ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Как проверить "шоколадку" на генераторе мтз

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Инструкция по проверке регулятора напряжения («шоколадки») на генераторе трактора МТЗ

ИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ

63% людей, пытающихся выполнить ремонт своими руками, сожалеют об этом хотя бы один раз .

58% тратят больше, чем планировали, из-за ошибок при самостоятельном ремонте .

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 2 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

эту работу лучше доверит нашему сервису, но если решитесь сами - вот инструкция.
Сложность операции: 2 (простая, требует минимальных навыков работы с электрооборудованием и базовых инструментов; выполнима в хозяйстве).

Время выполнения: 30–60 минут (включая демонтаж, проверку и установку).

ЦЕЛЬ ОПЕРАЦИИ

Проверить исправность регулятора напряжения (в просторечии «шоколадка») генератора МТЗ-80/82 или МТЗ-1221 (обычно для генераторов Г306, Г464 или аналогов) для обеспечения стабильного выходного напряжения (13,8–14,5 В) и правильной зарядки аккумулятора. Неисправная «шоколадка» может вызывать недозаряд (напряжение <13 В) или перезаряд (напряжение >15 В), что повреждает аккумулятор и электрооборудование.

Примечание: Регулятор напряжения (РН) на генераторах МТЗ может быть встроенным (внутри генератора) или выносным (отдельный блок). В МТЗ-80/82 чаще используется встроенный РН, называемый «шоколадкой» из-за внешнего вида. Проверка проводится с помощью мультиметра и визуального осмотра.

НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
  • Инструменты:
  • Мультиметр (для измерения напряжения и сопротивления).
  • Отвертки (крестовая и плоская) для снятия крышки генератора.
  • Гаечные ключи (10–17 мм) для демонтажа генератора (если требуется).
  • Ветошь и щетка для очистки.
  • Фонарик для осмотра в труднодоступных местах.
  • Материалы:
  • Изолента или термоусадочные трубки (для ремонта проводки, если необходимо).
  • Очиститель (спирт или WD-40) для зачистки контактов.
  • Новый регулятор напряжения (для замены, если текущий неисправен).

ВАЖНО НЕ ЗАБЫТЬ
  • Отключите аккумулятор (снимите клемму «–») перед началом работы, чтобы избежать короткого замыкания.
  • Убедитесь, что проблема в регуляторе напряжения, а не в генераторе, аккумуляторе или проводке.
  • Проверьте натяжение ремня генератора (прогиб 10–15 мм при нажатии с усилием 10 кг).
  • Сфотографируйте или зарисуйте подключение проводов к регулятору перед снятием.
  • Работайте в сухих условиях, чтобы избежать повреждения электроники.
  • После проверки протестируйте систему под нагрузкой (с включенными фарами, обогревом).

ЭТАП 1: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Описание:
  • Проверьте симптомы неисправности «шоколадки»:
  • Недозаряд аккумулятора (напряжение <13 В, контрольная лампа зарядки горит).
  • Перезаряд аккумулятора (напряжение >15 В, аккумулятор кипит, запах электролита).
  • Нестабильное напряжение (скачки 12–16 В при изменении оборотов двигателя).
  • Запустите двигатель и измерьте напряжение на клеммах аккумулятора мультиметром:
  • Норма: 13,8–14,5 В при 1500–2000 об/мин.
  • Перезаряд (>15 В) или недозаряд (<13 В) указывают на возможную неисправность РН.
  • Проверьте напряжение на выходе генератора (клемма «+» и корпус) — значения должны совпадать с аккумулятором.
Сложности:
  • Проблемы с зарядкой могут быть вызваны не РН, а износом щеток, диодного моста или обмоток генератора.
  • Окисление контактов может искажать показания мультиметра.
  • Ограниченный доступ к генератору из-за шкивов или радиатора.
Как устранить:
  • Проверьте щетки и диодный мост (см. инструкцию по ремонту генератора) перед заменой РН.
  • Зачистите клеммы аккумулятора и генератора ветошью с очистителем.
  • Используйте фонарик для осмотра в стесненных условиях.
Важно:
  • Запишите показания мультиметра для сравнения после проверки.
  • Убедитесь, что аккумулятор заряжен (>12,4 В в покое).

ЭТАП 2: ДОСТУП К РЕГУЛЯТОРУ НАПРЯЖЕНИЯ
Описание:
  • Отключите аккумулятор, сняв клемму «–».
  • Найдите генератор на двигателе (обычно справа от блока цилиндров, приводится ремнем).
  • Для встроенного РН:
  • Снимите заднюю крышку генератора, открутив 2–4 винта (отвертка крестовая).
  • Найдите «шоколадку» (прямоугольный блок с проводами и щеткодержателем) на внутренней стороне крышки.
  • Для выносного РН (реже):
  • Найдите РН в моторном отсеке (обычно закреплен на раме или кронштейне).
  • Отсоедините провода, пометив их.
  • Осмотрите РН на наличие следов перегрева, трещин, окисления контактов или обрыва проводов.
Сложности:
  • Закисшие винты крышки генератора могут быть трудно откручиваемыми.
  • Ограниченный доступ к задней части генератора.
  • Хрупкие провода могут повредиться при снятии.
Как устранить:
  • Используйте проникающую смазку (WD-40) для винтов и дайте впитаться 5–10 минут.
  • Примените удлинитель для отвертки или работайте в паре для удобства.
  • Аккуратно отсоединяйте провода, фиксируя их положение.
Важно:
  • Не повредите щетки или провода при снятии крышки.
  • Очистите контакты РН спиртом или очистителем перед проверкой.

ЭТАП 3: ВИЗУАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА И ТЕСТИРОВАНИЕ
Описание:
  • Визуальный осмотр:
  • Проверьте «шоколадку» на наличие горелых пятен, трещин или расплавленных участков.
  • Осмотрите щетки (если встроены в РН): длина <5 мм или износ указывают на необходимость замены.
  • Проверьте провода и контакты на окисление или обрыв.
  • Проверка мультиметром:
  • Установите мультиметр в режим измерения напряжения (DC, 20 В).
  • Подключите двигатель, измерьте напряжение на выходе РН (клемма «+» и корпус генератора) при 1500–2000 об/мин:
  • Норма: 13,8–14,5 В.
  • <13 В или >15 В — РН неисправен.
  • Проверьте сопротивление РН (для встроенных моделей):
  • Установите мультиметр в режим омметра.
  • Измерьте сопротивление между выводами РН (значения зависят от модели, обычно 5–10 Ом; обрыв или замыкание указывают на неисправность).
  • Проверка на стенде (если доступен):
  • Снимите генератор и подключите к стенду для проверки РН под нагрузкой.
Сложности:
  • Отсутствие точных данных о сопротивлении РН для конкретной модели.
  • Ложные показания из-за плохих контактов или неисправности других компонентов (диодов, щеток).
  • Трудность доступа к выводам РН без снятия генератора.
Как устранить:
  • Сравните показания с типовыми значениями для генераторов МТЗ (спросите в сервисном центре).
  • Проверьте щетки и диодный мост отдельно, чтобы исключить их влияние.
  • Снимите генератор для удобства проверки (см. инструкцию по ремонту генератора).
Важно:
  • Не подавайте высокое напряжение на РН (например, от внешнего источника), чтобы не повредить.
  • Проверьте контактные кольца ротора на износ, если щетки изношены.

ЭТАП 4: ЗАМЕНА ИЛИ РЕМОНТ
Описание:
  • Если РН неисправен (напряжение вне 13,8–14,5 В, обрыв или замыкание):
  • Отсоедините провода от РН, открутите крепежные винты (обычно 2 винта на крышке).
  • Снимите РН вместе со щеткодержателем (для встроенных моделей).
  • Установите новый РН, убедившись в совместимости (например, для Г306/Г464).
  • Закрепите винтами, подсоедините провода, проверив изоляцию.
  • Если проблема в окислении контактов:
  • Зачистите контакты наждачной бумагой (зернистость 400) или очистителем.
  • Проверьте провода, при необходимости восстановите изоляцию изолентой.
  • Смажьте щеткодержатель небольшим количеством Литол-24 для плавного хода щеток.
Сложности:
  • Неправильный подбор РН может привести к нестабильной работе генератора.
  • Повреждение щеток при установке нового РН.
  • Ослабление контактов из-за вибраций.
Как устранить:
  • Сверьте маркировку нового РН с оригинальным (например, Я112А или аналог).
  • Устанавливайте щетки аккуратно, не допуская перекоса.
  • Затягивайте винты с умеренным усилием, чтобы не сорвать резьбу.
Важно:
  • Убедитесь, что новый РН плотно сидит и контакты надежно подключены.
  • Проверьте свободное движение щеток после установки.

ЭТАП 5: СБОРКА И ТЕСТИРОВАНИЕ
Описание:
  • Установите заднюю крышку генератора, затянув винты крест-накрест.
  • Если генератор снимался, установите его на кронштейн, затянув болты (усилие 40–50 Н·м).
  • Наденьте ремень, отрегулировав натяжение (прогиб 10–15 мм).
  • Подсоедините провода к генератору и аккумулятор.
  • Запустите двигатель и измерьте напряжение на клеммах аккумулятора и генератора (13,8–14,5 В на 1500–2000 об/мин).
  • Включите фары, обогрев и другие потребители, проверив стабильность напряжения.
  • Осмотрите РН на наличие искрения или перегрева после 5–10 минут работы.
Сложности:
  • Нестабильное напряжение из-за плохого контакта или дефекта нового РН.
  • Проскальзывание ремня при неправильном натяжении.
  • Остаточные неисправности в генераторе (диоды, обмотки).
Как устранить:
  • Проверьте контакты и подтяните их при необходимости.
  • Отрегулируйте натяжение ремня, проверив через 10 минут работы.
  • Проверьте диодный мост и щетки, если напряжение нестабильно.
Важно:
  • Не эксплуатируйте трактор, если напряжение выходит за пределы 13,8–14,5 В.
  • Проверьте отсутствие утечек тока на корпус мультиметром.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПЛОХО ВЫПОЛНЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
  • Недозаряд или перезаряд аккумулятора:
  • Неправильная установка или неисправный РН приведет к разряду аккумулятора или его повреждению.
  • Поломка электрооборудования:
  • Перезаряд (>15 В) повредит реле, фары или стартер.
  • Недозаряд (<13 В) вызовет сбои в работе электроники.
  • Повреждение генератора:
  • Плохой контакт РН может вызвать искрение и износ щеток или контактных колец.
  • Неправильная установка приведет к перегреву или замыканию.
  • Пожароопасность:
  • Короткое замыкание из-за поврежденной проводки может вызвать возгорание.
  • Снижение срока службы РН:
  • Неправильная сборка или грязные контакты ускорят износ нового РН.
Как избежать:
  • Тщательно проверяйте контакты и провода перед сборкой.
  • Используйте мультиметр для контроля напряжения на каждом этапе.
  • Устанавливайте совместимый РН и проверяйте его перед эксплуатацией.

ИТОГ
Проверка и замена регулятора напряжения («шоколадки») на генераторе МТЗ — простая задача, выполнимая в хозяйстве при наличии мультиметра и отверток.

Операция занимает 30–60 минут и требует внимания к состоянию контактов, щеток и выходного напряжения.

Основные риски связаны с неправильной установкой, плохими контактами или пропущенными дефектами в генераторе.

Регулярная проверка РН (каждые 500 моточасов) и своевременная замена предотвратят проблемы с зарядкой и продлят срок службы электрооборудования.

Если после замены РН напряжение остается нестабильным, проверьте генератор полностью (сложность 3–4) или обратитесь в сервис.
Когда обращаться в сервис (ремонтмтз.рф)
Если вы не уверены в качестве деталей, у вас нет спецоборудования или нет опыта, лучше доверьте ремонт профессионалам.

Мы предлагаем:
  • Онлайн-диагностику по фото и видео
  • Платные консультации с опытными механиками
  • Возможность выезда мастера к вам в хозяйство
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Навесное и прицепное оборудование для тракторов, которое может вам пригодится в дальнейшем, когда почините свой трактор.
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda