Задний ВОМ трактора МТЗ-82 (каталожный номер 70-4202010) передает крутящий момент для привода навесного оборудования через трансмиссию. Он имеет независимый (540 или 1000 об/мин) и синхронный (3,5 об/м пути) режимы, управляется гидравлически с помощью тормозных лент и планетарного редуктора.
Регулировка необходима при пробуксовке, затрудненном включении/выключении, рывках или после ремонта.
Инструкция описывает настройку тормозных лент и гидроцилиндра, инструменты, сложности и рекомендации.
Общая сложность: 3/5 (требует точности, динамометрического ключа и базовых навыков).
Общее время: 30–60 минут (зависит от состояния узла и доступа).
1. ПОДГОТОВКА К РЕГУЛИРОВКЕ ВОМОписание этапа: Подготовка трактора и инструментов.
Последовательность действий: - Установите трактор на ровной площадке, заглушите двигатель, включите стояночный тормоз, подложите упоры под колеса.
- Отсоедините навесное оборудование от ВОМ, снимите защитный кожух (4 гайки, ключ 17 мм).
- Очистите корпус заднего моста и ВОМ от грязи (ветошь, щетка, растворитель).
- Проверьте уровень масла в заднем мосту (контрольное отверстие, масло ТАД-17, 8–9 л, долейте при необходимости).
- Подготовьте инструменты:
- Гаечные ключи (10–19 мм).
- Динамометрический ключ (10–60 Н·м).
- Щупы (0,5–1 мм) для зазора лент.
- Линейка или штангенциркуль (для замера расстояния штока).
- Отвертки, пассатижи (для шплинтов).
- Осмотрите ВОМ:
- Проверьте хвостовик (6 или 21 шлиц) на люфт (допуск 0,1–0,2 мм).
- Убедитесь, что нет утечек масла (манжета 50х75-2.2, прокладка).
- Проверьте гидросистему (давление 10–12 бар, если есть манометр).
Ориентация деталей: - ВОМ: в корпусе заднего моста, включает планетарный редуктор (коронная шестерня, сателлиты, водило, солнечная шестерня), тормозные ленты (включения и торможения), вал, гидроцилиндр.
- Управление: гидравлическое, через кран, тягу, маслопроводы, рычаг в кабине.
- Тормозные ленты: включения и торможения, регулируются болтами на крышке ВОМ.
Сложности этапа: - Грязь затрудняет доступ к болтам.
- Утечки масла или низкое давление требуют ремонта.
Важное не забыть: - Проверить рычаг управления в кабине (должен двигаться свободно).
- Убедиться, что масло чистое (без стружки).
Что можно перепутать: - Проблемы ВОМ с неисправностью сцепления или КПП.
- Пропустить износ лент (накладки < 1 мм).
Сложность: 1/5 (простая подготовка).
Время на этап: 5–10 минут.
2. ПРОВЕРКА ТЕКУЩЕЙ РАБОТЫ ВОМОписание этапа: Диагностика состояния ВОМ перед регулировкой.
Последовательность действий: - Запустите двигатель, прогрейте (40–60 °C, 2–3 минуты, 900 об/мин).
Проверьте включение/выключение ВОМ:
- Рычаг в кабине: верх — включено, низ — выключено.
- При включении (540 об/мин, 2037 об/мин двигателя) хвостовик должен вращаться плавно, без рывков.
- Если ВОМ не включается или пробуксовывает, проверьте давление гидросистемы (10–12 бар, при наличии манометра).
Проверьте переключение режимов:
- Независимый (540 или 1000 об/мин): рычаг на корпусе ВОМ в положении «540» или «1000».
- Синхронный (3,5 об/м пути): рычаг в «синхронный», скорость до 8 км/ч.
- Затрудненное переключение указывает на износ муфты или тяги.
Осмотрите ленты:
- Снимите смотровую крышку (2 болта, ключ 12 мм).
- Проверьте зазор между лентами и барабанами (0,5–1 мм, щуп).
- Износ накладок лент (< 1 мм) требует замены.
- Измерьте расстояние «А» (между штоком гидроцилиндра и крышкой):
- Включено: 64 ± 2 мм.
- Выключено: 41 ± 2 мм.
- Отклонения требуют регулировки.
Ориентация деталей: - Тормозные ленты: включения сжимает барабан при включении, торможения останавливает при выключении.
- Гидроцилиндр: управляет лентами через шток и рычаг, регулируется болтом на тяге.
- Рычаг переключения: на корпусе ВОМ, фиксирует режимы.
Сложности этапа: - Ограниченный доступ к смотровой крышке.
- Низкое давление требует проверки крана или насоса.
Важное не забыть: - Проверить люфт хвостовика (0,1–0,2 мм).
- Убедиться, что рычаг переключения не заедает.
Что можно перепутать: - Пробуксовку ВОМ с неисправностью оборудования.
- Пропустить износ шлицев вала.
Сложность: 2/5 (требует внимательности).
Время на этап: 10–15 минут.
3. РЕГУЛИРОВКА ТОРМОЗНЫХ ЛЕНТ ВОМОписание этапа: Настройка зазора лент для корректного включения/выключения.
Последовательность действий: - Найдите регулировочные винты (2 шт.) на крышке ВОМ (сверху корпуса заднего моста, ключ 17 мм):
- Винт для ленты включения (70-4202038) ближе к центру.
- Винт для торможения (70-4202039) ближе к краю.
Отрегулируйте ленты:
- Ослабьте контргайки винтов (ключ 17 мм).
- Затяните винты до упора (момент 10 Н·м, динамометрический ключ).
- Отверните каждый винт на 2–2,5 оборота (зазор 0,5–1 мм).
- Проверьте зазор щупом через смотровую крышку (0,5–1 мм).
- Затяните контргайки (момент 20–30 Н·м).
Проверьте вращение барабанов:
- Поверните хвостовик вручную (ВОМ выключен).
- Барабаны должны вращаться без заеданий.
- Если ленты изношены (накладки < 1 мм), замените:
- Снимите крышку ВОМ (6 болтов, ключ 17 мм).
- Открутите винты, снимите ленты, установите новые (70-4202038, 70-4202039).
- Повторите регулировку.
Ориентация деталей: - Регулировочные винты: изменяют натяжение лент через рычаги.
- Лента включения: сжимает барабан при включении.
- Лента торможения: останавливает барабан при выключении.
Сложности этапа: - Неправильная регулировка вызывает пробуксовку или заклинивание.
- Ограниченный доступ к винтам требует гибкого ключа.
Важное не забыть: - Проверить зазор лент после регулировки.
- Смазать ленты (Литол-24).
Что можно перепутать: - Регулировку ленты включения и торможения.
- Пропустить износ барабанов (мин. диаметр 159 мм).
Сложность: 3/5 (требует точности).
Время на этап: 15–20 минут.
4. РЕГУЛИРОВКА ГИДРОЦИЛИНДРА ВОМОписание этапа: Настройка хода штока гидроцилиндра для управления лентами.
Последовательность действий: Переместите эксцентриковую ось в крайнее правое положение:
- Ослабьте болт фиксации оси (ключ 14 мм).
- Поверните ось вправо до упора, затяните болт (момент 20–30 Н·м).
- Отрегулируйте гидроцилиндр:
- Найдите регулировочный болт на рычаге гидроцилиндра (сбоку корпуса ВОМ, ключ 17 мм).
- Ослабьте контргайку, вкрутите болт на 32–35 мм (штангенциркуль).
- Затяните контргайку (момент 20–30 Н·м).
- Проверьте расстояние «А» (между штоком гидроцилиндра и крышкой):
- Включите ВОМ: 64 ± 2 мм.
- Выключите ВОМ: 41 ± 2 мм.
- Если не соответствует, отрегулируйте тягу управления:
- Ослабьте гайки тяги (ключ 14 мм), укоротите/удлините, затяните.
- Проверьте давление гидросистемы (при наличии манометра):
- Подсоедините манометр к маслопроводу ВОМ.
- Норма: 10–12 бар при 900 об/мин.
Ориентация деталей: - Эксцентриковая ось: регулирует положение рычагов лент.
- Шток гидроцилиндра: управляет лентами через рычаг.
- Тяга управления: соединяет рычаг в кабине с гидроцилиндром.
Сложности этапа: - Точная регулировка расстояния «А» требует штангенциркуля.
- Низкое давление указывает на поломку насоса или крана.
Важное не забыть: - Проверить ход рычага в кабине.
- Убедиться, что маслопроводы герметичны.
Что можно перепутать: - Неправильное измерение расстояния «А».
- Пропустить износ уплотнений гидроцилиндра.
Сложность: 3/5 (требует точности).
Время на этап: 10–15 минут.
5. ПРОВЕРКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ВОМОписание этапа: Проверка работы ВОМ после регулировки.
Последовательность действий: - Установите защитный кожух ВОМ (4 гайки, момент 20–30 Н·м).
- Запустите двигатель (рычаги КПП и ВОМ в нейтрали, 900 об/мин, прогрев 2–3 минуты).
Проверьте включение/выключение:
- Включите ВОМ (540 об/мин, 2037 об/мин двигателя): хвостовик вращается плавно.
- Переключите на 1000 об/мин (1845 об/мин двигателя): проверьте стабильность.
- Выключите ВОМ: хвостовик останавливается без инерции.
Проверьте синхронный режим:
- Рычаг в «синхронный», скорость до 8 км/ч.
- ВОМ вращается пропорционально скорости (3,5 об/м пути).
- Проведите тестовый заезд (10–15 минут, 4–6 км/ч):
- Подключите легкое оборудование (например, косилку).
- Проверьте отсутствие пробуксовки, рывков, шумов, нагрева (до 60 °C).
- Осмотрите ВОМ на утечки, проверьте люфт хвостовика (0,1–0,2 мм).
- Через 50 моточасов проверьте расстояние «А» и зазор лент.
Ориентация деталей: - Хвостовик: вращается плавно в режиме 540/1000 об/мин.
- Тормозные ленты: обеспечивают четкое включение/выключение.
Сложности этапа: - Пробуксовка проявляется под нагрузкой.
- Шум или утечки заметны после прогрева.
Важное не забыть: - Снизить обороты до 900 об/мин при включении/выключении.
- Проверить давление масла в заднем мосту (2–3 бар).
Что можно перепутать: - Проблемы ВОМ с неисправностью гидронасоса или КПП.
- Пропустить необходимость замены лент.
Сложность: 2/5 (простая проверка).
Время на этап: 10–20 минут.
Инструменты и материалыИнструменты: - Гаечные ключи (10–19 мм).
- Динамометрический ключ (10–60 Н·м).
- Щупы (0,5–1 мм), штангенциркуль.
- Отвертки, пассатижи (для шплинтов).
- Ветошь, щетка, манометр (при наличии).
Материалы: - Масло ТАД-17 (1–2 л для доливки).
- Смазка Литол-24 (0,1 кг).
- Тормозные ленты (70-4202038, 70-4202039, при замене).
- Манжета (50х75-2.2), прокладка (при необходимости).
Перечень вероятных запасных частей- Тормозные ленты (70-4202038, 70-4202039, 2 шт.).
- Манжета (50х75-2.2, 1–2 шт.).
- Прокладка крышки ВОМ (1 шт.).
- Шплинты, болты М10 (комплект).
Возможные проблемы и их устранениеПроблема | Причина | Способ устранения | Сложность |
ВОМ не включается | Неправильная регулировка гидроцилиндра | Настроить расстояние «А» (64 ± 2 мм) | 2/5 |
Пробуксовка ВОМ | Износ лент, слабый зазор | Заменить ленты, настроить зазор (0,5–1 мм) | 3/5 |
ВОМ не выключается | Неправильная регулировка ленты торможения | Настроить винт ленты (70-4202039) | 2/5 |
Утечка масла | Износ манжеты | Заменить манжету (50х75-2.2) | 2/5 |
Рывки при включении | Низкое давление гидросистемы | Проверить кран, гидронасос (10–12 бар) | 4/5 |
Последствия ошибок, ущерб и срокиЭтап | Последствие ошибки | Ущерб (руб) | Срок наступления |
1. Подготовка | Грязь в узле, утечки | 2,000–5,000 | 1–3 дня |
2. Проверка | Пропуск износа лент | 5,000–10,000 | 3–7 дней |
3. Регулировка лент | Пробуксовка или заклинивание | 10,000–20,000 | 1–3 дня |
4. Регулировка гидроцилиндра | Невозможность включения | 5,000–15,000 | 1–3 дня |
5. Проверка | Поломка оборудования | 20,000–50,000 | 3–30 дней |
Итого ущерб (при всех ошибках): 42,000–100,000 руб.Когда обращаться в сервис- Если нет динамометрического ключа или штангенциркуля.
- При низком давлении гидросистемы (нужна диагностика насоса/крана).
- Если регулировка не устраняет пробуксовку (износ редуктора/вала).
- При отсутствии опыта работы с гидравликой или ВОМ.
Рекомендации для эксплуатации- Проверяйте масло в заднем мосту каждые 120 часов (ТАД-17, 8–9 л).
- Регулируйте ВОМ каждые 500 часов или при пробуксовке (зазор лент, расстояние «А»).
- Снижайте обороты до 900 об/мин при включении/выключении.
- Используйте оборудование с муфтой свободного хода для защиты ВОМ.
- Не превышайте скорость 8 км/ч в синхронном режиме.