ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Ремонт дозатора МТЗ

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Подробная инструкция по ремонту насоса-дозатора на тракторе МТЗ-82

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 5 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

эту работу лучше доверит нашему сервису, но если решитесь сами - вот инструкция.
Ниже представлена пошаговая инструкция по ремонту насоса-дозатора гидрообъемного рулевого управления (ГОРУ) на тракторе МТЗ-82 с двигателем Д-240/Д-243. Насос-дозатор (например, Д100-14.20-02 или аналог) отвечает за распределение гидравлической жидкости к гидроцилиндрам, обеспечивая легкость управления трактором.

1. ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА И РАБОЧЕГО МЕСТА
Описание этапа: Подготовка трактора для безопасного снятия насоса-дозатора.
Последовательность действий:
  • Установите трактор на ровной площадке, включите стояночный тормоз, подложите упоры под колеса.
  • Отключите аккумуляторные батареи (АКБ): снимите клеммы, начиная с «минуса» (черный провод), затем «плюса» (красный провод).
  • Сбросьте давление в гидросистеме: несколько раз поверните рулевое колесо влево-вправо при заглушенном двигателе.
  • Очистите зону рулевой колонки и насоса-дозатора (под кабиной, в районе рулевого вала) от грязи с помощью щетки и ветоши.
  • Подготовьте рабочее место: разместите инструменты, емкость для слива масла (2–3 л), маркировочные материалы (маркер, бирки).
Ориентация деталей: Насос-дозатор расположен под кабиной, прикреплен к кронштейну рулевой колонки или гидробака, соединен с гидроцилиндрами через рукава высокого давления (РВД).
Важно не забыть:
  • Промаркировать клеммы АКБ для правильного подключения.
  • Подготовить емкость для сбора масла из гидросистемы.
  • Убедиться, что рабочее место чистое, чтобы избежать загрязнения деталей.
Что можно перепутать:
  • Перепутать клеммы АКБ, рискуя повредить электронику.
  • Не сбросить давление в гидросистеме, что может привести к вытеканию масла.
Сложность: 2/5 (требуются базовые навыки).
Время: 20–30 минут.

2. ДЕМОНТАЖ НАСОСА-ДОЗАТОРА
Описание этапа: Снятие насоса-дозатора с трактора.
Последовательность действий:
  • Поддомкратьте кабину (если требуется) или снимите защитные кожухи под ней (ключ 13 или 17 мм).
  • Промаркируйте рукава высокого давления (РВД), идущие к насосу-дозатору (обычно 4 шланга: нагнетательная «P», сливная «T», левая «L», правая «R»), чтобы избежать путаницы при сборке.
  • Отсоедините РВД, используя ключ 22 или 24 мм, подставив емкость для сбора масла.
  • Открутите болты крепления насоса-дозатора к кронштейну или гидробаку (ключ 17 мм, обычно 3–4 болта).
  • Отсоедините вал насоса-дозатора от рулевой колонки, сняв штифт или болт крепления (ключ 10 мм или отвертка).
  • Аккуратно извлеките насос-дозатор, избегая повреждения резьбы штуцеров или уплотнений.
Ориентация деталей: Насос-дозатор — компактный блок с четырьмя штуцерами для РВД, крепится под рулевой колонкой, вал соединен с рулевым колесом через штифт.
Важно не забыть:
  • Промаркировать РВД для правильного подключения.
  • Заглушить открытые штуцеры насоса и РВД, чтобы предотвратить попадание грязи.
  • Проверить состояние кронштейна и вала на износ.
Что можно перепутать:
  • Перепутать РВД при отсоединении, что нарушит работу гидроцилиндров.
  • Потерять штифт или болты крепления вала.
Сложность: 3/5 (требуется аккуратность и маркировка).
Время: 30–40 минут.

3. РАЗБОРКА И ДИАГНОСТИКА НАСОСА-ДОЗАТОРА
Описание этапа: Разборка насоса-дозатора, проверка деталей и выявление неисправностей.
Последовательность действий:
  • Очистите корпус насоса-дозатора керосином или дизельным топливом, чтобы удалить грязь и масло.
  • Разберите насос: открутите болты крышки (ключ 13 или 17 мм), снимите гидрораспределитель, золотник и героторный узел.
  • Проверьте состояние уплотнительных колец и манжет на наличие разрывов или потери эластичности.
  • Осмотрите золотник и гильзу на задиры, износ или коррозию; при сильных дефектах замените.
  • Проверьте героторный узел (ротор и статор) на износ зубьев или заедание.
  • Осмотрите клапаны (предохранительный, противоударные, антикавитационные, обратные) на наличие загрязнений, износа шарика или седла.
  • Проверьте пружины центрирующие на деформацию или усталость.
  • Промойте все детали керосином, уделяя внимание мелким каналам и отверстиям втулок.
Ориентация деталей: Гидрораспределитель (золотник и гильза) — в центре насоса, героторный узел — под крышкой, клапаны — в корпусе, уплотнения — на стыках деталей.
Важно не забыть:
  • Работать в чистых условиях, чтобы избежать загрязнения каналов.
  • Промаркировать детали при разборке для правильной сборки.
  • Проверить давление предохранительного клапана (175–195 кгс/см², регулируется винтом).

На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная разборка может повредить золотник или героторный узел.
Не уверен, как разобрать насос-дозатор? По товарищески подскажем по телефону — звоните, +7 953 071 5243 — можно прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.

Что можно перепутать:
  • Перепутать положение золотника и гильзы, что нарушит работу насоса.
  • Пропустить износ клапанов, что вызовет утечки или низкое давление.
Сложность: 5/5 (требуется опыт и спец инструмент).
Время: 60–90 минут.

4. РЕМОНТ НАСОСА-ДОЗАТОРА
Описание этапа: Замена или восстановление поврежденных деталей насоса-дозатора.
Последовательность действий:
  • Замените изношенные уплотнительные кольца и манжеты из ремкомплекта (например, РК-Д100-14.20).
  • При наличии задиров на золотнике или гильзе притрите их пастой ГОИ; при сильном износе замените узел.
  • Замените изношенные или деформированные пружины центрирующего механизма.
  • Проверьте и замените предохранительный клапан (шарик и седло), если он не держит давление.
  • Очистите каналы клапанов и втулок от загрязнений с помощью сжатого воздуха или тонкой проволоки.
  • Соберите насос-дозатор в обратном порядке, смазав уплотнения гидравлическим маслом (например, М-10Г2).
  • Проверьте героторный узел на плавность вращения перед сборкой.
Ориентация деталей: Уплотнения устанавливаются в канавки корпуса и золотника, пружины — в гидрораспределителе, клапаны — в специальные гнезда.
Важно не забыть:
  • Использовать только оригинальные уплотнения из ремкомплекта.
  • Смазать все движущиеся детали перед сборкой.
  • Проверить давление клапанов после сборки (на стенде, если доступен).
Что можно перепутать:
  • Установить уплотнения неправильно, что вызовет утечки.
  • Перепутать клапаны (например, противоударные и антикавитационные), что нарушит работу.
Сложность: 5/5 (требуется высокая точность и опыт).
Время: 60–90 минут.

5. УСТАНОВКА НАСОСА-ДОЗАТОРА
Описание этапа: Монтаж отремонтированного или нового насоса-дозатора на трактор.
Последовательность действий:
  • Установите насос-дозатор на кронштейн или гидробак, закрепив болтами (ключ 17 мм, момент 40–50 Н·м).
  • Подсоедините вал насоса к рулевой колонке, установив штифт или болт (ключ 10 мм).
  • Подключите РВД к соответствующим штуцерам («P», «T», «L», «R»), следуя маркировке (ключ 22 или 24 мм).
  • Проверьте герметичность соединений, затянув штуцеры с моментом 50–60 Н·м.
  • Залейте гидравлическое масло (М-10Г2, около 2–3 л) в маслобак ГОРУ до уровня.
  • Подсоедините АКБ, начиная с «плюса», затем «минуса».
Ориентация деталей: Штуцеры насоса-дозатора маркированы («P» — нагнетание, «T» — слив, «L» — левый поворот, «R» — правый поворот), вал соединяется с рулевой колонкой через штифт.
Важно не забыть:
  • Проверить правильность подключения РВД.
  • Убедиться, что вал насоса свободно вращается после установки.
Что можно перепутать:
  • Перепутать РВД, что приведет к неправильному повороту колес.
  • Недостаточно затянуть болты, что вызовет люфт или утечки.
Сложность: 3/5 (требуется внимательность).
Время: 30–40 минут.

6. ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА
Описание этапа: Проверка работы насоса-дозатора и гидросистемы.
Последовательность действий:
  • Запустите двигатель, дайте ему поработать на холостом ходу 2–3 минуты.
  • Поверните рулевое колесо влево и вправо, проверяя плавность поворота колес и отсутствие заеданий.
  • Проверьте отсутствие течи масла в местах соединения РВД и штуцеров.
  • Проверьте давление в гидросистеме (на стенде, если доступно): предохранительный клапан — 175–195 кгс/см², противоударные клапаны — 220–240 кгс/см².
  • Проверьте уровень масла в маслобаке ГОРУ, долейте при необходимости.
  • Проведите тестовую поездку на низкой скорости, убедившись, что трактор не уводит и руль поворачивается легко.
Ориентация деталей: Маслобак ГОРУ — под кабиной, рычаг блокировки дифференциала — в кабине или под ней.
Важно не забыть:
  • Проверить отсутствие пены в маслобаке (указывает на воздух в системе).
  • Убедиться, что блокировка дифференциала работает (если установлен кран блокировки).
Что можно перепутать:
  • Пропустить утечки масла, что приведет к снижению давления.
  • Не заметить воздух в системе, что вызовет тугой руль.
Сложность: 3/5 (требуется внимательность).
Время: 20–30 минут.

Причины неисправностей насоса-дозатора

Причина

Описание

Износ уплотнений

Разрывы или потеря эластичности манжет, вызывающие утечки масла.

Задиры на золотнике/гильзе

Механический износ или загрязнение, приводящее к заеданию.

Загрязнение каналов

Попадание грязи в клапаны или втулки, нарушающее работу.

Износ героторного узла

Износ зубьев ротора или статора, снижающий давление.

Неисправность клапанов

Износ шарика или седла предохранительного/противоударного клапана.

Недостаток масла

Низкий уровень масла в маслобаке или загрязнение, вызывающее кавитацию.


Инструменты и материалы
  • Инструменты: Набор рожковых ключей (10, 13, 17, 22, 24 мм), отвертка, домкрат, подставки, мультиметр (для проверки электроники), паста ГОИ, сжатый воздух, щетка, ветошь, маркер, бирки.
  • Материалы: Ремкомплект насоса-дозатора (РК-Д100-14.20 или аналог), гидравлическое масло (М-10Г2, 2–3 л), керосин или дизельное топливо для промывки, уплотнительные кольца, манжеты.

Последствия ошибок и пропуска операций

Ошибка/Пропуск

Последствие

Ущерб (руб)

Срок наступления

Неправильное подключение РВД

Неправильный поворот колес, авария

20,000–50,000

Немедленно

Загрязнение деталей

Заедание золотника, выход из строя

10,000–30,000

1–2 недели

Неправильная сборка клапанов

Низкое давление, тугой руль

15,000–40,000

1–2 месяца

Пропуск проверки уплотнений

Утечка масла, поломка гидросистемы

10,000–25,000

1–3 месяца

Неправильное подключение АКБ

Повреждение электроники

20,000–50,000

При запуске

Недостаток масла

Кавитация, износ насоса

15,000–40,000

1–2 месяца

Итоговый ущерб: 90,000–235,000 руб (в зависимости от масштаба ошибок).

Общая сложность: 5/5 (требуется опыт, чистое рабочее место, спец инструмент для разборки и регулировки).
Общее время: 3.5–5 часов (зависит от состояния насоса и опыта).

Перечень вероятных запасных частей:
  • Насос-дозатор (Д100-14.20-02 или аналог) – 1 шт.
  • Ремкомплект насоса-дозатора (РК-Д100-14.20) – 1 шт.
  • Уплотнительные кольца и манжеты – 4–8 шт.
  • Пружины центрирующие – 2–4 шт.
  • Предохранительный клапан – 1 шт.
  • Гидравлическое масло (М-10Г2) – 2–3 л.
Когда обращаться в сервис: Если нет опыта работы с гидравликой, стенда для проверки давления, чистого рабочего места или ремкомплекта, лучше обратиться в сервис. Звоните: +7 953 071 5243 — консультация за 2 минуты.

FAQ: Часто задаваемые вопросы
  • Как понять, что насос-дозатор неисправен?
  • Признаки: тугой руль, утечка масла, неустойчивость переднего моста, поворот колес в противоположную сторону, пена в маслобаке.
  • Можно ли отремонтировать дозатор без ремкомплекта?
  • Нет, без уплотнений и манжет ремонт невозможен, так как износ уплотнений — основная причина неисправности.
  • Почему руль тугой после ремонта?
  • Возможны загрязнение каналов, воздух в системе, неправильное подключение РВД или износ героторного узла.
  • Как часто обслуживать насос-дозатор?
  • Проверяйте каждые 500 моточасов, меняйте масло и проверяйте уплотнения.
  • Можно ли использовать неоригинальный ремкомплект?
  • Не рекомендуется, так как уплотнения должны точно соответствовать размерам.
  • Что делать, если дозатор течет после ремонта?
  • Проверьте уплотнения, затяжку штуцеров и целостность корпуса.
Когда обращаться в сервис (ремонтмтз.рф)
Если вы не уверены в качестве деталей, у вас нет спецоборудования или нет опыта, лучше доверьте ремонт профессионалам.

Мы предлагаем:
  • Онлайн-диагностику по фото и видео
  • Платные консультации с опытными механиками
  • Возможность выезда мастера к вам в хозяйство
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Свяжитесь с нами
Если у вас возникли вопросы или вам нужна дополнительная помощь, пожалуйста, свяжитесь с нами.
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda