ДЛЯ МЕХАНИКОВ СТО
Возможные причины и действияПрикипание или коррозия соединений- Причина: Длительная эксплуатация без снятия, воздействие влаги и грязи привели к "прикипанию" бортовой к корпусу заднего моста.
- Что предпринять:
- Очистите зону вокруг бортовой передачи от грязи и ржавчины с помощью щетки и ветоши.
- Обработайте места соединения (болты, стык корпуса) проникающей смазкой (например, WD-40 или аналогом). Дайте смазке впитаться 10–15 минут.
- Постучите по корпусу бортовой деревянным или резиновым молотком (не металлическим, чтобы не повредить детали), создавая легкую вибрацию для ослабления прикипания.
Заедание болтов крепления- Причина: Болты могут быть перетянуты, заржавели или имеют поврежденную резьбу.
- Что предпринять:
- Проверьте состояние болтов (обычно 6–8 штук, в зависимости от конструкции). Если видна ржавчина, обработайте их проникающей смазкой.
- Используйте накидной ключ или головку с удлинителем, чтобы равномерно ослабить болты в крестообразном порядке (не откручивайте полностью сразу).
- Если болт не идет, слегка постучите по нему молотком через выгонку, затем попробуйте снова. При срыве резьбы замените болт новым.
Прилипание шестерен или вала- Причина: Шестерни бортовой передачи могут "залипнуть" на шлицах полуоси из-за смазки, грязи или износа.
- Что предпринять:
- Убедитесь, что все болты крепления сняты.
- Попробуйте аккуратно покачать бортовую передачу вручную или с помощью монтировки, вставленной в безопасное место (не повреждая корпус).
- Если не снимается, используйте съемник для подшипников или специальный съемник для бортовых передач, приложив усилие к корпусу редуктора.
Неполный демонтаж связанных узлов- Причина: Не сняты элементы, удерживающие бортовую (например, тормозной диск, полуось или стопорные кольца).
- Что предпринять:
- Проверьте, снята ли полуось. Для этого открутите гайку крепления фланца полуоси и извлеките полуось из редуктора.
- Убедитесь, что тормозной механизм (диск или колодки) не мешает демонтажу — при необходимости снимите тормозной барабан.
- Проверьте наличие стопорных колец или штифтов в конструкции — они могут блокировать снятие.
Механическое повреждение- Причина: Деформация корпуса бортовой или заднего моста из-за ударов или износа.
- Что предпринять:
- Осмотрите корпус на наличие трещин или вмятин. Если повреждения есть, потребуется замена бортовой передачи.
- При деформации стыка попробуйте аккуратно выровнять поверхность с помощью рихтовочного молотка, но без чрезмерного усилия.
Пошаговый порядок действийПодготовка:- Установите трактор на ровной поверхности, заблокируйте колеса, слейте масло из заднего моста через сливную пробку.
- Поддомкратьте заднюю часть и установите опоры для безопасности.
Ослабление крепежа:- Очистите и смажьте болты проникающей смазкой, затем открутите их в крестообразном порядке.
Демонтаж связанных узлов:- Снимите колесо, тормозной барабан и полуось, если они не были сняты ранее.
Снятие бортовой:- Нанесите проникающую смазку на стык бортовой и корпуса моста.
- Легкими ударами резинового молотка по корпусу ослабьте прикипание.
- Используйте монтировку или съемник, приложив усилие равномерно, чтобы снять бортовую.
Проверка:- Осмотрите снятую бортовую и посадочное место на наличие повреждений или износа.
Важный момент: Не применяйте грубую силу (например, удары кувалдой) — это может повредить корпус моста или шестерни.
Инструменты- Набор ключей (для болтов и гаек).
- Проникающая смазка (WD-40 или аналог).
- Резиновый или деревянный молоток.
- Монтировка.
- Съемник (при необходимости).
- Ветошь для очистки.
Рекомендации- Если бортовая не снимается после всех действий, возможно, потребуется нагрев корпуса (например, газовой горелкой) для расширения металла. Делайте это осторожно, избегая перегрева (температура не выше 150–200°C).
После снятия проверьте состояние шестерен, подшипников и сальников бортовой передачи — возможно, проблема связана с их износом.