ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Не включаются скорости на тракторе мтз 80

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Инструкция по диагностике и устранению проблемы не включения скоростей на тракторе МТЗ-80

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 4 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

эту работу лучше доверит нашему сервису, но если решитесь сами - вот инструкция.
Проблема с невключением скоростей на тракторе МТЗ-80 может быть связана с несколькими причинами, начиная от простых неисправностей, которые можно устранить в хозяйстве, до сложных поломок, требующих профессионального ремонта.

Ниже представлена подробная инструкция по диагностике и устранению проблемы, с учетом возможных причин, последовательности действий, инструментов и рекомендаций.

Общая информация

МТЗ-80 оснащен механической коробкой передач (КПП) с 9 передачами вперед и 2 назад (или 18/4 с редуктором). Проблема «не включаются скорости» может указывать на неисправности в сцеплении, КПП, механизме переключения или гидравлике (если есть гидроусилитель).

  • Подготовка: Работайте в безопасных условиях, заглушите двигатель, заблокируйте колеса, используйте перчатки и защитные очки.
  • Инструменты: Набор ключей (10–24 мм), отвертки, плоскогубцы, молоток, съемник (для подшипников), домкрат, емкость для масла, мультиметр (для проверки проводки, если есть гидроусилитель).
  • Материалы: Трансмиссионное масло, герметик, смазка, запасные прокладки, при необходимости — ремкомплект сцепления или КПП.

Пошаговая диагностика и устранение проблемы
1. ПРОВЕРКА СЦЕПЛЕНИЯ
Описание: Сцепление передает крутящий момент от двигателя к КПП. Если оно неисправно, передачи могут не включаться или включаться с трудом.
Последовательность:
  • Проверьте ход педали сцепления (свободный ход должен быть 30–40 мм).
  • Нажмите педаль сцепления до упора и попробуйте включить передачу (например, 1-ю или заднюю).
  • Если передачи не включаются, проверьте уровень жидкости в бачке главного цилиндра сцепления (под кабиной, слева).
  • Осмотрите тягу сцепления и вилку на предмет износа или люфта (доступ через люк под кабиной).
  • Если есть подозрения на износ дисков, снимите кожух сцепления (открутите болты, ключ на 13–17 мм) и осмотрите корзину, диск и выжимной подшипник.
Важно не забыть:
  • Проверьте отсутствие воздуха в гидравлической системе сцепления — прокачайте, если нужно.
  • Убедитесь, что педаль возвращается в исходное положение (не залипает).
Возможные сложности:
  • Трудный доступ к вилке сцепления из-за тесного пространства под кабиной.
  • Закисшие болты кожуха сцепления могут сорваться — используйте WD-40.
Что можно перепутать:
  • Неправильная регулировка свободного хода педали может быть принята за износ диска.
  • Люфт в тяге можно спутать с поломкой выжимного подшипника.
Сложность: 3/5 — требует навыков и базового инструмента.
Время: 1–2 часа (без снятия сцепления), 4–6 часов (с разборкой).

2. ПРОВЕРКА МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
Описание: Рычаг КПП управляет вилками и шестернями через тяги. Износ или рассинхронизация механизма могут мешать включению передач.
Последовательность:
  • Снимите крышку рычага КПП в кабине (открутите болты, ключ на 10–13 мм).
  • Осмотрите кулису и тяги на предмет люфта, износа или заклинивания.
  • Проверьте фиксаторы и пружины рычага — они могут быть ослаблены.
  • Смажьте подвижные части (используйте консистентную смазку).
  • Если проблема сохраняется, снимите верхнюю крышку КПП (под кабиной, болты на 17 мм) и проверьте вилки переключения.
Важно не забыть:
  • Отметьте положение тяг перед разборкой, чтобы не нарушить регулировку.
  • Проверьте стопорные кольца и штифты — их отсутствие может вызвать люфт.
Возможные сложности:
  • Закисшие тяги трудно снимаются — нужен молоток и проникающая смазка.
  • Доступ к вилкам КПП ограничен, требуется подъем кабины или домкрат.
Что можно перепутать:
  • Износ кулисы можно спутать с поломкой шестерен в КПП.
  • Неправильная сборка тяг нарушит порядок переключения.
Сложность: 3/5 — нужен опыт регулировки механизмов.
Время: 1.5–3 часа.

3. ПРОВЕРКА УРОВНЯ И СОСТОЯНИЯ МАСЛА В КПП
Описание: Низкий уровень масла или его загрязнение могут затруднять переключение передач из-за плохой смазки шестерен.
Последовательность:
  • Проверьте уровень масла через контрольную пробку на боковой части КПП (ключ на 17 мм).
  • Слейте масло через сливную пробку (под КПП), осмотрите его на наличие стружки или грязи.
  • Если масло грязное, промойте КПП дизельным топливом и залейте новое (рекомендуется ТАД-17 или аналог, около 8 литров).
  • Проверьте сальники валов КПП на утечки (осмотрите корпус на предмет масляных пятен).
Важно не забыть:
  • Убедитесь, что сливная пробка затянута перед заливкой нового масла.
  • Проверьте сапун КПП — его засорение может повысить давление и выдавить масло.
Возможные сложности:
  • Закисшая сливная пробка может сорвать грани — используйте качественный ключ.
  • Утечки масла могут быть незаметны без тщательного осмотра.
Что можно перепутать:
  • Загрязненное масло можно принять за нормальное, если не проверять на стружку.
  • Утечку сальника можно спутать с повреждением прокладки корпуса КПП.
Сложность: 2/5 — доступно в хозяйстве при наличии масла.
Время: 1–1.5 часа.

4. ОСМОТР ШЕСТЕРЕН И СИНХРОНИЗАТОРОВ КПП
Описание: Износ шестерен, синхронизаторов или подшипников в КПП может приводить к невозможности включения передач.
Последовательность:
  • Слейте масло из КПП (см. этап 3).
  • Снимите верхнюю крышку КПП (болты на 17 мм) для доступа к шестерням.
  • Осмотрите шестерни на предмет сколов, износа зубьев или трещин.
  • Проверьте синхронизаторы (кольца и муфты) на износ (доступ через боковой люк КПП).
  • Проверьте подшипники валов на люфт или шум (вращайте валы вручную).
Важно не забыть:
  • Маркируйте все снятые детали, чтобы не перепутать при сборке.
  • Сфотографируйте положение шестерен и вилок перед разборкой.
Возможные сложности:
  • Разборка КПП требует снятия кабины или использования ямы — это трудоемко.
  • Изношенные подшипники могут заклинить, усложняя демонтаж.
Что можно перепутать:
  • Износ синхронизаторов можно спутать с поломкой вилок.
  • Неправильная сборка шестерен нарушит работу КПП.

На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная разборка КПП может привести к повреждению шестерен и полной замене коробки.
Не уверен, как правильно разобрать КПП? По товарищески подскажем по телефону — звоните, +7 953 071 5243 — можно прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.

Сложность: 5/5 — только сервис с опытом и спецоборудованием.
Время: 6–10 часов.

5. ПРОВЕРКА ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ (ЕСЛИ УСТАНОВЛЕН)
Описание: Некоторые модификации МТЗ-80 имеют гидроусилитель переключения передач. Поломка в гидравлике может мешать включению скоростей.
Последовательность:
  • Проверьте уровень масла в гидробаке (обычно совмещен с баком гидросистемы трактора).
  • Осмотрите гидроцилиндр и шланги на утечки (доступ под кабиной).
  • Проверьте работу насоса гидроусилителя — он должен создавать давление (слушайте шум насоса).
  • Если есть электрогидравлическое управление, проверьте проводку и клапаны мультиметром.
Важно не забыть:
  • Проверьте фильтры гидросистемы — их засорение снижает давление.
  • Убедитесь, что гидроцилиндр не заклинен.
Возможные сложности:
  • Утечки гидравлики трудно обнаружить без давления в системе.
  • Диагностика клапанов требует специального оборудования.
Что можно перепутать:
  • Поломку гидроусилителя можно принять за механическую неисправность КПП.
  • Неправильное подключение шлангов нарушит работу системы.
Сложность: 4/5 — требуется опыт работы с гидравликой.
Время: 2–4 часа.

Перечень вероятных запасных частей
  • Диск сцепления: 1 шт.
  • Выжимной подшипник: 1 шт.
  • Корзина сцепления: 1 шт. (при сильном износе).
  • Прокладки КПП: 2–3 шт.
  • Сальники валов КПП: 2–4 шт.
  • Синхронизаторы: 2–4 шт. (зависит от износа).
  • Шестерни КПП: 1–3 шт. (при сколах).
  • Подшипники валов: 4–6 шт.
  • Трансмиссионное масло: 8–10 литров.
  • Ремкомплект гидроусилителя (уплотнения, кольца): 1 комплект.

Таблица возможных причин невключения скоростей

Причина

Описание

Симптомы

Износ сцепления

Диск сцепления или выжимной подшипник изношены, не обеспечивают разрыв

Передачи не включаются, педаль мягкая, слышен скрежет

Неправильная регулировка тяг

Люфт или рассинхронизация кулисы/тяг мешает переключению

Рычаг болтается, передачи включаются с трудом или не включаются

Низкий уровень масла в КПП

Недостаток смазки затрудняет движение шестерен

Хруст при переключении, тугое включение передач

Износ шестерен/синхронизаторов

Сколы или износ зубьев мешают зацеплению

Скрежет, выбивание передач, невозможность включения

Поломка гидроусилителя

Утечка масла, заклинивание цилиндра или сбой в клапанах

Передачи не включаются, рычаг неподвижен, слышны утечки


Последствия ошибок при ремонте

Операция

Ошибка

Последствия

Сумма ущерба (руб)

Срок наступления

Проверка сцепления

Неправильная сборка корзины, повреждение диска

Сцепление буксует, передачи не включаются

20,000–50,000

Немедленно

Проверка механизма переключения

Неправильная регулировка тяг, потеря фиксаторов

Передачи выбивает, рычаг заклинивает

10,000–30,000

1–2 недели

Проверка масла в КПП

Заливка неподходящего масла, неустраненная утечка

Износ шестерен, перегрев КПП

30,000–70,000

1–3 месяца

Осмотр шестерен/синхронизаторов

Неправильная сборка КПП, перепутывание деталей

Поломка КПП, заклинивание, необходимость капитального ремонта

100,000–200,000

Немедленно

Проверка гидроусилителя

Повреждение шлангов, неправильное подключение

Утечка масла, отказ гидравлики, невозможность переключения

50,000–100,000

Немедленно

Итого



210,000–450,000



Общая сложность и время
  • Общая сложность: 4/5 — большинство операций требуют опыта, а ремонт КПП (этап 4) возможен только в сервисе с подъемным оборудованием и специнструментом.
  • Общее время: 3–10 часов (в зависимости от причины и глубины ремонта).

Когда обращаться в сервис
  • Если проблема связана с износом шестерен, синхронизаторов или подшипников КПП (этап 4).
  • При отсутствии опыта работы с гидравликой или сцеплением.
  • Если нет специнструмента (съемники, динамометрический ключ) или условий для разборки (яма, подъемник).
  • При сложных симптомах: стук в КПП, выбивание передач, полный отказ переключения.

Рекомендации
  • Начните с простого: проверьте сцепление и уровень масла в КПП.
  • Если передачи не включаются только на горячую, вероятно, износ синхронизаторов или низкое давление в гидроусилителе.
  • При скрежете или хрусте во время переключения срочно остановите работу трактора — это указывает на износ шестерен.
  • Для точной диагностики используйте эндоскоп для осмотра КПП или обратитесь в сервис.
Если возникнут сомнения на этапе разборки КПП или сцепления, звоните: +7 953 071 5243. Мастер подскажет, как действовать, за 2 минуты.
Когда обращаться в сервис (ремонтмтз.рф)
Если вы не уверены в качестве деталей, у вас нет спецоборудования или нет опыта, лучше доверьте ремонт профессионалам.

Мы предлагаем:
  • Онлайн-диагностику по фото и видео
  • Платные консультации с опытными механиками
  • Возможность выезда мастера к вам в хозяйство
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda