ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Снять клапана на
компрессоре мтз

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Пооперационная инструкция по снятию клапанов компрессора трактора МТЗ-82

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 3 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

Снятие клапанов компрессора на тракторе МТЗ-82 (с двигателем Д-240, Д-243 или аналогичным) требуется при нарушении герметичности клапанов, снижении давления в пневмосистеме или для профилактического обслуживания.

Клапаны (впускной и нагнетательный) находятся в головке цилиндра компрессора (тип А29.01.000, одноступенчатый, поршневой).

Ниже представлена пошаговая инструкция с указанием сложностей, важных моментов, инструментов, материалов, мер профилактики поломок и оценкой сложности ремонта по 5-балльной шкале (1 — легко в хозяйстве, 5 — только сервис со спецоборудованием и опытом). Общая сложность: 3/5 (средняя, выполнимо в хозяйстве с базовыми инструментами и навыками, но требует аккуратности).

Необходимые инструменты и материалы
Инструменты:
  • Набор гаечных ключей (10–17 мм, рожковые или накидные).
  • Отвертка плоская (для снятия пробки и корпуса клапана).
  • Торцевой ключ или головка (для болтов крепления компрессора и головки).
  • Плоскогубцы (для извлечения пружин).
  • Шестигранник (если пробка под шестигранник).
  • Ветошь для очистки.
  • Фонарик для освещения рабочей зоны.
  • Емкость для сбора масла (1–2 литра).
  • Щетка металлическая и шабер (для очистки нагара).
  • Притирочная паста и керосин/дизтопливо (для притирки клапанов, если требуется).
Материалы:
  • Новые клапаны (если старые изношены, каталожный номер уточните по модели компрессора).
  • Прокладки для головки цилиндра и корпуса клапана (рекомендуется заменить).
  • Гидравлическое или трансмиссионное масло для смазки (МГЕ-46В или ТАД-17и).
  • Обезжириватель (бензин "Калоша" или спецсостав).
  • Герметик (опционально, для уплотнения пробки).

Пооперационная инструкция
1. Подготовка трактора
Действия:
  • Установите трактор на ровной поверхности, включите стояночный тормоз.
  • Заглушите двигатель, дайте ему остыть (температура не выше 40–50°C).
  • Отключите аккумулятор (снимите клемму), чтобы избежать случайного запуска.
  • Очистите область компрессора (слева на крышке распределения дизеля) ветошью от грязи и масла.
  • Поставьте емкость под компрессор для сбора возможных остатков масла.
Сложности:
  • Ограниченный доступ к компрессору из-за навесного оборудования (например, трубопроводов).
  • Грязь и масло на корпусе затрудняют работу и могут попасть в узел.
  • Горячий двигатель увеличивает риск ожогов.
Важно не забыть:
  • Убедитесь, что давление в пневмосистеме сброшено (откройте кран ресивера).
  • Проверьте надежность фиксации трактора.
Профилактика поломок:
  • Регулярно проверяйте давление в пневмосистеме (6.5–8 кгс/см², согласно норме) каждые 240 моточасов, чтобы выявить проблемы клапанов на ранней стадии.
  • Осматривайте компрессор на подтеки масла и герметичность соединений каждые 120 моточасов.
  • Используйте качественное масло для смазки компрессора, чтобы снизить нагар на клапанах.
Сложность этапа: 2/5
  • Легко выполнимо в хозяйстве с минимальным инструментом. Требуется осторожность при работе с маслом и фиксацией трактора.

2. Демонтаж трубопроводов компрессора
Действия:
  • Отсоедините трубопроводы: всасывающий (воздушный), нагнетательный (к ресиверу) и масляный (от двигателя).
  • Ослабьте хомуты или открутите фитинги гаечным ключом (обычно 12–17 мм).
  • Закройте открытые штуцера заглушками или ветошью, чтобы предотвратить попадание грязи.
Сложности:
  • Закисшие фитинги или хомуты трудно открутить, требуется проникающая смазка (WD-40).
  • Вытекающее масло из маслопровода загрязняет рабочую зону.
  • Ограниченное пространство затрудняет доступ к трубопроводам.
Важно не забыть:
  • Пометьте трубопроводы (например, маркером), чтобы не перепутать при сборке.
  • Проверить состояние трубопроводов на трещины или износ.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте герметичность трубопроводов каждые 240 моточасов, подтягивайте хомуты.
  • Заменяйте изношенные резиновые шланги, чтобы избежать подсоса воздуха.
  • Очищайте воздушный фильтр компрессора, чтобы предотвратить загрязнение клапанов.
Сложность этапа: 3/5
  • Требует навыков работы с фитингами. Закисшие соединения усложняют процесс, но в хозяйстве выполнимо с обычным инструментом.

3. Снятие компрессора
Действия:
  • Открутите три гайки и один болт крепления компрессора к крышке распределения дизеля (ключ на 13–17 мм, см. рис. 2.1.81 в источниках).
  • Аккуратно снимите компрессор, отсоединив его от шестерни привода.
  • Убедитесь, что прокладка между компрессором и крышкой не повреждена (при необходимости замените).
Сложности:
  • Закисшие болты или гайки требуют проникающей смазки или удлинителя ключа.
  • Компрессор может быть плотно посажен, что требует осторожного поддевания.
  • Риск повреждения прокладки при снятии.
Важно не забыть:
  • Проверить состояние шестерни привода на износ или сколы.
  • Очистить посадочное место компрессора на двигателе.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте натяжение приводного ремня компрессора каждые 120 моточасов, чтобы избежать пробуксовки и износа шестерни.
  • Смазывайте сочленения шестерни привода универсальной смазкой каждые 480 моточасов.
  • Осматривайте прокладку на герметичность при каждом демонтаже.
Сложность этапа: 3/5
  • Требует аккуратности и базовых инструментов. Закисшие крепления могут усложнить процесс, но выполнимо в хозяйстве.

4. Доступ к клапанам
Действия:
  • Установите компрессор на верстак или чистую поверхность.
  • Открутите болты крепления головки цилиндра компрессора (обычно 4 болта, ключ на 10–13 мм).
  • Снимите головку цилиндра, аккуратно отделив ее от корпуса (прокладку сохраните или замените).
  • Найдите клапаны (впускной и нагнетательный) в головке цилиндра — это пластинчатые элементы, прижатые пружинами к седлам.
Сложности:
  • Закисшие болты головки трудно открутить, есть риск сорвать резьбу.
  • Нагар на головке и клапанах затрудняет осмотр и демонтаж.
  • Прокладка может прилипнуть или порваться при снятии.
Важно не забыть:
  • Очистить головку и поршень от нагара металлической щеткой или шабером.
  • Проверить прокладку на целостность, заменить при повреждении.
Профилактика поломок:
  • Проводите очистку головки цилиндра от нагара каждые 1000 моточасов, чтобы предотвратить залипание клапанов.
  • Проверяйте состояние воздушных каналов в головке на засорение.
  • Используйте качественное масло, чтобы снизить образование нагара.
Сложность этапа: 3/5
  • Выполнимо в хозяйстве, но требует аккуратности при снятии головки и работы с прокладкой. Нагар усложняет процесс.

5. Снятие клапанов
Действия:
  • Найдите пробку и штуцер на головке цилиндра, открутите их (отвертка или шестигранник).
  • Извлеките корпус клапана, затем пружину и сам клапан (используйте плоскогубцы для аккуратного извлечения).
  • Повторите для второго клапана (впускного и нагнетательного).
  • Очистите клапаны, пружины и седла от нагара керосином или дизтопливом.
Сложности:
  • Пружины могут выскочить при извлечении, теряются мелкие детали.
  • Закисшая пробка или штуцер трудно откручиваются.
  • Нагар на клапанах затрудняет оценку их состояния.
Важно не забыть:
  • Проверить клапаны на износ, деформацию или трещины. Если клапан двусторонний, его можно перевернуть; иначе замените.
  • При необходимости притереть новые клапаны к седлам с помощью притирочной пасты и промыть в керосине.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте герметичность клапанов каждые 1000 моточасов, чтобы избежать снижения давления.
  • Заменяйте изношенные пружины, чтобы обеспечить плотное прилегание клапанов.
  • Очищайте седла клапанов от нагара при каждом обслуживании.
Сложность этапа: 3/5
  • Требует аккуратности и базового инструмента. Работа с мелкими деталями и притирка клапанов могут быть сложны для новичков, но выполнимо в хозяйстве.

6. Проверка и подготовка к сборке
Действия:
  • Осмотрите клапаны и седла на износ, трещины или деформацию. Замените неисправные детали.
  • Проверьте пружины на упругость (сравните с новыми, если есть).
  • Очистите головку цилиндра, воздушные каналы и корпус клапана от нагара и грязи.
  • Убедитесь, что посадочные места клапанов чистые и без задиров.
Сложности:
  • Сложно оценить степень износа без опыта или эталонных деталей.
  • Нагар в каналах трудно удалить без специальных щеток.
  • Повреждение седел клапанов требует профессиональной обработки.
Важно не забыть:
  • Проверить поршень и цилиндр компрессора на износ (задиры, увеличенный зазор), так как это влияет на работу клапанов.
  • Заменить прокладку головки цилиндра, если она повреждена.
Профилактика поломок:
  • Проводите полную ревизию компрессора каждые 2000 моточасов, включая проверку цилиндропоршневой группы.
  • Проверяйте давление в системе манометром после каждого обслуживания.
  • Избегайте работы компрессора при низком уровне масла, чтобы предотвратить износ деталей.
Сложность этапа: 3/5
  • Выполнимо в хозяйстве, но требует внимательности при оценке состояния деталей. Диагностика износа может быть сложной без опыта.

7. Сборка и установка компрессора
Действия:
  • Установите клапаны, пружины и корпус в головку цилиндра в обратном порядке, затянув пробку и штуцер.
  • Установите головку цилиндра на компрессор с новой прокладкой, затяните болты крест-накрест (момент 15–20 Н·м, если есть динамометрический ключ).
  • Установите компрессор на крышку распределения, совместив шестерню привода, и затяните гайки/болт крепления.
  • Подсоедините трубопроводы (всасывающий, нагнетательный, масляный), затянув фитинги и хомуты.
  • Залейте масло в двигатель или гидросистему до уровня, если оно вытекло.
Сложности:
  • Неправильная установка клапанов или пружин нарушает работу компрессора.
  • Перетяжка болтов головки может повредить резьбу или прокладку.
  • Ошибка в подключении трубопроводов вызывает утечки или сбой пневмосистемы.
Важно не забыть:
  • Проверить герметичность всех соединений.
  • Убедиться, что шестерня привода правильно совмещена.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте затяжку болтов головки и крепления компрессора каждые 480 моточасов.
  • Используйте герметик для пробки и фитингов, чтобы предотвратить утечки.
  • Проверяйте работу привода компрессора (шестерни, ремни) на люфты и износ.
Сложность этапа: 3/5
  • Требует аккуратной сборки и проверки соединений. Выполнимо в хозяйстве, но ошибки могут привести к утечкам или поломке.

8. Проверка и тестирование
Действия:
  • Подсоедините аккумулятор, запустите двигатель на низких оборотах.
  • Проверьте давление в пневмосистеме манометром (должно быть 6.5–8 кгс/см²).
  • Осмотрите компрессор и трубопроводы на подтеки масла или воздуха.
  • Совершите тестовую поездку, проверьте работу тормозов прицепа или других пневмоустройств.
  • Через 10–20 минут работы повторно проверьте давление и герметичность.
Сложности:
  • Низкое давление указывает на негерметичность клапанов или ошибку сборки.
  • Утечки масла или воздуха требуют повторного демонтажа.
  • Шум или стук в компрессоре указывает на износ поршневой группы или подшипников.
Важно не забыть:
  • Проверить отсутствие нагара в ресивере, который может указывать на выброс масла.
  • Убедиться, что компрессор не перегревается (температура корпуса не выше 80–90°C).
Профилактика поломок:
  • Проверяйте работу компрессора каждые 240 моточасов, включая давление и герметичность.
  • Регулируйте регулятор давления (срабатывание на 6.6–8 кгс/см²) каждые 1000 моточасов.
  • При появлении стука или снижения производительности немедленно остановите компрессор и проведите диагностику.
Сложность этапа: 2/5
  • Легко выполнимо в хозяйстве, требует только внимательной проверки. Проблемы обычно связаны с ошибками на предыдущих этапах.

Общие рекомендации
  • Безопасность: Работайте в перчатках, избегайте попадания масла на кожу, используйте защитные очки при очистке нагара.
  • Качество ремонта: Проблемы с клапанами могут быть симптомом износа цилиндропоршневой группы или подшипников. Если давление не восстанавливается, проверьте поршень, цилиндр (диаметр 72.02 мм) и шатун.
  • Ограничения: Если седла клапанов сильно изношены или есть трещины в головке, потребуется замена головки или ремонт в сервисе.
  • Профилактика:
  • Проводите ТО компрессора каждые 1000 моточасов, включая проверку клапанов и герметичности.
  • Избегайте работы компрессора при низком давлении или без масла, чтобы предотвратить износ деталей.
  • Храните запасные клапаны и прокладки в сухом месте, защищенном от влаги и пыли.
  • Проверяйте привод компрессора (шестерни, ремни) на износ каждые 480 моточасов, так как его поломка может повредить клапаны.
  • Общая сложность ремонта: 3/5
  • Снятие клапанов возможно в хозяйстве с базовым инструментом (ключи, отвертки, плоскогубцы) и минимальным опытом. Основные сложности связаны с демонтажем закисших фитингов, снятием компрессора, очисткой нагара и притиркой клапанов. Специнструмент (например, притирочный станок) не обязателен, но облегчает работу. Сервис требуется при сильном износе цилиндра, поршня или седел клапанов, что выходит за рамки замены клапанов.

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Навесное и прицепное оборудование для тракторов, которое может вам пригодится в дальнейшем, когда почините свой трактор.
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda