Рулевое управление тракторов МТЗ-80/82 включает
рулевой механизм (червяк-ролик),
рулевую колонку,
гидроусилитель (ГУР) и
рулевые тяги.
Основные неисправности:
- тугое вращение руля,
- люфт рулевого колеса,
- утечка масла из ГУРа,
- стуки в рулевом механизме.
1. Диагностика неисправностейПеред разборкой определите причину:
- Люфт руля – износ червячной пары или шарниров тяг.
- Тугой ход – заклинивание червяка, низкий уровень масла в ГУРе.
- Течь масла – износ сальников гидроусилителя.
2. Демонтаж рулевого механизма1.Слить масло из бачка ГУРа.
Прогрейте масло (для лучшего слива)- Заведите трактор, покрутите руль влево-вправо 5–7 раз.
- Заглушите двигатель.
Найдите сливные пробки- Основной слив – внизу бачка ГУРа (под кабиной).
- Дополнительный слив – на гидрораспределителе или насосе (если нужно полное удаление отработки).
Слейте масло из бачка- Подставьте ёмкость под сливное отверстие.
- Открутите пробку ключом на 17 или 19 мм.
- Дождитесь полного стекания жидкости.
2.Отсоединить рулевые тяги (выбить шаровые пальцы).
3.Снять рулевую колонку:
- Открутить болты крепления под кабиной.
- Отсоединить вал руля от червячного механизма.
Демонтировать гидроусилитель (если требуется ремонт).
3. Разборка и ремонт рулевого механизма3.1. Червячная передача- Снять крышку регулировочного винта.
- Извлечь ролик и червяк, проверить на износ.
- Дефектовка
- Задиры на червяке → замена.
- Износ ролика → замена.
- Выработка в корпусе → расточка или замена.
3.2. Регулировка зацепления- Установить новую пару червяк-ролик.
- Отрегулировать зазор винтом на крышке (момент проворачивания руля должен быть 1,5–3 Н·м).
4. Ремонт гидроусилителя (ГУР)4.1. Разборка насоса ГУР- Снять шкив и крышку насоса.
- Проверить лопасти ротора и распределительный диск на износ.
- Заменить сальники и уплотнения.
4.2. Проверка гидроцилиндра- Осмотреть зеркало цилиндра (нет ли задиров).
- Заменить манжеты поршня.
5. Ремонт рулевых тяг и шарниров- Проверить шаровые опоры на люфт.
- Заменить пыльники и втулки.
- При сильном износе – поменять тяги или наконечники.
6. Сборка и установка- Собрать рулевой механизм, отрегулировать зацепление.
- Установить гидроусилитель, подключить шланги.
- Залить масло МГЕ-10А или аналог.
7. Регулировка рулевого управления- Люфт руля – не более 25–30° (проверяется на стоящем тракторе).
- Давление в ГУРе – 6,5–7 МПа (проверяется манометром).
- Прокачать систему (покрутить руль при работающем двигателе).
8. Проверка после ремонта- Запустить двигатель, проверить легкость хода.
- Убедиться в отсутствии течи масла.
- Проверить точность управления (трактор должен ехать прямо без увода).
ЗаключениеОсновные проблемы рулевого управления МТЗ-80 – износ червячной пары и подтекание ГУРа.
При правильной регулировке ресурс увеличивается в 2–3 раза.