Ремонт коленчатого вала тракторов МТЗ (Д-240, Д-243, Д-245)1. Диагностика неисправностейПризнаки необходимости ремонта:- Стук в нижней части двигателя
- Падение давления масла
- Металлическая стружка в масле
- Вибрация двигателя
- Задиры на шейках (визуальный осмотр через маслозаливную горловину)
Измеряемые параметры:Параметр | Допустимое значение |
Овальность шеек | ≤ 0,02 мм |
Конусность шеек | ≤ 0,03 мм |
Радиальный зазор вкладышей | 0,05-0,12 мм |
Осевой люфт | 0,1-0,3 мм |
2. Демонтаж коленвалаПоследовательность работ:- Слейте масло и снимите поддон картера
- Открутите крышки коренных подшипников (момент 160-180 Н·м)
- Снимите шатуны с поршнями (отметьте положение крышек)
- Аккуратно извлеките коленвал (вес 50-70 кг)
3. ДефектовкаОборудование для проверки:- Микрометр 50-100 мм
- Индикатор биения
- Поверочная плита
Критерии выбраковки:- Глубина задиров > 0,1 мм
- Трещины (проверка магнитопорошковым методом)
- Износ посадочных мест под шестерни > 0,05 мм
- Деформация (биение коренных шеек > 0,05 мм)
4. Технология ремонтаА. Шлифовка шеек:- Выбор ремонтного размера:
- Стандарт: Ø85,00 мм (коренные), Ø75,00 мм (шатунные)
- Ремонтные вкладыши: -0,25; -0,50; -0,75; -1,00 мм
- Параметры шлифовки:
- Шероховатость: Ra 0,32 мкм
- Радиальное биение: ≤ 0,02 мм
- Твердость после обработки: 58-62 HRC
Б. Восстановление посадочных мест:- Наплавка изношенных поверхностей:
- Метод: вибродуговая наплавка
- Материал: проволока Св-18ХГСА
- Проточка и шлифовка:
- Шейки под подшипники: Ø70±0,01 мм
- Посадочные места под шестерни: Ø60±0,02 мм
В. Балансировка:- Статическая (допуск 15 г·см)
- Динамическая (на стенде СБД-100)
5. Сборка и установкаКритические моменты:- Моменты затяжки:
- Коренные крышки: 180-200 Н·м
- Шатунные болты: 120-140 Н·м + доворот на 60°
- Смазка:
- Моторное масло М-10Г2к
- Антифрикционная паста Loctite 5100
- Проверки после сборки:
- Осевой люфт (0,1-0,3 мм)
- Свободность вращения (усилие ≤ 5 Н·м)
Двигатель | Диаметр шеек (стандарт) | Материал |
Д-240 | Ø85/75 мм | Сталь 45ХН |
Д-243 | Ø85/75 мм | Сталь 45ХНМФА |
Д-245 | Ø85/75 мм | Сталь 50Г |
7. Рекомендации по эксплуатации✔ Обкатка после ремонта:
- Первые 10 часов - нагрузка ≤50%
- Смена масла через 50 моточасов
✔ Контрольные параметры:
- Давление масла: 0,25-0,45 МПа
- Температура масла: ≤95°C
✔ Используйте только
оригинальные вкладыши (ЯМЗ, МТЗ)
Важно! Капитальный ремонт коленвала требует специального оборудования. При отсутствии опыта рекомендуем обратиться в наш сервис, поскольку у нас есть:
- Круглошлифовальные станки 3Б161
- Балансировочные стенды
- Оборудование для магнитофлюскопии
Для точных параметров вашей модели сверьтесь с заводским руководством по ремонту. Неправильная обработка коленвала может привести к ускоренному износу двигателя.