ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Как сделать моментоскоп для установки момента впрыска?

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Пошаговая инструкция по изготовлению моментоскопа, его применению для установки момента впрыска

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 2 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

Моментоскоп — это простое устройство, используемое для точной настройки угла опережения впрыска топлива в дизельных двигателях, таких как Д-240 или Д-243, устанавливаемых на тракторе МТЗ-80.

Он позволяет определить момент начала подачи топлива топливным насосом высокого давления (ТНВД) относительно положения коленчатого вала. Моментоскоп можно изготовить своими руками из доступных материалов, что делает его бюджетным решением для настройки топливной системы в хозяйстве.

Ниже представлена пошаговая инструкция по изготовлению моментоскопа, его применению для установки момента впрыска, а также необходимые инструменты, материалы, возможные сложности, профилактика и случаи, требующие обращения в сервис. Сложность оценивается по 5-балльной шкале (1 — легко в хозяйстве, 5 — только сервис со спецоборудованием).

Общая сложность операции: 2/5
  • Обоснование: Изготовление моментоскопа — простая задача, требующая минимальных материалов и базовых навыков. Применение устройства для настройки момента впрыска требует аккуратности и понимания работы ТНВД, но выполнимо в хозяйстве. Ошибки могут привести к неправильной настройке впрыска, что скажется на работе двигателя (потеря мощности, дымление, повышенный расход топлива).

Принцип работы моментоскопа
Моментоскоп представляет собой прозрачную трубку или ёмкость, подключённую к выходу ТНВД, заполненную дизельным топливом. При вращении коленчатого вала вручную (или стартером) моментоскоп позволяет визуально определить момент начала подачи топлива (подъём уровня топлива в трубке), что соответствует началу впрыска. Этот момент синхронизируется с метками на шкиве коленвала или маховике, обеспечивая правильный угол опережения впрыска (для Д-240 обычно 24–26° до верхней мёртвой точки — ВМТ).

Необходимые инструменты и материалы
Для изготовления моментоскопа:
  • Материалы:
  • Прозрачная пластиковая трубка (диаметр 4–6 мм, длина 20–30 см, например, от медицинской капельницы или топливной системы).
  • Металлический штуцер (с резьбой М14х1,5 или М12х1,5, совместимый с выходом ТНВД, можно использовать штуцер от старой топливной трубки).
  • Хомут или зажим (для фиксации трубки на штуцере).
  • Дизельное топливо (0,1–0,2 л для заполнения).
  • Герметик или ФУМ-лента (для уплотнения соединения).
  • Пластиковая или стеклянная ёмкость (например, бутылка 0,5 л, опционально для резервуара).
  • Инструменты:
  • Нож или ножницы (для резки трубки).
  • Гаечный ключ (17 мм, для штуцера).
  • Отвёртка (для фиксации хомута).
  • Пассатижи (для работы с трубкой).
Для установки момента впрыска:
  • Гаечные ключи (10–19 мм, для снятия трубок и регулировки ТНВД).
  • Торцевые головки (17–24 мм, для болтов шкива или маховика).
  • Рычаг или лом (для проворачивания коленвала).
  • Щётка металлическая и ветошь (для очистки).
  • Фонарь (для освещения меток).
  • Динамометрический ключ (20–100 Н·м, для затяжки болтов ТНВД при сборке).

Пооперационная инструкция
Этап 1: Изготовление моментоскопа
Описание:
  1. Подготовка штуцера:
  • Возьмите штуцер с резьбой, совместимой с выходом ТНВД (например, М14х1,5, как у трубки высокого давления на ТНВД УТН-5 для Д-240).
  • Очистите штуцер от грязи и проверьте резьбу на отсутствие повреждений.
  1. Подготовка трубки:
  • Отрежьте прозрачную трубку длиной 20–30 см (для удобства наблюдения за уровнем топлива).
  • Убедитесь, что трубка чистая и не имеет трещин.
  1. Сборка моментоскопа:
  • Наденьте один конец трубки на штуцер, плотно зафиксируйте хомутом или зажимом.
  • Если используете резервуар (например, бутылку), просверлите в крышке отверстие, вставьте трубку и загерметизируйте соединение герметиком.
  • Второй конец трубки оставьте открытым (или подсоедините к резервуару, чтобы топливо не вытекало).
  1. Заполнение топливом:
  • Заполните трубку дизельным топливом на 50–70% (чтобы был виден уровень).
  • Убедитесь, что в трубке нет пузырьков воздуха (можно слегка встряхнуть).
Инструменты: Нож, гаечный ключ, отвёртка, пассатижи.
Материалы: Прозрачная трубка, штуцер, хомут, дизельное топливо, герметик.
Сложности:
  • Неплотное соединение трубки и штуцера вызывает утечки.
  • Неправильная резьба штуцера затрудняет установку на ТНВД.
Важно не забыть:
  • Проверить герметичность соединений перед использованием.
  • Использовать чистое топливо для заполнения.
Сложность этапа: 1/5 (простая сборка).

Этап 2: Подготовка трактора
Описание:
  • Установите трактор на ровной площадке, включите стояночный тормоз, заглушите двигатель.
  • Отсоедините минусовую клемму аккумулятора (ключ 10–12 мм) для безопасности.
  • Очистите зону ТНВД (на правой стороне двигателя, вдоль блока цилиндров) от грязи, чтобы предотвратить загрязнение топливной системы.
  • Перекройте подачу топлива, закрыв топливный кран под баком (если есть).
Инструменты: Гаечные ключи, щётка, ветошь.
Материалы: Чистящее средство.
Сложности:
  • Грязь может попасть в топливную систему.
  • Ограниченный доступ к ТНВД из-за навесного оборудования.
Важно не забыть:
  • Работать в чистых условиях, чтобы защитить ТНВД.
  • Подготовить ёмкость для слива топлива.
Сложность этапа: 1/5 (простая подготовка).

Этап 3: Подготовка ТНВД
Описание:
  • Найдите ТНВД (обычно УТН-5 на Д-240) на правой стороне двигателя.
  • Отсоедините топливную трубку высокого давления от первой секции ТНВД (ключ 17 мм), идущую к форсунке первого цилиндра.
  • Подставьте ёмкость для сбора вытекающего топлива.
  • Установите моментоскоп на выход первой секции ТНВД:
  • Вкрутите штуцер моментоскопа в отверстие (момент 20–30 Н·м, чтобы не повредить резьбу).
  • Убедитесь, что трубка направлена вверх для удобства наблюдения.
  • Прокачайте топливную систему ручным насосом на ТНВД (винт в верхней части насоса), чтобы заполнить моментоскоп топливом и удалить воздух.
Инструменты: Гаечные ключи, ёмкость, ветошь.
Материалы: Дизельное топливо, ветошь.
Сложности:
  • Закисшие гайки трубок требуют WD-40.
  • Воздух в системе может исказить показания моментоскопа.
Важно не забыть:
  • Закрыть другие выходы ТНВД ветошью, чтобы избежать загрязнения.
  • Проверить отсутствие утечек на штуцере моментоскопа.
Сложность этапа: 2/5 (требует аккуратности).

Этап 4: Установка момента впрыска
Описание:

Поиск меток:
  • Найдите метки на шкиве коленвала или маховике (обычно через смотровое окно на картере маховика).
  • Для Д-240 угол опережения впрыска составляет 24–26° до ВМТ (проверьте по руководству, метка соответствует 24–26° на шкиве).
  • Метка ВМТ обозначена как «0» или «Т», а угол впрыска — дополнительной риской.
Проворачивание коленвала:
  • Установите рычаг или лом в отверстие шкива коленвала (или используйте болт маховика).
  • Проверните коленвал по часовой стрелке до совмещения метки 24–26° с указателем на блоке.
Наблюдение за моментоскопом:
  • Медленно вращайте коленвал (или попросите помощника наблюдать за трубкой).
  • Отметьте момент, когда уровень топлива в трубке начинает подниматься (это начало подачи топлива ТНВД).
  • Убедитесь, что подъём топлива совпадает с меткой 24–26° до ВМТ.
Регулировка (при необходимости):
  • Если подъём топлива не совпадает с меткой, ослабьте болты крепления ТНВД к плите (ключ 17 мм, обычно 3–4 болта).
  • Поверните корпус ТНВД (по часовой стрелке для увеличения угла, против — для уменьшения).
  • Затяните болты (момент 40–50 Н·м) и повторно проверьте момент впрыска.
Контроль:
  • Проверните коленвал на 2 оборота и снова проверьте совпадение метки и подъёма топлива.
Инструменты: Гаечные ключи, торцевые головки, рычаг, фонарь.
Материалы: Ветошь.
Сложности:
  • Трудно точно определить начало подъёма топлива без опыта.
  • Закисшие болты ТНВД затрудняют регулировку.
Важно не забыть:
  • Проворачивать коленвал медленно для точности.
  • Проверить метки несколько раз для подтверждения.
Сложность этапа: 3/5 (требует точности).

Этап 5: Сборка и тестирование
Описание:
  • Снимите моментоскоп, аккуратно выкрутив штуцер (ключ 17 мм).
  • Установите топливную трубку высокого давления на первую секцию ТНВД, затяните гайку (момент 20–30 Н·м).
  • Подсоедините все трубки и провода, следуя маркировке.
  • Прокачайте топливную систему ручным насосом, чтобы удалить воздух.
  • Подсоедините аккумулятор.
  • Запустите двигатель, проверьте:
  • Равномерность работы (отсутствие вибраций или стуков).
  • Отсутствие утечек топлива в соединениях.
  • Цвет выхлопа (чёрный дым указывает на поздний впрыск, белый — на ранний).
  • Проведите тестовую поездку (10–20 минут), наблюдая за мощностью и расходом топлива.
Инструменты: Гаечные ключи, динамометрический ключ.
Материалы: Дизельное топливо, ветошь.
Сложности:
  • Воздух в системе затрудняет запуск.
  • Неправильный угол впрыска вызывает дымление или потерю мощности.
Важно не забыть:
  • Проверить герметичность всех соединений.
  • Повторно проверить угол впрыска через 50–100 моточасов.
Сложность этапа: 2/5 (простая сборка).

Профилактика проблем с топливной системой
Для предотвращения проблем с моментом впрыска на МТЗ-80:
  1. Проверяйте угол впрыска каждые 960 моточасов или при замене ТНВД.
  2. Меняйте топливные фильтры каждые 120 моточасов
  3. Используйте качественное топливо (цетановое число 45–50), чтобы избежать засорения ТНВД.
  4. Проверяйте ТНВД и форсунки каждые 2000 моточасов (давление форсунок 220–230 бар).
  5. Смазывайте резьбу болтов ТНВД Литол-24 перед установкой.
  6. Избегайте работы в грязи, чтобы предотвратить загрязнение системы.
  7. Храните моментоскоп в чистом месте для повторного использования.

Когда нужно обратиться в сервис
Обратитесь в сервисный центр в следующих случаях:
  1. Повреждение ТНВД: Нестабильная подача топлива требует проверки на стенде.
  2. Отсутствие меток: Если метки на шкиве или маховике не видны, нужна профессиональная синхронизация.
  3. Сложности с регулировкой: Неправильный угол впрыска не устраняется поворотом ТНВД.
  4. Закисшие болты: Требуется высверливание или замена крепежа.
  5. Отсутствие опыта: Настройка впрыска требует точности, ошибки могут повредить двигатель.
  6. Проблемы после настройки: Дымление, потеря мощности или неравномерная работа требуют диагностики.

Дополнительные рекомендации
  • Каталог запчастей: Используйте каталог МТЗ-80 (раздел топливной системы) для подбора штуцеров, трубок и прокладок.
  • Проверка форсунок: После настройки впрыска проверьте давление форсунок (220–230 бар) для стабильной работы двигателя.
  • Точность меток: Если метки на шкиве стёрты, используйте маховик (метка ВМТ через смотровое окно).
  • Качество топлива: Используйте чистое дизельное топливо для моментоскопа и системы, чтобы избежать засорения.
  • Повторная проверка: После настройки впрыска проверьте угол через 50–100 моточасов, так как новая прокладка или износ могут изменить угол.
  • Моментоскоп для других двигателей: Изготовленный моментоскоп подходит для любых дизельных двигателей с аналогичной резьбой ТНВД (М14х1,5).

Вывод
Для изготовления моментоскопа используйте прозрачную трубку (20–30 см), штуцер (М14х1,5) и дизельное топливо, собрав их с помощью хомута и герметика.

Установите моментоскоп на первую секцию ТНВД, проверните коленвал и отрегулируйте угол впрыска (24–26° до ВМТ для Д-240).

Работайте аккуратно, соблюдая чистоту и точность, чтобы избежать загрязнения системы или ошибок в синхронизации.

При сложностях с ТНВД, метками или регулировкой обратитесь в сервис

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Навесное и прицепное оборудование для тракторов, которое может вам пригодится в дальнейшем, когда почините свой трактор.
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda