Градация сложности операций по ремонту МТЗ
Операция | Модель МТЗ | Описание | Почему такой уровень | Сложность (1–5) |
Проверка/долив масла в ПВМ | Все (80, 82, 1221, 1523, 892) | Осмотр уровня масла (ТАд-17), долив через пробку. | Простая работа, нужны воронка, ключи. Доступна всем по инструкции. | 1 |
Замена манжеты фланца кардана ПВМ | Все | Снятие кардана, замена уплотнения, смазка. | Минимальные инструменты (ключи, отвёртки), лёгкий доступ. | 1 |
Смазка шкворневого узла | Все | Нанесение смазки (Литол-24) в цапфу через маслёнку. | Простая работа, нужен шприц для смазки. | 1 |
Замена масла в гидросистеме | Все | Слив старого масла, залив нового (МГЕ-46В), замена фильтра. | Простая работа, нужны ключи, ёмкость. Доступна всем. | 1 |
Регулировка рычага ВОМ | Все | Настройка троса/рычага включения ВОМ в кабине. | Нужны ключи, визуальная проверка, ошибки некритичны. | 2 |
Замена сальника цапфы | Все | Снятие крышки цапфы, замена уплотнения, смазка. | Нужны ключи, отвёртки, аккуратность. Простая, но требует доступа. | 2 |
Промывка фильтра гидравлики ВОМ | Все | Снятие фильтра, очистка, установка. | Нужны ключи, ёмкость, чистящее средство. Лёгкая работа. | 2 |
Замена датчика температуры (электроника) | 1221, 1523 | Снятие старого датчика на двигателе (Д-260), установка нового. | Нужны ключи, мультиметр, схема. Простая электрика, но требует аккуратности. | 2 |
Регулировка схождения колёс | Все | Настройка угла колёс (0–2 мм) через поперечную тягу. | Нужны домкрат, линейка, ключи. Требуется точность, риск износа шин. | 3 |
Регулировка лапок сцепления | 80, 82, 892, 920 | Настройка зазоров лапок корзины (3 мм) через лючок. | Нужны ключи, щупы, доступ под трактор. Ошибка = пробуксовка. | 3 |
Ремонт цапфы (замена втулок) | Все | Снятие редуктора, замена втулок/сальников в шкворне. | Нужны съемники, пресс, опыт. Сложный доступ, риск люфта. | 3 |
Снятие подшипника бортового редуктора | Все | Демонтаж редуктора, снятие подшипника с вала/корпуса. | Нужны домкрат, съемники, ключи. Требуется аккуратность, риск повреждения вала. | 3 |
Регулировка угла опережения впрыска (Д-240) | 80, 82 | Настройка ТНВД для впрыска (20–26° до ВМТ). | Нужны ключи, моментоскоп, точность. Ошибка = дым, потеря тяги. | 3 |
Ремонт ВОМ (замена муфты) | Все | Снятие крышки ВОМ, замена фрикционных дисков. | Нужны ключи, иногда домкрат. Сложный доступ, риск неправильной сборки. | 3 |
Замена подшипников ступицы ПВМ | Все | Снятие колеса, ступицы, замена подшипников, сальников. | Нужны съемники, смазка, опыт. Точность важна, но без сложной регулировки. | 3 |
Ремонт гидроцилиндра ВОМ/подвески | Все | Снятие цилиндра, замена уплотнений. | Нужны ключи, знание гидравлики. Риск утечек при сборке. | 3 |
Регулировка клапанов (Д-260) | 1221, 1523 | Настройка зазоров клапанов (0,25–0,45 мм) на двигателе Д-260. | Нужны щупы, ключи, знание порядка. Ошибка = потеря мощности. | 3 |
Замена ремня гидроусилителя | 1221, 1523, 892 | Снятие старого ремня, установка нового, регулировка натяжения. | Нужны ключи, опыт. Доступ сложнее, чем на Д-240, но без спец инструментов. | 3 |
Замена уплотнений шкворня ПВМ | Все | Снятие редуктора, замена колец в гильзе-трубе. | Нужны съемники, аккуратность. Сложный доступ, риск течи. | 4 |
Ремонт ВОМ (замена вала) | Все | Снятие узла ВОМ, замена шлицевого вала. | Нужны съемники, ключи, опыт. Ошибка = люфт, поломка узла. | 4 |
Ремонт гидростатической трансмиссии | 1523, некоторые 1221 | Настройка или замена гидромотора/насоса. | Нужны манометры, стенд, знание гидравлики. Редко в хозяйствах. | 4 |
Диагностика ЭБУ двигателя | 1523 | Проверка ошибок через сканер (на двигателях Д-260 с электроникой). | Нужны сканер, программное обеспечение, знание кодов ошибок. | 4 |
Ремонт турбокомпрессора (Д-260) | 1221, 1523 | Снятие турбины, замена картриджа, балансировка. | Требуются стенд, ключи, чистота. Ошибка = потеря мощности. | 4 |
Ремонт цапфы (трещины корпуса) | Все | Снятие ПВМ, сварка корпуса или замена цапфы. | Требуется сварка, мастерская, токарный станок для обработки. | 5 |
Регулировка редуктора ПВМ | Все | Настройка зазоров и пятна контакта шестерен (0,25–0,55 мм). | Нужны подъемник, индикатор, динамометр. Ошибка = шум, износ. | 5 |
Ремонт дифференциала ПВМ | Все | Замена подшипников, сателлитов, регулировка зазоров. | Требуются подъемник, прессы, точная настройка зазоров. | 5 |
Ремонт главной передачи ПВМ | Все | Замена конических шестерен, регулировка пятна контакта. | Нужны стенды, динамометры, высокая точность. | 5 |
Ремонт блокировки дифференциала | Все | Замена фрикционных дисков, регулировка механизма. | Требуются спец инструменты, сложный доступ, риск поломки. | 5 |
Установка ГБЦ (Д-240) | 80, 82 | Монтаж ГБЦ, затяжка болтов (160–180 Н·м), настройка клапанов. | Нужны динамометр, чистота, проверка плоскостности. Ошибка = утечка. | 5 |
Ремонт ВОМ (редуктор) | Все | Замена шестерен, валов, регулировка зазоров. | Требуются подъемник, прессы, точная сборка. | 5 |
Ремонт гидронасоса ВОМ | Все | Переборка насоса, замена уплотнений, настройка. | Нужны манометры, стенд, диагностика. | 5 |
Капитальный ремонт двигателя (Д-260) | 1221, 1523 | Разборка блока, замена поршней, шлифовка коленвала, ремонт ГБЦ. | Нужны стенды, микрометры, прессы, чистота. Высокий риск поломки. | 5 |
Ремонт системы Common Rail | 1523 (некоторые версии) | Диагностика, замена датчиков, ремонт насоса высокого давления. | Нужны сканеры, стенды, знание электроники. | 5 |
Замена гидрораспределителя | 1221, 1523 | Снятие старого распределителя, установка нового, настройка. | Нужны ключи, манометры, знание гидравлики. Риск утечек. | 5 |
Ремонт заднего моста (главная передача) | Все | Замена шестерен, регулировка зазоров, ремонт дифференциала. | Требуются подъемник, прессы, динамометры. | 5 |