Топливный насос высокого давления (ТНВД) на тракторе МТЗ-1221 с двигателем Д-260 предназначен для подачи строго дозированных порций топлива под высоким давлением в цилиндры двигателя в определенные моменты времени. Он обеспечивает стабильную работу дизельного двигателя, регулирует подачу топлива в зависимости от нагрузки и оборотов, а также влияет на экономичность и экологичность работы трактора. ТНВД является ключевым элементом топливной системы, обеспечивая точный впрыск через форсунки.
Требования безопасности- Установите трактор на ровной горизонтальной поверхности, заблокируйте колеса противооткатными упорами.
- Выключите двигатель, снимите ключ из замка зажигания и отключите аккумулятор (сначала «минус»).
- Дайте двигателю остыть до температуры не выше 40°C, чтобы избежать ожогов.
- Используйте защитные перчатки и очки для защиты от топлива, масла и механических травм.
- Сбросьте давление в топливной системе, открыв сливной клапан или ослабив штуцеры (подставьте емкость для сбора топлива).
- Работайте в проветриваемом помещении или на открытой площадке, избегая открытого огня и искр.
- Подготовьте емкость для сбора вытекающего топлива и масла.
Порядок действий для каждого этапа ремонтаЭтап 1. Подготовка- Убедитесь, что трактор зафиксирован, двигатель выключен, аккумулятор отключен.
- Сбросьте давление в топливной системе, ослабив штуцер на ТНВД или открыв сливной клапан.
- Очистите зону вокруг ТНВД от грязи и пыли с помощью ветоши или сжатого воздуха.
- Отсоедините топливные шланги низкого и высокого давления, промаркируйте их для обратной сборки.
- Слейте остатки топлива из насоса в подготовленную емкость.
Важный момент: Закройте открытые топливные магистрали заглушками или чистой ветошью, чтобы предотвратить попадание грязи.
Этап 2. Демонтаж ТНВД- Отсоедините тягу управления подачей топлива от рычага регулятора.
- Открутите крепежные болты или гайки, фиксирующие ТНВД к двигателю (обычно 3–4 точки крепления).
- Снимите приводную шестерню или полумуфту, если они мешают демонтажу (предварительно ослабив крепление).
- Аккуратно извлеките ТНВД из посадочного места, избегая повреждения уплотнительных прокладок и вала.
Важный момент: Запомните или отметьте положение ТНВД относительно меток на двигателе для правильной установки угла опережения впрыска при сборке.
Этап 3. Разборка и диагностика ТНВД- Закрепите ТНВД в тисках с мягкими накладками, чтобы не повредить корпус.
- Снимите верхнюю крышку регулятора, открутив крепежные винты.
- Демонтируйте плунжерные пары, нагнетательные клапаны и рейку, сохраняя порядок деталей.
- Проверьте состояние плунжеров, гильз, клапанов, пружин и уплотнений на износ, коррозию или повреждения.
- Очистите все детали в дизельном топливе или специальном растворителе, используя щетку.
Важный момент: Не используйте металлические щетки для чистки прецизионных деталей (плунжеров, гильз), чтобы избежать царапин.
Этап 4. Ремонт и замена деталей- Замените изношенные или поврежденные плунжерные пары, нагнетательные клапаны и уплотнения.
- Проверьте рейку на плавность хода — при заедании замените или отшлифуйте.
- Убедитесь, что кулачковый вал вращается свободно, при необходимости замените подшипники.
- Соберите ТНВД в обратной последовательности, смазав подвижные части моторным маслом.
Важный момент: Установите новые прокладки и уплотнения, старые использовать нельзя из-за потери герметичности.
Этап 5. Установка и регулировка- Установите ТНВД на двигатель, совместив метки на валу и корпусе для правильного угла опережения впрыска.
- Закрепите насос болтами или гайками с указанным моментом затяжки.
- Подсоедините топливные шланги и тягу управления, проверьте надежность соединений.
- Заполните систему топливом с помощью ручного подкачивающего насоса, удалите воздух, прокачав систему.
- Отрегулируйте угол опережения впрыска с помощью моментоскопа (см. таблицу регулировок).
Важный момент: После установки проверьте герметичность соединений, запустив двигатель на холостых оборотах.
Этап 6. Проверка и тестирование- Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостых оборотах 5–10 минут.
- Проверьте наличие утечек топлива и масла в районе ТНВД.
- Убедитесь, что двигатель работает ровно, без дымления и перебоев.
- При необходимости отрегулируйте подачу топлива на стенде или вручную (по нагрузке).
Важный момент: Если после ремонта наблюдается черный дым или потеря мощности, проверьте регулировку подачи топлива и состояние форсунок.
Возможные поломки и способы их решенияПоломка | Причина | Способ решения |
Неровная работа двигателя | Износ плунжерных пар | Заменить плунжерные пары, проверить давление впрыска |
Черный дым из выхлопа | Перелив топлива | Отрегулировать подачу топлива, проверить рейку и корректор |
Трудный запуск двигателя | Утечка топлива в насосе | Заменить уплотнения, проверить нагнетательные клапаны |
Потеря мощности | Засорение топливных каналов | Промыть ТНВД, заменить фильтры тонкой очистки |
Шум при работе ТНВД | Износ подшипников кулачкового вала | Заменить подшипники, проверить смазку в системе |
Инструменты, необходимые для ремонтаИнструмент | Назначение |
Набор гаечных ключей | Для демонтажа и монтажа ТНВД |
Динамометрический ключ | Для точной затяжки крепежа |
Отвертки (плоская, крестовая) | Для снятия крышек и мелких деталей |
Тиски с мягкими накладками | Для фиксации ТНВД при разборке |
Съемник подшипников | Для замены подшипников вала |
Моментоскоп | Для регулировки угла опережения |
Щетка мягкая, растворитель | Для очистки деталей |
Емкость для топлива | Для сбора вытекающего топлива |
Ветошь | Для очистки и протирки |
Моменты затяжек и регулировокЭлемент | Момент затяжки (Н·м) | Параметры регулировки |
Болты крепления ТНВД | 40–50 | Равномерное затягивание крест-накрест |
Гайки нагнетательных клапанов | 30–35 | Давление открытия 0,04–0,075 МПа |
Угол опережения впрыска | Не применимо | 18–20° до ВМТ (по моментоскопу) |
Подача топлива | Не применимо | Равномерность по цилиндрам, стендовая проверка |
Применимость инструкцииИнструкция подходит для тракторов МТЗ-1221, МТЗ-1221.2, МТЗ-1221.3 с двигателем Д-260 и рядным ТНВД (например, ЯЗДА 363.1111005-40 или аналоги). Также применима к моделям МТЗ-1523 с аналогичной топливной системой.
Для версий с системой Common Rail (МТЗ-1221.4, 1221.5) инструкция не подходит.
Часто задаваемые вопросы и ответыПочему двигатель дымит после ремонта ТНВД? - Возможен перелив топлива из-за неправильной регулировки рейки или износ форсунок. Проверьте подачу топлива и состояние распылителей.
Как часто нужно ремонтировать ТНВД? - Ремонт требуется при появлении симптомов (дым, потеря мощности) или каждые 5000–7000 моточасов при профилактическом обслуживании.
Можно ли использовать старые уплотнения? - Нет, это приведет к утечкам. Всегда устанавливайте новые прокладки и сальники.
Что делать, если ТНВД не подает топливо? - Проверьте подкачивающий насос, фильтры и наличие воздуха в системе. Если проблема в насосе, разберите и осмотрите плунжеры.