен смотреть к топливной аппаратуре).

4. ПРОВЕРКА И ПОДГОТОВКА НОВОГО КОЛЕНВАЛА
Описание: Проверьте новый коленвал и подготовьте его к установке.
Сложность: 4/5 (требуется микрометр и дефектоскоп).
Время: 30–40 минут.
Последовательность действий:
  • Проверьте новый коленвал на соответствие номиналу или ремонтному размеру (микрометром измерьте диаметры шеек):
  • Номинал: коренные — 75,25/75,00 мм, шатунные — 68,25/68,00 мм.
  • Ремонтные размеры: Р1–Р4 (см. таблицу ниже).
  • Осмотрите шейки на наличие задиров, трещин или дефектов (желательно использовать магнитный дефектоскоп).
  • Проверьте биение шеек (не более 0,05 мм) и фланца маховика (не более 0,03 мм для нового вала).
  • Убедитесь, что заглушки шатунных шеек одной группы (номер выбит на торце) для балансировки.
  • Смажьте шейки новым моторным маслом (М10Г2).
Ориентация деталей:
  • Замки вкладышей коренных и шатунных подшипников должны совпадать с пазами в постелях.
  • Шестерня привода и шкив на переднем конце вала устанавливаются по меткам.
Сложности и как их избежать:
  • Несоответствие размеров вкладышей и шеек приведет к заклиниванию — подбирайте вкладыши строго под размер шеек.
  • Микротрещины могут вызвать поломку вала — используйте дефектоскоп.
Важное не забыть:
  • Проверить размеры всех шеек микрометром.
  • Убедиться в чистоте масляных каналов вала.
Что можно перепутать:
  • Подобрать вкладыши неправильного размера (например, БН1 вместо БН2).

5. УСТАНОВКА НОВОГО КОЛЕНВАЛА
Описание: Установите новый коленвал в блок двигателя.

На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная установка коленвала приведет к стукам или заклиниванию двигателя.
Не уверен, как правильно установить коленвал? Бесплатно подскажем по телефону — звоните, +7 953 071 5243 — звони прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный эксперт на связи.

Сложность: 5/5 (требуется точность и динамометрический ключ).
Время: 1–2 часа.
Последовательность действий:
  • Установите новые вкладыши коренных подшипников в постели блока и крышки (замки в пазы).
  • Аккуратно уложите коленвал в постели блока, смазав шейки маслом.
  • Установите крышки коренных подшипников по номерам (1–5), смазав вкладыши.
  • Затяните болты крышек динамометрическим ключом (момент 200–220 Н·м) в порядке: 3–2–4–1–5.
  • Проверьте вращение вала вручную — должно быть плавным, без заеданий (момент не более 3 Н·м).
  • Установите шестерни и шкив на передний конец вала, выровняв по меткам ГРМ.
  • Установите заднее уплотнение (манжету) и маслотражатель.
Ориентация деталей:
  • Крышки коренных подшипников устанавливаются строго по номерам.
  • Осевое перемещение вала ограничивается упорами пятой коренной шейки (допуск 0,5 мм).
Сложности и как их избежать:
  • Перетяжка болтов может деформировать постели — используйте динамометрический ключ.
  • Неправильная установка шестерен нарушит фазы ГРМ — проверяйте метки.
Важное не забыть:
  • Проверить легкость вращения вала после затяжки.
  • Убедиться в правильной установке уплотнений.
Что можно перепутать:
  • Порядок затяжки крышек.
  • Ориентацию шестерен ГРМ.

6. СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ
Описание: Соберите двигатель после установки коленвала.
Сложность: 4/5 (требуется точность и соблюдение моментов затяжки).
Время: 2–3 часа.
Последовательность действий:
  • Установите поршни с шатунами:
  • Убедитесь, что замки вкладышей шатунов смотрят к топливной аппаратуре.
  • Используйте конусную оправку для запрессовки поршней в гильзы.
  • Затяните крышки шатунов (момент 140–160 Н·м).
  • Установите головку цилиндров, затянув болты в правильном порядке (момент 190–210 Н·м).
  • Установите масляный насос и маслопроводы.
  • Установите маховик (момент болтов 100–120 Н·м) и муфту сцепления.
  • Установите масляный картер с новой прокладкой.
  • Подсоедините все снятые узлы (форсунки, трубки, коллекторы).
Ориентация деталей:
  • Замки поршневых колец располагаются под углом 180° относительно друг друга.
  • Болты головки цилиндров затягиваются в крестообразном порядке.
Сложности и как их избежать:
  • Неправильная установка поршней вызовет стук — проверяйте ориентацию шатунов.
  • Утечка масла через картер — используйте новую прокладку.
Важное не забыть:
  • Проверить зазоры в шатунных подшипниках (0,05–0,12 мм, допустимо до 0,3 мм).
  • Смазать все трущиеся поверхности перед сборкой.
Что можно перепутать:
  • Ориентацию шатунов или поршневых колец.
  • Порядок затяжки болтов головки.

7. УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ НА ТРАКТОР
Описание: Установите двигатель обратно на трактор.
Сложность: 4/5 (требуется подъемник и точность).
Время: 1–2 часа.
Последовательность действий:
  • Используя таль, установите двигатель на полураму, выровняв с коробкой передач.
  • Закрутите болты крепления к КПП (момент 60–70 Н·м).
  • Подсоедините переднюю подвеску, отрегулировав амортизатор:
  • Ослабьте болты амортизатора на 3–4 оборота.
  • Затяните болты передней опоры.
  • Заверните регулировочный болт до упора.
  • Подсоедините шланги, провода и тросы по меткам.
  • Установите радиатор и залейте охлаждающую жидкость.
  • Залейте масло (М10Г2, 12–15 л).
Ориентация деталей:
  • Шланги и провода подключаются по меткам.
  • Карданный вал выравнивается по ранее сделанным меткам.
Сложности и как их избежать:
  • Неправильное выравнивание двигателя затруднит соединение с КПП — используйте направляющие шпильки.
  • Утечка жидкостей — проверьте герметичность соединений.
Важное не забыть:
  • Проверить затяжку всех болтов.
  • Залить масло и охлаждающую жидкость.
Что можно перепутать:
  • Перепутать подключение шлангов или проводов.

8. ПРОВЕРКА И ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ
Описание: Проверьте работу двигателя после замены коленвала.
Сложность: 3/5 (требуется внимательность и диагностика).
Время: 30–40 минут.
Последовательность действий:
  • Подсоедините аккумулятор (минусовую клемму последней).
  • Прокачайте топливную систему, удалив воздух.
  • Запустите двигатель, прогрейте до 50–60°C.
  • Проверьте:
  • Давление масла на холостом ходу (2,5–3,5 кгс/см²).
  • Отсутствие стуков или вибраций.
  • Герметичность соединений (нет утечек масла или жидкости).
  • Проведите обкатку на низких оборотах (10–15 моточасов), избегая нагрузок.
Сложности и как их избежать:
  • Низкое давление масла указывает на неправильную сборку или засор — проверьте масляный насос и каналы.
  • Стуки могут указывать на неверный зазор в подшипниках — разберите и проверьте.
Важное не забыть:
  • Проверить давление масла манометром.
  • Убедиться в отсутствии утечек после обкатки.
Что можно перепутать:
  • Пропустить стуки или вибрации, приняв их за норму.

Таблица причин необходимости замены коленвала

Причина

Описание

Вероятность

Износ шеек (коренных/шатунных)

Зазор более 0,3 мм (коренные) или 0,25 мм (шатунные), овальность >0,06 мм.

Высокая

Трещины или излом вала

Микротрещины или физическое разрушение вала.

Средняя

Аварийные стуки подшипников

Стук из-за износа вкладышей или шеек, часто с задирами.

Средняя

Нарушение балансировки

Поломка заглушек или дисбаланс, вызывающий вибрации.

Низкая

Задиры или выкрашивание на шейках

Повреждение поверхностей из-за недостатка смазки или грязи.

Низкая


Таблица номинальных и ремонтных размеров коленвала Д-240

Размер

Коренные шейки (мм)

Шатунные шейки (мм)

Номинал 1

75,25 ± 0,083–0,101

68,25 ± 0,077–0,096

Номинал 2

75,00 ± 0,083–0,101

68,00 ± 0,077–0,096

Р1

74,50 ± 0,083–0,101

67,50 ± 0,077–0,096

Р2

74,00 ± 0,083–0,101

67,00 ± 0,077–0,096

Р3

73,50 ± 0,083–0,101

66,50 ± 0,077–0,096

Р4

73,00 ± 0,083–0,101

66,00 ± 0,077–0,096


Инструменты и материалы

Инструменты:
  • Набор ключей (10, 12, 13, 14, 17, 19 мм).
  • Динамометрический ключ (до 250 Н·м).
  • Микрометр (для измерения шеек).
  • Магнитный или ультразвуковой дефектоскоп (желательно).
  • Съемник универсальный (для шестерен).
  • Оправка И 806.01.200 (для поршней).
  • Конусная оправка для поршневых колец.
  • Подъемник или таль (грузоподъемность min 300 кг).
  • Манометр для проверки давления масла.
  • Фонарик и щетка для очистки.

Материалы:
  • Новый коленвал Д-240 (номинал или ремонтный размер).
  • Вкладыши коренных и шатунных подшипников (БН1/БН2 или ремонтные).
  • Новые уплотнения (манжеты) коленвала.
  • Прокладки (головки цилиндров, картера).
  • Моторное масло М10Г2 (15 л).
  • Охлаждающая жидкость (20 л).
  • Проникающая смазка (WD-40).
  • Чистая ветошь.

Последствия ошибок и пропуска операций

Операция

Последствие ошибки/пропуска

Сумма ущерба (руб)

Срок наступления

Подготовка рабочего места

Попадание грязи в двигатель, износ новых деталей, заклинивание.

10,000–20,000

1–2 недели

Демонтаж двигателя

Повреждение КПП, шлангов или блока, травмы при падении двигателя.

20,000–50,000

Немедленно

Разборка двигателя

Перестановка крышек подшипников, повреждение постелей, поршней или вала.

30,000–70,000

Немедленно

Проверка коленвала

Установка дефектного вала, трещины, стуки, поломка двигателя.

50,000–100,000

1–4 недели

Установка коленвала

Неправильная затяжка, дисбаланс, стуки, заклинивание двигателя.

50,000–100,000

Немедленно

Сборка двигателя

Неправильная установка поршней, ГРМ или прокладок, утечки, стуки.

30,000–80,000

1–4 недели

Установка двигателя

Неправильное выравнивание, повреждение КПП, утечки жидкостей.

20,000–50,000

Немедленно

Проверка и запуск

Игнорирование стуков или низкого давления, поломка двигателя или КПП.

50,000–150,000

1–8 недель

Итого сумма ущерба 260,000–620,000 руб.

Эта инструкция позволяет заменить коленвал на двигателе Д-240 трактора МТЗ-82, но требует высокой квалификации и специального оборудования.
Когда обращаться в сервис (ремонтмтз.рф)
Если вы не уверены в качестве деталей, у вас нет спецоборудования или нет опыта, лучше доверьте ремонт профессионалам.

Мы предлагаем:
  • Онлайн-диагностику по фото и видео
  • Платные консультации с опытными механиками
  • Возможность выезда мастера к вам в хозяйство
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda