Ремонт водяного насоса (помпы) МТЗ-80/82 (Д-240, Д-243)Водяной насос системы охлаждения двигателя МТЗ требует внимания при появлении течи или перегреве двигателя. Рассмотрим полный процесс диагностики и ремонта.
Симптом | Возможная причина |
Течь антифриза из дренажного отверстия | Износ сальника |
Шум или гул при работе | Разрушение подшипника |
Перегрев двигателя | Недостаточная производительность помпы |
Люфт шкива | Критический износ подшипников |
2. Демонтаж водяного насосаНеобходимые инструменты для демонтажа:
- Ключи на 12, 13, 17 мм
- Съемник шкивов (при необходимости)
- Молоток и монтажная лопатка
Порядок работ:- Слить охлаждающую жидкость (открыть кран на блоке цилиндров)
- Ослабить ремень вентилятора
- Открутить крепления насоса (3-4 болта)
- Аккуратно снять корпус помпы с прокладкой
3. Разборка и диагностикаКомпоненты для проверки:
- Сальник - наличие следов износа
- Подшипник (обычно №6303) - люфт и шум при вращении
- Крыльчатка - целостность лопастей
- Посадочные поверхности - отсутствие коррозии
Нормативные параметры:- Осевой люфт вала: не более 0,1 мм
- Радиальный люфт: не более 0,05 мм
4. Замена изношенных деталей4.1. Замена сальника- Выпрессовать старый сальник (Ø35×55×10 мм)
- Очистить посадочное место
- Запрессовать новый сальник с помощью оправки
4.2. Замена подшипника- Снять стопорное кольцо
- Выпрессовать подшипник
- Запрессовать новый (предварительно нагреть до 80-100°C)
4.3. Восстановление крыльчатки- При повреждении лопастей - только замена
- Минимальный зазор между крыльчаткой и корпусом: 0,5 мм
5. Сборка и установка- Смазать подшипник литолом-24
- Установить новую прокладку (или нанести герметик)
- Затянуть крепежные болты с моментом 45-50 Н·м
- Натянуть ремень вентилятора (прогиб 10-15 мм под усилием 10 кгс)
6. Проверка после ремонта- Заполнить систему охлаждения (9,5 л тосола А-40)
- Запустить двигатель, прогреть до рабочей температуры
- Проверить:
- Отсутствие течи
- Рабочее давление в системе (0,5-0,7 бар)
- Температуру двигателя (80-95°C)
7. Сроки службы и профилактика- Ресурс водяного насоса: 3 000-5 000 моточасов
- Рекомендуется менять сальник при каждой замене ремня ГРМ
- Использовать только качественные охлаждающие жидкости
- Избегать перегрева двигателя
Важно!При обнаружении коррозии на корпусе помпы более 30% поверхности - узел подлежит замене. Для ремонта используйте только оригинальные запчасти или качественные аналоги.
При возникновении сложностей с запрессовкой подшипника - обратитесь в нашу специализированную мастерскую.
Неправильная установка приведет к быстрому выходу насоса из строя.