ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Разборка топливного насоса МТЗ

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Руководство по разборке топливного насоса мтз

ИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ

63% людей, пытающихся выполнить ремонт своими руками, сожалеют об этом хотя бы один раз .

58% тратят больше, чем планировали, из-за ошибок при самостоятельном ремонте .

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 4 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

эту работу лучше доверит нашему сервису, но если решитесь сами - вот инструкция.
Топливный насос высокого давления (ТНВД) на тракторах МТЗ (например, МТЗ-80/82 с двигателем Д-240 или МТЗ-1221 с двигателем Д-260) отвечает за подачу дизельного топлива под высоким давлением к форсункам. Разборка ТНВД может потребоваться при неравномерной работе двигателя, снижении мощности, повышенном расходе топлива, утечках или необходимости замены изношенных деталей (плунжерной пары, нагнетательного клапана и т.д.).

Опишем процесс разборки ТНВД на примере насоса типа 4УТНИ (для МТЗ-80/82), который является одним из самых распространённых. Для других моделей (например, Motorpal на МТЗ-1221) процесс схож, но могут быть нюансы, которые укажем позднее.

1. Устройство ТНВД (на примере 4УТНИ)

Тип насоса: Рядный, с механическим регулятором.

  • Основные элементы:
  • Корпус насоса.
  • Плунжерные пары (4 секции для 4-цилиндрового двигателя Д-240).
  • Нагнетательные клапаны (по одному на секцию).
  • Кулачковый вал (приводит плунжеры).
  • Регулятор оборотов (центробежный, с грузиками).
  • Топливоподкачивающий насос (насос низкого давления).
  • Рейка (регулирует подачу топлива).
  • Толкатели (передают движение от кулачкового вала к плунжерам).
Принцип работы:
  • Топливоподкачивающий насос подаёт топливо из бака в ТНВД.
  • Кулачковый вал приводит в движение плунжеры, которые сжимают топливо.
  • Нагнетательные клапаны направляют топливо под давлением (220–230 бар для Д-240) к форсункам.

2. Диагностика перед разборкой
Перед разборкой убедитесь, что проблема действительно в ТНВД:

Симптомы неисправности ТНВД:
  • Двигатель не заводится или глохнет (нет подачи топлива).
  • Неравномерная работа (двигатель "троит").
  • Снижение мощности (плунжеры не создают нужное давление).
  • Утечка топлива (износ уплотнений, трещины в корпусе).
  • Повышенный расход топлива (неправильная регулировка).
Предварительная проверка:
  • Проверьте топливные фильтры (грубой и тонкой очистки). Засорение может имитировать неисправность ТНВД.
  • Проверьте форсунки (давление распыла 220–230 бар для Д-240). Если форсунки забиты, проблема может быть не в насосе.
  • Проверьте подачу топлива: отсоедините топливопровод от ТНВД, прокрутите стартер — топливо должно поступать.

3. Подготовка к разборке
Инструменты:
  • Набор ключей (10, 13, 17, 19 мм).
  • Отвёртки (плоская, крестовая).
  • Специальный ключ для плунжеров (или шестигранник 5 мм).
  • Съёмник (для кулачкового вала, подшипников).
  • Ветошь, дизельное топливо (для промывки).
  • Ёмкость для слива топлива.
  • Маркер (для меток).
  • Чистый верстак (работа должна быть в чистоте!).
Запчасти (на случай замены):
  • Ремкомплект ТНВД (плунжерные пары, нагнетательные клапаны, уплотнения)
  • Прокладки
  • Сальники
  • Подшипники кулачкового вала
Подготовительные работы:
  1. Установите трактор на ровной площадке, зафиксируйте ручным тормозом, подложите упоры под колёса.
  2. Отключите аккумулятор (снимите клеммы, ключ на 13 мм).
  3. Очистите ТНВД и прилегающие узлы (ветошью, дизельным топливом), чтобы грязь не попала внутрь.

4. Демонтаж ТНВД с трактора

Отсоедините топливопроводы:
  • Перекройте подачу топлива (кран на топливном баке, если есть).
  • Открутите топливопроводы от ТНВД (входной и выходные, ключ на 17 мм).
  • Слейте остатки топлива в ёмкость.
  • Заглушите трубки (чистой ветошью), чтобы избежать попадания грязи.
Снимите привод насоса:
  • Найдите ТНВД (с левой стороны двигателя, рядом с блоком цилиндров).
  • Отсоедините тягу регулятора оборотов (ключ на 10 мм).
  • Снимите защитный кожух привода (2 болта, ключ на 13 мм).
  • Открутите шестерню привода (ключ на 19 мм, может потребоваться съёмник).
Демонтируйте ТНВД:
  • Открутите болты крепления ТНВД к двигателю (3–4 болта, ключ на 17 мм).
  • Аккуратно снимите насос, извлеките прокладку.
  • !Важно!: Запомните положение насоса (сделайте метки маркером), чтобы сохранить угол опережения впрыска (24–26° до ВМТ для Д-240).

5. Разборка ТНВД
Разборка должна проводиться в чистых условиях, чтобы избежать попадания грязи в насос.
Снимите топливоподкачивающий насос:
  • Открутите болты крепления (2–3 болта, ключ на 13 мм).
  • Снимите насос, извлеките прокладку.
  • Осмотрите поршень и клапаны подкачивающего насоса (износ, трещины — замените, ремкомплект ).
Снимите боковую крышку (регулятор оборотов):
  • Открутите болты крышки (4–6 болтов, ключ на 10 мм).
  • Снимите крышку, извлеките прокладку.
  • Осмотрите грузики регулятора, пружины, рычаги. Если пружины ослабли или грузики изношены (люфт более 1 мм), замените.
Снимите рейку:
  • Отсоедините рычаг управления (отвёрткой, снимите пружину).
  • Вытащите рейку (аккуратно, чтобы не повредить зубья).
  • Осмотрите рейку на износ (задиры, люфт более 0,5 мм — замените, ).
Демонтируйте плунжерные пары:
  • Открутите нагнетательные клапаны (ключ на 17 мм, сверху каждой секции).
  • Извлеките клапаны, пружины, уплотнительные шайбы.
  • Снимите боковые крышки секций (4 болта на секцию, ключ на 13 мм).
  • Извлеките плунжерные пары (плунжер и втулку) с помощью специального ключа (или шестигранника 5 мм).
  • !Важно!: Пронумеруйте плунжеры и втулки (маркером), чтобы не перепутать при сборке.
Снимите кулачковый вал:
  • Открутите заднюю крышку насоса (4 болта, ключ на 13 мм).
  • Снимите стопорное кольцо (съёмником).
  • Выпрессуйте кулачковый вал (съёмником или выгонкой).
  • Извлеките подшипники (съёмником).
Снимите толкатели:
  • Извлеките толкатели (под плунжерами, в корпусе).
  • Осмотрите ролики толкателей на износ (люфт более 0,5 мм — замените).

6. Осмотр и дефектовка

Плунжерные пары:
  • Проверьте на задиры, износ. Допустимый зазор между плунжером и втулкой — 0,002–0,006 мм (измерьте микрометром).
  • Если есть задиры или износ, замените пару
Нагнетательные клапаны:
  • Проверьте на герметичность: установите клапан в корпус, подайте давление (например, сжатым воздухом). Если клапан пропускает, замените
Кулачковый вал:
  • Осмотрите кулачки на износ (высота кулачка менее 5 мм — замените вал).
  • Проверьте подшипники (люфт, шум — замените).
Рейка:
  • Зубья изношены, задиры — замените.
Корпус:
  • Трещины, износ посадочных мест — корпус под замену

7. Сборка ТНВД
Установите кулачковый вал:
  • Установите новые подшипники (запрессуйте с помощью оправки).
  • Установите вал в корпус, закрепите стопорным кольцом.
  • Установите заднюю крышку (ключ на 13 мм, момент 20–25 Н·м).
Установите толкатели:
  • Установите толкатели в корпус, проверьте их ход (должен быть плавным).
Установите плунжерные пары:
  • Установите плунжеры с втулками (соблюдайте нумерацию).
  • Установите нагнетательные клапаны, пружины, шайбы, затяните (ключ на 17 мм, момент 40–50 Н·м).
  • Установите боковые крышки секций (ключ на 13 мм, момент 20–25 Н·м).
Установите рейку:
  • Установите рейку, подсоедините рычаг управления.
  • Проверьте ход рейки (должен быть плавным, без заеданий).
Установите регулятор оборотов:
  • Установите грузики, пружины, рычаги.
  • Установите боковую крышку с прокладкой (ключ на 10 мм, момент 15–20 Н·м).
Установите топливоподкачивающий насос:
  • Установите насос с новой прокладкой (ключ на 13 мм, момент 20–25 Н·м).

8. Установка ТНВД на трактор

Установите ТНВД:
  • Установите новую прокладку между насосом и двигателем.
  • Совместите метки (угол опережения впрыска), установите насос (ключ на 17 мм, момент 40–50 Н·м).
Подсоедините привод:
  • Установите шестерню привода, затяните (ключ на 19 мм).
  • Установите защитный кожух (ключ на 13 мм).
  • Подсоедините тягу регулятора оборотов (ключ на 10 мм).
Подсоедините топливопроводы:
  • Подсоедините входной и выходные трубки (ключ на 17 мм).
  • Откройте подачу топлива (кран на баке).
Прокачайте топливную систему:
  • Открутите воздушные пробки на ТНВД (ключ на 10 мм).
  • Прокачайте систему ручным насосом (на топливоподкачивающем насосе), пока не пойдёт чистое топливо без пузырьков.
  • Затяните пробки.

9. Проверка и регулировка

Проверьте работу ТНВД:
  • Заведите двигатель, прогрейте (до 80–90°C).
  • Убедитесь, что двигатель работает ровно, без перебоев.
  • Проверьте на утечки топлива.
Отрегулируйте угол опережения впрыска:
  • Для Д-240: 24–26° до ВМТ (проверьте моментоскопом).
  • Для Д-260: 16–18° до ВМТ.
  • Ослабьте болты крепления ТНВД, поверните насос (по часовой стрелке — раньше, против — позже), затяните.
Проверьте давление:
  • Подключите манометр к выходу ТНВД (норма: 220–230 бар для Д-240, 280–300 бар для Д-260).
  • Если давление ниже, проверьте плунжерные пары или нагнетательные клапаны.

10. Рекомендации по эксплуатации и профилактике

  • Меняйте топливные фильтры каждые 240 моточасов (ТО-2).
  • Используйте качественное дизельное топливо (грязное топливо изнашивает плунжеры).
  • Проверяйте давление форсунок каждые 960 моточасов (ТО-3).
  • Регулярно прокачивайте систему (при попадании воздуха).
  • !Важно!: После разборки ТНВД рекомендуется проверить и отрегулировать насос на стенде (в мастерской), чтобы гарантировать точную подачу топлива.

Нюансы для разных моделей МТЗ

  • МТЗ-80/82 (Д-240, ТНВД 4УТНИ): Насос простой, рядный, без электроники. Основные проблемы — износ плунжеров и утечки.
  • МТЗ-1221 (Д-260, ТНВД Motorpal): Насос может быть с электронным управлением (EDC). Разборка схожа, но для EDC потребуется диагностика электроники (например, проверка датчика положения рейки).
  • Чистота: ТНВД очень чувствителен к грязи. Даже мелкие частицы могут повредить плунжерные пары.

Заключение
Разборка ТНВД на тракторе МТЗ — сложный процесс, требующий чистоты и аккуратности. Основные этапы: демонтаж насоса, разборка (снятие подкачивающего насоса, регулятора, плунжеров, кулачкового вала), дефектовка, замена изношенных деталей, сборка и установка. После ремонта обязательно прокачайте систему и проверьте давление. Если нет опыта или оборудования (например, стенда для регулировки), лучше обратиться к нам.

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Свяжитесь с нами
Если у вас возникли вопросы или вам нужна дополнительная помощь, пожалуйста, свяжитесь с нами.
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda