"Мокрые тормоза" трактора МТЗ-1523 — это многодисковые фрикционные тормоза, работающие в масляной ванне, установленные в заднем мосту и бортовых редукторах. Они обеспечивают торможение задних колес и интегрированы с муфтой блокировки дифференциала, также "мокрой".
Неисправности проявляются в виде слабого торможения, увода трактора в сторону, увеличенного хода педалей, шума или течи масла.
Основные причины: износ фрикционных или нажимных дисков, загрязнение масла, нарушение регулировки или износ уплотнений.
Инструкция описывает ремонт с учетом последовательности, ориентации деталей, сложностей, времени, возможных ошибок и мер предосторожности.
1. ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА И РАБОЧЕГО МЕСТАОписание: Подготовьте трактор и рабочую зону для безопасного ремонта.
Последовательность действий:
- Установите трактор на ровной площадке, включите стояночный тормоз, подложите упоры под передние колеса.
- Отсоедините аккумулятор (минусовую клемму).
- Очистите зону заднего моста и бортовых редукторов от грязи.
- Подготовьте чистую рабочую зону и емкость для слива масла (5–7 литров).
Ориентация деталей:
- Упоры под передние колеса располагайте симметрично.
- Минусовая клемма аккумулятора отмечена знаком «–», ближе к корпусу.
Сложность: 1 (легко в хозяйстве).
Время: 20–30 минут.
Сложности:
- Грязный корпус редуктора затруднит доступ к болтам.
- Недостаток места увеличит риск потери деталей.
Важно не забыть:
- Проверить фиксацию трактора.
- Подготовить емкость для масла и запчастей.
Возможные ошибки:
- Неправильное отключение аккумулятора (короткое замыкание).
- Потеря мелких деталей из-за неорганизованного места.
Меры предосторожности:
- Используйте перчатки и защитные очки.
- Избегайте работы под трактором без упоров.
2. СЛИВ МАСЛА ИЗ ЗАДНЕГО МОСТАОписание: Слейте трансмиссионное масло из заднего моста и бортовых редукторов.
Последовательность действий:
- Поддомкратьте заднюю часть трактора, установите подставки под мост.
- Подставьте емкость под сливную пробку заднего моста (ключ на 17 мм).
- Открутите пробку, дайте маслу стечь (15–20 минут).
- Осмотрите масло на наличие стружки или загрязнений.
Ориентация деталей:
- Сливная пробка расположена в нижней части корпуса заднего моста, перпендикулярно земле.
- Заливная пробка находится на боковой части корпуса (для этапа 8).
Сложность: 1 (легко в хозяйстве).
Время: 20–30 минут.
Сложности:
- Закисшая пробка затруднит откручивание.
- Горячее масло может вызвать ожоги.
Важно не забыть:
- Проверить масло на стружку для диагностики износа.
- Заменить уплотнительную шайбу пробки.
Возможные ошибки:
- Неполный слив масла, загрязняющий новые детали.
- Потеря шайбы пробки, вызывающая течь.
Меры предосторожности:
- Работайте в перчатках.
- Убедитесь в устойчивости трактора на подставках.
3. ДЕМОНТАЖ КОЛЕСА И КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИОписание: Снимите заднее колесо и карданную передачу для доступа к тормозам.
Последовательность действий:
- Открутите гайки крепления колеса (ключ на 36 мм), снимите колесо (вес около 80 кг).
- Отсоедините карданную передачу от фланца редуктора (4 болта, ключ на 17 мм).
- Промаркируйте положение кардана относительно фланца.
- Проверьте состояние манжеты и шлицев кардана.
Ориентация деталей:
- Карданная передача имеет шлицевое соединение, метки должны совпадать при сборке.
- Колесо ориентировано ступицей к редуктору, гайки закручиваются по часовой стрелке.
Сложность: 2 (можно в хозяйстве с базовыми навыками).
Время: 30–40 минут на сторону.
Сложности:
- Закисшие болты кардана усложнят разборку.
- Тяжелое колесо требует подъемника или помощи.
Важно не забыть:
- Пометить положение кардана.
- Проверить манжету кардана на износ.
Возможные ошибки:
- Повреждение шлицев кардана при снятии.
- Потеря болтов крепления.
Меры предосторожности:
- Используйте WD-40 для закисших болтов.
- Работайте с напарником при снятии колеса.
4. ДЕМОНТАЖ КОРПУСА ТОРМОЗАОписание: Снимите корпус тормоза для доступа к фрикционным дискам.
Последовательность действий:
- Открутите болты крепления корпуса тормоза (1221М-3502035-01 или 1522М-3502035, 8–10 болтов, ключ на 17 мм).
- Аккуратно снимите корпус, поддев монтировкой, сохранив прокладку (70-4608033).
- Извлеките вал-шестерню (1221М-2407053-01, длина 310 мм) и стакан подшипников (1221М-2407042-01).
- Осмотрите уплотнения и манжеты на износ.
Ориентация деталей:
- Корпус тормоза (левый/правый) ориентирован по маркировке (например, 1221М-3502035-01 для правого).
- Вал-шестерня устанавливается шлицами к конечной передаче, метки совмещаются.
Сложность: 3 (требуются навыки и аккуратность).
Время: 1–1,5 часа на сторону.
Сложности:
- Закисшие болты могут сломаться.
- Прилипшая прокладка легко рвется.
На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильный демонтаж корпуса может повредить уплотнения или вал.
Не уверен, как правильно снять корпус тормоза? По товарищески подскажем по телефону — звоните,
+7 953 071 5243 — можно прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.
Важно не забыть:
- Промаркировать болты и прокладки.
- Проверить состояние манжеты (115-120-30-2-2).
Возможные ошибки:
- Повреждение прокладки корпуса.
- Неправильная ориентация вала при сборке.
Меры предосторожности:
- Используйте керосин для очистки.
- Работайте с напарником для снятия корпуса.
5. ИЗВЛЕЧЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВОписание: Извлеките и проверьте фрикционные и нажимные диски тормоза.
Последовательность действий:
- Извлеките фрикционные диски (1522-3502015-07, 8 шт. на сторону) и промежуточные диски (80М-3502037).
- Снимите нажимные диски (85-3502030-01) и пружины (77.38.163).
- Промойте детали в керосине, осмотрите на износ, трещины или замасливание.
- Проверьте толщину фрикционных дисков (допустимый износ ≤0,5 мм).
Ориентация деталей:
- Фрикционные диски (8 шт.) устанавливаются на шлицы ведущей шестерни, чередуясь с промежуточными.
- Нажимные диски ориентированы лунками под шарики к фрикционным дискам.
Сложность: 4 (требуется опыт и точность).
Время: 1–1,5 часа на сторону.
Сложности:
- Износ дисков может быть незаметен без измерений.
- Загрязненные диски снижают эффективность торможения.
Важно не забыть:
- Промаркировать диски по порядку установки.
- Проверить пружины на упругость.
Возможные ошибки:
- Установка изношенных дисков.
- Смешивание фрикционных и промежуточных дисков.
Меры предосторожности:
- Используйте лупу для осмотра.
- Работайте в чистой зоне.
6. ЗАМЕНА ДИСКОВ И УПЛОТНЕНИЙОписание: Установите новые фрикционные диски, нажимные диски и уплотнения.
Последовательность действий:
- Установите новые фрикционные (1522-3502015-07) и промежуточные диски (80М-3502037), чередуя их.
- Установите нажимные диски (85-3502030-01) и пружины (77.38.163).
- Замените манжету (115-120-30-2-2) и прокладку корпуса (70-4608033).
- Проверьте свободное вращение вала-шестерни вручную.
Ориентация деталей:
- Фрикционные диски устанавливаются шлицами к ведущей шестерне, нажимные — лунками к шарикам (22,225 мм).
- Манжета ориентирована рабочей кромкой к масляной ванне.
Сложность: 5 (только сервис с опытом).
Время: 1–1,5 часа на сторону.
Сложности:
- Неправильная ориентация дисков нарушит торможение.
- Ошибка в установке манжеты вызовет течь.
На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная сборка дисков может привести к полной потере тормозов.
Не уверен, как правильно установить диски? По товарищески подскажем по телефону — звоните,
+7 953 071 5243 — можно прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.
Важно не забыть:
- Смазать манжету Литолом-24.
- Проверить чередование дисков.
Возможные ошибки:
- Установка старых уплотнений, ведущая к течи.
- Перекос дисков при сборке.
Меры предосторожности:
- Используйте новые запчасти.
- Проверяйте ориентацию перед затяжкой.
7. СБОРКА КОРПУСА ТОРМОЗАОписание: Соберите корпус тормоза и установите его на место.
Последовательность действий:
- Установите вал-шестерню и стакан подшипников по меткам.
- Установите корпус тормоза с новой прокладкой, затяните болты (момент 40–50 Н·м).
- Подсоедините карданную передачу по меткам (момент 40–50 Н·м).
- Проверьте вращение вручную, убедитесь в отсутствии заеданий.
Ориентация деталей:
- Корпус совмещается по штифтам, болты затягиваются крест-накрест.
- Карданная передача ориентируется по ранее сделанным меткам.
Сложность: 3 (требуются навыки).
Время: 1–1,5 часа на сторону.
Сложности:
- Неправильная затяжка болтов вызовет течь.
- Ошибка в ориентации вала нарушит работу.
Важно не забыть:
- Использовать новую прокладку.
- Проверить герметичность соединений.
Возможные ошибки:
- Недостаточная затяжка болтов.
- Неправильное подключение кардана.
Меры предосторожности:
- Используйте динамометрический ключ.
- Очистите детали перед сборкой.
8. УСТАНОВКА КОЛЕСА И ЗАЛИВКА МАСЛАОписание: Установите колесо и залейте масло в задний мост.
Последовательность действий:
- Установите колесо, затяните гайки (момент 200–250 Н·м).
- Залейте трансмиссионное масло (ТАП-15В или SAE 85W–90, около 5 литров) через заливную пробку.
- Проверьте уровень масла (до нижнего края заливного отверстия).
- Закрутите пробки (момент 20–30 Н·м).
Ориентация деталей:
- Колесо устанавливается ступицей к редуктору.
- Заливная пробка перпендикулярна корпусу.
Сложность: 2 (можно в хозяйстве).
Время: 30–40 минут на сторону.
Сложности:
- Недостаточный уровень масла вызовет перегрев.
- Перетяжка пробок повредит резьбу.
Важно не забыть:
- Использовать рекомендованное масло.
- Проверить герметичность пробок.
Возможные ошибки:
- Заливка неподходящего масла.
- Недостаточная затяжка гаек колеса.
Меры предосторожности:
- Проверьте уровень после заливки.
- Убедитесь в устойчивости трактора.
9. РЕГУЛИРОВКА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИОписание: Отрегулируйте ход педалей и синхронность тормозов.
Последовательность действий:
- Отверните контргайки регулировочных болтов на педалях (ключ на 17 мм).
- Отрегулируйте ход правой педали (105–115 мм) и левой (на 5–20 мм меньше) при усилии 120–130 Н.
- Проверьте синхронность торможения: тормозной путь ≤6 м при 17–18 км/ч, неодновременность ≤1 м.
- Затяните контргайки, проверьте давление в пневмосистеме (0,77–0,8 МПа).
Ориентация деталей:
- Регулировочные болты расположены на тягах педалей, под кабиной.
- Педали сцеплены планкой для одновременного торможения.
Сложность: 3 (требуются навыки).
Время: 30–40 минут.
Сложности:
- Неправильная регулировка вызовет увод трактора.
- Низкое давление в пневмосистеме нарушит торможение.
Важно не забыть:
- Проверить давление в ресивере.
- Тестировать с заблокированными педалями.
Возможные ошибки:
- Игнорирование синхронности торможения.
- Недостаточная затяжка контргаек.
Меры предосторожности:
- Используйте манометр для проверки давления.
- Проводите тест на низкой скорости.
10. ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОВЕРКАОписание: Проверьте работу тормозов после ремонта.
Последовательность действий:
- Подсоедините аккумулятор, запустите двигатель.
- Проверьте торможение на месте с заблокированными педалями.
- Совершите тестовую поездку (5–10 минут) при 17–18 км/ч, оценивая тормозной путь (≤6 м).
- Осмотрите тормоза на течь масла и проверьте ход педалей.
Ориентация деталей:
- Педали проверяются в сблокированном и раздельном положении.
- Тормоза тестируются на ровной площадке.
Сложность: 2 (можно в хозяйстве).
Время: 20–30 минут.
Сложности:
- Незаметные течи проявятся позже.
- Остаточный увод указывает на ошибку регулировки.
Важно не забыть:
- Проверить все режимы торможения.
- Осмотреть редукторы на герметичность.
Возможные ошибки:
- Игнорирование увода или шума.
- Пропуск проверки течи масла.
Меры предосторожности:
- Проводите тест на низкой скорости.
- Убедитесь в надежности креплений.
Причины неисправностей "мокрых тормозов"Причина | Описание | Вероятность |
Износ фрикционных дисков | Выработка или замасливание, снижающее силу трения. | Высокая |
Загрязнение масла | Попадание грязи или стружки, ухудшающее работу дисков. | Высокая |
Износ уплотнений | Течь масла из-за повреждения манжет или прокладок. | Средняя |
Нарушение регулировки | Неправильный ход педалей или натяг подшипников. | Средняя |
Износ нажимных дисков | Деформация или выработка лунок под шарики. | Низкая |
Инструменты и материалыИнструменты:
- Набор ключей (17, 19, 36 мм).
- Динамометрический ключ (до 250 Н·м).
- Домкрат (грузоподъемность 3 т) и подставки.
- Монтировка, съемники для манжет.
- Лупа, микрометр для проверки дисков.
- Манометр для пневмосистемы.
- Емкость для масла (5–7 литров).
Материалы:
- Трансмиссионное масло (5 литров, ТАП-15В или SAE 85W–90).
- Смазка Литол-24 (200–300 г).
- Прокладка корпуса (70-4608033, 1–2 шт.).
- Манжета (115-120-30-2-2, 1–2 шт.).
- Керосин для промывки (5 литров).
- Ветошь, перчатки.
Перечень вероятных запасных частейДеталь | Артикул | Количество |
Фрикционный диск | 1522-3502015-07 | 8 шт. на сторону |
Промежуточный диск | 80М-3502037 | 8 шт. на сторону |
Нажимной диск | 85-3502030-01 | 1–2 шт. |
Пружина | 77.38.163 | 4–6 шт. |
Манжета | 115-120-30-2-2 | 1–2 шт. |
Прокладка корпуса | 70-4608033 | 1–2 шт. |
Шарик | 22,225 мм | 4–6 шт. |
Последствия ошибок и пропуска операцийЭтап | Ошибка или пропуск | Последствие | Сумма ущерба (руб) | Срок наступления |
1. Подготовка | Неправильная фиксация трактора | Падение трактора, травмы | 50,000–200,000 | Немедленно |
2. Слив масла | Игнорирование стружки | Повреждение новых дисков | 20,000–40,000 | 1–2 месяца |
4. Демонтаж корпуса | Повреждение манжеты | Течь масла | 10,000–20,000 | Немедленно |
5. Диагностика | Пропуск износа дисков | Повторная поломка | 30,000–50,000 | 1–3 месяца |
6. Замена дисков | Неправильная ориентация дисков | Потеря торможения | 40,000–80,000 | Немедленно |
7. Сборка | Недостаточная затяжка болтов | Течь масла, люфт | 15,000–30,000 | 1–2 недели |
9. Регулировка | Игнорирование синхронности | Увод трактора | 10,000–25,000 | 1–2 месяца |
10. Проверка | Пропуск течи масла | Утечка, перегрев | 20,000–40,000 | 2–6 месяцев |
Итоговая сумма ущерба при всех ошибках: 195,000–485,000 руб.
Общая сложность и время- Общая сложность: 4 (этапы 5 и 6 требуют сервиса с опытом, остальные можно выполнить в хозяйстве с навыками).
- Общее время: 8–10 часов на обе стороны (зависит от опыта и оборудования).
Когда обращаться в сервис- Обязательно для этапов 5 (диагностика) и 6 (замена дисков), если нет микрометра, опыта или чистой зоны.
- Если на этапе 5 обнаружен сильный износ вала или корпуса.
- Если после этапа 10 сохраняется увод, слабое торможение или течь.
- При отсутствии уверенности — звоните +7 953 071 5243 для консультации.