ремонтмтз.рф - скорый ремонт тракторов мтз на юге россии

Замена первичного вала мтз 1523

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Инструкция по замене первичного вала КПП МТЗ-1523, включая этапы работы

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 4 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе

Мы можем выполнить этот ремонт вместо вас, быстро и профессионально..

Замена первичного вала коробки передач (КПП) на тракторе МТЗ-1523 (Беларус) — сложная операция, требующая разборки КПП, демонтажа сцепления и работы с тяжелыми узлами.

Первичный вал передает крутящий момент от двигателя через сцепление к КПП и отвечает за работу 3-й, 4-й, 5-й передач и ходоуменьшителя. Неисправности вала (износ шлицев, подшипников, шестерен, питтинг на шейках) проявляются в виде шумов, затрудненного переключения передач, пробуксовки или стуков.

Ниже представлена подробная инструкция по замене первичного вала КПП МТЗ-1523, включая этапы работы, инструменты, возможные сложности и рекомендации.

Общая информация

Первичный вал КПП МТЗ-1523:
  • Функция: Передает крутящий момент от сцепления к вторичному валу и ходоуменьшителю. На валу установлены ведущие шестерни 3-й, 4-й, 5-й передач и шестерня понижающего редуктора.
  • Конструкция: Установлен на двух шариковых подшипниках (передний в стакане корпуса КПП, задний в расточке вторичного вала). Фиксируется стопорными кольцами от осевых перемещений.
  • Каталожный номер: 48-1701032-А (вал первичный) или 48-1701030-А (в сборе).
  • Трансмиссия МТЗ-1523: Механическая синхронизированная, 16 передач вперед, 8 назад (или 24/12 в некоторых модификациях). Муфта сцепления — фрикционная двухдисковая, с гидростатическим приводом.
  • Признаки неисправности первичного вала:
  • Шум, стук или вой при работе КПП, особенно на 3–5 передачах.
  • Затрудненное переключение передач или самопроизвольное выключение.
  • Пробуксовка сцепления из-за утечки масла через изношенный сальник вала.
  • Вибрации, люфт или следы износа (питтинг, сколы) на шейках вала или шлицах.
  • Металлическая стружка в масле КПП (указывает на разрушение подшипников или шестерен).
  • Сложность операции: 4/5
  • Требует демонтажа кабины, сцепления и части КПП, а также работы с тяжелыми узлами (КПП весит около 150 кг).
  • Необходимы подъемное оборудование, специальные инструменты (съемники, динамометрический ключ) и навыки ремонта трансмиссии.
  • Некоторые этапы (например, выпрессовка вала или регулировка подшипников) лучше выполнять в сервисе.

Необходимые инструменты и материалы
Инструменты:
  • Домкрат (3–5 т) и упоры для подъема трактора.
  • Набор гаечных ключей (рожковые, накидные, 10–36 мм, чаще всего 13, 17, 19, 24 мм).
  • Торцевые головки (10–36 мм) с трещоткой и удлинителем.
  • Динамометрический ключ (диапазон 50–200 Н·м).
  • Съемники для подшипников, стопорных колец и вала (универсальный трехлапый съемник).
  • Молоток с мягким бойком (резиновый или латунный).
  • Монтировка для отсоединения узлов.
  • Отвертки (плоская, крестовая) для снятия крышек и хомутов.
  • Пассатижи для стопорных колец.
  • Ключ для проворачивания коленвала (36 мм, для болта шкива).
  • Емкость для сбора масла (10–15 л).
  • Щетка, сжатый воздух для очистки деталей.
  • Фонарь для освещения рабочей зоны.
Материалы:
  • Новый первичный вал или в сборе
  • Новые подшипники (210 ГОСТ 8338-75, 208 ГОСТ 8338-75).
  • Новые стопорные кольца (2В60, 2В90, 2В50, ГОСТ 13940-68).
  • Сальник коренной (для предотвращения утечек масла).
  • Прокладки (крышки КПП, стакана подшипника, регулировочные 0,2 мм и 0,5 мм).
  • Трансмиссионное масло (Тап-15В, ТАД-17и, около 10–12 л для КПП).
  • Очиститель (керосин, растворитель) для промывки деталей.
  • Смазка (Литол-24) для подшипников и шлицев.
  • Герметик для прокладок (при необходимости).

Этапы замены первичного вала КПП МТЗ-1523
  • Подготовка трактора
  • Описание:
  • Установите трактор на ровной твердой поверхности, включите стояночный тормоз, заглушите двигатель.
  • Поддомкратьте переднюю часть трактора и установите упоры под раму для безопасности.
  • Отсоедините аккумулятор (минусовую клемму).
  • Очистите зону вокруг КПП и сцепления от грязи с помощью щетки или сжатого воздуха.
Сложности:
  • Грязь может попасть в КПП при разборке.
  • Тяжелый трактор требует надежных упоров.
Важно:
  • Работайте с остывшим двигателем, чтобы избежать ожогов.
  • Подготовьте емкость для сбора масла.
Время: 15–20 минут.
Сложность этапа: 1/5.

  • Слив масла из КПП
  • Описание:
  • Найдите сливную пробку на нижней части корпуса КПП (ключ 17–19 мм).
  • Подставьте емкость (10–15 л) и открутите пробку, слейте масло (10–15 минут).
  • Открутите заливную/контрольную пробку (на боковой стенке КПП) для ускорения слива.
Сложности:
  • Прикипевшая пробка может повредить резьбу.
  • Масло может быть горячим, если трактор недавно работал.
Важно:
  • Проверьте масло на наличие стружки (указывает на износ вала или подшипников).
  • Слейте масло в чистую емкость для повторного использования, если оно не загрязнено.
Время: 10–15 минут.
Сложность этапа: 1/5.

  • Снятие кабины или пола кабины
  • Описание:
  • Для доступа к КПП снимите пол кабины:
  • Открутите болты крепления пола (ключ 13–17 мм, обычно 6–8 болтов).
  • Снимите рычаги управления (переключения передач, ВОМ), предварительно пометив их.
  • Уберите сиденье и панели пола, чтобы открыть верхнюю крышку КПП.
  • Если доступ затруднен, снимите кабину целиком (требуется подъемник):
  • Отсоедините проводку, гидравлические шланги, рулевую колонку.
  • Открутите болты крепления кабины к раме (ключ 19–24 мм).
  • Поднимите кабину краном или талью.
Сложности:
  • Снятие кабины требует подъемного оборудования и 2–3 человек.
  • Многочисленные соединения (провода, шланги) усложняют разборку.
Важно:
  • Пометьте все провода и шланги для правильной сборки.
  • Закройте открытые штуцеры пробками, чтобы избежать загрязнения.
Время: 30–60 минут (пол) или 2–3 часа (кабина).
Сложность этапа: 3–4/5.

  • Демонтаж сцепления
  • Описание:
  • Отсоедините КПП от корпуса сцепления:
  • Открутите болты крепления корпуса сцепления к маховику двигателя (ключ 17–19 мм).
  • Снимите кожух сцепления, отсоединив привод (гидростатический, 2–3 болта).
  • Снимите корзину сцепления:
  • Открутите болты крепления корзины к маховику (ключ 13–17 мм, равномерно, крест-накрест).
  • Снимите корзину и диски сцепления (двухдисковая, вес около 20 кг).
  • Проверьте состояние дисков сцепления и коренного сальника (замените, если есть утечки масла).
Сложности:
  • Тяжелая корзина сцепления требует осторожности.
  • Прикипевшие болты могут повредить резьбу.
Важно:
  • Проверьте сальник первичного вала на износ (масло на дисках указывает на утечку).
  • Пометьте положение корзины для правильной сборки.
Время: 30–45 минут.
Сложность этапа: 3/5.

  • Снятие верхней крышки КПП
  • Описание:
  • Открутите болты крепления верхней крышки КПП (ключ 17–19 мм, 6–8 болтов).
  • Снимите крышку, стараясь не повредить прокладку.
  • Очистите привалочные поверхности от грязи и старого герметика.
Сложности:
  • Прикипевшая крышка может быть сложно снять.
  • Повреждение прокладки потребует замены.
Важно:
  • Закройте открытые части КПП тряпками, чтобы избежать загрязнения.
  • Проверьте состояние вилок переключения и рычагов.
Время: 15–20 минут.
Сложность этапа: 2/5.

  • Демонтаж стакана первичного вала
  • Описание:
  • Найдите стакан подшипника первичного вала (в передней стенке корпуса КПП).
  • Открутите болты крепления стакана (ключ 13–17 мм, 4–6 болтов).
  • Выпрессуйте стакан с валом с помощью съемника или технологических болтов (вкрутите болты М12 в резьбовые отверстия стакана).
  • Извлеките первичный вал вместе со стаканом и шестернями (вес около 10–15 кг).
Сложности:
  • Прикипевший стакан требует значительных усилий для выпрессовки.
  • Съемник может повредить вал, если неправильно установлен.
Важно:
  • Проверьте состояние переднего подшипника (210 ГОСТ 8338-75) и стопорных колец.
  • Не повредите шлицы вала при извлечении.
Время: 20–30 минут.
Сложность этапа: 3/5.

  • Демонтаж первичного вала из стакана
  • Описание:
  • Зажмите стакан в тисках или под прессом.
  • Снимите стопорное кольцо переднего подшипника (пассатижи).
  • Выпрессуйте первичный вал из стакана с помощью съемника или пресса.
  • Снимите шестерни (3-й, 4–5-й передач, понижающего редуктора) и подшипники, пометив их положение.
Сложности:
  • Стопорные кольца могут быть сложно снять без специальных пассатижей.
  • Изношенные подшипники могут прикипеть к валу.
Важно:
  • Проверьте шестерни на сколы, износ зубьев, люфт.
  • Очистите масляные каналы вала керосином.
Время: 20–30 минут.
Сложность этапа: 3/5.
  • Дефектовка и замена деталей
  • Описание:
  • Осмотрите старый первичный вал:
  • Проверьте шейки на питтинг, задиры, износ (микрометр, норма диаметра по каталогу).
  • Осмотрите шлицы на износ или деформацию.
  • Проверьте зубья шестерен на сколы, выработку.
  • Проверьте подшипники (210, 208) на люфт, шум, повреждения дорожек.
  • Осмотрите стакан на износ посадочных мест под подшипник.
  • Замените:
  • Первичный вал (48-1701032-А), если есть повреждения.
  • Подшипники, стопорные кольца, сальник.
  • Шестерни, если изношены (например, 50-1701048-А для 4–5 передач).
Сложности:
  • Точный замер износа требует профессионального оборудования.
  • Подбор запчастей должен соответствовать каталогу МТЗ-1523.
Важно:
  • Используйте оригинальные запчасти (МТЗ, Минский завод шестерен).
  • Смажьте подшипники и шлицы Литолом-24 перед сборкой.
Время: 20–30 минут.
Сложность этапа: 3/5.

  • Сборка первичного вала
  • Описание:
  • Установите новый подшипник (210) на новый вал, запрессовав его прессом.
  • Установите шестерни (3-й, 4–5-й передач, понижающего редуктора) на шлицы вала в правильном порядке.
  • Закрепите стопорные кольца (2В60, 2В90).
  • Запрессуйте вал в стакан подшипника, установите задний подшипник (208).
  • Проверьте вращение вала в стакане — не должно быть заеданий.
Сложности:
  • Неправильная установка подшипников может привести к перекосу.
  • Стопорные кольца должны плотно сидеть в пазах.
Важно:
  • Проверьте осевой зазор вала (0,1–0,2 мм) после сборки.
  • Смажьте подшипники перед установкой.
Время: 20–30 минут.
Сложность этапа: 3/5.

  • Установка стакана и вала в КПП
  • Описание:
  • Установите новую прокладку на стакан подшипника.
  • Вставьте собранный вал со стаканом в расточку корпуса КПП.
  • Закрепите стакан болтами (момент затяжки 50–70 Н·м, динамометрический ключ).
  • Проверьте зацепление шестерен с вторичным валом, вращая вал вручную.
Сложности:
  • Неправильное зацепление шестерен может вызвать шум или заклинивание.
  • Прикипевшая расточка усложняет установку.
Важно:
  • Проверьте отсутствие люфта вала после установки.
  • Очистите расточку корпуса перед монтажом.
Время: 20–30 минут.
Сложность этапа: 3/5.

  • Сборка КПП и сцепления
  • Описание:
  • Установите верхнюю крышку КПП с новой прокладкой, затяните болты (момент 50–70 Н·м).
  • Установите корзину сцепления и диски, затянув болты крест-накрест (момент 70–90 Н·м).
  • Подсоедините корпус сцепления к маховику, затяните болты (момент 90–120 Н·м).
  • Установите привод сцепления (гидростатический).
Сложности:
  • Тяжелая корзина требует точной центровки.
  • Неправильная затяжка болтов может вызвать перекос.
Важно:
  • Проверьте центровку дисков сцепления перед затяжкой.
  • Убедитесь, что сальник вала герметичен.
Время: 30–45 минут.
Сложность этапа: 3/5.

  • Установка кабины или пола
  • Описание:
  • Установите пол кабины, рычаги управления и сиденье в обратном порядке.
  • Если снималась кабина, установите ее с помощью крана, подсоедините проводку и шланги.
  • Затяните болты крепления (момент 100–150 Н·м).
Сложности:
  • Подключение проводки и шлангов требует точности.
  • Тяжелая кабина усложняет установку.
Важно:
  • Проверьте герметичность гидравлических соединений.
  • Убедитесь, что рычаги переключения работают корректно.
Время: 30–60 минут (пол) или 2–3 часа (кабина).
Сложность этапа: 3–4/5.
  • Заливка масла и тестирование
  • Описание:
  • Залейте трансмиссионное масло (Тап-15В, около 10–12 л) через заливную пробку до уровня.
  • Запустите двигатель, проверьте переключение передач (3–5) на холостом ходу.
  • Проведите тестовую поездку на низкой скорости, прислушиваясь к шумам.
  • Осмотрите КПП на утечки масла после работы.
Сложности:
  • Неправильный уровень масла может вызвать перегрев или износ.
  • Утечки указывают на неисправность сальника или прокладки.
Важно:
  • Проверьте работу сцепления и ходоуменьшителя.
  • Если шумы или затруднения сохраняются, разберите КПП снова.
Время: 20–30 минут.
Сложность этапа: 2/5.

Возможные сложности
  • Прикипевшие детали: Болты, стакан или вал могут быть сложно снять из-за коррозии. Используйте проникающую смазку (WD-40).
  • Тяжелые узлы: КПП, сцепление и кабина требуют подъемного оборудования и 2–3 человек.
  • Повреждение сальника: Утечка масла на диски сцепления может быть вызвана износом коренного сальника.
  • Регулировка подшипников: Неправильный зазор в подшипниках (0,1–0,2 мм) приведет к шуму или заклиниванию.
  • Загрязнение КПП: Попадание грязи может повредить новые детали.
  • Ошибка сборки: Неправильное зацепление шестерен или установка стопорных колец вызовет неисправности.

Важные моменты
  • Чистота: Работайте в чистых условиях, промывайте детали керосином, чтобы избежать загрязнения КПП.
  • Оригинальные запчасти: Используйте детали от МТЗ (например, Минский завод шестерен) для совместимости.
  • Прокладки и сальники: Заменяйте все уплотнения при сборке, чтобы предотвратить утечки.
  • Регулировка: Проверьте зазоры в подшипниках и зацеплении шестерен после сборки.
  • Масло: Используйте рекомендованное масло (Тап-15В), меняйте его каждые 1000 моточасов.
  • Сервис: Если нет опыта или оборудования, доверьте выпрессовку вала и регулировку сервису.

Итог
Замена первичного вала КПП на МТЗ-1523 — сложная операция (4/5), требующая демонтажа кабины, сцепления, верхней крышки КПП, стакана подшипника и самого вала.

Основные этапы включают подготовку, слив масла, разборку узлов, выпрессовку вала, дефектовку, установку нового вала и сборку.

Ключевые риски связаны с прикипевшими деталями, тяжелыми узлами и загрязнением. Для успешной замены используйте оригинальные запчасти (вал 48-1701032-А), соблюдайте чистоту, проверяйте зазоры и смазывайте подшипники.

Простые этапы (слив масла, снятие крышки) выполнимы в хозяйстве, но выпрессовка вала и регулировка подшипников лучше проводить в сервисе.

После сборки протестируйте трактор на всех передачах и проверьте отсутствие утечек. Если проблемы сохраняются, обратитесь в сервис для диагностики КПП на стенде.

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Навесное и прицепное оборудование для тракторов, которое может вам пригодится в дальнейшем, когда почините свой трактор.
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda