Подробная инструкция по разборке корпуса сцепления МТЗ-80Для работников СТО, механиков и ремонтных бригад
1. Подготовка к работеНеобходимые инструменты:
Наименование | Применение |
Набор рожковых ключей (12x13, 14x17, 19x22, 24x27) | Откручивание крепежных болтов |
Набор торцевых головок (13, 17, 19, 22, 24 мм) с трещоткой и воротком | Откручивание болтов под прямым углом |
Съемник стопорных колец (пассатижи или спец. инструмент) | Снятие стопорных колец подшипников |
Съемник для выжимного подшипника (универсальный или гидравлический) | Демонтаж подшипника без повреждений |
Молоток (500–800 г) и зубило | Выбивание застрявших деталей |
Монтажная лопатка или монтировка | Разделение половинок корпуса |
Динамометрический ключ (до 150 Н·м) | Затяжка с правильным моментом |
Домкрат (5 т) + подставки (деревянные или металлические) | Поддержка КПП при снятии |
Чистая ветошь и растворитель (Уайт-спирит, бензин "Калоша") | Очистка деталей |
Набор новых уплотнений (сальники, прокладки) | Замена при сборке |
Расходные материалы:- Моторное масло (для смазки шлицов)
- Графитовая смазка (для подшипников)
- Герметик (Loctite 574 или аналог)
2. Демонтаж корпуса сцепления с трактораШаг 1: Подготовка трактора
- Заглушить двигатель, отсоединить «–» клемму АКБ.
- Поставить трактор на ровную площадку, зафиксировать колеса упорами.
- Снять декоративный кожух (если есть).
Шаг 2: Отсоединение кардана и тяг- Ключом на 12 открутить болты крепления карданного вала к коробке передач.
- Отсоединить трос/гидравлику сцепления (гаечным ключом на 10–12).
- Снять рычаг вилки выключения сцепления (шплинт вынуть пассатижами, ось выбить молотком).
Шаг 3: Поддержка КПП- Установить домкрат под коробку передач, слегка приподнять.
- Подставить деревянные бруски под картер КПП для страховки.
Шаг 4: Откручивание корпуса сцепления- Ключом на 19 или головкой на 19 открутить 8–10 болтов крепления корпуса к двигателю.
- Аккуратно сдвинуть корпус назад, чтобы освободить первичный вал КПП.
3. Разборка корпуса сцепленияШаг 1: Снятие нажимного диска- Отметить взаимное расположение дисков мелом (чтобы не перепутать при сборке).
- Ключом на 17 открутить 6 пружинных болтов нажимного диска.
- Снять нажимной диск и диафрагменную пружину.
Шаг 2: Извлечение ведомого диска- Достать ведомый диск, проверить:
- Износ накладок (мин. толщина – 1,5 мм, если меньше – замена).
- Состояние демпферных пружин (не должно быть трещин).
Шаг 3: Демонтаж выжимного подшипника- Снять стопорное кольцо (пассатижами или съемником).
- Использовать съемник подшипника, аккуратно выпрессовать.
Шаг 4: Разборка корзины сцепления- Проверить направляющие втулки на износ.
- Осмотреть шпильки крепления (если есть деформация – замена).
Деталь | Критерии замены |
Ведомый диск | Износ накладок, биение > 0,5 мм |
Нажимной диск | Риски, перегрев (синие пятна) |
Выжимной подшипник | Люфт, шум при вращении |
Демпферные пружины | Трещины, ослабление |
Сальники | Подтекание масла |
5. Сборка и установкаШаг 1: Установка новых деталей- Нанести графитовую смазку на шлицы ведомого диска.
- Запрессовать новый выжимной подшипник (используя оправку).
Шаг 2: Центровка сцепления- Вставить оправку для центровки (или старый вал КПП).
- Закрутить болты крест-накрест с моментом 50–60 Н·м.
Шаг 3: Установка на трактор- Надеть корпус сцепления на первичный вал КПП.
- Притянуть болты моментом 80–100 Н·м.
- Подключить трос/гидравлику, отрегулировать ход педали (30–40 мм).
6. Проверка после сборки- Запустить двигатель, проверить включение передач.
- Убедиться, что сцепление не буксует и нет посторонних шумов.