ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

МТЗ-1221 регулировка зажигания ВМТ

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Регулировка зажигания (установка момента впрыска) на тракторе МТЗ-1221 (двигатель Д-260) в ВМТ

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 4 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

эту работу лучше доверит нашему сервису, но если решитесь сами - вот инструкция.
Трактор МТЗ-1221 оснащён дизельным двигателем Д-260, и в дизельных двигателях вместо термина «зажигание» используется понятие момент впрыска топлива, так как воспламенение смеси происходит за счёт сжатия, а не искры.

Регулировка момента впрыска на МТЗ-1221 заключается в установке правильного угла опережения впрыска топлива топливным насосом высокого давления (ТНВД) относительно верхней мёртвой точки (ВМТ) поршня первого цилиндра. Неправильный момент впрыска может привести к потере мощности, повышенному расходу топлива, чёрному дыму или затруднённому запуску.

Общая информация
  • Двигатель: Д-260 (6-цилиндровый, дизельный, 7,12 л).
  • ТНВД: Обычно ЯЗДА 363 или аналог (например, Motorpal).
  • Номинальный угол опережения впрыска: Для Д-260 составляет 3–5° до ВМТ (точное значение указано в руководстве, зависит от модели ТНВД).
  • ВМТ: Верхняя мёртвая точка поршня первого цилиндра в такте сжатия.

Причины необходимости регулировки
  • Неровная работа двигателя (вибрации, стуки).
  • Чёрный или белый дым из выхлопа.
  • Потеря мощности или высокий расход топлива.
  • Затруднённый запуск двигателя.
  • Снятие/установка ТНВД или ремонт двигателя.

1. ПОДГОТОВКА К РЕГУЛИРОВКЕ
Операция:
  • Установите трактор на ровной площадке, зафиксируйте стояночным тормозом и подложите упоры под колеса.
  • Отключите аккумулятор, сняв клеммы, для безопасности при работе с двигателем.
  • Убедитесь, что двигатель выключен и остыл, чтобы избежать ожогов.
  • Очистите зону ТНВД, привода насоса и крышки клапанов от грязи с помощью ветоши и керосина/растворителя.
  • Подготовьте руководство по эксплуатации МТЗ-1221 (или Д-260) с указанием угла опережения впрыска и схемы меток.
  • Найдите первый цилиндр (расположен ближе к радиатору, спереди двигателя).
Сложности:
  • Грязь в зоне ТНВД может попасть в топливную систему, вызвав засорение.
  • Отсутствие руководства затруднит определение точного угла впрыска.
  • Ограниченное пространство вокруг ТНВД усложняет доступ к меткам.
Важные моменты:
  • Работайте в чистых условиях, чтобы избежать загрязнения топливной системы.
  • Проверьте наличие специального инструмента (например, моментоскопа) для точной регулировки.
  • Сделайте фото узлов для облегчения сборки.
  • Убедитесь, что топливный бак заполнен (не менее 10 литров).
Возможные ошибки:
  • Пропуск очистки, что приведет к засорению ТНВД.
  • Работа с подключенным аккумулятором, что может вызвать искры.
  • Неправильное определение первого цилиндра, что собьёт регулировку.
Сложность: 2/5 (может быть выполнено в хозяйстве с минимальным опытом).
Время: 20–30 минут.

2. УСТАНОВКА ПОРШНЯ ПЕРВОГО ЦИЛИНДРА В ВМТ (ТАКТ СЖАТИЯ)
Операция:
  • Снимите крышку клапанов первого цилиндра (болты 10–12 мм), чтобы проверить положение клапанов.
  • Найдите маховик двигателя (обычно доступ через смотровое окно на корпусе сцепления).
  • Вставьте ломик или ключ в отверстие маховика и медленно вращайте коленвал по часовой стрелке (ориентация: стоя лицом к радиатору).
  • Следите за клапанами первого цилиндра: в такте сжатия оба клапана (впускной и выпускной) закрыты, коромысла неподвижны.
  • Совместите метку ВМТ на маховике с указателем в смотровом окне (метка «0» или стрелка, зависит от модели).
  • Проверьте положение поршня: вставьте тонкий щуп (например, отвёртку) через свечное отверстие (если доступно) или визуально через клапанную крышку — поршень должен быть в верхней точке.
Сложности:
  • Ограниченный доступ к маховику затрудняет вращение коленвала.
  • Метки на маховике могут быть плохо видны из-за грязи или износа.
  • Неправильное определение такта сжатия собьёт регулировку.
Важные моменты:
  • Убедитесь, что вращаете коленвал в правильном направлении (по часовой стрелке).
  • Если клапаны первого цилиндра открыты, проверните коленвал на один полный оборот (360°).
  • Используйте фонарик для чёткого обзора меток.
  • Проверьте метку ВМТ дважды для точности.
Возможные ошибки:
  • Установка ВМТ в такте выпуска вместо сжатия, что собьёт момент впрыска.
  • Пропуск проверки клапанов, что приведет к ошибке в положении поршня.
  • Чрезмерное усилие при вращении маховика, что повредит шестерни.
Сложность: 3/5 (требуется аккуратность и понимание работы двигателя).
Время: 30–40 минут.

3. ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА МОМЕНТА ВПРЫСКА ТНВД
Операция:
  • Найдите метки на приводе ТНВД: обычно на фланце ТНВД и шестерне привода (или корпусе двигателя).
  • Проверьте совпадение меток ТНВД с меткой ВМТ на маховике. Если метки не совпадают, приступайте к регулировке.
  • Ослабьте болты крепления ТНВД (обычно 3–4 болта, 17–19 мм) или фланца привода насоса.
  • Проверните ТНВД относительно шестерни привода, чтобы совместить метки (обычно поворот на 1–2 мм соответствует 1° угла).
  • Для точной регулировки используйте моментоскоп (прозрачная трубка на выходе ТНВД):
  • Отсоедините топливопровод от первого цилиндра на ТНВД.
  • Установите моментоскоп на выход ТНВД.
  • Прокачайте топливо ручным насосом, чтобы заполнить моментоскоп.
  • Медленно вращайте коленвал, пока топливо в моментоскопе не начнёт подниматься (начало впрыска).
  • Убедитесь, что это происходит за 3–5° до ВМТ (проверьте по шкале маховика).
  • Затяните болты ТНВД (40–50 Нм) после совмещения меток или достижения правильного момента впрыска.
  • Установите топливопроводы и крышку клапанов на место.
Сложности:
  • Ограниченный доступ к болтам ТНВД затрудняет регулировку.
  • Использование моментоскопа требует опыта и чистоты в работе.
  • Закисшие болты могут потребовать проникающей смазки.
Важные моменты:
  • Проверьте угол опережения впрыска в руководстве (обычно 3–5° до ВМТ для Д-260).
  • Работайте с чистыми инструментами, чтобы избежать засорения ТНВД.
  • Затягивайте болты ТНВД равномерно, чтобы избежать перекоса.
  • Прокачайте топливную систему после регулировки для удаления воздуха.
Возможные ошибки:
  • Неправильное совмещение меток, что вызовет неровную работу двигателя.
  • Недостаточная затяжка болтов ТНВД, что приведет к смещению насоса.
  • Загрязнение ТНВД при установке моментоскопа, что засорит форсунки.

На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная регулировка ТНВД может повредить двигатель.
Не уверен, как правильно установить момент впрыска? По товарищески подскажем по телефону — звоните, +7 953 071 5243 — можно прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.

Сложность: 5/5 (требуется высокий уровень опыта, моментоскоп и точность).
Время: 60–90 минут.

4. ПРОВЕРКА ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ РЕГУЛИРОВКИ
Операция:
  • Подсоедините все топливопроводы, затянув штуцера (20–30 Нм).
  • Прокачайте топливную систему ручным подкачивающим насосом до появления чистого топлива без пузырьков.
  • Проверьте герметичность соединений на наличие утечек топлива.
  • Убедитесь, что фильтры (грубой и тонкой очистки) чистые — замените, если засорены (например, ЭФТ-75).
  • Подсоедините аккумулятор и запустите двигатель.
Сложности:
  • Подсос воздуха может остаться незамеченным без тщательной прокачки.
  • Утечки топлива могут быть незаметны без нагрузки.
  • Засоренные фильтры снизят эффективность впрыска.
Важные моменты:
  • Прокачивайте систему до полного удаления воздуха (проверяйте прозрачные шланги или моментоскоп).
  • Используйте новые уплотнительные шайбы для штуцеров топливопроводов.
  • Проверьте фильтры на засорение перед запуском.
  • Осмотрите ТНВД и топливопроводы на наличие подтёков после прокачки.
Возможные ошибки:
  • Пропуск прокачки, что оставит воздух в системе и затруднит запуск.
  • Использование старых уплотнений, что вызовет утечки топлива.
  • Пропуск проверки фильтров, что снизит подачу топлива.
Сложность: 3/5 (требуется аккуратность и базовые навыки).
Время: 20–30 минут.

5. ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОВЕРКА
Операция:
  • Запустите двигатель на холостых оборотах (700–800 об/мин) и дайте ему прогреться до 80–90°C.
  • Проверьте работу двигателя на разных оборотах (до 2200 об/мин): не должно быть стуков, вибраций или чёрного дыма.
  • Проведите тестовую поездку, проверяя мощность двигателя под нагрузкой (например, с навесным оборудованием).
  • Осмотрите ТНВД и топливопроводы на наличие утечек.
  • Если двигатель работает неровно, повторите регулировку момента впрыска, сместив ТНВД на 0,5–1° и проверив моментоскопом.
  • Заполните журнал ТО, отметив выполненные работы и угол впрыска.
Сложности:
  • Неровная работа двигателя может указывать на другие проблемы (форсунки, фильтры).
  • Утечки или подсос воздуха могут проявляться только под нагрузкой.
  • Точная регулировка требует нескольких попыток.
Важные моменты:
  • Следите за цветом выхлопа: чёрный дым указывает на поздний впрыск, белый — на ранний.
  • Проверьте мощность двигателя под нагрузкой (например, с плугом).
  • Убедитесь, что двигатель запускается легко и работает ровно.
  • При любых отклонениях (стуки, дым) остановите тест и проверьте регулировку.
Возможные ошибки:
  • Пропуск проверки под нагрузкой, что скроет неправильный впрыск.
  • Игнорирование утечек, что приведет к потере топлива.
  • Неправильная интерпретация дыма, что затянет регулировку.
Сложность: 4/5 (требуется опыт диагностики).
Время: 30–50 минут.

Инструменты и материалы
  • Инструменты: гаечные ключи (10, 12, 17, 19 мм), динамометрический ключ, моментоскоп (или самодельная прозрачная трубка), ломик для вращения маховика, отвертки, ветошь, керосин/растворитель, фонарик, щуп (для проверки поршня), руководство по Д-260.
  • Материалы: дизельное топливо (5–10 литров), уплотнительные шайбы для топливопроводов, фильтр тонкой очистки (ЭФТ-75, при необходимости), проникающая смазка, чистое масло для смазки болтов.

Последствия неправильного выполнения операций

Операция

Последствие

Ущерб (руб)

Срок наступления

Неправильная установка ВМТ

Сбой момента впрыска, потеря мощности

10,000–20,000

Немедленно

Неправильная регулировка ТНВД

Неровная работа, повреждение двигателя

20,000–40,000

1–2 недели

Загрязнение ТНВД

Засорение форсунок, отказ насоса

15,000–30,000

1–2 недели

Пропуск прокачки системы

Воздух в системе, затруднённый запуск

5,000–10,000

Немедленно

Недостаточная затяжка болтов

Смещение ТНВД, утечки топлива

5,000–15,000

1–2 недели

Итого ущерб: 55,000–115,000 руб.

Общая сложность и время
  • Общая сложность: 5/5 (требуется высокий уровень опыта, моментоскоп, точность и понимание работы ТНВД).
  • Общее время: 160–240 минут (2,7–4 часа).

Перечень вероятных запасных частей
  • Уплотнительные шайбы для топливопроводов — 4–6 шт.
  • Фильтр тонкой очистки (ЭФТ-75) — 1 шт.
  • Ремкомплект ТНВД (при необходимости) — 1 комплект.
  • Дизельное топливо — 5–10 литров.
  • Прокладка крышки клапанов (при повреждении) — 1 шт.

Когда обращаться в сервис
  • Если отсутствует опыт работы с ТНВД или дизельными двигателями.
  • При отсутствии моментоскопа или манометра для точной регулировки.
  • Если метки на ТНВД или маховике не совпадают, и вы не уверены в регулировке.
  • При обнаружении других проблем (например, износ форсунок или ТНВД).
  • Если двигатель продолжает работать неровно после регулировки.

FAQ: Часто задаваемые вопросы
  • Как определить, что момент впрыска сбит?
  • Симптомы: чёрный или белый дым, потеря мощности, неровная работа, затруднённый запуск.
  • Можно ли регулировать впрыск без моментоскопа?
  • Можно, но менее точно, используя метки на ТНВД и маховике. Моментоскоп повышает точность.
  • Как найти ВМТ на Д-260?
  • Вращайте маховик до совпадения метки «0» с указателем, проверяя, что клапаны первого цилиндра закрыты (такт сжатия).
  • Что делать, если метки не совпадают?
  • Ослабьте болты ТНВД и проверните насос, чтобы совместить метки, затем затяните.
  • Почему двигатель дымит после регулировки?
  • Чёрный дым — поздний впрыск, белый — ранний. Повторите регулировку, сместив ТНВД на 0,5–1°.
  • Как избежать проблем с ТНВД в будущем?
  • Используйте чистое топливо, меняйте фильтры каждые 250 моточасов, проверяйте герметичность топливопроводов.
Когда обращаться в сервис (ремонтмтз.рф)
Если вы не уверены в качестве деталей, у вас нет спецоборудования или нет опыта, лучше доверьте ремонт профессионалам.

Мы предлагаем:
  • Онлайн-диагностику по фото и видео
  • Платные консультации с опытными механиками
  • Возможность выезда мастера к вам в хозяйство
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda