ДЛЯ МЕХАНИКА СТО
Предназначение ремонтируемой деталиМосты трактора МТЗ-1221 (передний ведущий мост (ПВМ) и задний мост) предназначены для передачи крутящего момента от двигателя к колесам, обеспечивая движение и устойчивость машины. Передний мост (портального типа) отвечает за привод передних колес и управляемость, включая дифференциал и бортовые передачи. Задний мост передает крутящий момент к задним колесам, содержит дифференциал с возможностью блокировки и тормозную систему. Оба моста обеспечивают высокую проходимость и работу с навесным оборудованием.
Требования безопасности- Установите трактор на ровной горизонтальной поверхности, заблокируйте колеса противооткатными упорами.
- Выключите двигатель, снимите ключ из замка зажигания и отключите аккумулятор (сначала «минус»).
- Поддомкратьте трактор и установите надежные опоры (козлы), исключив риск падения.
- Используйте защитные перчатки и очки для защиты от масла, грязи и механических травм.
- Слейте масло из ремонтируемого моста в подготовленную емкость перед началом работ.
- Не работайте под трактором, опирающимся только на домкрат.
- Убедитесь, что трансмиссия в нейтральном положении, а карданные валы отключены.
Порядок действий для каждого этапа ремонтаЭтап 1. Подготовка- Убедитесь, что трактор зафиксирован, двигатель выключен, аккумулятор отключен.
- Поддомкратьте ремонтируемый мост (передний или задний) и установите опоры.
- Слейте масло из моста через сливную пробку (ПВМ — около 5 л, задний мост — около 40 л).
- Снимите колеса с ремонтируемой стороны, открутив гайки крепления.
- Очистите зону моста от грязи и пыли с помощью ветоши или сжатого воздуха.
Важный момент: Проверьте состояние домкрата и опор — они должны выдерживать вес моста (передний — около 1,5–2 т, задний — около 2–2,5 т).
Этап 2. Демонтаж моста- Для ПВМ: Отсоедините карданный вал от фланца редуктора, открутив болты. Для заднего моста: Отсоедините кардан от КПП.
- Отсоедините полуоси от бортовых передач, сняв стопорные кольца или вынув их из шлицев.
- Открутите болты крепления моста к раме (ПВМ) или корпусу КПП (задний мост).
- Аккуратно снимите мост с помощью подъемника или лебедки, поддев монтировкой, если прикипел.
Важный момент: Отметьте положение моста относительно рамы или КПП для правильной установки.
Этап 3. Разборка и диагностика- Закрепите мост в тисках или на стенде с мягкими накладками.
- Снимите крышку редуктора (ПВМ) или заднюю крышку (задний мост), открутив болты.
- Извлеките дифференциал, бортовые передачи (для ПВМ) или тормозные диски (для заднего моста), сохраняя порядок деталей.
- Проверьте состояние шестерен (износ зубьев, сколы), подшипников (люфт, шум), сальников (утечки) и корпуса (трещины).
Важный момент: Для заднего моста проверьте тормозные диски (мин. толщина 4,5 мм) и суппорты.
Этап 4. Ремонт и сборка- Замените изношенные шестерни, подшипники, сальники или тормозные диски (для заднего моста).
- Очистите детали от грязи и старого масла с помощью растворителя и щетки.
- Смажьте шестерни и подшипники трансмиссионным маслом (например, ТАД-17) перед сборкой.
- Соберите дифференциал и бортовые передачи, отрегулировав зазоры шестерен (0,15–0,30 мм) прокладками.
- Установите крышку редуктора или заднюю крышку, затянув болты с указанным моментом.
Важный момент: Убедитесь, что дифференциал вращается плавно, без заеданий.
Этап 5. Установка моста- Поднимите мост подъемником и установите на место, совместив метки.
- Закрепите мост болтами к раме (ПВМ) или КПП (задний мост), затянув их с нужным моментом.
- Подсоедините полуоси и карданный вал, зафиксировав все крепления.
- Залейте трансмиссионное масло до уровня контрольной пробки (ПВМ — 5 л, задний мост — 40 л).
Важный момент: Проверьте свободное вращение полуосей после установки.
Этап 6. Завершение и проверка- Установите колеса, затянув гайки в крестообразном порядке.
- Опустите трактор с домкрата, убрав опоры.
- Запустите двигатель и проверьте работу моста: отсутствие шума, вибрации, утечек масла.
- Проведите тестовую поездку, убедившись в плавности хода и эффективности тормозов (для заднего моста).
- После 10–20 моточасов проверьте уровень масла и затяжку болтов.
Важный момент: Для заднего моста проверьте давление в пневмосистеме тормозов (6–8 бар).
Возможные поломки и способы их решенияПоломка | Причина | Способ решения |
Шум или гул при движении | Износ шестерен или подшипников | Заменить изношенные детали, отрегулировать зазоры (0,15–0,30 мм) |
Утечка масла из моста | Повреждение сальников | Заменить сальники, проверить привалочные поверхности |
Люфт в мосту | Износ подшипников или дифференциала | Заменить подшипники и сателлиты, проверить посадочные места |
Пробуксовка колес | Заедание дифференциала | Очистить и смазать сателлиты, при износе заменить |
Слабое торможение (задний мост) | Износ тормозных дисков | Заменить диски (мин. толщина 4,5 мм), прокачать пневмосистему |
Инструменты, необходимые для ремонтаИнструмент | Назначение |
Набор гаечных ключей | Для снятия болтов и гаек |
Динамометрический ключ | Для точной затяжки крепежа |
Монтировка | Для извлечения моста или крышек |
Тиски или стенд | Для фиксации моста при разборке |
Съемник подшипников | Для демонтажа и установки подшипников |
Щетка, растворитель | Для очистки деталей |
Емкость для масла | Для слива трансмиссионного масла |
Ветошь, смазка (ТАД-17) | Для очистки и смазки деталей |
Подъемник или лебедка | Для снятия и установки моста |
Щуп | Для проверки зазоров шестерен |
Моменты затяжек и регулировокЭлемент | Момент затяжки (Н·м) | Параметры регулировки |
Болты крепления ПВМ к раме | 120–150 | Равномерное затягивание |
Болты заднего моста к КПП | 150–180 | Равномерное прилегание |
Болты крышки редуктора | 50–60 | Отсутствие утечек масла |
Гайки крепления колес | 180–200 | Затяжка крест-накрест |
Зазор шестерен | Не применимо | 0,15–0,30 мм (регулировка прокладками) |
Применимость инструкцииИнструкция подходит для тракторов МТЗ-1221, МТЗ-1221.2, МТЗ-1221.3 с двигателем Д-260 и портальным ПВМ, а также задним мостом с дисковыми тормозами. Также применима к МТЗ-1523 с аналогичной конструкцией мостов. Не подходит для моделей с балочным ПВМ (например, МТЗ-80/82 ранних версий).
Часто задаваемые вопросы и ответыПочему слышен гул от моста?- Износ шестерен или подшипников. Разберите мост, замените детали и отрегулируйте зазоры.
Как часто нужно проверять мосты?- Каждые 1000 моточасов (ТО-2) или при появлении шума, люфта или утечек.
Можно ли ремонтировать мост без снятия?- Нет, для доступа к дифференциалу и бортам нужно снять мост или его части (бортовые, крышки).
Что делать, если масло вытекает из моста?- Замените сальники, проверьте уровень масла и состояние привалочных поверхностей.