(для профессиональных механиков СТО и сервисных центров)
1. Техническое обоснование регулировки1.1. Когда необходима регулировка?
Регулировку клапанного механизма необходимо выполнять в следующих случаях:
- Плановое ТО – каждые 960 моточасов (по руководству завода-изготовителя)
- После капитального ремонта двигателя или головки блока цилиндров (ГБЦ)
- При появлении характерных симптомов:
- Чёткий металлический стук в зоне клапанной крышки
- Снижение мощности двигателя более чем на 10%
- Повышенный расход масла (более 0,8% от расхода топлива)
- Неустойчивая работа на холостых оборотах
1.2. Последствия несвоевременной регулировки
Неправильный зазор | Последствия |
Увеличенный | Ударные нагрузки, разрушение седел клапанов |
Уменьшенный | Прогар клапанов, снижение компрессии |
2. Технологическая карта работ2.1. Необходимые инструменты и материалы
Контрольно-измерительные инструменты:
- Щупы 0.25 мм (впуск) и 0.30 мм (выпуск) – класс точности не ниже 2
- Динамометрический ключ с диапазоном 10-100 Н·м (погрешность ±3%)
- Индикаторный нутромер (для контроля износа направляющих втулок)
Слесарный инструмент:
- Набор головок 8-19 мм (удлинённые вставки для труднодоступных болтов)
- Торцовый ключ на 36 мм для проворачивания коленвала
- Комплект регулировочных пластин (для двигателей с изношенными толкателями)
Расходные материалы:
- Прокладка клапанной крышки
- Герметик Loctite 574 (для уплотнения)
- Очиститель карбюратора (для обезжиривания)
3. Пошаговый технологический процесс3.1. Подготовительные работы
- Установить трактор на ровную площадку, зафиксировать стояночным тормозом
- Демонтировать:
- Воздушный фильтр в сборе
- Топливные трубки высокого давления (маркировать для правильной сборки)
- Крышку клапанов (момент затяжки крепёжных болтов 12±0.5 Н·м)
Важно! Очистить привалочные поверхности от старого герметика металлической щёткой №3
3.2. Установка ВМТ
- Провернуть коленвал до совпадения метки на шкиве с риской "0" на крышке ГРМ
- Проверить положение коромысел 1 цилиндра – оба клапана должны быть закрыты
3.3. Регулировка зазоров
Параметры:
- Впускные клапаны: 0.25±0.02 мм
- Выпускные клапаны: 0.30±0.02 мм
Методика регулировки:- Ослабить контргайку регулировочного винта (ключ на 13 мм)
- Установить щуп соответствующей толщины между клапаном и коромыслом
- Регулировочным винтом добиться лёгкого натяга щупа (усилие извлечения 2-5 Н)
- Зафиксировать контргайку с моментом 25±3 Н·м
Последовательность цилиндров:1 → 3 → 4 → 2 (поворот коленвала на 180° после каждого цилиндра)
3.4. Контроль качества
- Проверить зазоры повторно после затяжки
- Проконтролировать свободный ход всех коромысел
- Измерить усилие проворачивания клапанов (не более 0.5 Н·м)
4. Нормирование работОперация | Норма времени (ч/час) |
Демонтаж/монтаж навесного оборудования | 0.3 |
Регулировка клапанов (базовая) | 1.2 |
Замена прокладки с герметизацией | 0.4 |
Диагностика износа деталей | 0.5 |
Общая трудоёмкость: 2.0-2.4 ч/часа в зависимости от состояния двигателя
5. Техника безопасности- Использовать защитные очки при очистке деталей
- Применять диэлектрические коврики при работе с электрооборудованием
- Запрещается проворачивать двигатель при установленном стартере
Примечание: После регулировки обязательна проверка давления масла (не менее 0.25 МПа на холостых оборотах)
Данная технология соответствует требованиям РД 34.49.101-96 "Инструкция по ремонту тракторов"