ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Пропускает термостат мтз, что делать?

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Инструкция по устранению неисправности термостата на тракторе МТЗ (на примере МТЗ-82.1)

ИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ

63% людей, пытающихся выполнить ремонт своими руками, сожалеют об этом хотя бы один раз .

58% тратят больше, чем планировали, из-за ошибок при самостоятельном ремонте .

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 3 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

эту работу лучше доверит нашему сервису, но если решитесь сами - вот инструкция.
Если термостат на тракторе МТЗ (например, МТЗ-82.1) пропускает, это означает, что он не полностью закрывает большой круг системы охлаждения, из-за чего двигатель может не прогреваться до рабочей температуры (обычно 80–95°C), что приводит к повышенному износу, увеличению расхода топлива и снижению эффективности работы.

Инструкция описывает, как диагностировать проблему, устранить неисправность (замена или ремонт), возможные сложности, важные моменты и ошибки на каждом этапе.

Сложность этапов оценивается по 5-балльной шкале (1 — легко в хозяйстве, 5 — только сервис с оборудованием). Указаны инструменты, материалы, время, причины неисправности, последствия ошибок и рекомендации по обращению в сервис.

1. ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТИ ТЕРМОСТАТА
Описание этапа: Проверка термостата на пропускание (неполное закрытие клапана малого круга).
Последовательность действий:
  • Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостых оборотах 5–10 минут.
  • Проверьте температуру верхнего и нижнего патрубков радиатора рукой (осторожно, чтобы не обжечься):
  • Если оба патрубка горячие сразу после запуска, термостат пропускает, и большой круг открыт.
  • Норма: верхний патрубок холодный, нижний слегка теплый, пока двигатель не прогреется до 60–70°C.
  • Проверьте температуру на приборной панели: если она не поднимается выше 60–70°C даже после 15–20 минут работы, термостат, скорее всего, неисправен.
  • Для точной диагностики снимите термостат (см. этап 2) и проверьте его в горячей воде:
  • Поместите термостат в емкость с водой, нагрейте до 70–80°C, наблюдая за клапаном.
  • Норма: клапан начинает открываться при 70±2°C и полностью открыт при 85–90°C. Если клапан открыт при более низкой температуре или не закрывается полностью, термостат пропускает.
Ориентация деталей:
  • Термостат расположен в корпусе на выходе из блока цилиндров, соединен с верхним патрубком радиатора.
  • Обратите внимание на направление установки термостата (стрелка или маркировка указывает направление потока жидкости).
Сложности:
  • Трудно точно определить температуру без термометра.
  • Загрязненные патрубки или радиатор могут маскировать симптомы.
  • Ограниченный доступ к термостату требует снятия патрубков.
Важное не забыть:
  • Проверить уровень охлаждающей жидкости перед запуском двигателя.
  • Убедиться, что радиатор не забит грязью, так как это может влиять на прогрев.
Что можно перепутать:
  • Неисправность термостата с засорением радиатора или неисправностью датчика температуры.
  • Пропускание термостата с утечкой жидкости.
Сложность: 2/5 (простая диагностика, но требует внимательности).
Время: 20–30 минут.

2. СНЯТИЕ ТЕРМОСТАТА
Описание этапа: Демонтаж термостата для проверки или замены.
Последовательность действий:
  • Заглушите двигатель и дайте ему остыть (температура ниже 50°C, чтобы избежать ожогов).
  • Слейте охлаждающую жидкость из системы:
  • Подставьте емкость (объем 10–15 литров) под сливную пробку радиатора или блока цилиндров.
  • Откройте пробку и сливной кран радиатора.
  • Ослабьте хомуты на патрубках, подключенных к корпусу термостата (верхний патрубок радиатора и патрубок к насосу).
  • Снимите патрубки, используя отвертку или ключ для хомутов.
  • Открутите болты (обычно 2–3) крепления корпуса термостата к блоку цилиндров.
  • Извлеките термостат, отметив его ориентацию (стрелка или маркировка на корпусе).
Ориентация деталей:
  • Термостат должен быть установлен так, чтобы чувствительный элемент (капсула с воском) был направлен к блоку цилиндров.
  • Патрубки различаются по диаметру, запомните их расположение.
Сложности:
  • Закисшие болты или хомуты могут потребовать WD-40 или нагрева.
  • Утечка жидкости при снятии патрубков требует быстрого слива.
  • Хрупкий корпус термостата может треснуть при неаккуратном снятии.
Важное не забыть:
  • Слить жидкость в чистую емкость для повторного использования (если она не загрязнена).
  • Проверить состояние прокладки корпуса термостата.
Что можно перепутать:
  • Болты крепления корпуса разной длины.
  • Ориентацию термостата при снятии.
Сложность: 3/5 (требует аккуратности и базовых навыков).
Время: 30–40 минут.

3. ПРОВЕРКА И РЕМОНТ ТЕРМОСТАТА (ЕСЛИ ВОЗМОЖНО)
Описание этапа: Проверка термостата вне трактора и попытка устранения неисправности.
Последовательность действий:
  • Очистите термостат от накипи и грязи с помощью щетки и уксусного раствора (1:1 с водой).
  • Проверьте термостат в горячей воде (см. этап 1, пункт 4).
  • Если клапан не закрывается полностью:
  • Проверьте, нет ли механических повреждений (загрязнение, деформация клапана).
  • Попробуйте аккуратно очистить клапан и седло от накипи мелкой наждачной бумагой.
  • Если термостат неисправен (клапан заклинивает или открывается при неправильной температуре), замените его новым (например, ТС-107-01 или аналог для двигателей Д-240, Д-245).
Ориентация деталей:
  • Чувствительный элемент термостата должен быть погружен в воду при проверке.
  • Убедитесь, что клапан движется свободно после очистки.
Сложности:
  • Трудно устранить внутренние повреждения (например, утечку воска из капсулы).
  • Накипь может быть трудноудаляемой без специальных средств.
  • Требуется точный термометр для проверки температуры открытия.
Важное не забыть:
  • Проверить целостность уплотнительной резинки термостата.
  • Убедиться, что клапан не поврежден при очистке.
Что можно перепутать:
  • Нормальное открытие клапана с неисправностью.
  • Тип термостата (для МТЗ-82.1 нужен термостат с температурой открытия 70°C).
Сложность: 3/5 (ремонт возможен, но часто неэффективен).
Время: 20–30 минут.

4. УСТАНОВКА НОВОГО ТЕРМОСТАТА
Описание этапа: Монтаж нового или исправленного термостата в систему охлаждения.
Последовательность действий:
  • Установите новый термостат в корпус, обеспечив правильную ориентацию (стрелка или маркировка в сторону радиатора).
  • Замените прокладку корпуса термостата на новую, смазав ее герметиком (при необходимости).
  • Закрепите корпус термостата на блоке цилиндров, затянув болты крест-накрест (момент затяжки 15–20 Н·м).
  • Подсоедините патрубки, затянув хомуты.
  • Залейте охлаждающую жидкость (тосол А-40 или антифриз) в радиатор до уровня, проверьте отсутствие воздуха в системе.
  • Закройте сливные пробки и кран радиатора.
Ориентация деталей:
  • Термостат должен быть установлен чувствительным элементом к блоку цилиндров.
  • Патрубки подключаются в соответствии с их диаметром и расположением.
Сложности:
  • Неправильная ориентация термостата нарушит циркуляцию жидкости.
  • Утечка жидкости из-за старой прокладки или слабой затяжки хомутов.
  • Воздушные пробки могут остаться в системе, если не прокачать.
Важное не забыть:
  • Проверить герметичность соединений после установки.
  • Убедиться, что патрубки не пережаты хомутами.
Что можно перепутать:
  • Ориентацию термостата (направление потока).
  • Тип прокладки или хомутов.
Сложность: 3/5 (требует аккуратности и правильной ориентации).
Время: 30–40 минут.

5. ПРОВЕРКА РАБОТЫ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Описание этапа: Тестирование работы термостата и системы охлаждения после установки.
Последовательность действий:
  • Запустите двигатель и дайте ему прогреться на холостых оборотах.
  • Проверьте температуру патрубков:
  • Верхний патрубок должен оставаться холодным до достижения температуры 70°C.
  • После 70–80°C верхний патрубок должен нагреваться, указывая на открытие большого круга.
  • Убедитесь, что температура на приборной панели стабильно держится в диапазоне 80–95°C.
  • Проверьте отсутствие утечек жидкости в местах соединений (патрубки, корпус термостата).
  • Проверьте работу вентилятора радиатора (если есть) и отсутствие воздушных пробок (пузырьков в расширительном бачке).
Ориентация деталей:
  • Патрубки должны быть плотно закреплены, без подтеканий.
  • Уровень жидкости в радиаторе должен быть стабильным.
Сложности:
  • Незаметные утечки могут проявиться позже под давлением.
  • Воздушные пробки могут нарушить циркуляцию, требуя повторной прокачки.
  • Трудно оценить работу термостата без нагрузки.
Важное не забыть:
  • Долить жидкость до уровня после прогрева.
  • Проверить отсутствие пузырьков в системе.
Что можно перепутать:
  • Нормальную работу термостата с неисправностью радиатора.
  • Утечку жидкости с испарением из-за высокой температуры.
Сложность: 2/5 (простая проверка, но требует наблюдения).
Время: 20–30 минут.

Таблица причин неисправности термостата

Причина неисправности

Описание

Износ или повреждение клапана

Клапан не закрывается полностью, пропуская жидкость в большой круг.

Утечка воска из капсулы

Чувствительный элемент не расширяется, клапан остается открытым.

Накипь или загрязнение

Отложения мешают движению клапана, вызывая пропускание.

Механическая деформация

Повреждение корпуса или клапана от удара или неправильной установки.

Низкое качество термостата

Дешевые аналоги могут не соответствовать температурным параметрам.

Неправильная установка

Обратная ориентация термостата нарушает циркуляцию жидкости.


Инструменты и материалы
Инструменты:
  • Набор гаечных ключей (10–17 мм).
  • Отвертка (плоская, для хомутов).
  • Емкость для слива жидкости (10–15 литров).
  • Щетка, ветошь, уксусный раствор (для очистки).
  • Термометр (для проверки термостата в воде).
  • WD-40 (для закисших болтов).
  • Плоскогубцы (для снятия хомутов).
Материалы:
  • Охлаждающая жидкость (тосол А-40, антифриз, 10–12 литров).
  • Новая прокладка корпуса термостата.
  • Новый термостат (ТС-107-01 или аналог).
  • Герметик (для прокладки, при необходимости).
  • Наждачная бумага (для очистки от накипи).

Последствия ошибок или пропуска этапов

  • Неправильная ориентация термостата:
  • Последствие: Нарушение циркуляции, перегрев или недогрев двигателя.
  • Ущерб: Износ двигателя, ремонт — 10,000–30,000 руб.
  • Не замененная прокладка или слабая затяжка:
  • Последствие: Утечка жидкости, снижение уровня охлаждения.
  • Ущерб: Долив жидкости, замена прокладки, 1,000–3,000 руб.
  • Воздушные пробки в системе:
  • Последствие: Перегрев двигателя, повреждение головки блока цилиндров.
  • Ущерб: Ремонт двигателя, 20,000–50,000 руб.
  • Пропуск проверки работы:
  • Последствие: Незаметные дефекты приведут к перегреву или недогреву.
  • Ущерб: Повторный ремонт, простой трактора, 5,000–10,000 руб.
  • Использование некачественного термостата:
  • Последствие: Быстрая поломка, недогрев двигателя.
  • Ущерб: Замена термостата, 1,000–3,000 руб.

Общая сложность, время и рекомендации
Общая сложность: 3/5 (можно выполнить в хозяйстве при наличии инструментов и базовых навыков).
Общее время: 2–3 часа (зависит от опыта и состояния системы).

Когда обращаться в сервис:
  • Если обнаружены признаки перегрева двигателя (требуется диагностика головки блока).
  • При отсутствии инструментов для точной проверки термостата (термометр, емкость).
  • Если после замены термостата двигатель продолжает недогреваться (возможны проблемы с радиатором или насосом).
  • При необходимости полной промывки системы охлаждения от накипи или загрязнений.
Замена термостата на МТЗ-82.1 — задача, посильная в хозяйственных условиях, но требует аккуратности и правильной диагностики. Ошибки могут привести к серьезным поломкам двигателя, поэтому при сомнениях в состоянии системы охлаждения или отсутствии опыта лучше обратиться в сервис.

Когда обращаться в сервис (ремонтмтз.рф)
Если вы не уверены в качестве деталей, у вас нет спецоборудования или нет опыта, лучше доверьте ремонт профессионалам.

Мы предлагаем:
  • Онлайн-диагностику по фото и видео
  • Платные консультации с опытными механиками
  • Возможность выезда мастера к вам в хозяйство
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Навесное и прицепное оборудование для тракторов, которое может вам пригодится в дальнейшем, когда почините свой трактор.
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda