Поворотные подшипники бортового редуктора переднего ведущего моста (ПВМ) трактора МТЗ-1221 (роликовые конические, радиально-упорные) обеспечивают вращение колесных редукторов относительно шкворневых осей, позволяя трактору поворачивать.
Их износ проявляется в виде люфта колес, затрудненного поворота, повышенного шума или перегрева корпуса редуктора.
Основные причины: недостаток смазки, чрезмерные нагрузки, нарушение регулировки зазоров или естественный износ.
Инструкция описывает замену подшипников с учетом последовательности, ориентации деталей, сложностей, времени, возможных ошибок и мер предосторожности.
В конце приведены причины неисправностей, последствия ошибок, инструменты, материалы, запасные части, общая сложность, время и рекомендации по обращению в сервис.
1. ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА И РАБОЧЕГО МЕСТАОписание: Подготовьте трактор и рабочую зону для безопасной замены подшипников.
Последовательность действий:
- Установите трактор на ровной площадке, включите стояночный тормоз, подложите упоры под задние колеса.
- Отсоедините аккумулятор (минусовую клемму).
- Очистите зону бортового редуктора (левый или правый, в зависимости от ремонта) от грязи.
- Подготовьте чистую рабочую зону и емкость для слива масла (2–3 литра).
Ориентация деталей:
- Упоры под задние колеса располагайте симметрично для устойчивости.
- Минусовая клемма аккумулятора отмечена знаком «–», обычно ближе к корпусу.
Сложность: 1 (легко в хозяйстве).
Время: 20–30 минут.
Сложности:
- Грязный корпус редуктора затруднит доступ к болтам.
- Недостаток места для разборки может привести к потере деталей.
Важно не забыть:
- Проверить фиксацию трактора.
- Подготовить емкость для масла и запчастей.
Возможные ошибки:
- Неправильное отключение аккумулятора (короткое замыкание).
- Потеря мелких деталей из-за неорганизованного места.
Меры предосторожности:
- Используйте перчатки и защитные очки.
- Избегайте работы под трактором без упоров.
2. СЛИВ МАСЛА ИЗ БОРТОВОГО РЕДУКТОРАОписание: Слейте трансмиссионное масло из бортового редуктора.
Последовательность действий:
- Поддомкратьте переднюю часть трактора, установите подставки под мост.
- Подставьте емкость под сливную пробку редуктора (на нижней части корпуса).
- Открутите сливную пробку (ключ на 17 мм), дайте маслу стечь (10–15 минут).
- Осмотрите масло на наличие металлической стружки.
Ориентация деталей:
- Сливная пробка расположена в нижней части корпуса редуктора, перпендикулярно земле.
- Заливная пробка (для последующей заливки) находится на боковой части корпуса.
Сложность: 1 (легко в хозяйстве).
Время: 20–30 минут.
Сложности:
- Закисшая пробка может затруднить откручивание.
- Горячее масло (после работы трактора) может вызвать ожоги.
Важно не забыть:
- Проверить масло на стружку для диагностики износа.
- Очистить пробку перед установкой.
Возможные ошибки:
- Неполный слив масла, ведущий к загрязнению новых подшипников.
- Потеря уплотнительной шайбы пробки.
Меры предосторожности:
- Работайте в перчатках.
- Убедитесь в устойчивости трактора на подставках.
3. ДЕМОНТАЖ КОЛЕСА И КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИОписание: Снимите переднее колесо и карданную передачу для доступа к редуктору.
Последовательность действий:
- Открутите гайки крепления колеса (ключ на 36 мм), снимите колесо.
- Отсоедините карданную передачу от фланца редуктора (4 болта, ключ на 17 мм).
- Промаркируйте положение кардана относительно фланца.
- Проверьте состояние манжеты и шлицев кардана.
Ориентация деталей:
- Карданная передача имеет шлицевое соединение, метки должны совпадать при сборке.
- Колесо ориентировано ступицей к редуктору, гайки закручиваются по часовой стрелке.
Сложность: 2 (можно в хозяйстве с базовыми навыками).
Время: 30–40 минут.
Сложности:
- Закисшие болты кардана затруднят разборку.
- Тяжелое колесо (около 50 кг) требует помощи или подъемника.
Важно не забыть:
- Пометить положение кардана.
- Проверить манжету кардана на износ.
Возможные ошибки:
- Повреждение шлицев кардана при снятии.
- Потеря болтов крепления.
Меры предосторожности:
- Используйте WD-40 для закисших болтов.
- Работайте с напарником при снятии колеса.
4. ДЕМОНТАЖ БОРТОВОГО РЕДУКТОРАОписание: Снимите бортовой редуктор для доступа к поворотным подшипникам.
Последовательность действий:
- Открутите болты крепления крышки редуктора (8–10 болтов, ключ на 17 мм).
- Снимите крышку, аккуратно поддев монтировкой, сохранив прокладку.
- Отсоедините редуктор от поворотных осей, открутив болты крепления шкворней (ключ на 19 мм).
- Извлеките редуктор (вес около 30 кг), используя таль или домкрат.
Ориентация деталей:
- Крышка редуктора имеет штифты (2–3), совмещайте их при сборке.
- Шкворневые оси (верхняя и нижняя) имеют регулировочные прокладки, маркируйте их положение.
Сложность: 3 (требуются навыки и аккуратность).
Время: 1–1,5 часа.
Сложности:
- Закисшие болты или прилипшая прокладка усложнят разборку.
- Неправильное снятие редуктора может повредить шкворни.
На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильный демонтаж редуктора может повредить подшипники или корпус.
Не уверен, как правильно снять редуктор? По товарищески подскажем по телефону — звоните,
+7 953 071 5243 — можно прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.
Важно не забыть:
- Промаркировать прокладки и болты.
- Проверить состояние манжет и сапуна.
Возможные ошибки:
- Повреждение прокладки крышки.
- Неправильная ориентация шкворней при сборке.
Меры предосторожности:
- Используйте таль для снятия редуктора.
- Очистите детали керосином перед разборкой.
5. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПОВОРОТНЫХ ПОДШИПНИКОВОписание: Извлеките старые поворотные подшипники из корпуса редуктора.
Последовательность действий:
- Закрепите корпус редуктора в тисках.
- Снимите регулировочные прокладки и стопорные кольца (съемник для колец).
- Выпрессуйте верхний и нижний конические подшипники (9, 34 по схеме ПВМ) с помощью съемника или пресса.
- Осмотрите посадочные места на износ или повреждения.
Ориентация деталей:
- Подшипники (роликовые конические) имеют маркировку, наружное кольцо обращено к корпусу.
- Регулировочные прокладки (0,2–0,5 мм) располагаются между корпусом и осями шкворней.
Сложность: 4 (требуется спец инструмент и опыт).
Время: 1–1,5 часа.
Сложности:
- Застрявшие подшипники требуют аккуратного выпрессовывания.
- Повреждение посадочных мест усложнит установку новых подшипников.
Важно не забыть:
- Промаркировать прокладки по толщине.
- Проверить корпус на трещины.
Возможные ошибки:
- Повреждение посадочных мест при выпрессовке.
- Потеря регулировочных прокладок.
Меры предосторожности:
- Используйте съемник или пресс.
- Работайте в чистой зоне, избегайте загрязнения.
6. УСТАНОВКА НОВЫХ ПОВОРОТНЫХ ПОДШИПНИКОВОписание: Установите новые подшипники и отрегулируйте зазоры.
Последовательность действий:
- Очистите посадочные места корпуса керосином, смажьте тонким слоем масла.
- Запрессуйте новые подшипники (например, 7509 или аналог, радиально-упорные конические) с помощью пресса или нагрева (до 100°C).
- Установите регулировочные прокладки (толщина подбирается для натяга 0,01–0,06 мм).
- Проверьте момент поворота редуктора (16–20 Н·м) динамометром.
Ориентация деталей:
- Внутреннее кольцо подшипника ориентировано к шкворневой оси, наружное — к корпусу.
- Прокладки устанавливаются равномерно между корпусом и шкворнями.
Сложность: 5 (только сервис с опытом и стендом).
Время: 1–1,5 часа.
Сложности:
- Неправильный нагрев подшипников повредит их.
- Ошибка в регулировке натяга вызовет люфт или перегрев.
На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная регулировка подшипников может привести к их быстрому износу.
Не уверен, как правильно установить подшипники? По товарищески подскажем по телефону — звоните,
+7 953 071 5243 — можно прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.
Важно не забыть:
- Проверить натяг подшипников (0,01–0,06 мм).
- Смазать подшипники Литолом-24 перед установкой.
Возможные ошибки:
- Перегрев подшипников при запрессовке.
- Неправильный подбор прокладок, ведущий к люфту.
Меры предосторожности:
- Используйте термометр для нагрева.
- Проверяйте момент поворота динамометром.
7. СБОРКА БОРТОВОГО РЕДУКТОРАОписание: Соберите редуктор и установите его на мост.
Последовательность действий:
- Установите шкворневые оси, закрепив болтами (момент 80–100 Н·м).
- Установите крышку редуктора с новой прокладкой, затяните болты (40–50 Н·м).
- Проверьте вращение редуктора вручную, убедитесь в отсутствии заеданий.
- Подсоедините карданную передачу по меткам.
Ориентация деталей:
- Крышка редуктора совмещается по штифтам.
- Карданная передача ориентируется по ранее сделанным меткам.
Сложность: 3 (требуются навыки).
Время: 1–1,5 часа.
Сложности:
- Неправильная установка прокладки вызовет течь масла.
- Ошибка в ориентации кардана нарушит передачу момента.
Важно не забыть:
- Использовать новую прокладку крышки.
- Проверить герметичность сапуна.
Возможные ошибки:
- Недостаточная затяжка болтов.
- Неправильное подключение кардана.
Меры предосторожности:
- Используйте динамометрический ключ.
- Проверьте чистоту деталей перед сборкой.
8. УСТАНОВКА КОЛЕСА И ЗАЛИВКА МАСЛАОписание: Установите колесо и залейте масло в редуктор.
Последовательность действий:
- Установите колесо, затяните гайки (момент 200–250 Н·м).
- Залейте трансмиссионное масло (ТАП-15В или SAE 85W–90, около 1,5 литра) через заливную пробку.
- Проверьте уровень масла (до нижнего края заливного отверстия).
- Закрутите пробки с усилием 20–30 Н·м.
Ориентация деталей:
- Колесо устанавливается ступицей к редуктору.
- Заливная пробка ориентирована перпендикулярно корпусу.
Сложность: 2 (можно в хозяйстве).
Время: 30–40 минут.
Сложности:
- Недостаточный уровень масла вызовет перегрев.
- Перетяжка пробок повредит резьбу.
Важно не забыть:
- Использовать рекомендованное масло.
- Проверить герметичность пробок.
Возможные ошибки:
- Заливка неподходящего масла.
- Недостаточная затяжка гаек колеса.
Меры предосторожности:
- Проверьте уровень масла после заливки.
- Убедитесь в устойчивости трактора.
9. ПРОВЕРКА И ТЕСТИРОВАНИЕОписание: Проверьте работу редуктора после замены подшипников.
Последовательность действий:
- Подсоедините аккумулятор, запустите двигатель.
- Проверьте поворот колес на месте, убедитесь в отсутствии шума или люфта.
- Совершите тестовую поездку (5–10 минут), прислушиваясь к редуктору.
- Проверьте редуктор на течь масла после поездки.
Ориентация деталей:
- Рулевое колесо должно поворачиваться плавно в обе стороны.
- Редуктор проверяется в нейтральном положении КПП.
Сложность: 2 (можно в хозяйстве).
Время: 20–30 минут.
Сложности:
- Незаметные течи масла проявятся позже.
- Остаточный шум может указывать на ошибку регулировки.
Важно не забыть:
- Проверить все режимы поворота.
- Осмотреть редуктор на герметичность.
Возможные ошибки:
- Игнорирование шума или люфта.
- Пропуск проверки течи масла.
Меры предосторожности:
- Проводите тест на низкой скорости.
- Убедитесь в надежности всех креплений.
Причины неисправностей поворотных подшипниковПричина | Описание | Вероятность |
Недостаток смазки | Отсутствие или вымывание смазки (Литол-24) из подшипников. | Высокая |
Износ подшипников | Естественный износ или повреждение роликов от нагрузок. | Высокая |
Неправильная регулировка | Чрезмерный зазор или натяг, ускоряющий износ. | Средняя |
Попадание грязи | Нарушение герметичности манжет, загрязнение подшипников. | Средняя |
Механические повреждения | Удары или перегрузки, деформирующие подшипники. | Низкая |
Инструменты и материалыИнструменты:
- Набор ключей (17, 19, 36 мм).
- Динамометрический ключ (до 250 Н·м).
- Съемники для подшипников и стопорных колец.
- Пресс или нагреватель для подшипников.
- Домкрат (грузоподъемность 2 т) и таль (200 кг).
- Лупа, керосин для очистки.
- Емкость для масла (2–3 литра).
Материалы:
- Трансмиссионное масло (1,5 литра, ТАП-15В или SAE 85W–90).
- Смазка Литол-24 (200–300 г).
- Прокладка крышки редуктора (1 шт.).
- Регулировочные прокладки (0,2–0,5 мм, 5–10 шт.).
- Ветошь, перчатки.
Перечень вероятных запасных частейДеталь | Количество |
Подшипники конические (7509 или аналог) | 2 шт. (верхний и нижний) |
Манжета (38x58 мм) | 1–2 шт. |
Прокладка крышки редуктора | 1 шт. |
Регулировочные прокладки | 5–10 шт. |
Стопорные кольца | 2–4 шт. |
Болты крепления (при износе) | 5–10 шт. |
Последствия ошибок и пропуска операцийЭтап | Ошибка или пропуск | Последствие | Сумма ущерба (руб) | Срок наступления |
1. Подготовка | Неправильная фиксация трактора | Падение трактора, травмы | 50,000–200,000 | Немедленно |
2. Слив масла | Неполный слив или игнорирование стружки | Повреждение новых подшипников | 10,000–20,000 | 1–2 месяца |
4. Демонтаж редуктора | Повреждение шкворней | Замена шкворневых осей | 15,000–30,000 | Немедленно |
5. Извлечение подшипников | Повреждение посадочных мест | Замена корпуса редуктора | 30,000–50,000 | Немедленно |
6. Установка подшипников | Неправильный натяг | Быстрый износ подшипников | 20,000–40,000 | 1–3 месяца |
7. Сборка | Неправильная ориентация кардана | Нарушение привода | 10,000–25,000 | Немедленно |
8. Заливка масла | Неподходящее масло | Перегрев редуктора | 10,000–20,000 | 2–6 месяцев |
9. Проверка | Игнорирование шума | Повторный ремонт | 20,000–50,000 | 1–2 месяца |
Итоговая сумма ущерба при всех ошибках: 165,000–435,000 руб.
Общая сложность и время- Общая сложность: 4 (этапы 5 и 6 требуют сервиса с прессом и стендом, остальные можно выполнить в хозяйстве с навыками).
- Общее время: 6–8 часов (зависит от опыта и оборудования).
Когда обращаться в сервис- Обязательно для этапов 5 (извлечение подшипников) и 6 (установка и регулировка), если нет пресса, съемников или опыта.
- Если на этапе 5 обнаружены повреждения корпуса или шкворней.
- Если после этапа 9 сохраняется люфт, шум или перегрев редуктора.
- При отсутствии уверенности — звоните +7 953 071 5243 для консультации.