ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Как снять коронную шестерню вома мтз

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Пооперационная инструкция по снятию коронной шестерни вала отбора мощности (ВОМ) на тракторе МТЗ

ИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ

63% людей, пытающихся выполнить ремонт своими руками, сожалеют об этом хотя бы один раз .

58% тратят больше, чем планировали, из-за ошибок при самостоятельном ремонте .

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 4 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

эту работу лучше доверит нашему сервису, но если решитесь сами - вот инструкция.
Коронная шестерня (или коронная шестерня планетарного редуктора) вала отбора мощности (ВОМ) трактора МТЗ-82 является частью планетарного редуктора, расположенного в заднем мосту.

Она отвечает за передачу крутящего момента от двигателя к ВОМ в независимом или синхронном режиме. Снятие коронной шестерни требуется при её износе (например, повреждение зубьев, выработка посадочных мест), неисправностях планетарного редуктора (шум, стук, пробуксовка) или для замены смежных деталей, таких как подшипники или вал.

Ниже приведена подробная инструкция по снятию коронной шестерни ВОМ на МТЗ-82, включая этапы работы, возможные сложности, важные моменты, необходимые инструменты и материалы, а также оценку сложности по 5-балльной шкале.

Время выполнения указано для каждого этапа. Инструкция основана на конструкции заднего ВОМ МТЗ-82 и учитывает информацию из доступных источников.

Общая информация

Коронная шестерня: Ведущая шестерня планетарного редуктора ВОМ, соединена с сателлитами и передаёт вращение через водило к валу ВОМ. Расположена в корпусе заднего моста, внутри редуктора ВОМ.

Признаки необходимости снятия:
Шум, стук или вибрации при работе ВОМ.
Пробуксовка ВОМ или невозможность включения/выключения.
Износ зубьев шестерни или посадочных мест под подшипники (например, менее 39,96 мм под подшипник 208).
Увеличенные зазоры или свободное перемещение шестерни по валу.

Сложность снятия: 4/5 (высокая сложность; требует демонтажа ВОМ, специальных инструментов, таких как съёмники, и опыта работы с трансмиссией. Ошибки могут повредить редуктор или вал).

Общее время: 4–6 часов (включая демонтаж и разборку).

Инструменты и материалы:
Набор ключей (рожковые, накидные, торцевые, 10–27 мм).
Отвёртки (плоские, крестовые).
Молоток, выгонки, съёмники (для подшипников и шестерни).
Плоскогубцы (для стопорных колец).
Технологические болты (М12, для выпрессовки ВОМ).
Струбцина или пресс (для разборки механизма усиления).
Домкрат, упоры (для устойчивости трактора).
Трансмиссионное масло (ТАп-15В или аналог, 1–2 л для доливки).
Прокладки (для крышки ВОМ и плиты, на случай повреждения).
Смазка (Литол-24 или аналог).
Чистая ветошь, обезжириватель, WD-40.
Перчатки, защитные очки.

Этапы работы
Этап 1: Подготовка к демонтажу ВОМ
Цель: Обеспечить безопасный доступ к узлу ВОМ и минимизировать утечку масла.

Операции:
Подготовка трактора:
Установите трактор на ровной твёрдой поверхности, затяните ручной тормоз.
Заглушите двигатель и отсоедините аккумулятор для безопасности.
Снимите карданный вал и навесное оборудование, если они подключены.
Слив масла (рекомендуется):
Для предотвращения утечки масла из заднего моста частично слейте трансмиссионное масло через сливную пробку (нижняя часть корпуса заднего моста).
Подготовьте ёмкость (объём до 2 л). Полный слив не требуется, достаточно снизить уровень ниже корпуса ВОМ.
Очистка рабочей зоны:
Очистите зону вокруг крышки ВОМ (задняя часть трактора, под хвостовиком) от грязи и масла с помощью металлической щётки и обезжиривателя.
Инструменты и материалы:
Ключ для сливной пробки (17–19 мм).
Ёмкость для масла.
Щётка металлическая, ветошь, обезжириватель.
Перчатки.
Сложности:
Грязь и коррозия: Зона ВОМ часто загрязнена, что затрудняет доступ к болтам.
Утечка масла: Если уровень масла выше нормы, при снятии крышки возможен вылив.
Ограниченный доступ: Навесное оборудование или кардан могут мешать.
Важно не забыть:
Убедитесь, что трактор устойчив и двигатель заглушен.
Проверьте уровень масла через контрольную пробку перед началом работ.
Снимите защитный колпак хвостовика ВОМ, если он установлен.
Время: 15–30 минут.

Этап 2: Снятие крышки и плиты ВОМ
Цель: Получить доступ к планетарному редуктору ВОМ.

Операции:
Снятие крышки ВОМ:
Найдите крышку ВОМ на задней части корпуса заднего моста (крепится 6–8 болтами, обычно М12).
Отверните болты крепления крышки (ключ 17 или 19 мм) и аккуратно снимите её, поддев монтировкой, если прикипела.
Сохраните прокладку (замените, если повреждена).
Отсоединение механизма управления:
Найдите тягу управления ВОМ (идёт от рычага в кабине к гидроцилиндру или механическому приводу).
Снимите шплинт или стопорное кольцо, фиксирующее тягу, и отсоедините её (ключ 13–17 мм).
Если установлен гидроцилиндр, отсоедините шток (может потребоваться ключ 13 мм).
Снятие плиты ВОМ:
Найдите плиту ВОМ (основание, крепящее редуктор к заднему мосту, крепится гайками на шпильках и болтами).
Отверните гайки (ключ 24 мм) и болты (ключ 10 мм) крепления плиты.
Используйте два технологических болта М12, ввинчивая их в резьбовые отверстия плиты, чтобы выпрессовать её из корпуса заднего моста.
Аккуратно снимите плиту вместе с валом ВОМ и редуктором, придерживая, чтобы не повредить детали.
Инструменты и материалы:
Ключи (10–24 мм).
Монтировка, технологические болты М12.
Плоскогубцы, отвёртки (для шплинтов/стопорных колец).
Ветошь, обезжириватель.
Сложности:
Прикипевшая плита: Коррозия или плотная посадка могут затруднить выпрессовку, используйте WD-40 и молоток с выгонкой.
Тяжёлый узел: Плита с редуктором весит около 20–30 кг, потребуется помощник или подъёмное устройство.
Повреждение прокладки: Старайтесь не порвать прокладку между плитой и корпусом.
Важно не забыть:
Пометить положение крышки и плиты для правильной сборки.
Сохранить все крепёжные элементы (гайки, болты, шплинты).
Проверить состояние манжет и прокладок на утечки масла.
Время: 45–60 минут.

Этап 3: Демонтаж механизма усиления (стакана пружины)
Цель: Снять механизм усиления для доступа к редуктору и исключить повреждение пружины.

Операции:
Фиксация рычага управления:
Переведите рычаг управления ВОМ в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в рычаге валика переключения и корпусе заднего моста.
Вверните установочный болт М8 в эти отверстия для фиксации (ключ 13 мм).
Разборка стакана пружины:
Ослабьте контргайку (ключ 17 мм) и вверните регулировочный болт до упора в рычаг валика переключения.
Вверните стопорный болт в стакан пружины для фиксации.
Аккуратно, придерживая стакан рукой, выверните регулировочный болт, чтобы снять давление с пружины.
Снимите стакан в сборе, используя струбцину или пресс для безопасной разборки (выверните стопорный болт после сжатия пружины).
Осмотр деталей:
Проверьте состояние пружины, рычага и болтов на износ или деформацию. Замените при необходимости.
Инструменты и материалы:
Ключи (13–17 мм).
Струбцина или пресс.
Ветошь, WD-40.
Сложности:
Сжатая пружина: Неправильная разборка может привести к травме из-за вылета пружины.
Прикипевшие болты: Регулировочный или стопорный болты могут быть закисшими, используйте WD-40.
Сложность фиксации: Совмещение отверстий требует точности.
Важно не забыть:
Соблюдать осторожность при работе с пружиной.
Пометить положение болтов для обратной сборки.
Проверить кулачковую муфту на износ, так как её неисправность может быть связана с шестерней.
Время: 30–45 минут.

Этап 4: Разборка планетарного редуктора и снятие коронной шестерни
Цель: Извлечь коронную шестерню из редуктора ВОМ.

Операции:
Снятие тормозных лент и барабана:
Найдите тормозные ленты, охватывающие барабан водила и солнечной шестерни (обычно крепятся регулировочными болтами).
Ослабьте натяжение лент, отвернув регулировочные винты (ключ 13–17 мм).
Снимите ленты, отсоединив их от креплений (может потребоваться снять пружины или стопорные кольца).
Снимите барабан включения, отвернув крепёжные элементы или используя съёмник, если он посажен плотно.
Демонтаж водила и сателлитов:
Найдите водило (узел с запрессованными осями сателлитов) в редукторе.
Снимите стопорное кольцо, фиксирующее водило на валу (плоскогубцы).
Аккуратно извлеките водило в сборе с сателлитами, используя молоток с выгонкой или съёмник, если оно прикипело.
Проверьте состояние сателлитов и осей (износ отверстий более 20,2 мм требует замены).
Снятие коронной шестерни:
Найдите коронную шестерню, соединённую с валом привода планетарного редуктора (расположена в передней части редуктора).
Проверьте, удерживается ли шестерня стопорным кольцом или подшипником.
Снимите стопорное кольцо (плоскогубцы) или спрессуйте подшипник №210 с вала с помощью съёмника.
Переместите коронную шестерню в осевом и радиальном направлениях, чтобы проверить зазоры. Если зазоры велики или шестерня свободно перемещается, её необходимо заменить.
Выпрессуйте вал коронной шестерни из корпуса плиты ВОМ, используя технологические болты или съёмник.
Снимите коронную шестерню с вала, если она не интегрирована (в некоторых конструкциях шестерня и вал — единое целое, тогда заменяется весь узел).
Осмотр деталей:
Проверьте коронную шестерню на износ зубьев, трещины или выработку посадочных мест под подшипники (например, менее 39,96 мм под подшипник 208).
Осмотрите вал коронной шестерни на износ шлицев или посадочных мест.
Проверьте подшипники (№208, №209, №310) на люфт или шум.
Инструменты и материалы:
Ключи (13–17 мм).
Плоскогубцы (для стопорных колец).
Молоток, выгонки, съёмник (для подшипников и шестерни).
Технологические болты М12.
Щётка металлическая, WD-40, обезжириватель.
Ветошь.
Сложности:
Прикипевшие детали: Коронная шестерня или подшипники могут быть прикипевшими, потребуется нагрев или мощный съёмник.
Сложность доступа: Тесное пространство внутри редуктора затрудняет работу с мелкими деталями.
Повреждение смежных узлов: Неаккуратное снятие может повредить сателлиты, водило или вал.
Важно не забыть:
Пометить положение шестерни и вала для правильной сборки.
Проверить состояние подшипников и заменить изношенные (например, №210, если износ более 85,12 мм).
Сохранить все стопорные кольца и крепёжные элементы.
Время: 60–90 минут.

Этап 5: Осмотр и подготовка к сборке
Цель: Проверить состояние деталей и подготовить узел к обратной сборке.

Операции:
Осмотр коронной шестерни:
Проверьте зубья шестерни на сколы, износ или трещины.
Измерьте посадочные места под подшипники (должны быть не менее 39,96 мм для подшипника 208, 49,97 мм для подшипника 310, 44,96 мм для подшипника 209).
Если шестерня изношена, замените её на новую (или весь вал, если они неразъёмные).
Проверка смежных деталей:
Осмотрите водило (износ отверстий под оси сателлитов более 20,2 мм требует замены).
Проверьте солнечную шестерню и сателлиты на износ зубьев.
Убедитесь, что барабан включения не изношен (диаметр под тормозную ленту не менее 159,0 мм).
Очистка деталей:
Очистите все детали редуктора (вал, шестерни, водило) от грязи, масла и ржавчины с помощью обезжиривателя и щётки.
Проверьте посадочные места под подшипники на выработку.
Инструменты и материалы:
Щётка металлическая, обезжириватель.
Ветошь.
Линейка, штангенциркуль (для замеров).
Сложности:
Скрытые дефекты: Трещины или износ зубьев могут быть незаметны без дефектоскопа.
Износ вала: Если вал коронной шестерни изношен, потребуется замена всего узла.
Сложность диагностики: Увеличенные зазоры могут указывать на проблему в КПП или муфте.
Важно не забыть:
Заменить изношенные подшипники, сателлиты или водило перед сборкой.
Проверить состояние шлицев муфты переключения привода (синхронный/независимый).
Смазать посадочные места тонким слоем Литол-24.
Время: 30–45 минут.

Этап 6: Сборка и установка ВОМ
Цель: Установить коронную шестерню и собрать узел ВОМ.

Операции:
Установка коронной шестерни:
Если шестерня съёмная, установите её на вал, обеспечив совмещение шлицев.
Запрессуйте подшипник №210 на вал с помощью пресса или молотка с выгонкой.
Установите стопорное кольцо для фиксации шестерни.
Если шестерня и вал неразъёмные, запрессуйте новый вал с шестерней в корпус плиты, совместив отверстие для болта и проточку в стакане подшипника.
Сборка планетарного редуктора:
Установите сателлиты на оси водила, смазав втулки Литол-24.
Установите водило на вал ВОМ, зафиксировав стопорным кольцом.
Установите барабан включения и тормозные ленты, отрегулировав их натяжение (ленты должны плотно прилегать, но не перетягивать).
Установка плиты ВОМ:
Установите новую прокладку между плитой и корпусом заднего моста.
Аккуратно установите плиту с редуктором на место, затянув гайки (ключ 24 мм) и болты (ключ 10 мм) крест-накрест (момент затяжки 40–50 Н·м).
Сборка механизма усиления:
Соберите стакан пружины, используя струбцину или пресс, и установите стопорный болт.
Установите стакан на место, зафиксировав регулировочным и установочным болтами.
Подсоедините тягу управления, закрепив шплинтом или стопорным кольцом.
Установка крышки ВОМ:
Установите прокладку и крышку ВОМ, затянув болты крест-накрест (момент 40–50 Н·м).
Инструменты и материалы:
Ключи (10–24 мм).
Плоскогубцы, съёмник, пресс.
Прокладки, смазка (Литол-24).
Динамометрический ключ.
Ветошь.
Сложности:
Неправильная установка шестерни: Несовпадение шлицев или проточки может вызвать заедание.
Перетяжка лент: Слишком сильное натяжение лент приведёт к пробуксовке ВОМ.
Негерметичность: Повреждённая прокладка вызовет утечку масла.
Важно не забыть:
Совместить отверстие для болта и проточку в стакане подшипника при запрессовке вала.
Проверить натяжение тормозных лент (ВОМ должен включаться плавно).
Смазать все трущиеся части и шлицы.
Время: 60–90 минут.

Этап 7: Проверка и тестирование
Цель: Убедиться в корректной работе ВОМ после сборки.

Операции:
Проверка уровня масла:
Долейте трансмиссионное масло (ТАп-15В) до уровня контрольной пробки.
Тест на месте:
Подсоедините аккумулятор и запустите двигатель.
Включите ВОМ на холостых оборотах (рычаг в положение «Вкл.»).
Проверьте вращение хвостовика ВОМ, отсутствие шума, стуков или пробуксовки.
Тест с нагрузкой:
Подсоедините лёгкое навесное оборудование (например, кардан без нагрузки) и протестируйте ВОМ на 540 и 1000 об/мин.
Убедитесь, что переключение режимов (синхронный/независимый) происходит плавно.
Контрольная проверка:
Осмотрите узел на утечки масла.
Проверьте затяжку болтов крышки и плиты после теста.
Инструменты и материалы:
Ключи (17–24 мм).
Ветошь, масло для доливки.
Карданный вал (для теста).
Сложности:
Пробуксовка ВОМ: Указывает на слабое натяжение лент или износ муфты, потребуется регулировка.
Шум или стук: Может быть вызван неправильной сборкой или износом других шестерён.
Утечки масла: Требуют замены прокладки или манжет.
Важно не забыть:
Провести обкатку (5–10 минут на низких оборотах) перед полной нагрузкой.
Установить защитный колпак на хвостовик после теста.
Проверить зазоры в редукторе после обкатки.
Время: 30–60 минут.

Общие рекомендации
  • Работайте в чистоте: Грязь в редукторе ускорит износ шестерён и подшипников.
  • Используйте съёмники: Не пытайтесь выбивать подшипники или шестерни молотком без выгонки, это может повредить вал.
  • Проверяйте смежные узлы: Осмотрите кулачковую муфту, подшипники и вал КПП, так как их износ может быть связан с неисправностью шестерни.
  • Соблюдайте технику безопасности: Работайте с заглушенным двигателем и отсоединённым аккумулятором.
  • Обратитесь в сервис при отсутствии опыта: Разборка редуктора требует навыков, а ошибки могут вывести ВОМ из строя.

Итог

Сложность: 4/5. Снятие коронной шестерни ВОМ на МТЗ-82 — сложная операция, требующая демонтажа плиты ВОМ, разборки планетарного редуктора и работы с прессом или съёмниками.

Выполнима в хозяйственных условиях при наличии инструментов и опыта, но требует высокой аккуратности.

Общее время: 4–6 часов.
Когда обращаться в сервис (ремонтмтз.рф)
Если вы не уверены в качестве деталей, у вас нет спецоборудования или опыта ремонта ВОМ, лучше доверьте ремонт профессионалам.

Мы предлагаем:
  • Онлайн-диагностику по фото и видео
  • Платные консультации с опытными механиками
  • Возможность выезда мастера к вам в хозяйство
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Навесное и прицепное оборудование для тракторов, которое может вам пригодится в дальнейшем, когда почините свой трактор.
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda