Ремонт коробки передач (КПП) трактора МТЗ-80Коробка передач МТЗ-80 – 9-ступенчатая (9+1), механическая, с понижающим редуктором. Качественный ремонт требует строгого соблюдения технологии.
| Симптом | Возможная причина | Метод проверки | 
| Шум при работе | Износ подшипников, шестерен | Стендовая диагностика | 
| Трудное переключение | Износ вилок, синхронизаторов | Визуальный осмотр | 
| Самовыключение передач | Износ фиксаторов, муфт | Тест под нагрузкой | 
| Течь масла | Износ сальников, прокладок | Визуальный осмотр | 
- Съемник подшипников (типа СЦ-20)
- Динамометрический ключ (до 250 Н·м)
- Комплект головок 12-32 мм
- Монтажная лопатка
- Молоток с мягким бойком
Порядок работ:- Слить масло (около 14 л ТАД-17)
- Отсоединить карданные валы
- Снять рычаг переключения
- Открутить крепления к раме (8 болтов М14)
- Разобрать корпус:
- Снять заднюю крышку
- Извлечь валы с шестернями
- Демонтировать синхронизаторы
| Параметр | Номинальный размер | Допустимый износ | 
| Осевой люфт | 0,05-0,10 мм | 0,20 мм | 
| Радиальное биение | до 0,03 мм | 0,08 мм | 
- Измерение толщины зубьев (допуск износа 0,5 мм)
- Проверка работы блокирующих колец (должны затормаживаться)
- Контроль состояния шлицевых соединений
3.3. Подшипники- Проверить на люфт и шум
- Основные номера:
- Первичный вал: №306
- Вторичный вал: №309
- Промежуточный вал: №307
4. Капитальный ремонт4.1. Восстановление валов- Шлифовка шеек под ремонтные подшипники
- Наплавка изношенных шлицев
- Динамическая балансировка
4.2. Замена синхронизаторов- Установить новые блокирующие кольца
- Проверить зазор между конусом и кольцом (0,5-1,0 мм)
- Смазать молибденовой смазкой
4.3. Ремонт механизма переключения- Замена изношенных вилок (допуск износа 0,8 мм)
- Обновление пружин фиксаторов
- Регулировка штоков
5. Сборка КППКритические моменты затяжки:- Болты крепления крышек: 45-50 Н·м
- Гайки валов: 120-140 Н·м
- Крепление КПП к раме: 140-160 Н·м
Порядок сборки:- Установить новые подшипники (нагреть до 80-100°C)
- Собрать валы с шестернями
- Отрегулировать осевые зазоры
- Установить новые сальники:
- Первичный вал: 35×55×10 мм
- Вторичный вал: 40×62×12 мм
6. Проверка после ремонта- Заполнить свежим маслом (ТАД-17, 14 л)
- Проверить переключение всех передач на стоянке
- Тест-драйв с постепенным увеличением нагрузки:
- 1 час - 50% нагрузки
- 2 часа - 75% нагрузки
- 3 часа - 100% нагрузки
| Модель | Отличия в ремонте | 
| МТЗ-80 | Классическая 9-ступенчатая КПП | 
| МТЗ-82 | Усиленные синхронизаторы | 
| МТЗ-80.1 | Обновленные сальники валов | 
✅ Менять масло каждые 
1000 моточасов✅ Проверять уровень масла перед запуском
✅ Избегать резких переключений под нагрузкой
✅ Регулярно смазывать шарниры кулисы
Важно!Для качественного ремонта требуется:
- Прецизионный измерительный инструмент
- Стенд для проверки шестерен
- Оригинальные запчасти (особенно синхронизаторы)
При отсутствии специального оборудования рекомендуем обратиться в наш сервисный центр.