На тракторах МТЗ-82.1 с двигателем Д-240 (4-цилиндровый дизельный двигатель) фраза «подвести под первый или четвертый цилиндр» обычно относится к установке коленчатого вала в определенное положение для регулировки клапанов, установки момента впрыска топлива или других операций, связанных с газораспределительным механизмом (ГРМ).
Это положение соответствует верхней мертвой точке (ВМТ) поршня первого или четвертого цилиндра в такте сжатия.
Ниже приведена подробная инструкция, как определить, подведен ли двигатель под первый или четвертый цилиндр, какие инструменты нужны, возможные сложности, важные моменты и оценка сложности операции.
Общие требования и подготовка- Место проведения: Ремонт проводится в помещении или на ровной площадке с хорошим освещением.
- Безопасность: Отключите аккумулятор, установите трактор на стояночный тормоз, подложите упоры под колеса. Работайте в перчатках.
- Очистка: Очистите двигатель от грязи, особенно в районе крышки ГРМ, топливного насоса высокого давления (ТНВД) и маховика.
- Сложность операции: 2/5 (операция простая, но требует внимания и базовых навыков; выполнима в хозяйстве).
- Общее время выполнения: 20–40 минут (зависит от опыта и доступа к узлам).
Необходимые инструменты и материалыИнструменты:
- Гаечные ключи (рожковые или накидные: 17, 19, 24 мм).
- Отвертка плоская (для снятия крышек).
- Ломик или монтировка (для проворачивания коленвала).
- Фонарик (для освещения меток).
- Щуп для клапанов (0,15 мм для впускных и выпускных клапанов, если регулировка клапанов планируется).
- Ветошь (для очистки).
- Маркер или мел (для отметки положения, если нужно).
Материалы:
- Чистящее средство (керосин или дизельное топливо для очистки меток).
- Смазка (для обработки болтов, если они прикипели).
Пооперационная инструкцияОперация 1: Подготовка двигателяОписание:
- Подготовьте двигатель к проверке положения коленвала.
Шаги:
- Убедитесь, что трактор стоит на стояночном тормозе, а рычаг КПП в нейтральном положении.
- Отключите аккумулятор для безопасности.
- Очистите область вокруг крышки ГРМ, маховика (сбоку картера сцепления) и ТНВД от грязи.
- Определите, зачем нужно подвести под первый или четвертый цилиндр (например, регулировка клапанов или установка угла опережения впрыска). Это влияет на дальнейшие действия.
Инструменты: Ветошь, щетка, отвертка.
Материалы: Чистящее средство.
Время: 5–10 минут.
Сложности:
- Грязь может скрывать метки или затруднять доступ к крышкам.
- Ограниченное пространство вокруг маховика усложняет осмотр.
Важно не забыть:
- Убедитесь, что двигатель остыл, чтобы избежать ожогов.
- Проверьте, что все инструменты под рукой, чтобы не прерывать процесс.
Операция 2: Доступ к меткам и проворачивание коленвалаОписание:
- Найдите метки на маховике или шкиве коленвала и проверните коленвал до нужного положения.
Шаги:
- Найдите смотровое окно маховика:
- Оно расположено на картере сцепления, обычно с правой стороны двигателя (со стороны кабины).
- Снимите защитную крышку смотрового окна (обычно крепится болтами или защелками, ключ на 10 или 12 мм).
- Найдите метки на маховике:
- На маховике нанесены деления и метки, соответствующие ВМТ первого и четвертого цилиндров. Метка ВМТ обычно обозначена буквой «В» или чертой.
- Рядом с окном есть фиксирующая стрелка или отверстие для стопорного штифта.
- Проверните коленвал:
- Используйте ломик или монтировку, вставив ее в зубья маховика через смотровое окно, чтобы медленно вращать коленвал.
- Альтернативно: проверните коленвал, вращая шкив коленвала ключом (обычно 24 мм) после снятия ремня вентилятора.
- Вращайте по часовой стрелке до совмещения метки ВМТ с указателем.
- Проверьте положение ТНВД (если нужно):
- Снимите боковую крышку ТНВД (ключ на 10 или 12 мм).
- Проверьте метку на муфте ТНВД — она должна совпасть с меткой на корпусе насоса, когда коленвал в ВМТ.
Инструменты: Ключи на 10, 12, 24 мм, ломик, отвертка, фонарик.
Материалы: Ветошь, смазка.
Время: 10–15 минут.
Сложности:
- Метки на маховике могут быть стерты или плохо видны из-за грязи.
- Проворачивание коленвала вручную требует физических усилий, особенно если двигатель тугой.
- Ограниченный доступ к смотровому окну затрудняет осмотр.
Важно не забыть:
- Вращайте коленвал плавно, чтобы не пропустить метку.
- Очистите метки перед началом, чтобы они были четко видны.
Операция 3: Определение первого или четвертого цилиндраОписание:
- Убедитесь, что двигатель находится в ВМТ первого или четвертого цилиндра в такте сжатия.
Шаги:
- Проверьте положение клапанов:
- Снимите крышку головки блока цилиндров (ГБЦ, ключ на 12 или 14 мм).
- Найдите коромысла клапанов первого и четвертого цилиндров:
- Первый цилиндр — ближайший к радиатору (передняя часть двигателя).
- Четвертый цилиндр — ближайший к кабине (задняя часть двигателя).
- В такте сжатия оба клапана (впускной и выпускной) цилиндра закрыты, а коромысла имеют свободный ход (проверяется щупом или вручную).
- Проверка по цилиндрам:
- Если в первом цилиндре оба клапана закрыты (коромысла свободны), а в четвертом цилиндре клапаны открыты (коромысла нажаты), двигатель подведен под первый цилиндр в ВМТ такта сжатия.
- Если в четвертом цилиндре клапаны закрыты, а в первом открыты, двигатель подведен под четвертый цилиндр в ВМТ такта сжатия.
- Дополнительная проверка (если нужно):
- Выверните форсунку первого или четвертого цилиндра (ключ на 17 или 19 мм) и проверьте давление в цилиндре, медленно проворачивая коленвал. Максимальное сопротивление указывает на такт сжатия.
- Проверьте положение кулачков ТНВД: в ВМТ такта сжатия кулачок первого цилиндра должен начинать подъем
Сложности:
- Ограниченное пространство затрудняет доступ к форсункам.
- Риск повреждения резьбы при выворачивании форсунок.
- Важно: Не перетягивайте форсунки при установке обратно.
Инструменты: Ключи на 12, 14, 17, 19 мм, щуп для клапанов, фонарик.
Материалы: Прокладка для крышки ГБЦ (если старая повреждена).
Время: 10–15 минут.
Сложности:
- Неправильное определение такта может привести к ошибке в регулировке (например, клапанов или ТНВД).
- Трудно определить положение коромысел без опыта.
- Прикипевшие болты крышки ГБЦ могут затруднить доступ.
Важно не забыть:
- Проверяйте клапаны обоих цилиндров, чтобы точно определить, какой цилиндр в ВМТ.
- Если планируется регулировка клапанов, зазор должен быть 0,15 мм для впускных и выпускных (на холодном двигателе).
Операция 4: Проверка и завершениеОписание:
- Убедитесь, что двигатель подведен правильно, и завершите операцию.
Шаги:
- Подтвердите положение метки на маховике (должна совпадать с указателем).
- Если нужно, зафиксируйте коленвал стопорным штифтом (если предусмотрено конструкцией).
- Установите крышку ГБЦ с новой прокладкой, затянув болты крест-накрест (усилие 20–25 Н·м).
- Установите крышку смотрового окна маховика и другие снятые элементы.
- Если операция связана с регулировкой (например, клапанов), приступайте к ней:
- В ВМТ первого цилиндра регулируйте клапаны 1-го и 2-го цилиндров.
- Проверните коленвал на 360° (до ВМТ четвертого цилиндра) и отрегулируйте клапаны 3-го и 4-го цилиндров.
- Проверьте, нет ли утечек масла или повреждений после сборки.
Инструменты: Ключи, динамометрический ключ, ветошь.
Материалы: Прокладка, смазка.
Время: 5–10 минут.
Сложности:
- Неправильная установка крышки ГБЦ может вызвать утечки масла.
- Если метка пропущена, придется повторить процесс.
Важно не забыть:
- Затягивайте болты равномерно, чтобы избежать перекоса крышки.
- Убедитесь, что метки совпадают, перед началом регулировок.
Общие рекомендации и советы- Диагностика: Если вы не уверены, какой цилиндр в ВМТ, проверяйте клапаны и метки одновременно, чтобы избежать ошибки.
- Метки: Если метки на маховике стерты, ориентируйтесь по положению клапанов или кулачков ТНВД.
- Инструменты: Используйте фонарик и зеркало для лучшего обзора в труднодоступных местах.
- Документация: В руководстве по эксплуатации Д-240 указаны точные метки и порядок регулировок — держите его под рукой.
- Профилактика: При регулировке клапанов проверяйте состояние коромысел и толкателей на износ.
Итог- Сложность операции: 2/5 (простая операция, но требует внимания к деталям; выполнима в хозяйстве).
- Общее время: 20–40 минут.
- Ключевые риски: Ошибка в определении такта сжатия, повреждение прокладки ГБЦ, пропуск метки.
- Результат: Правильное определение ВМТ первого или четвертого цилиндра позволит точно выполнить регулировку клапанов, ТНВД или другие операции.