Разборка переднего ведущего моста (ПВМ) трактора МТЗ-1221 — сложный процесс, требующий внимательности, правильной ориентации деталей и соблюдения последовательности. ПВМ МТЗ-1221 — балочный усиленный мост с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами (марки 1222-2300020 или 1222-2300020-05), главной передачей и самоблокирующимся дифференциалом.
Инструкция включает последовательность действий, возможные сложности, важные моменты, потенциальные ошибки, сложность каждого этапа по 5-балльной шкале (1 — легко в хозяйстве, 5 — только сервис с оборудованием), время выполнения, причины неисправностей, последствия ошибок, инструменты и материалы. В конце указаны общая сложность, время и рекомендации по обращению в сервис.
1. ПОДГОТОВКА К РАЗБОРКЕОписание этапа: Подготовка трактора, рабочего места и инструментов для разборки ПВМ.
Последовательность действий:
- Установите трактор на ровной площадке, включите стояночный тормоз, заблокируйте задние колеса клиньями.
- Отсоедините аккумулятор для безопасности.
- Поддомкратьте переднюю часть трактора и установите подставки под полураму, чтобы снять нагрузку с ПВМ.
- Слейте трансмиссионное масло из ПВМ:
- Подставьте емкость (объем 5–7 литров) под сливные пробки рукавов ПВМ (левый и правый).
- Открутите сливные пробки (ключ 17 мм) и дождитесь полного слива масла.
- Очистите корпус ПВМ, рукава и карданный вал от грязи и масла с помощью щетки и растворителя.
- Проверьте наличие инструментов и подготовьте место для разложения деталей.
Ориентация деталей:
- Сливные пробки расположены в нижней части рукавов ПВМ (левый и правый).
- Карданный вал соединен с фланцем ведущей шестерни главной передачи.
Сложности:
- Закисшие сливные пробки могут потребовать WD-40 или нагрева.
- Тяжелый трактор требует надежного домкрата и подставок.
- Грязь на корпусе ПВМ может попасть внутрь при разборке.
Важное не забыть:
- Проверить уровень масла перед сливом (низкий уровень может указывать на утечку).
- Отметить положение карданного вала для правильной сборки.
Что можно перепутать:
- Сливные пробки с заливными (заливные выше, с квадратной головкой).
- Положение подставок (не под ПВМ, а под полураму).
Сложность: 2/5 (простая подготовка, но требует оборудования).
Время: 30–40 минут.
2. ДЕМОНТАЖ КАРДАННОГО ВАЛА И ПРИВОДА ПВМОписание этапа: Снятие карданного вала и отключение привода ПВМ от коробки передач.
Последовательность действий:
- Отсоедините карданный вал от фланца ведущей шестерни главной передачи ПВМ:
- Открутите болты крепления фланца (4 болта, ключ 14 мм).
- Снимите карданный вал, отметив его ориентацию относительно фланца.
- Отсоедините карданный вал от промежуточной опоры на полураме (если есть), открутив болты крепления.
- Проверьте состояние шлицев и крестовин карданного вала на износ.
- Отключите гидроподжимную муфту привода ПВМ:
- Найдите электрогидрораспределитель привода ПВМ (справа по ходу трактора, в корпусе КПП).
- Отсоедините маслопроводы от распределителя, закрыв штуцеры заглушками.
- Снимите защитный щиток привода ПВМ, открутив болты крепления.
Ориентация деталей:
- Карданный вал имеет метки для правильного совмещения фланцев.
- Маслопроводы привода ПВМ (подводящий и отводящий) различаются по длине и диаметру.
Сложности:
- Закисшие болты фланца могут сломаться при откручивании.
- Утечка масла при отсоединении маслопроводов требует быстрого закрытия штуцеров.
- Тесное пространство затрудняет доступ к распределителю.
Важное не забыть:
- Отметить положение карданного вала для сборки.
- Проверить состояние сальников и подшипников промежуточной опоры.
Что можно перепутать:
- Подводящий и отводящий маслопроводы.
- Болты фланца разной длины.
Сложность: 3/5 (требует аккуратности и навыков).
Время: 30–40 минут.
Источник:
3. СНЯТИЕ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС И РУКАВОВ ПВМОписание этапа: Демонтаж передних колес и рукавов ПВМ (левого и правого) для доступа к колесным редукторам.
Последовательность действий:
- Снимите передние колеса:
- Ослабьте гайки крепления колес (ключ 36 мм) перед поддомкрачиванием.
- Снимите колеса, открутив гайки (момент затяжки при сборке 200–250 Н·м).
- Отсоедините рулевые тяги от поворотных кулаков, сняв пальцы и шплинты (плоскогубцы, ключ 17 мм).
- Открутите болты крепления левого и правого рукавов ПВМ к корпусу моста (по 8–10 болтов на рукав, ключ 19 мм).
- Аккуратно снимите рукава вместе с колесными редукторами, поддерживая их домкратом или подъемником.
- Проверьте состояние прокладок между рукавами и корпусом ПВМ.
Ориентация деталей:
- Левый и правый рукава различаются по конструкции (обозначены маркировкой).
- Болты крепления рукавов имеют разную длину, запомните их расположение.
Сложности:
- Тяжелые рукава (около 20–30 кг) требуют подъемного оборудования.
- Закисшие болты могут потребовать нагрева или специального съемника.
- Повреждение прокладок при снятии рукавов вызовет утечку масла при сборке.
Важное не забыть:
- Проверить состояние сальников и подшипников в рукавах.
- Убедиться, что рулевые тяги не повреждены при снятии.
Что можно перепутать:
- Левый и правый рукава.
- Болты крепления разной длины.
Сложность: 4/5 (нужны подъемник и аккуратность).
Время: 40–60 минут.
Источник:
4. РАЗБОРКА КОЛЕСНЫХ РЕДУКТОРОВОписание этапа: Разборка планетарно-цилиндрических колесных редукторов (левого и правого).
Последовательность действий:
- Снимите крышку колесного редуктора, открутив болты (6–8 болтов, ключ 14 мм).
- Извлеките солнечную шестерню, сателлиты и водило:
- Снимите стопорное кольцо, фиксирующее водило.
- Извлеките сателлиты с осями, отметив их положение.
- Проверьте состояние зубьев шестерен, подшипников и осей сателлитов на износ или сколы.
- Снимите манжету и подшипники поворотного кулака, используя съемник.
- Очистите детали редуктора от старого масла и грязи.
Ориентация деталей:
- Сателлиты и оси имеют метки для правильной сборки.
- Манжета устанавливается рабочей кромкой внутрь (к маслу).
Сложности:
- Застрявшие стопорные кольца требуют специального съемника.
- Износ подшипников может быть незаметен без тщательной проверки.
- Трудно снять манжету без повреждения.
Важное не забыть:
- Проверить люфт и шум в подшипниках.
- Смазать детали перед сборкой (масло ТАД-17 или аналог).
Что можно перепутать:
- Положение сателлитов и осей.
- Тип манжеты или стопорного кольца.
Сложность: 4/5 (нужен опыт и специнструмент).
Время: 60–80 минут (на оба редуктора).
Источник:
5. СНЯТИЕ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ И ДИФФЕРЕНЦИАЛАОписание этапа: Демонтаж главной передачи и самоблокирующегося дифференциала из корпуса ПВМ.
Последовательность действий:
- Открутите болты крепления стакана ведущей шестерни главной передачи (6–8 болтов, ключ 17 мм).
- Извлеките стакан с ведущей шестерней, поддерживая его, чтобы избежать повреждения подшипников.
- Снимите ведомую шестерню и дифференциал:
- Открутите болты, соединяющие корпус дифференциала (8 болтов, ключ 14 мм).
- Извлеките дифференциал вместе с ведомой шестерней.
- Разберите дифференциал:
- Снимите крышку дифференциала, открутив болты.
- Извлеките сателлиты, полуосевые шестерни, фрикционные диски и нажимные чашки.
- Проверьте состояние подшипников, шестерен и фрикционных дисков на износ.
Ориентация деталей:
- Ведущая шестерня установлена на двух конических подшипниках, регулируемых шайбами.
- Дифференциал состоит из двух полукорпусов, сателлитов и фрикционных дисков, ориентированных по меткам.
Сложности:
- Тяжелый дифференциал (около 15 кг) требует осторожного извлечения.
- Закисшие болты стакана могут сломаться.
- Трудно оценить износ фрикционных дисков без опыта.
Важное не забыть:
- Проверить зазор в подшипниках главной передачи (норма: натяг 0–0,08 мм).
- Отметить положение шестерен для правильной сборки.
Что можно перепутать:
- Положение регулировочных шайб.
- Ведущие и ведомые фрикционные диски.
Сложность: 5/5 (нужен пресс, съемники и опыт).
Время: 60–90 минут.
Источник:
6. ОСМОТР И ДИАГНОСТИКА ДЕТАЛЕЙОписание этапа: Проверка состояния всех снятых деталей ПВМ на износ, трещины и другие дефекты.
Последовательность действий:
- Очистите все детали от масла и грязи с помощью растворителя и щетки.
- Проверьте шестерни главной передачи и редукторов на сколы, задиры и износ зубьев.
- Осмотрите подшипники на люфт, шум и повреждения (прокрутите вручную).
- Проверьте фрикционные диски дифференциала на износ (толщина, трещины).
- Осмотрите манжеты и сальники на эластичность и повреждения.
- Проверьте корпус ПВМ и рукава на трещины и деформации.
Ориентация деталей:
- Подшипники имеют маркировку (внутреннее/внешнее кольцо).
- Шестерни могут иметь метки синхронизации.
Сложности:
- Трудно выявить микротрещины без специального оборудования.
- Износ фрикционных дисков может быть незаметен без замера толщины.
- Неправильная оценка состояния деталей приведет к поломке после сборки.
Важное не забыть:
- Замерить зазоры в подшипниках и зацеплении шестерен.
- Проверить состояние сапуна на корпусе ПВМ (засорение вызывает давление).
Что можно перепутать:
- Подшипники разного типа или размера.
- Ведущие и ведомые диски дифференциала.
Сложность: 3/5 (требует внимательности и опыта).
Время: 40–60 минут.
Таблица причин неисправностей ПВМ МТЗ-1221Причина неисправности | Описание |
Износ подшипников | Люфт или шум, вызывающий вибрацию и разрушение шестерен. |
Износ шестерен главной передачи | Сколы или задиры зубьев, приводящие к шуму и неравномерному вращению. |
Износ фрикционных дисков дифференциала | Снижение блокировки, пробуксовка колес, снижение тяги. |
Утечка масла через манжеты | Повреждение или износ манжет, приводящее к низкому уровню масла. |
Неправильная регулировка подшипников | Чрезмерный натяг или люфт, вызывающий перегрев или износ. |
Загрязнение масла | Абразивные частицы ускоряют износ шестерен и подшипников. |
Обрыв болтов крепления | Ослабление фланцев или рукавов, приводящее к утечке масла или поломке. |
Источник:
Инструменты и материалыИнструменты:
- Домкрат и подставки (грузоподъемность 2–3 тонны).
- Набор ключей (10–36 мм, включая рожковые и накидные).
- Отвертки (плоская, крестовая).
- Съемники (для подшипников, стопорных колец, манжет).
- Молоток и выгонки (мягкие, для демонтажа).
- Динамометрический ключ (для затяжки болтов).
- Щетка металлическая, ветошь.
- Емкость для слива масла (5–7 литров).
- Подъемник или таль (для снятия рукавов и дифференциала).
- Манометр (для проверки давления в гидросистеме, при необходимости).
Материалы:
- Трансмиссионное масло (ТАД-17, ТСп-15К или аналог, 5–7 литров).
- Растворитель (для очистки деталей).
- Новые манжеты, прокладки, стопорные кольца (по необходимости).
- WD-40 (для закисших болтов).
- Герметик (для прокладок, при необходимости).
Последствия ошибок или пропуска этапов- Неправильная ориентация деталей при разборке:
- Последствие: Ошибки при сборке, нарушение зацепления шестерен.
- Ущерб: Повреждение шестерен, ремонт — 10,000–20,000 руб.
- Повреждение манжет или прокладок:
- Последствие: Утечка масла, перегрев и износ узла.
- Ущерб: Замена манжет, долив масла, 2,000–5,000 руб.
- Неправильная оценка состояния подшипников:
- Последствие: Люфт или заклинивание, разрушение главной передачи.
- Ущерб: Замена подшипников и шестерен, 15,000–30,000 руб.
- Пропуск проверки фрикционных дисков:
- Последствие: Снижение блокировки дифференциала, потеря тяги.
- Ущерб: Замена дисков, 5,000–10,000 руб.
- Неправильное снятие рукавов:
- Последствие: Повреждение резьбовых отверстий или корпуса.
- Ущерб: Ремонт корпуса, 5,000–15,000 руб.
Общая сложность, время и рекомендацииОбщая сложность: 4/5 (требуются навыки, специнструмент и подъемное оборудование).
Общее время: 4–6 часов (зависит от опыта и состояния узлов).
Когда обращаться в сервис:
- Если нет подъемного оборудования, пресса или съемников для подшипников.
- При обнаружении трещин в корпусе ПВМ или сильного износа шестерен (требуется диагностика).
- Если после разборки выявлены проблемы с гидроподжимной муфтой или электрогидрораспределителем.
- При необходимости полной замены ПВМ или сложной регулировки подшипников.
Разборка ПВМ МТЗ-1221 — задача, выполнимая в хозяйстве при наличии инструментов и опыта, но ошибки могут привести к дорогостоящему ремонту. Для сложных случаев или при сомнениях в состоянии деталей лучше обратиться в специализированный сервис.