Правильная обкатка и обслуживание нового трактора МТЗ-80/82 в гарантийный период критически важны для обеспечения его долговечности, надежности и сохранения гарантийных обязательств. Обкатка позволяет деталям двигателя, трансмиссии и других узлов приработаться, минимизируя износ.
Ниже представлена подробная инструкция по обкатке и обслуживанию трактора в гарантийный период (обычно 2 года или 1000–1500 моточасов, в зависимости от условий производителя). Инструкция включает последовательность действий, возможные сложности, рекомендации и последствия ошибок.
Общая сложность: 2/5 (доступно в хозяйстве при наличии базовых навыков).
Общее время обкатки: 30–60 моточасов (зависит от модели и рекомендаций производителя).
Общее время обслуживания: 4–6 часов на каждое плановое ТО.
1. ПОДГОТОВКА К ОБКАТКЕОписание этапа: Проверка трактора перед началом эксплуатации для обеспечения правильной работы всех систем.
Время: 1–2 часа
Сложность: 1/5 (легко выполняется в хозяйстве)
Инструменты и материалы: гаечные ключи (10, 13, 17, 19 мм), отвертки, ветошь, контрольные щупы, гидравлическое масло (МГ-46В), трансмиссионное масло (ТАД-17 или SAE 80W-90), дизельное топливо, смазка (Литол-24).
Последовательность действий:
- Проверьте уровень масла в двигателе (щуп на блоке цилиндров, норма — между метками).
- Проверьте уровень масла в трансмиссии, гидросистеме и бортовых редукторах (контрольные пробки).
- Убедитесь, что топливный бак заполнен чистым дизельным топливом (без воды и грязи).
- Проверьте уровень охлаждающей жидкости в радиаторе (антифриз или вода, до верхней метки).
- Осмотрите шины, давление должно быть 1,6–2,0 бар (передние) и 1,2–1,4 бар (задние).
- Проверьте затяжку всех болтов (колеса, навеска, рама) с помощью ключей.
- Убедитесь, что аккумулятор заряжен (напряжение 12,6–12,8 В) и клеммы чистые.
Важно не забыть:
- Сохранить заводскую документацию (руководство, гарантийный талон) для ТО.
- Пометить уровни жидкостей перед запуском, чтобы отслеживать расход.
Сложности и что можно перепутать:
- Неправильное определение уровня масла из-за наклона трактора (ставить на ровную площадку).
- Использование неподходящих масел (например, моторное вместо трансмиссионного) может нарушить гарантию.
- Пропуск проверки болтов может привести к их ослаблению во время обкатки.
2. ПРОВЕДЕНИЕ ОБКАТКИ ДВИГАТЕЛЯОписание этапа: Обкатка двигателя для приработки поршневой группы и других узлов.
Время: 20–30 моточасов
Сложность: 2/5 (требует внимания к режимам работы)
Инструменты и материалы: тахометр (если нет на приборной панели), ветошь, запас масла и топлива.
Последовательность действий:
- Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу (800–1000 об/мин) 5–10 минут.
- Постепенно увеличивайте обороты до 1200–1500 об/мин, работайте в этом режиме 2–3 часа без нагрузки.
- Выполняйте легкие работы (транспортировка грузов до 500 кг, работа с граблями) на 50–70% мощности двигателя (1500–1800 об/мин) в течение 15–20 моточасов.
- Избегайте длительной работы на холостом ходу (более 15 минут) и максимальных оборотов (выше 2000 об/мин).
- Периодически проверяйте температуру двигателя (80–95°C) и отсутствие утечек масла или топлива.
Важно не забыть:
- Следить за оборотами двигателя — превышение 1800 об/мин вредит приработке.
- Проверять уровень масла каждые 5–10 моточасов, доливая при необходимости.
Сложности и что можно перепутать:
- Перегрузка двигателя (например, вспашка на полной мощности) приведет к износу поршней.
- Игнорирование перегрева (выше 100°C) может вызвать заклинивание двигателя.
- Неправильная оценка нагрузки из-за отсутствия опыта затруднит обкатку.
3. ОБКАТКА ТРАНСМИССИИ И ГИДРОСИСТЕМЫОписание этапа: Приработка КПП, бортовых редукторов, гидроусилителя руля (ГУР) и навесной системы.
Время: 20–30 моточасов (совмещается с обкаткой двигателя)
Сложность: 2/5 (требует аккуратности при переключении)
На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильное переключение передач или перегрузка гидросистемы приведут к износу узлов и потере гарантии.
Не уверен, как правильно выбрать передачи или нагрузку для гидросистемы? По товарищески подскажем по телефону — звоните,
+7 953 071 5243 — звони прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.
Инструменты и материалы: ветошь, ключи (17, 19 мм), запас трансмиссионного и гидравлического масла.
Последовательность действий:
- Переключайте передачи плавно, с полной остановкой сцепления, начиная с низших (1–2 передача).
- Работайте на 3–4 передачах при легкой нагрузке (до 70% от максимума) в течение 15–20 моточасов.
- Проверяйте работу гидронавески с легким оборудованием (например, грабли или культиватор) на 50% мощности насоса.
- Проверьте ГУР, поворачивая руль в обе стороны до упора на низких оборотах (1000–1200 об/мин).
- Осматривайте КПП, бортовые редукторы и гидросистему на предмет утечек каждые 5–10 моточасов.
Важно не забыть:
- Переключать передачи только при выжатом сцеплении, чтобы избежать износа шестерен.
- Проверять уровень масла в трансмиссии и гидросистеме каждые 10 моточасов.
Сложности и что можно перепутать:
- Резкое переключение передач повредит синхронизаторы КПП.
- Перегрузка гидронавески (например, подъем тяжелого плуга) износит насос.
- Пропуск проверки утечек может привести к снижению давления в гидросистеме.
4. ПЛАНОВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОСЛЕ ОБКАТКИ (ТО-1)Описание этапа: Первое ТО после обкатки для замены масел, фильтров и регулировки узлов.
Время: 3–4 часа
Сложность: 3/5 (требует специнструмента и опыта)
Инструменты и материалы: ключи (10, 13, 17, 19 мм), масляный фильтр, топливный фильтр, воздушный фильтр, моторное масло (10–12 л, М-10ДМ), трансмиссионное масло (20–25 л, ТАД-17), гидравлическое масло (10–12 л, МГ-46В), емкость для слива масла, динамометрический ключ.
Последовательность действий:
- Слейте моторное масло из двигателя (10–12 л) через сливную пробку и замените масляный фильтр.
- Залейте новое моторное масло до уровня между метками на щупе.
- Замените топливный и воздушный фильтры, проверив герметичность соединений.
- Слейте и замените масло в трансмиссии (20–25 л) и бортовых редукторах (по 1,5–2 л на сторону).
- Проверьте и при необходимости долейте масло в гидросистеме (10–12 л).
- Отрегулируйте зазоры клапанов двигателя (впуск 0,25 мм, выпуск 0,30 мм) с помощью щупа.
- Проверьте натяжение ремня вентилятора (прогиб 10–15 мм при усилии 40 Н).
Важно не забыть:
- Зарегистрировать ТО в сервисной книжке для сохранения гарантии.
- Использовать только рекомендованные масла и фильтры, указанные в руководстве.
Сложности и что можно перепутать:
- Неправильная регулировка клапанов нарушит работу двигателя.
- Использование неоригинальных фильтров может привести к загрязнению систем.
- Недостаточная затяжка болтов (например, фильтров) вызовет утечки.
5. РЕГУЛЯРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОДОписание этапа: Плановое ТО каждые 125–250 моточасов для поддержания работоспособности трактора.
Время: 2–3 часа на каждое ТО
Сложность: 2/5 (выполнимо в хозяйстве при наличии инструментов)
Инструменты и материалы: ключи (10, 13, 17 мм), смазка (Литол-24), ветошь, запас фильтров и масел, динамометрический ключ.
Последовательность действий:
- Проверяйте уровень масла в двигателе, трансмиссии и гидросистеме каждые 50 моточасов.
- Смазывайте шарниры рулевых тяг, навески и карданных валов Литол-24 каждые 125 моточасов.
- Заменяйте масляный и топливный фильтры каждые 250 моточасов или по состоянию.
- Проверяйте давление в шинах и затяжку колесных гаек каждые 50 моточасов.
- Очищайте радиатор от пыли и грязи сжатым воздухом каждые 125 моточасов.
- Проверяйте работу тормозов и сцепления, регулируя зазоры (ход педали тормоза 40–50 мм).
Важно не забыть:
- Вести журнал ТО с указанием дат и моточасов для гарантийных случаев.
- Проверять состояние аккумулятора (чистота клемм, уровень электролита) каждые 125 моточасов.
Сложности и что можно перепутать:
- Пропуск смазки шарниров приведет к их преждевременному износу.
- Неправильная регулировка тормозов снизит безопасность эксплуатации.
- Игнорирование чистки радиатора вызовет перегрев двигателя.
6. ПРОВЕРКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПОСЛЕ ТООписание этапа: Проверка работоспособности трактора после каждого ТО.
Время: 1–2 часа
Сложность: 1/5 (простая операция, но требует внимания)
Инструменты и материалы: ветошь, манометр для шин, тахометр.
Последовательность действий:
- Запустите двигатель и проверьте его работу на холостом ходу (800–1000 об/мин).
- Выполните тестовую поездку (5–10 минут), проверяя переключение передач, работу руля и тормозов.
- Проверьте гидронавеску с легким грузом, убедившись в плавности подъема.
- Осмотрите все узлы на предмет утечек масла, топлива или антифриза.
- Проверьте давление в шинах и отсутствие люфта в рулевом управлении.
Важно не забыть:
- Проверить отсутствие посторонних шумов (стук, скрежет) во время теста.
- Убедиться, что все пробки и фильтры затянуты, чтобы избежать утечек.
Сложности и что можно перепутать:
- Пропуск проверки утечек приведет к потере жидкостей и поломкам.
- Игнорирование шумов может скрыть дефекты, которые аннулируют гарантию.
- Неправильная оценка работы гидросистемы затруднит выявление проблем.
Перечень вероятных расходных материаловМатериал | Количество (на 1 год или 500 моточасов) |
Моторное масло (М-10ДМ) | 20–24 л |
Трансмиссионное масло (ТАД-17) | 40–50 л |
Гидравлическое масло (МГ-46В) | 20–24 л |
Масляный фильтр | 2–3 шт. |
Топливный фильтр | 2–3 шт. |
Воздушный фильтр | 1–2 шт. |
Смазка (Литол-24) | 1–2 кг |
Инструменты и материалы- Инструменты: гаечные ключи (10, 13, 17, 19 мм), отвертки, динамометрический ключ, манометр для шин, тахометр, щупы для регулировки клапанов, компрессор для чистки радиатора.
- Материалы: моторное масло (М-10ДМ), трансмиссионное масло (ТАД-17), гидравлическое масло (МГ-46В), смазка (Литол-24), дизельное топливо, антифриз, ветошь, емкости для слива масла, фильтры (масляный, топливный, воздушный).
Последствия неправильной обкатки или обслуживанияОперация | Последствие плохого выполнения/пропуска | Ущерб (руб) | Срок наступления |
Подготовка к обкатке | Работа с низким уровнем масла или незатянутыми болтами, поломка узлов | 50,000–150,000 | 1–2 месяца |
Обкатка двигателя | Перегрузка или перегрев, износ поршневой группы | 100,000–300,000 | 3–6 месяцев |
Обкатка трансмиссии | Резкое переключение, износ шестерен КПП | 50,000–120,000 | 3–6 месяцев |
ТО после обкатки (ТО-1) | Неправильная регулировка клапанов, загрязнение систем | 30,000–80,000 | 2–4 месяца |
Регулярное обслуживание | Пропуск смазки или чистки, износ шарниров и перегрев | 20,000–60,000 | 3–6 месяцев |
Проверка после ТО | Игнорирование утечек или шумов, поломка узлов | 30,000–100,000 | 1–3 месяца |
Итого |
| 280,000–810,000 |
|
Когда обращаться в сервис- Для проведения ТО-1 и регулировки клапанов, если нет опыта или специнструмента (динамометрический ключ, щупы).
- При обнаружении посторонних шумов, утечек или затруднений в работе узлов во время обкатки.
- Если трактор используется в тяжелых условиях (пыль, грязь, перегрузки) — для дополнительной диагностики.
- Для сохранения гарантии, если производитель требует обязательное ТО в сервисе.
Контакт сервиса: +7 953 071 5243 — звоните для консультации
Рекомендации по эксплуатации в гарантийный период- Избегайте перегрузок: Не используйте трактор на максимальной мощности до завершения обкатки.
- Соблюдайте график ТО: Проводите обслуживание строго по моточасам (125, 250, 500) или согласно руководству.
- Используйте оригинальные запчасти: Неоригинальные фильтры или масла могут аннулировать гарантию.
- Ведите журнал эксплуатации: Записывайте моточасы, ТО и замечания для предъявления в сервис.
- Храните трактор в сухом месте: Влага ускоряет коррозию узлов, особенно гидросистемы.
Общая сложность: 2/5 (средняя). Обкатка и обслуживание доступны в хозяйстве, но требуют внимательности и соблюдения инструкций.
Общее время: 30–60 моточасов на обкатку + 4–6 часов на каждое ТО.
Правильная обкатка и своевременное обслуживание нового МТЗ-80/82 обеспечат его надежную работу на годы.
Ошибки на этапе обкатки или пропуск ТО могут привести к дорогостоящим поломкам и потере гарантии.