Ремонт рулевой колонки МТЗ-80: подробное руководство1. Основные неисправности рулевой колонкиСимптом | Возможная причина | Способ диагностики |
Люфт рулевого колеса | Износ шлицевого соединения, подшипников | Проверить покачиванием руля при выключенном двигателе |
Стук при повороте | Разбиты подшипники, износ карданных шарниров | Прослушать стук при вращении руля |
Тугой ход руля | Заедание карданов, отсутствие смазки | Проверить усилие на руле при выключенном насосе ГУР |
Течь масла | Износ сальников колонки | Визуальный осмотр нижней части колонки |
2. Необходимые запчастиДеталь | Артикул | Кол-во | Цена (руб.) |
Подшипник верхний | 800.3403021 | 1 |
|
Подшипник нижний | 800.3403022 | 1 |
|
Сальник рулевого вала | 25х40х10 | 1 |
|
Кардан рулевой колонки | 800.3403010 | 1 |
|
Шлицевая втулка | 800.3403040 | 1 |
|
Комплект стопорных колец | - | 1 набор |
|
3. Инструменты для ремонта- Набор торцевых головок 10-19 мм
- Съемник стопорных колец
- Молоток с мягким бойком
- Пресс для подшипников (или оправка)
- Смазка Литол-24
- Герметик для резьбовых соединений
4. Пошаговый ремонтДемонтаж (1-1.5 часа):- Снять рулевое колесо (открутить гайку 24 мм)
- Отсоединить переключатели на рулевой колонке
- Открутить крепление колонки к щитку приборов (4 болта М8)
- Снять нижнее соединение с рулевым механизмом
Разборка (1-2 часа):- Выпрессовать верхний подшипник
- Снять стопорное кольцо
- Извлечь вал из трубы колонки
- Демонтировать нижний подшипник
Дефектовка:- Проверить зазор в подшипниках (не более 0.1 мм)
- Осмотреть шлицы на валу (износ не более 10%)
- Проверить состояние карданных соединений
Сборка (2-3 часа):- Запрессовать новые подшипники:
- Верхний с натягом 0.02-0.05 мм
- Нижний с зазором 0.01-0.03 мм
- Установить новый сальник
- Собрать шлицевое соединение с обработкой смазкой
- Затянуть крепежные болты с моментом 45 Н·м
5. Регулировка и проверка- Проверить свободный ход руля (не более 15°)
- Отрегулировать усилие на руле (при наличии ГУР)
- Проверить отсутствие люфтов в собранном состоянии
Операция | Время (новичок) | Время (опытный) |
Демонтаж | 1.5 ч | 1 ч |
Разборка | 2 ч | 1 ч |
Замена деталей | 2 ч | 1.5 ч |
Сборка | 3 ч | 2 ч |
Регулировка | 1 ч | 0.5 ч |
Итого | 9.5 ч | 6 ч |
7. Советы по эксплуатации- Раз в год смазывать карданные шарниры
- Избегать резких рывков рулем
- Проверять затяжку креплений каждые 500 моточасов
- При появлении люфта сразу проводить диагностику
Для самостоятельного ремонта потребуются навыки работы с прессом и точными механизмами. Все соединения должны быть затянуты с рекомендуемым моментом для безопасной эксплуатации.