ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Ремонт водяного насоса трактора мтз 1221

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Инструкция по ремонту помпы мтз 1221

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 3 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

ДЛЯ МЕХАНИКОВ СТО

Предназначение ремонтируемой детали

Водяной насос (помпа) трактора МТЗ-1221 с двигателем Д-260 предназначен для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Он поддерживает оптимальную температуру работы двигателя, предотвращая перегрев, и перекачивает жидкость через радиатор, блок цилиндров и головку блока цилиндров. Водяной насос приводится в действие от шкива коленчатого вала через ременную передачу.

Требования безопасности

  1. Установите трактор на ровной горизонтальной поверхности, заблокируйте колеса противооткатными упорами.
  2. Выключите двигатель, снимите ключ из замка зажигания и дайте двигателю остыть до температуры не выше 40°C.
  3. Отключите аккумулятор, сняв клеммы (начиная с «минуса»), чтобы исключить случайный запуск.
  4. Используйте защитные перчатки и очки для защиты от горячей жидкости, пыли и механических травм.
  5. Слейте охлаждающую жидкость в подготовленную емкость перед началом работ.
  6. Не выполняйте ремонт под натянутым ремнем привода — снимите его перед демонтажем насоса.

Порядок действий для каждого этапа ремонта

Этап 1. Подготовка

  1. Убедитесь, что трактор зафиксирован, двигатель выключен, аккумулятор отключен, а двигатель остыл.
  2. Слейте охлаждающую жидкость из системы: откройте сливной кран на радиаторе и блоке цилиндров, подставив емкость (объем около 20 литров).
  3. Очистите зону вокруг водяного насоса от грязи и пыли с помощью ветоши или сжатого воздуха.
  4. Ослабьте натяжение приводного ремня, повернув натяжной ролик, и снимите ремень со шкива насоса.
Важный момент: Не допускайте попадания грязи в открытые каналы системы охлаждения.

Этап 2. Демонтаж водяного насоса

  1. Отсоедините шланги системы охлаждения от насоса, ослабив хомуты и подставив емкость для остатков жидкости.
  2. Открутите болты крепления водяного насоса к блоку двигателя (обычно 4–6 болтов, в зависимости от модели).
  3. Аккуратно снимите насос с посадочного места, избегая повреждения прокладки и привалочной поверхности.
  4. Очистите снятую зону на блоке двигателя от остатков старой прокладки с помощью скребка и растворителя.
Важный момент: Запомните положение насоса относительно блока для правильной установки при сборке.

Этап 3. Разборка и диагностика

  1. Закрепите насос в тисках с мягкими накладками, чтобы не повредить корпус.
  2. Снимите шкив с вала насоса, используя съемник (при необходимости ослабьте крепежную гайку).
  3. Разберите насос: снимите крышку, извлеките крыльчатку, вал и подшипники, сохраняя порядок деталей.
  4. Проверьте состояние крыльчатки (на трещины, износ лопастей), подшипников (на люфт, шум), сальника (на утечку) и корпуса (на коррозию).
Важный момент: Не используйте поврежденные детали повторно — это снизит эффективность насоса.

Этап 4. Ремонт и сборка

  1. Замените изношенные подшипники, сальник и крыльчатку (при необходимости весь вал в сборе).
  2. Очистите корпус насоса от накипи и грязи с помощью щетки и промывочной жидкости.
  3. Соберите насос в обратной последовательности, смазав подшипники консистентной смазкой (например, Литол-24).
  4. Установите шкив на вал, затянув крепеж с указанным моментом.
Важный момент: Убедитесь, что сальник установлен герметично — утечка приведет к потере жидкости.

Этап 5. Установка и проверка

  1. Установите новую прокладку на привалочную поверхность насоса и закрепите его на блоке двигателя, затянув болты с нужным моментом.
  2. Подсоедините шланги системы охлаждения, надежно зафиксировав хомуты.
  3. Установите приводной ремень, отрегулировав натяжение (прогиб ремня 10–15 мм при нажатии усилием 10 кг).
  4. Залейте охлаждающую жидкость в радиатор до уровня, удалите воздух, прокачав систему.
  5. Запустите двигатель, проверьте наличие утечек и убедитесь, что насос работает без посторонних шумов.
Важный момент: После первых 10–20 моточасов проверьте затяжку болтов и натяжение ремня.

Возможные поломки и способы их решения

Поломка

Причина

Способ решения

Утечка охлаждающей жидкости

Износ сальника

Заменить сальник, проверить вал на выработку

Перегрев двигателя

Поломка крыльчатки

Заменить крыльчатку, проверить циркуляцию жидкости

Шум или вибрация насоса

Износ подшипников

Заменить подшипники, проверить соосность вала

Снижение циркуляции жидкости

Засорение каналов насоса

Промыть насос, проверить систему охлаждения на наличие накипи

Трещины в корпусе насоса

Механическое повреждение, коррозия

Заменить насос целиком, проверить качество охлаждающей жидкости


Инструменты, необходимые для ремонта

Инструмент

Назначение

Набор гаечных ключей

Для снятия болтов и шкива

Динамометрический ключ

Для точной затяжки крепежа

Отвертка плоская

Для снятия хомутов

Тиски с мягкими накладками

Для фиксации насоса при разборке

Съемник подшипников

Для демонтажа шкива и подшипников

Скребок, растворитель

Для очистки привалочных поверхностей

Щетка мягкая

Для очистки корпуса и деталей

Емкость для жидкости

Для слива охлаждающей жидкости

Ветошь, смазка (Литол-24)

Для очистки и смазки деталей


Моменты затяжек и регулировок

Элемент

Момент затяжки (Н·м)

Параметры регулировки

Болты крепления насоса

25–30

Равномерное затягивание крест-накрест

Гайка шкива (если есть)

40–50

Отсутствие люфта шкива

Натяжение ремня

Не применимо

Прогиб 10–15 мм при усилии 10 кг


Применимость инструкции

Инструкция подходит для тракторов МТЗ-1221, МТЗ-1221.2, МТЗ-1221.3 с двигателем Д-260, а также для МТЗ-1523 с аналогичной системой охлаждения и конструкцией водяного насоса. Применима к моделям, выпущенным до и после 2020 года, так как конструкция насоса осталась неизменной в стандартных версиях.

Часто задаваемые вопросы и ответы

Почему из-под насоса течет жидкость?
  • Скорее всего, износился сальник. Разберите насос, замените сальник и проверьте вал на выработку.

Можно ли отремонтировать насос без снятия?
  • Нет, для замены внутренних деталей (сальника, подшипников) насос нужно демонтировать.

Как часто нужно менять водяной насос?
  • Полная замена требуется при серьезных поломках (трещины корпуса), ремонт — каждые 3000–5000 моточасов или при утечках.

Что делать, если двигатель перегревается после ремонта?
  • Проверьте циркуляцию жидкости, наличие воздуха в системе и состояние термостата.

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Свяжитесь с нами
Если у вас возникли вопросы или вам нужна дополнительная помощь, пожалуйста, свяжитесь с нами.
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda