ДЛЯ МЕХАНИКОВ СТО
Предназначение ремонтируемой деталиВодяной насос (помпа) трактора МТЗ-1221 с двигателем Д-260 предназначен для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Он поддерживает оптимальную температуру работы двигателя, предотвращая перегрев, и перекачивает жидкость через радиатор, блок цилиндров и головку блока цилиндров. Водяной насос приводится в действие от шкива коленчатого вала через ременную передачу.
Требования безопасности- Установите трактор на ровной горизонтальной поверхности, заблокируйте колеса противооткатными упорами.
- Выключите двигатель, снимите ключ из замка зажигания и дайте двигателю остыть до температуры не выше 40°C.
- Отключите аккумулятор, сняв клеммы (начиная с «минуса»), чтобы исключить случайный запуск.
- Используйте защитные перчатки и очки для защиты от горячей жидкости, пыли и механических травм.
- Слейте охлаждающую жидкость в подготовленную емкость перед началом работ.
- Не выполняйте ремонт под натянутым ремнем привода — снимите его перед демонтажем насоса.
Порядок действий для каждого этапа ремонтаЭтап 1. Подготовка- Убедитесь, что трактор зафиксирован, двигатель выключен, аккумулятор отключен, а двигатель остыл.
- Слейте охлаждающую жидкость из системы: откройте сливной кран на радиаторе и блоке цилиндров, подставив емкость (объем около 20 литров).
- Очистите зону вокруг водяного насоса от грязи и пыли с помощью ветоши или сжатого воздуха.
- Ослабьте натяжение приводного ремня, повернув натяжной ролик, и снимите ремень со шкива насоса.
Важный момент: Не допускайте попадания грязи в открытые каналы системы охлаждения.
Этап 2. Демонтаж водяного насоса- Отсоедините шланги системы охлаждения от насоса, ослабив хомуты и подставив емкость для остатков жидкости.
- Открутите болты крепления водяного насоса к блоку двигателя (обычно 4–6 болтов, в зависимости от модели).
- Аккуратно снимите насос с посадочного места, избегая повреждения прокладки и привалочной поверхности.
- Очистите снятую зону на блоке двигателя от остатков старой прокладки с помощью скребка и растворителя.
Важный момент: Запомните положение насоса относительно блока для правильной установки при сборке.
Этап 3. Разборка и диагностика- Закрепите насос в тисках с мягкими накладками, чтобы не повредить корпус.
- Снимите шкив с вала насоса, используя съемник (при необходимости ослабьте крепежную гайку).
- Разберите насос: снимите крышку, извлеките крыльчатку, вал и подшипники, сохраняя порядок деталей.
- Проверьте состояние крыльчатки (на трещины, износ лопастей), подшипников (на люфт, шум), сальника (на утечку) и корпуса (на коррозию).
Важный момент: Не используйте поврежденные детали повторно — это снизит эффективность насоса.
Этап 4. Ремонт и сборка- Замените изношенные подшипники, сальник и крыльчатку (при необходимости весь вал в сборе).
- Очистите корпус насоса от накипи и грязи с помощью щетки и промывочной жидкости.
- Соберите насос в обратной последовательности, смазав подшипники консистентной смазкой (например, Литол-24).
- Установите шкив на вал, затянув крепеж с указанным моментом.
Важный момент: Убедитесь, что сальник установлен герметично — утечка приведет к потере жидкости.
Этап 5. Установка и проверка- Установите новую прокладку на привалочную поверхность насоса и закрепите его на блоке двигателя, затянув болты с нужным моментом.
- Подсоедините шланги системы охлаждения, надежно зафиксировав хомуты.
- Установите приводной ремень, отрегулировав натяжение (прогиб ремня 10–15 мм при нажатии усилием 10 кг).
- Залейте охлаждающую жидкость в радиатор до уровня, удалите воздух, прокачав систему.
- Запустите двигатель, проверьте наличие утечек и убедитесь, что насос работает без посторонних шумов.
Важный момент: После первых 10–20 моточасов проверьте затяжку болтов и натяжение ремня.
Возможные поломки и способы их решенияПоломка | Причина | Способ решения |
Утечка охлаждающей жидкости | Износ сальника | Заменить сальник, проверить вал на выработку |
Перегрев двигателя | Поломка крыльчатки | Заменить крыльчатку, проверить циркуляцию жидкости |
Шум или вибрация насоса | Износ подшипников | Заменить подшипники, проверить соосность вала |
Снижение циркуляции жидкости | Засорение каналов насоса | Промыть насос, проверить систему охлаждения на наличие накипи |
Трещины в корпусе насоса | Механическое повреждение, коррозия | Заменить насос целиком, проверить качество охлаждающей жидкости |
Инструменты, необходимые для ремонтаИнструмент | Назначение |
Набор гаечных ключей | Для снятия болтов и шкива |
Динамометрический ключ | Для точной затяжки крепежа |
Отвертка плоская | Для снятия хомутов |
Тиски с мягкими накладками | Для фиксации насоса при разборке |
Съемник подшипников | Для демонтажа шкива и подшипников |
Скребок, растворитель | Для очистки привалочных поверхностей |
Щетка мягкая | Для очистки корпуса и деталей |
Емкость для жидкости | Для слива охлаждающей жидкости |
Ветошь, смазка (Литол-24) | Для очистки и смазки деталей |
Моменты затяжек и регулировокЭлемент | Момент затяжки (Н·м) | Параметры регулировки |
Болты крепления насоса | 25–30 | Равномерное затягивание крест-накрест |
Гайка шкива (если есть) | 40–50 | Отсутствие люфта шкива |
Натяжение ремня | Не применимо | Прогиб 10–15 мм при усилии 10 кг |
Применимость инструкцииИнструкция подходит для тракторов МТЗ-1221, МТЗ-1221.2, МТЗ-1221.3 с двигателем Д-260, а также для МТЗ-1523 с аналогичной системой охлаждения и конструкцией водяного насоса. Применима к моделям, выпущенным до и после 2020 года, так как конструкция насоса осталась неизменной в стандартных версиях.
Часто задаваемые вопросы и ответыПочему из-под насоса течет жидкость? - Скорее всего, износился сальник. Разберите насос, замените сальник и проверьте вал на выработку.
Можно ли отремонтировать насос без снятия? - Нет, для замены внутренних деталей (сальника, подшипников) насос нужно демонтировать.
Как часто нужно менять водяной насос? - Полная замена требуется при серьезных поломках (трещины корпуса), ремонт — каждые 3000–5000 моточасов или при утечках.
Что делать, если двигатель перегревается после ремонта? - Проверьте циркуляцию жидкости, наличие воздуха в системе и состояние термостата.