ДЛЯ МЕХАНИКА СТО
Подготовка к заменеНеобходимые инструменты- Гаечные ключи (набор для работы с болтами и гайками, включая ключи на 17, 19, 24 мм).
- Торцевые головки с трещоткой (17, 19, 24 мм).
- Отвертка (плоская и крестовая) — для снятия шплинтов и мелких креплений.
- Молоток с деревянной проставкой — для выбивания валов или осей.
- Съемник — для извлечения подшипников и закисших деталей.
- Домкрат (грузоподъемность не менее 5 тонн) — для подъема трактора.
- Подставки (страховочные) — для фиксации трактора.
- Ветошь и очиститель — для удаления грязи и масла.
- Емкость для слива масла (объем не менее 40 литров).
- Проникающая смазка (например, WD-40) — для закисших соединений.
- Моментный ключ — для точной затяжки болтов при сборке.
- Новая главная пара (ведущая и ведомая шестерни, совместимые с МТЗ-2022).
- Регулировочные прокладки (толщина 0,2 и 0,5 мм) — для настройки зазора.
- Динамометрический ключ — для проверки усилия вращения.
Требования к безопасности- Убедитесь, что двигатель заглушен, ключ зажигания извлечен, а аккумулятор отключен.
- Установите трактор на ровной поверхности, затяните стояночный тормоз и подложите упоры под колеса.
- Дайте трансмиссии остыть до температуры ниже 40°C, чтобы избежать ожогов.
- Используйте защитные перчатки и очки для защиты от масла, грязи и острых кромок.
- Не работайте под трактором без страховочных подставок — домкрат может подвести.
- Избегайте резких ударов по деталям без проставки, чтобы не повредить шестерни или корпус.
- Работайте в хорошо проветриваемом помещении, избегайте открытого огня — масло легко воспламеняется.
Пошаговый процесс замены главной пары1. Подготовка и отключение системСлейте масло из заднего моста:
- Подставьте емкость под сливной болт корпуса заднего моста (в нижней части).
- Открутите болт (обычно ключ на 24 мм) и дайте маслу полностью стечь (около 40 литров).
- !Важно!: Сохраняйте масло чистым, если планируете его повторное использование.
Отключите гидравлику и приводы:
- Отсоедините карданный вал, идущий от КПП к заднему мосту, открутив 4 болта на фланце (ключ на 17 мм).
- Отсоедините шланги гидравлики, идущие к распределителю (сбросьте давление в системе).
- Закройте штуцеры заглушками, чтобы избежать загрязнения.
- !Важно!: Пометите шланги для правильного подключения при сборке.
Снимите задние колеса:
- Поддомкратьте заднюю часть трактора и установите страховочные подставки.
- Открутите гайки крепления колес (обычно 6 гаек на колесо, ключ на 24 мм) и снимите колеса.
- !Важно!: Убедитесь, что трактор надежно зафиксирован на подставках.
2. Снятие защитных кожухов и доступ к главной пареСнимите защитные кожухи:
- Открутите болты крепления кожуха ВОМ (4–6 болтов, ключ на 17 мм) и снимите его.
- Снимите верхнюю крышку заднего моста, открутив 10–12 болтов (ключ на 19 мм).
- !Важно!: Осмотрите кожухи на трещины — поврежденные элементы замените.
Демонтируйте задний ВОМ (если мешает):
- Открутите болты крепления заднего ВОМ к корпусу (4–6 болтов, ключ на 17 мм).
- Извлеките ВОМ, отсоединив его от привода.
- !Важно!: Пометите положение ВОМ для правильной сборки.
3. Откручивание креплений и снятие главной парыОтсоедините полуоси:
- Открутите болты крепления рукавов полуосей (по 4 болта на каждую сторону, ключ на 19 мм).
- Снимите рукава вместе с полуосями, аккуратно извлекая их из корпуса.
- !Важно!: Если полуоси закисли, обработайте соединения проникающей смазкой и используйте легкие удары через проставку.
Снимите дифференциал:
- Открутите болты крепления корпуса дифференциала (6–8 болтов, ключ на 19 мм).
- Извлеките дифференциал вместе с ведомой шестерней главной пары.
- !Важно!: Дифференциал тяжелый, используйте помощника или подъемное устройство.
Демонтируйте ведущую шестерню главной пары:
- Найдите стакан подшипника ведущей шестерни (на вторичном валу КПП).
- Открутите болты крепления стакана (4–6 болтов, ключ на 17 мм).
- Используйте съемник или вкрутите монтажные болты в отпрессовочные отверстия стакана, чтобы извлечь его вместе с шестерней.
- !Важно!: Если стакан прикипел, нанесите проникающую смазку и дайте постоять 10–15 минут.
4. Установка новой главной парыПроверьте состояние подшипников и сальников:
- Осмотрите подшипники вторичного вала и дифференциала на люфт и шум.
- Проверьте сальники на потеки и трещины.
- !Важно!: Замените изношенные подшипники и сальники перед установкой новой пары.
Установите новую ведущую шестерню:
- Установите новую ведущую шестерню на вторичный вал, совместив шлицы.
- Установите стакан подшипника, подложив регулировочные прокладки (толщина 0,2–0,5 мм) для настройки зазора.
- Затяните болты стакана с моментом 50–60 Н·м.
- !Важно!: Зазор в подшипниках вторичного вала не должен превышать 0,3 мм (проверьте усилие вращения динамометрическим ключом, усилие 0,6–0,7 кгс).
Установите новую ведомую шестерню:
- Закрепите новую ведомую шестерню на корпусе дифференциала, затянув болты с моментом 70–80 Н·м.
- Установите дифференциал в корпус заднего моста, затянув болты крест-накрест.
- !Важно!: Проверьте зазор в зацеплении главной пары (0,2–0,4 мм) с помощью щупа.
5. Сборка и проверкаУстановите полуоси и рукава:
- Установите полуоси с рукавами, затянув болты с моментом 60–70 Н·м.
- Убедитесь, что сальники полуосей целы.
Установите ВОМ и кожухи:
- Установите ВОМ, совместив метки, и затяните болты.
- Установите верхнюю крышку заднего моста с новой прокладкой, затянув болты крест-накрест.
- Установите кожух ВОМ.
Подсоедините приводы и гидравлику:
- Подсоедините карданный вал и гидравлические шланги.
- Установите задние колеса, затянув гайки с моментом 120–150 Н·м.
Залейте масло и проверьте работу:
- Залейте трансмиссионное масло (например, ТАД-17) до уровня (около 40 литров).
- Запустите двигатель, проверьте работу заднего моста на холостом ходу и под нагрузкой.
- !Важно!: Убедитесь в отсутствии шума, вибрации и утечек масла.
Нюансы для МТЗ-2022Отличия в конструкции от других моделей:
- Главная пара МТЗ-2022 рассчитана на более высокую мощность (двигатель Д-260.4S2, 212 л.с.), поэтому шестерни усилены по сравнению с МТЗ-82 или МТЗ-1221.
- В отличие от МТЗ-82, МТЗ-2022 имеет синхронизированную КПП и независимый ВОМ, что влияет на компоновку валов в заднем мосту.
- Корпус заднего моста МТЗ-2022 имеет дополнительные ребра жесткости для повышения надежности.
Особенности:
- Задний мост МТЗ-2022 оснащен автоматической блокировкой дифференциала, что требует аккуратности при разборке.
- Установка главной пары требует точной регулировки зазора в зацеплении из-за высокой нагрузки.
Частые проблемы и способы их решенияПоломка | Причина | Способ решения |
Шум или гул при движении | Износ зубьев шестерен главной пары | Заменить главную пару (ведущую и ведомую шестерни). Отрегулировать зазор в зацеплении (0,2–0,4 мм). |
Сильная вибрация | Неправильный зазор в зацеплении | Проверить зазор между шестернями с помощью щупа. Отрегулировать зазор с помощью прокладок (толщина 0,2–0,5 мм). |
Скрежет или стук | Сколы или трещины на зубьях шестерен | Осмотреть шестерни на повреждения. Заменить главную пару при обнаружении сколов или трещин. |
Перегрев главной пары | Недостаток масла в заднем мосту | Проверить уровень масла, долить до нормы (около 40 литров, масло ТАД-17). Убедиться в отсутствии утечек. |
Утечка масла | Износ сальников или повреждение прокладок | Заменить сальники вторичного вала и прокладки корпуса. Проверить посадочные поверхности на повреждения. |
Люфт в главной паре | Износ подшипников вторичного вала | Заменить подшипники, отрегулировать их натяг (усилие вращения 0,6–0,7 кгс, проверять динамометрическим ключом). |
Заклинивание главной пары | Попадание металлической стружки | Разобрать задний мост, очистить корпус от стружки. Заменить поврежденные шестерни и подшипники. |
Снижение тягового усилия | Износ зубьев шестерен или неправильная регулировка | Заменить главную пару, отрегулировать зазор в зацеплении и натяг подшипников. |
Дополнительные рекомендацииЗамена уплотнений:
- Перед сборкой установите новые сальники и прокладки, даже если старые выглядят целыми, чтобы предотвратить утечки.
- Рекомендуемые материалы: сальники из маслостойкой резины, прокладки из паронита (по спецификации МТЗ).
Ссылки на стандарты и руководства:
- Руководство по эксплуатации МТЗ-2022 (раздел "Задний мост").
- ГОСТ 20793-2009 "Тракторы сельскохозяйственные" — общие требования к трансмиссии.
- Техническая документация Минского тракторного завода (МТЗ) для модели 2022.
Описание расположения элементов - Главная пара: Расположена в корпусе заднего моста, ведущая шестерня установлена на вторичном валу КПП, ведомая — на корпусе дифференциала.
- Стакан подшипника ведущей шестерни: Находится в передней части корпуса заднего моста, крепится 4–6 болтами.
- Дифференциал: В центре корпуса заднего моста, соединен с полуосями.
- Сливной болт: В нижней части корпуса заднего моста, справа от центральной оси.
- Сапун: На верхней части корпуса (если установлен), для сброса давления.
Эта инструкция позволяет заменить главную пару на МТЗ-2022, учитывая особенности конструкции, возможные проблемы и рекомендации для надежной работы. Если после замены возникают шумы или утечки, проверьте регулировку зазора и герметичность соединений.