ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Замена прокладки ГБЦ МТЗ 82

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Замена прокладки ГБЦ на МТЗ-82 (двигатель Д-240): пошаговая инструкция

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 5 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

эту работу лучше доверит нашему сервису, но если решитесь сами - вот инструкция.
Замена прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ) на тракторе МТЗ-82 с двигателем Д-240 необходима при появлении таких симптомов, как белый дым из глушителя (как в вашем предыдущем вопросе), эмульсия в масле, пузырьки в радиаторе, перегрев или потеря тосола. Эта операция требует аккуратности, правильной затяжки болтов и чистоты рабочего места. Выполнение в одиночку возможно, но использование подъёмного оборудования (таль или кран) упростит снятие ГБЦ (вес ~50–60 кг).

Подготовка к работе

Почему важно заменить прокладку ГБЦ:
  • Пробой прокладки приводит к смешению тосола и масла, потере компрессии, перегреву и разрушению двигателя.
  • Неправильная замена может вызвать повторный пробой, трещины в ГБЦ или деформацию блока.
Рекомендации:
  • Работайте в чистом помещении или на ровной площадке.
  • Используйте оригинальную прокладку ГБЦ для Д-240.
  • Подготовьте динамометрический ключ для точной затяжки.

1. ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА И РАБОЧЕГО МЕСТА
Операция:
  • Установите трактор на ровной площадке, зафиксируйте стояночным тормозом и подложите упоры под колёса.
  • Отключите аккумулятор, сняв клеммы (ключ 10–12 мм), начиная с «минуса».
Снимите капот:
  • Открутите боковые фиксаторы (ключ 10–12 мм).
  • Поднимите и уберите капот в сторону.
  • Очистите двигатель, ГБЦ, топливную систему и радиатор от грязи с помощью ветоши и керосина/растворителя.
  • Подготовьте подъёмное оборудование (таль, грузоподъёмность ≥100 кг) для снятия ГБЦ (опционально).
  • Подготовьте ёмкость для слива тосола (~15 литров).
  • Сделайте фото узлов и маркируйте провода/шланги для сборки.
Сложности:
  • Грязь может попасть в цилиндры при разборке.
  • Ограниченное пространство для манёвра.
  • Отсутствие тали усложняет снятие ГБЦ одному.
Важные моменты:
  • Работайте на холодном двигателе (температура <40°C).
  • Проверьте наличие новой прокладки ГБЦ и ремкомплекта.
  • Используйте перчатки и защитные очки.
Возможные ошибки:
  • Пропуск очистки, что загрязнит цилиндры.
  • Работа с подключенным аккумулятором, что вызовет искры.
  • Пропуск маркировки, что затруднит сборку.
Сложность: 3/5 (требуется аккуратность).
Время: 20–30 минут.

2. СЛИВ ТОСОЛА
Операция:
  • Подставьте ёмкость под сливной кран радиатора (слева внизу).
  • Откройте кран и крышку радиатора (на холодном двигателе).
Слейте тосол из блока цилиндров:
  • Найдите сливную пробку на блоке (снизу, ключ 17–19 мм).
  • Открутите пробку и слейте тосол (~15 литров).
  • Закрутите пробку блока (затяжка 40–50 Нм).
  • Проверьте отсутствие утечек.
Сложности:
  • Закисшая пробка может потребовать WD-40.
  • Ограниченный доступ к пробке блока.
  • Горячий двигатель опасен для слива.
Важные моменты:
  • Сливайте только на холодном двигателе.
  • Проверьте тосол на эмульсию (указывает на пробой ГБЦ).
  • Используйте чистую ёмкость для повторного использования тосола.
Возможные ошибки:
  • Слив на горячем двигателе, что вызовет ожоги.
  • Неполный слив, что загрязнит рабочее место.
  • Повреждение пробки, что потребует замены.
Сложность: 2/5 (простая операция).
Время: 15–20 минут.

3. СНЯТИЕ НАВЕСНЫХ УЗЛОВ С ГБЦ
Операция:
Отсоедините топливную систему:
  • Перекройте топливный кран под баком.
  • Отсоедините топливопроводы от форсунок и ТНВД (ключ 17 мм).
  • Заглушите шланги пробками.
Снимите форсунки:
  • Открутите крепления форсунок (ключ 19 мм).
  • Осторожно выньте форсунки, избегая повреждения.
  • Закройте отверстия чистой ветошью.
Отсоедините систему охлаждения:
  • Открутите хомуты патрубков, идущих к ГБЦ (отвёртка или ключ 8–10 мм).
  • Снимите патрубки, слейте остатки тосола.
Отсоедините выхлопной коллектор:
  • Открутите болты крепления коллектора к ГБЦ (ключ 14–17 мм, 4–6 болтов).
  • Снимите коллектор или отведите в сторону.
Отсоедините впускной коллектор:
  • Открутите болты крепления (ключ 12–14 мм).
  • Снимите коллектор с воздушным патрубком.
Отсоедините провода и датчики:
  • Отключите датчик температуры (разъём или ключ 10–12 мм).
  • Маркируйте провода скотчем/маркером.
Снимите крышку клапанов:
  • Открутите болты (ключ 10–12 мм).
  • Снимите крышку, убрав прокладку.
Сложности:
  • Ограниченный доступ к форсункам и коллекторам.
  • Закисшие болты требуют WD-40.
  • Форсунки могут прикипеть к ГБЦ.
Важные моменты:
  • Не повредите форсунки и датчики.
  • Закройте отверстия форсунок, чтобы избежать загрязнения.
  • Сохраните болты в подписанных пакетах.
Возможные ошибки:
  • Повреждение форсунок при снятии.
  • Пропуск маркировки, что затруднит сборку.
  • Загрязнение цилиндров, что повредит двигатель.
Сложность: 4/5 (требуется аккуратность).
Время: 60–90 минут.

4. СНЯТИЕ ГБЦ
Операция:
  • Отсоедините коромысла:
  • Ослабьте гайки стоек коромысел (ключ 14–17 мм).
  • Снимите ось коромысел с клапанами.
Открутите болты ГБЦ:
  • Найдите 10–12 болтов крепления ГБЦ (ключ 19–22 мм).
  • Ослабьте болты в обратном порядке затяжки (см. схему в руководстве, обычно крест-накрест от краёв к центру).
  • Выкрутите болты полностью, убрав шайбы.
Снимите ГБЦ:
  • Закрепите ГБЦ к тали (рым-болты или стропы).
  • Поднимите ГБЦ на 2–3 см, убедившись, что ничего не мешает.
  • Снимите ГБЦ и уложите на чистую подставку.
  • Если ГБЦ прикипела, аккуратно подденьте ломом (избегая повреждения плоскости).
  • Уберите старую прокладку с блока цилиндров.
Сложности:
  • ГБЦ тяжёлая (~50–60 кг), трудно снять одному без тали.
  • Прикипевшая ГБЦ может повредить плоскость.
  • Закисшие болты требуют осторожности.
Важные моменты:
  • Ослабляйте болты постепенно, чтобы избежать деформации.
  • Проверьте болты на износ (замените, если резьба повреждена).
  • Не допускайте попадания грязи в цилиндры.
Возможные ошибки:
  • Неправильный порядок ослабления болтов, что деформирует ГБЦ.
  • Повреждение плоскости при снятии, что потребует шлифовки.
  • Падение ГБЦ, что вызовет трещины.
Сложность: 5/5 (требуется опыт и таль).
Время: 40–60 минут.

5. ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТЕЙ И УСТАНОВКА НОВОЙ ПРОКЛАДКИ
Операция:
Очистите поверхности:
  • Удалите остатки старой прокладки с блока и ГБЦ скребком или растворителем.
  • Очистите каналы цилиндров и отверстия болтов от грязи и масла (ветошь и керосин).
  • Проверьте плоскостность блока и ГБЦ линейкой (допуск 0,05 мм).
Проверьте ГБЦ на трещины:
  • Осмотрите визуально или отправьте на опрессовку в сервис.
Установите новую прокладку:
  • Убедитесь, что прокладка подходит для Д-240 (оригинал).
  • Разместите прокладку на блоке, совместив отверстия.
  • Проверьте, что направляющие штифты на месте.
Сложности:
  • Трудно очистить прикипевшую прокладку.
  • Трещины в ГБЦ могут быть незаметны.
  • Неправильная установка прокладки вызовет пробой.
Важные моменты:
  • Не используйте абразивы для очистки (царапины нарушат герметичность).
  • Проверьте каналы тосола и масла на засорение.
  • Убедитесь, что прокладка сухая и чистая.
Возможные ошибки:
  • Неполная очистка, что вызовет утечки.
  • Установка старой прокладки, что приведёт к пробою.
  • Повреждение плоскости, что потребует шлифовки.
Сложность: 4/5 (требуется аккуратность).
Время: 30–40 минут.

6. УСТАНОВКА ГБЦ
Операция:
Установите ГБЦ:
  • Закрепите ГБЦ к тали и опустите на блок, совместив с направляющими штифтами.
  • Убедитесь, что прокладка не сместилась.
Затяните болты ГБЦ:
  • Вставьте болты с шайбами (смажьте резьбу маслом).
  • Затяните болты в порядке, указанном в руководстве (крест-накрест от центра к краям).
Используйте динамометрический ключ:
  • 1-й этап: 70–90 Нм.
  • 2-й этап: 140–160 Нм.
  • 3-й этап: 160–180 Нм (окончательно).
Установите коромысла:
  • Установите ось коромысел и затяните гайки (40–50 Нм).
  • Отрегулируйте зазоры клапанов (0,25–0,35 мм для впускных и выпускных, щуп).
Сложности:
  • Тяжело установить ГБЦ одному без тали.
  • Неправильная затяжка деформирует ГБЦ.
  • Регулировка клапанов требует точности.
Важные моменты:
  • Затягивайте болты только динамометрическим ключом.
  • Проверьте плоскость ГБЦ перед установкой.
  • Убедитесь, что прокладка на месте.
Возможные ошибки:
  • Неправильный порядок или усилие затяжки, что вызовет пробой.
  • Пропуск регулировки клапанов, что нарушит работу.
  • Смещение прокладки, что приведёт к утечкам.
Сложность: 5/5 (требуется точность).
Время: 40–60 минут.

7. СБОРКА НАВЕСНЫХ УЗЛОВ
Операция:
Установите форсунки:
  • Вставьте форсунки с новыми шайбами (затяжка 20–30 Нм).
  • Подсоедините топливопроводы (ключ 17 мм).
Установите впускной и выхлопной коллекторы:
  • Установите коллекторы с новыми прокладками (затяжка 20–30 Нм).
  • Подсоедините патрубки.
Подсоедините систему охлаждения:
  • Установите патрубки радиатора и затяните хомуты (5–10 Нм).
  • Подсоедините шланги отопителя.
Установите крышку клапанов:
  • Установите с новой прокладкой (затяжка 10–15 Нм).
  • Подсоедините провода и датчики по маркировке.
  • Убедитесь, что все болты затянуты.
Сложности:
  • Ограниченный доступ к форсункам.
  • Неправильное подключение проводов.
  • Закисшие болты коллекторов.
Важные моменты:
  • Проверьте герметичность шлангов.
  • Убедитесь, что форсунки установлены ровно.
  • Используйте новые прокладки для коллекторов.
Возможные ошибки:
  • Неправильное подключение проводов, что нарушит работу.
  • Утечки из-за старых прокладок.
  • Повреждение форсунок при установке.
Сложность: 4/5 (требуется аккуратность).
Время: 60–90 минут.

8. ЗАЛИВКА ТОСОЛА И ПРОВЕРКА
Операция:
  • Залейте тосол (А-40М, ~15 литров) через горловину радиатора.
Прокачайте систему охлаждения:
  • Откройте кран отопителя.
  • Заполняйте медленно, пока тосол не пойдёт без пузырьков.
  • Подсоедините аккумулятор, начиная с «плюса».
  • Запустите двигатель и прогрейте до 80–90°C.
Проверьте:
  • Отсутствие белого дыма (как в вашем вопросе).
  • Утечки тосола, масла или топлива.
  • Равномерность работы двигателя (без троения).
  • Проведите тестовую поездку с лёгкой нагрузкой.
  • Долейте тосол, если уровень упал.
Сложности:
  • Пузырьки воздуха могут остаться в системе.
  • Утечки могут проявиться под давлением.
  • Троение требует повторной диагностики.
Важные моменты:
  • Проверяйте на всех оборотах (до 2200 об/мин).
  • Осмотрите соединения после прогрева.
  • Если есть белый дым, проверьте ГБЦ на трещины.
Возможные ошибки:
  • Непрокачка системы, что вызовет перегрев.
  • Пропуск проверки утечек, что повредит двигатель.
  • Игнорирование троения, что указывает на другие проблемы.
Сложность: 3/5 (требуется внимательность).
Время: 30–50 минут.

Инструменты и материалы
  • Инструменты: гаечные ключи (10, 12, 14, 17, 19, 22 мм), динамометрический ключ (до 200 Нм), отвёртки, таль (≥100 кг, опционально), щуп (0,25–0,35 мм), скребок, ветошь, керосин/растворитель, ёмкость для тосола (15 л), фонарик, маркер/скотч.
  • Материалы: прокладка ГБЦ (Д-240), прокладки коллекторов, прокладка крышки клапанов, шайбы для форсунок (4 шт.), тосол (А-40М, 15 л), WD-40, моторное масло (для смазки болтов).

Последствия неправильного выполнения

Операция

Последствие

Ущерб (руб)

Срок наступления

Неправильная затяжка ГБЦ

Пробой прокладки, деформация

20,000–50,000

Немедленно

Загрязнение цилиндров

Износ двигателя

30,000–60,000

1–2 месяца

Неполная очистка поверхностей

Утечки тосола/масла

5,000–10,000

1–2 недели

Повреждение форсунок

Нарушение впрыска, троение

5,000–10,000

Немедленно

Пропуск регулировки клапанов

Потеря мощности, износ

10,000–20,000

1–2 недели

Итого ущерб: 70,000–150,000 руб.

Общая сложность и время
  • Общая сложность: 5/5 (требуется опыт, динамометрический ключ, возможно таль).
  • Общее время: 255–380 минут (4,3–6,3 часов).

Перечень вероятных запасных частей
  • Прокладка ГБЦ (Д-240) — 1 шт.
  • Прокладка крышки клапанов — 1 шт.
  • Прокладки впускного/выхлопного коллекторов — 1 комплект.
  • Уплотнительные шайбы для форсунок — 4 шт.
  • Тосол (А-40М) — 15 литров.
  • Болты ГБЦ (при износе) — 10–12 шт.

Когда обращаться в сервис
  • Если ГБЦ имеет трещины (требуется опрессовка).
  • При отсутствии динамометрического ключа.
  • Если нет тали, а ГБЦ тяжела для снятия одному.
  • При низкой компрессии или износе поршневой (требуется капремонт).
  • Если белый дым или троение сохраняются после замены.

FAQ
  • Как понять, что пробита прокладка ГБЦ?
  • Симптомы: белый дым, эмульсия в масле, пузырьки в радиаторе, перегрев.
  • Можно ли заменить прокладку одному?
  • Да, но таль облегчит снятие ГБЦ. Без неё тяжело из-за веса (~50–60 кг).
  • Сколько времени занимает замена?
  • 4,3–6,3 часа с учётом подготовки и проверки.
  • Что делать, если ГБЦ прикипела?
  • Аккуратно подденьте ломом, избегая повреждения плоскости.
  • Нужно ли шлифовать ГБЦ?
  • Если плоскостность нарушена (>0,05 мм) или есть задиры, шлифовка обязательна.
  • Как избежать повторного пробоя?
  • Затягивайте болты динамометрическим ключом, очищайте поверхности, используйте оригинальную прокладку.

Примечание: Для срочной помощи звоните: +7 953 071 5243 — мастер ответит за 2 минуты.
Когда обращаться в сервис (ремонтмтз.рф)
Если вы не уверены в качестве деталей, у вас нет спецоборудования или нет опыта, лучше доверьте ремонт профессионалам.

Мы предлагаем:
  • Онлайн-диагностику по фото и видео
  • Платные консультации с опытными механиками
  • Возможность выезда мастера к вам в хозяйство
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda