Топливный насос высокого давления (ТНВД) на тракторах МТЗ (например, МТЗ-80/82 с двигателем Д-240 или МТЗ-1221 с двигателем Д-260) отвечает за подачу дизельного топлива под высоким давлением к форсункам. Разборка ТНВД может потребоваться при неравномерной работе двигателя, снижении мощности, повышенном расходе топлива, утечках или необходимости замены изношенных деталей (плунжерной пары, нагнетательного клапана и т.д.).
Опишем процесс разборки ТНВД на примере насоса типа
4УТНИ (для МТЗ-80/82), который является одним из самых распространённых. Для других моделей (например, Motorpal на МТЗ-1221) процесс схож, но могут быть нюансы, которые укажем позднее.
1. Устройство ТНВД (на примере 4УТНИ)Тип насоса: Рядный, с механическим регулятором.
- Основные элементы:
- Корпус насоса.
- Плунжерные пары (4 секции для 4-цилиндрового двигателя Д-240).
- Нагнетательные клапаны (по одному на секцию).
- Кулачковый вал (приводит плунжеры).
- Регулятор оборотов (центробежный, с грузиками).
- Топливоподкачивающий насос (насос низкого давления).
- Рейка (регулирует подачу топлива).
- Толкатели (передают движение от кулачкового вала к плунжерам).
Принцип работы:
- Топливоподкачивающий насос подаёт топливо из бака в ТНВД.
- Кулачковый вал приводит в движение плунжеры, которые сжимают топливо.
- Нагнетательные клапаны направляют топливо под давлением (220–230 бар для Д-240) к форсункам.
2. Диагностика перед разборкойПеред разборкой убедитесь, что проблема действительно в ТНВД:
Симптомы неисправности ТНВД:
- Двигатель не заводится или глохнет (нет подачи топлива).
- Неравномерная работа (двигатель "троит").
- Снижение мощности (плунжеры не создают нужное давление).
- Утечка топлива (износ уплотнений, трещины в корпусе).
- Повышенный расход топлива (неправильная регулировка).
Предварительная проверка:
- Проверьте топливные фильтры (грубой и тонкой очистки). Засорение может имитировать неисправность ТНВД.
- Проверьте форсунки (давление распыла 220–230 бар для Д-240). Если форсунки забиты, проблема может быть не в насосе.
- Проверьте подачу топлива: отсоедините топливопровод от ТНВД, прокрутите стартер — топливо должно поступать.
3. Подготовка к разборкеИнструменты:- Набор ключей (10, 13, 17, 19 мм).
- Отвёртки (плоская, крестовая).
- Специальный ключ для плунжеров (или шестигранник 5 мм).
- Съёмник (для кулачкового вала, подшипников).
- Ветошь, дизельное топливо (для промывки).
- Ёмкость для слива топлива.
- Маркер (для меток).
- Чистый верстак (работа должна быть в чистоте!).
Запчасти (на случай замены):- Ремкомплект ТНВД (плунжерные пары, нагнетательные клапаны, уплотнения)
- Прокладки
- Сальники
- Подшипники кулачкового вала
Подготовительные работы:- Установите трактор на ровной площадке, зафиксируйте ручным тормозом, подложите упоры под колёса.
- Отключите аккумулятор (снимите клеммы, ключ на 13 мм).
- Очистите ТНВД и прилегающие узлы (ветошью, дизельным топливом), чтобы грязь не попала внутрь.
4. Демонтаж ТНВД с трактораОтсоедините топливопроводы:
- Перекройте подачу топлива (кран на топливном баке, если есть).
- Открутите топливопроводы от ТНВД (входной и выходные, ключ на 17 мм).
- Слейте остатки топлива в ёмкость.
- Заглушите трубки (чистой ветошью), чтобы избежать попадания грязи.
Снимите привод насоса:
- Найдите ТНВД (с левой стороны двигателя, рядом с блоком цилиндров).
- Отсоедините тягу регулятора оборотов (ключ на 10 мм).
- Снимите защитный кожух привода (2 болта, ключ на 13 мм).
- Открутите шестерню привода (ключ на 19 мм, может потребоваться съёмник).
Демонтируйте ТНВД:
- Открутите болты крепления ТНВД к двигателю (3–4 болта, ключ на 17 мм).
- Аккуратно снимите насос, извлеките прокладку.
- !Важно!: Запомните положение насоса (сделайте метки маркером), чтобы сохранить угол опережения впрыска (24–26° до ВМТ для Д-240).
5. Разборка ТНВДРазборка должна проводиться в чистых условиях, чтобы избежать попадания грязи в насос.
Снимите топливоподкачивающий насос:
- Открутите болты крепления (2–3 болта, ключ на 13 мм).
- Снимите насос, извлеките прокладку.
- Осмотрите поршень и клапаны подкачивающего насоса (износ, трещины — замените, ремкомплект ).
Снимите боковую крышку (регулятор оборотов):
- Открутите болты крышки (4–6 болтов, ключ на 10 мм).
- Снимите крышку, извлеките прокладку.
- Осмотрите грузики регулятора, пружины, рычаги. Если пружины ослабли или грузики изношены (люфт более 1 мм), замените.
Снимите рейку:
- Отсоедините рычаг управления (отвёрткой, снимите пружину).
- Вытащите рейку (аккуратно, чтобы не повредить зубья).
- Осмотрите рейку на износ (задиры, люфт более 0,5 мм — замените, ).
Демонтируйте плунжерные пары:
- Открутите нагнетательные клапаны (ключ на 17 мм, сверху каждой секции).
- Извлеките клапаны, пружины, уплотнительные шайбы.
- Снимите боковые крышки секций (4 болта на секцию, ключ на 13 мм).
- Извлеките плунжерные пары (плунжер и втулку) с помощью специального ключа (или шестигранника 5 мм).
- !Важно!: Пронумеруйте плунжеры и втулки (маркером), чтобы не перепутать при сборке.
Снимите кулачковый вал:
- Открутите заднюю крышку насоса (4 болта, ключ на 13 мм).
- Снимите стопорное кольцо (съёмником).
- Выпрессуйте кулачковый вал (съёмником или выгонкой).
- Извлеките подшипники (съёмником).
Снимите толкатели:
- Извлеките толкатели (под плунжерами, в корпусе).
- Осмотрите ролики толкателей на износ (люфт более 0,5 мм — замените).
6. Осмотр и дефектовкаПлунжерные пары:
- Проверьте на задиры, износ. Допустимый зазор между плунжером и втулкой — 0,002–0,006 мм (измерьте микрометром).
- Если есть задиры или износ, замените пару
Нагнетательные клапаны:
- Проверьте на герметичность: установите клапан в корпус, подайте давление (например, сжатым воздухом). Если клапан пропускает, замените
Кулачковый вал:
- Осмотрите кулачки на износ (высота кулачка менее 5 мм — замените вал).
- Проверьте подшипники (люфт, шум — замените).
Рейка:
- Зубья изношены, задиры — замените.
Корпус:
- Трещины, износ посадочных мест — корпус под замену
7. Сборка ТНВДУстановите кулачковый вал:
- Установите новые подшипники (запрессуйте с помощью оправки).
- Установите вал в корпус, закрепите стопорным кольцом.
- Установите заднюю крышку (ключ на 13 мм, момент 20–25 Н·м).
Установите толкатели:
- Установите толкатели в корпус, проверьте их ход (должен быть плавным).
Установите плунжерные пары:
- Установите плунжеры с втулками (соблюдайте нумерацию).
- Установите нагнетательные клапаны, пружины, шайбы, затяните (ключ на 17 мм, момент 40–50 Н·м).
- Установите боковые крышки секций (ключ на 13 мм, момент 20–25 Н·м).
Установите рейку:
- Установите рейку, подсоедините рычаг управления.
- Проверьте ход рейки (должен быть плавным, без заеданий).
Установите регулятор оборотов:
- Установите грузики, пружины, рычаги.
- Установите боковую крышку с прокладкой (ключ на 10 мм, момент 15–20 Н·м).
Установите топливоподкачивающий насос:
- Установите насос с новой прокладкой (ключ на 13 мм, момент 20–25 Н·м).
8. Установка ТНВД на тракторУстановите ТНВД:
- Установите новую прокладку между насосом и двигателем.
- Совместите метки (угол опережения впрыска), установите насос (ключ на 17 мм, момент 40–50 Н·м).
Подсоедините привод:
- Установите шестерню привода, затяните (ключ на 19 мм).
- Установите защитный кожух (ключ на 13 мм).
- Подсоедините тягу регулятора оборотов (ключ на 10 мм).
Подсоедините топливопроводы:
- Подсоедините входной и выходные трубки (ключ на 17 мм).
- Откройте подачу топлива (кран на баке).
Прокачайте топливную систему:
- Открутите воздушные пробки на ТНВД (ключ на 10 мм).
- Прокачайте систему ручным насосом (на топливоподкачивающем насосе), пока не пойдёт чистое топливо без пузырьков.
- Затяните пробки.
9. Проверка и регулировкаПроверьте работу ТНВД:
- Заведите двигатель, прогрейте (до 80–90°C).
- Убедитесь, что двигатель работает ровно, без перебоев.
- Проверьте на утечки топлива.
Отрегулируйте угол опережения впрыска:
- Для Д-240: 24–26° до ВМТ (проверьте моментоскопом).
- Для Д-260: 16–18° до ВМТ.
- Ослабьте болты крепления ТНВД, поверните насос (по часовой стрелке — раньше, против — позже), затяните.
Проверьте давление:
- Подключите манометр к выходу ТНВД (норма: 220–230 бар для Д-240, 280–300 бар для Д-260).
- Если давление ниже, проверьте плунжерные пары или нагнетательные клапаны.
10. Рекомендации по эксплуатации и профилактике- Меняйте топливные фильтры каждые 240 моточасов (ТО-2).
- Используйте качественное дизельное топливо (грязное топливо изнашивает плунжеры).
- Проверяйте давление форсунок каждые 960 моточасов (ТО-3).
- Регулярно прокачивайте систему (при попадании воздуха).
- !Важно!: После разборки ТНВД рекомендуется проверить и отрегулировать насос на стенде (в мастерской), чтобы гарантировать точную подачу топлива.
Нюансы для разных моделей МТЗ- МТЗ-80/82 (Д-240, ТНВД 4УТНИ): Насос простой, рядный, без электроники. Основные проблемы — износ плунжеров и утечки.
- МТЗ-1221 (Д-260, ТНВД Motorpal): Насос может быть с электронным управлением (EDC). Разборка схожа, но для EDC потребуется диагностика электроники (например, проверка датчика положения рейки).
- Чистота: ТНВД очень чувствителен к грязи. Даже мелкие частицы могут повредить плунжерные пары.
ЗаключениеРазборка ТНВД на тракторе МТЗ — сложный процесс, требующий чистоты и аккуратности. Основные этапы: демонтаж насоса, разборка (снятие подкачивающего насоса, регулятора, плунжеров, кулачкового вала), дефектовка, замена изношенных деталей, сборка и установка. После ремонта обязательно прокачайте систему и проверьте давление. Если нет опыта или оборудования (например, стенда для регулировки), лучше обратиться к нам.