Завоздушивание топливной системы трактора МТЗ-80/82 (с двигателем Д-240/243) происходит из-за попадания воздуха в топливопроводы, что препятствует подаче топлива в цилиндры.
Признаки: двигатель не заводится, работает нестабильно, глохнет или теряет мощность.
Причины: низкий уровень топлива, подсос воздуха через негерметичные соединения, неисправность топливного насоса или фильтров.
Инструкция описывает последовательность действий, ориентацию деталей, сложности, риски ошибок и рекомендации по устранению проблемы.
Общая сложность: 2/5 (средняя, требует базовых навыков и инструментов, доступно в полевых условиях).
Общее время: 30–60 минут (зависит от степени завоздушивания и состояния системы).
1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕОписание этапа: Подготовка трактора и инструментов для прокачки топливной системы.
Последовательность действий: - Установите трактор на ровной площадке, заглушите двигатель, включите стояночный тормоз.
- Проверьте уровень топлива в баке (долейте до половины, минимум 20 л).
- Очистите зону топливного насоса, фильтров и форсунок от грязи.
- Подготовьте инструменты: гаечные ключи (10–17 мм), отвертку, емкость для топлива, ветошь.
- Убедитесь в наличии запасного топлива и фильтров (на случай замены).
Ориентация деталей: - Топливный бак: заливная горловина сверху, сливная пробка снизу.
- Топливный насос низкого давления (ТННД): расположен сбоку двигателя, имеет подкачивающий рычаг.
Сложности этапа: - Грязь может попасть в топливную систему при разборке.
- Пустой бак затрудняет прокачку.
Важное не забыть: - Проверить качество топлива (без воды или грязи).
- Убедиться, что аккумулятор заряжен для запуска двигателя.
Что можно перепутать: - Пропустить осмотр фильтров на засор.
- Использовать грязную ветошь, что загрязнит систему.
Сложность ремонта (при поломке): 1/5 (подготовка простая).
Время на этап: 5–10 минут.
2. ПРОВЕРКА ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ НА ПОДСОС ВОЗДУХАОписание этапа: Поиск мест, где воздух проникает в систему.
Последовательность действий: - Осмотрите топливопроводы от бака до насоса высокого давления (ТНВД):
- Проверьте шланги на трещины, ослабленные хомуты, повреждения.
- Проверьте штуцеры и соединения на течи.
Проверьте топливные фильтры (грубой и тонкой очистки):
- Убедитесь, что прокладки не повреждены.
- Проверьте наличие засоров в фильтрах.
Проверьте ТННД
- Убедитесь, что подкачивающий рычаг работает (должен быть упругим).
- Осмотрите корпус насоса на трещины.
- Затяните все хомуты и штуцеры (ключ 10–14 мм).
Ориентация деталей: - Фильтр грубой очистки: металлический корпус с отстойником, под баком.
- Фильтр тонкой очистки: ближе к ТНВД, имеет сливной кран.
- ТННД: рычаг подкачки на корпусе, входной и выходной штуцеры.
Сложности этапа: - Трудно найти мелкие трещины в шлангах без давления.
- Подсос воздуха может быть в нескольких местах.
Важное не забыть: - Проверить сливную пробку бака на герметичность.
- Убедиться, что фильтры не забиты.
Что можно перепутать: - Подсос воздуха с засором фильтров.
- Пропустить ослабленные хомуты.
Сложность ремонта (при поломке):
2/5 (проверка возможна в хозяйстве).
Время на этап: 10–15 минут.
3. ПРОКАЧКА ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫОписание этапа: Удаление воздуха из топливной системы.
Последовательность действий: - Откройте сливной кран на фильтре тонкой очистки (или штуцер на ТНВД, ключ 17 мм).
- Используйте рычаг подкачки на ТННД: качайте до появления чистого топлива без пузырьков воздуха из сливного крана.
- Закройте кран или штуцер, затяните (не перетягивайте).
- Откройте штуцеры на форсунках (по 1–2 на цилиндр, ключ 17 мм):
- Качайте ТННД, пока топливо не пойдет без пузырьков.
- Затяните штуцеры.
- Проверьте герметичность всех соединений.
Ориентация деталей: - Штуцеры форсунок: на топливопроводах, идущих от ТНВД к форсункам.
- ТННД: рычаг качается вверх-вниз, создавая давление.
Сложности этапа: - ТННД может быть неисправен, что затруднит прокачку.
- Много воздуха требует длительной прокачки.
На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная прокачка может повредить ТНВД.
Не уверен, как правильно прокачать систему? По товарищески подскажем по телефону — звоните,
+7 953 071 5243 — можно прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.
Важное не забыть: - Держать ветошь под штуцерами, чтобы избежать разбрызгивания топлива.
- Прокачивать систему до полного удаления воздуха.
Что можно перепутать: - Пропустить воздух в форсунках.
- Перетянуть штуцеры, повредив резьбу.
Сложность ремонта (при поломке): 2/5 (прокачка проста, но требует терпения).
Время на этап: 10–20 минут.
4. ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ И ПРОВЕРКАОписание этапа: Проверка работы двигателя после прокачки.
Последовательность действий: - Убедитесь, что все штуцеры затянуты, топливо не подтекает.
- Поверните ключ зажигания, запустите двигатель (стартер не крутите дольше 10 секунд).
- Дайте двигателю поработать на холостом ходу (2–3 минуты):
- Проверьте стабильность работы (без перебоев).
- Убедитесь, что нет дымления или потери мощности.
- Осмотрите топливную систему на течи.
- Проведите короткий тестовый заезд (5–10 м):
- Проверьте тягу и отсутствие рывков.
Ориентация деталей: - Ключ зажигания: положение «старт» для запуска.
- Топливопроводы: осмотрите на подтеки после запуска.
Сложности этапа: - Слабый аккумулятор может не дать запуска.
- Остаточный воздух может вызвать нестабильную работу.
Важное не забыть: - Проверить заряд аккумулятора (12,6–12,8 В).
- Если двигатель нестабилен, повторить прокачку форсунок.
Что можно перепутать: - Завоздушивание с неисправностью ТНВД или форсунок.
- Пропустить течи после запуска.
Сложность ремонта (при поломке): 2/5 (простая проверка).
Время на этап: 5–15 минут.
Инструменты и материалыИнструменты: - Гаечные ключи (10–17 мм).
- Отвертка (плоская).
- Емкость для топлива (2–3 л).
- Ветошь (0,5–1 кг).
Материалы: - Дизельное топливо (5–10 л).
- Запасные прокладки для фильтров (2–3 шт.).
- Фильтры грубой и тонкой очистки (при необходимости).
Перечень вероятных запасных частей- Топливные шланги (1–2 м).
- Хомуты (4–6 шт.).
- Прокладки для фильтров и штуцеров (4–6 шт.).
- ТННД (при неисправности).
Причины завоздушивания и их устранениеПричина | Способ устранения | Сложность |
Низкий уровень топлива | Долить топливо, прокачать систему | 1/5 |
Подсос воздуха (шланги, хомуты) | Заменить шланги, затянуть хомуты | 2/5 |
Засор фильтров | Заменить фильтры, прокачать систему | 2/5 |
Неисправность ТННД | Заменить насос, прокачать систему | 3/5 |
Последствия ошибок, ущерб и срокиЭтап | Последствие ошибки | Ущерб (руб) | Срок наступления |
1. Подготовка | Загрязнение системы | 5,000–15,000 | 1–2 дня |
2. Проверка | Пропуск подсоса воздуха | 10,000–20,000 | 1–3 дня |
3. Прокачка | Повреждение ТНВД | 20,000–50,000 | Немедленно |
4. Проверка | Простой в поле | 10,000–30,000 | 1–2 дня |
Итого ущерб (при всех ошибках): 45,000–115,000 руб.Когда обращаться в сервис- Если двигатель не запускается после повторной прокачки (возможна поломка ТНВД или форсунок).
- При отсутствии инструментов (ключей, съемников для фильтров).
- Если обнаружены трещины в ТННД или ТНВД (требуется замена).
Рекомендации для эксплуатации- Поддерживайте уровень топлива выше 1/4 бака.
- Регулярно меняйте топливные фильтры (каждые 240 часов).
- Проверяйте герметичность топливопроводов перед сезоном.
- Используйте качественное топливо без воды и грязи.
Для консультаций звоните:
+7 953 071 5243 — мастер поможет прямо с поля!