ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Почему капает тосол с выхлопного коллектора мтз?

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Подробная инструкция по диагностике и устранению течи тосола из-под выхлопного коллектора на тракторе МТЗ

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 5 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

эту работу лучше доверит нашему сервису, но если решитесь сами - вот инструкция.
Капание тосола (охлаждающей жидкости) из-под выхлопного коллектора на тракторе МТЗ (например, МТЗ-80, МТЗ-82) указывает на серьезную проблему в системе охлаждения или двигателе, чаще всего связанную с повреждением прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ), трещинами в ГБЦ или блоке цилиндров, либо неисправностью системы охлаждения.

Причины течи тосола из-под выхлопного коллектора

Причина

Описание

Пробой прокладки ГБЦ

Повреждение или износ прокладки ГБЦ позволяет тосолу попадать в выхлопной коллектор или наружу через стык.

Трещина в ГБЦ

Микротрещины в головке блока цилиндров пропускают тосол в выхлопную систему или наружу.

Трещина в блоке цилиндров

Повреждение блока цилиндров в зоне каналов охлаждения вызывает утечку тосола.

Перегрев двигателя

Чрезмерный нагрев приводит к деформации ГБЦ или пробою прокладки.

Неправильная затяжка болтов ГБЦ

Недостаточная или неравномерная затяжка болтов вызывает утечки через прокладку.

Коррозия или износ

Коррозия в каналах охлаждения или износ уплотнений приводит к утечкам.


1. ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ
Операция:
  • Отключите трактор от источников питания, сняв клеммы с аккумулятора.
  • Убедитесь, что двигатель остыл, чтобы избежать ожогов.
  • Осмотрите выхлопной коллектор и прилегающие поверхности на наличие следов тосола (зеленоватые или желтоватые пятна).
  • Проверьте уровень тосола в расширительном бачке — значительное снижение указывает на утечку.
  • Запустите двигатель и осмотрите выхлоп: белый дым или сладковатый запах указывают на попадание тосола в камеру сгорания.
  • Проверьте давление в системе охлаждения с помощью манометра (норма: 0,3–0,5 бар).
  • Снимите выхлопной коллектор для осмотра прокладки ГБЦ (см. этап 2).
Сложности:
  • Ограниченный доступ к выхлопному коллектору затрудняет осмотр.
  • Белый дым может быть вызван другими причинами (например, конденсатом), что усложняет диагностику.
  • Отсутствие манометра затруднит проверку давления.
Важные моменты:
  • Проверьте наличие эмульсии (белой пены) в моторном масле — это указывает на смешивание тосола с маслом из-за пробоя прокладки.
  • Используйте чистую ветошь для определения следов тосола.
  • Работайте в хорошо освещенной зоне, чтобы не пропустить мелкие трещины.
  • Сделайте фото узлов для облегчения сборки.
Возможные ошибки:
  • Пропуск проверки масла или выхлопа, что приведет к неверной диагностике.
  • Работа с горячим двигателем, что может вызвать ожоги.
  • Игнорирование мелких следов тосола, что отсрочит ремонт.
Сложность: 3/5 (требуется базовый опыт диагностики).
Время: 30–40 минут.

2. ДЕМОНТАЖ ВЫХЛОПНОГО КОЛЛЕКТОРА
Операция:
  • Слейте тосол из системы охлаждения через сливной кран радиатора в чистую емкость (10–15 литров).
  • Отсоедините выхлопную трубу от коллектора, открутив болты (обычно 12–14 мм).
  • Открутите гайки крепления выхлопного коллектора к ГБЦ (обычно 6–8 гаек, 14–17 мм).
  • Снимите коллектор, аккуратно отделяя его от шпилек ГБЦ.
  • Очистите привалочные поверхности ГБЦ и коллектора от остатков прокладки и нагара.
  • Ориентация детали: выхлопной коллектор устанавливается горизонтально, с выходными патрубками, направленными к выхлопной трубе.
Сложности:
  • Закисшие гайки или шпильки могут потребовать проникающей смазки или нагрева.
  • Ограниченное пространство под капотом затрудняет доступ к гайкам.
  • Остатки старой прокладки могут быть трудноудаляемыми.
Важные моменты:
  • Используйте проникающую смазку (например, WD-40) для закисших гаек.
  • Проверьте шпильки ГБЦ на износ резьбы — при необходимости замените.
  • Очистите поверхности металлической щеткой или скребком, избегая царапин.
  • Отметьте положение коллектора для правильной установки.
Возможные ошибки:
  • Повреждение шпилек при чрезмерном усилии, что потребует их замены.
  • Неполная очистка привалочных поверхностей, что вызовет утечки после сборки.
  • Потеря гаек или шайб при демонтаже.
Сложность: 3/5 (требуется аккуратность и базовые навыки).
Время: 40–60 минут.

3. ПРОВЕРКА ПРОКЛАДКИ ГБЦ И ОСМОТР ДЕТАЛЕЙ
Операция:
  • Снимите прокладку ГБЦ, если она доступна, или полностью демонтируйте ГБЦ (см. этап 4, если требуется).
  • Осмотрите прокладку на наличие пробоев, трещин или следов прогорания.
  • Проверьте привалочные поверхности ГБЦ и блока цилиндров на наличие трещин или деформаций (используйте линейку и щуп).
  • Осмотрите каналы охлаждения в ГБЦ на наличие коррозии или накипи.
  • Проверьте выхлопной коллектор на наличие трещин или деформаций.
Сложности:
  • Пробой прокладки может быть незаметен без тщательного осмотра.
  • Трещины в ГБЦ или блоке требуют специального оборудования для диагностики (например, опрессовки).
  • Коррозия в каналах охлаждения может быть скрытой.
Важные моменты:
  • Используйте увеличительное стекло для осмотра прокладки и поверхностей.
  • Проверьте плоскостность ГБЦ с помощью линейки (допустимая деформация — не более 0,05 мм).
  • Если обнаружены трещины в ГБЦ или блоке, потребуется замена или профессиональный ремонт.
  • Очистите каналы охлаждения от накипи с помощью специальных средств.
Возможные ошибки:
  • Пропуск мелких трещин или пробоев, что приведет к повторной течи.
  • Использование поврежденной прокладки при сборке.
  • Игнорирование проверки плоскостности ГБЦ, что вызовет утечки.

На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная диагностика трещин в ГБЦ может привести к серьезной поломке двигателя.
Не уверен, как правильно проверить ГБЦ? По товарищески подскажем по телефону — звоните, +7 953 071 5243 — можно прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.

Сложность: 4/5 (требуется опыт и специальное оборудование для точной диагностики).
Время: 30–50 минут.

4. ДЕМОНТАЖ И ПРОВЕРКА ГБЦ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
Операция:
  • Отсоедините топливные шланги, патрубки системы охлаждения и проводку от ГБЦ.
  • Снимите клапанную крышку, открутив болты (обычно 8–10 мм).
  • Открутите болты ГБЦ в порядке, обратном затяжке (см. схему в руководстве МТЗ), используя ключ (обычно 19 мм).
  • Аккуратно снимите ГБЦ, избегая повреждения привалочных поверхностей.
  • Проверьте ГБЦ на трещины с помощью опрессовки (в сервисе) или визуально с увеличительным стеклом.
  • Проверьте блок цилиндров на трещины в зоне каналов охлаждения.
  • Ориентация детали: ГБЦ устанавливается вертикально, с клапанами вверх, выхлопные каналы — к коллектору.
Сложности:
  • Закисшие болты ГБЦ могут сломаться, требуя высверливания.
  • Тяжелая ГБЦ (20–30 кг) требует осторожности при снятии.
  • Трещины в ГБЦ или блоке могут быть незаметны без опрессовки.
Важные моменты:
  • Откручивайте болты ГБЦ постепенно, в несколько этапов, чтобы избежать деформации.
  • Используйте подъемное устройство или помощника для снятия ГБЦ.
  • Очистите привалочные поверхности ГБЦ и блока от остатков прокладки.
  • Проверьте болты ГБЦ на износ резьбы — при необходимости замените.
Возможные ошибки:
  • Повреждение болтов или шпилек при демонтаже, что усложнит сборку.
  • Пропуск проверки на трещины, что приведет к повторной течи.
  • Неправильный порядок откручивания болтов, что деформирует ГБЦ.

На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильное снятие ГБЦ может повредить двигатель.
Не уверен, как правильно снять ГБЦ? По товарищески подскажем по телефону — звоните, +7 953 071 5243 — можно прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.

Сложность: 5/5 (требуется высокий уровень опыта и специальное оборудование).
Время: 60–90 минут.

5. РЕМОНТ ИЛИ ЗАМЕНА ДЕТАЛЕЙ
Операция:
  • Замените прокладку ГБЦ на новую, соответствующую модели двигателя (например, Д-240).
  • Если обнаружены трещины в ГБЦ или блоке, замените поврежденную деталь или обратитесь в сервис для сварки/опрессовки.
  • Очистите каналы охлаждения от накипи с помощью специальных средств.
  • Проверьте и при необходимости замените болты ГБЦ.
  • Убедитесь, что привалочные поверхности ГБЦ и блока ровные (шлифовка при необходимости).
Сложности:
  • Трещины в ГБЦ или блоке требуют профессионального ремонта (сварка аргоном или замена).
  • Шлифовка привалочных поверхностей требует специального станка.
  • Неправильный выбор прокладки приведет к повторной течи.
Важные моменты:
  • Используйте только оригинальную прокладку ГБЦ для МТЗ-80 (Д-240).
  • Проверьте плоскостность поверхностей с помощью линейки и щупа (допуск — 0,05 мм).
  • Смажьте болты ГБЦ моторным маслом перед установкой для равномерной затяжки.
  • При замене ГБЦ проверьте совместимость с двигателем.
Возможные ошибки:
  • Установка неоригинальной прокладки, что вызовет утечки.
  • Игнорирование шлифовки поверхностей, что приведет к разгерметизации.
  • Использование старых болтов с изношенной резьбой.
Сложность: 5/5 (требуется профессиональное оборудование и опыт).
Время: 60–90 минут (без учета шлифовки или сварки).

6. СБОРКА И УСТАНОВКА ГБЦ
Операция:
  • Установите новую прокладку ГБЦ на блок цилиндров, выровняв ее по направляющим штифтам.
  • Установите ГБЦ на место, аккуратно опуская ее на шпильки.
  • Затяните болты ГБЦ в порядке, указанном в руководстве (обычно крест-накрест, в 3–4 этапа, усилие 160–180 Нм).
  • Установите выхлопной коллектор с новой прокладкой, затянув гайки (40–50 Нм).
  • Подсоедините топливные шланги, патрубки и проводку.
  • Залейте тосол в систему охлаждения до уровня в расширительном бачке.
Сложности:
  • Неправильная затяжка болтов ГБЦ вызовет деформацию или утечки.
  • Ограниченное пространство затрудняет доступ к болтам.
  • Утечки тосола из-за некачественной прокладки коллектора.
Важные моменты:
  • Используйте динамометрический ключ для точной затяжки болтов ГБЦ.
  • Убедитесь, что прокладка коллектора новая и правильно установлена.
  • Проверьте герметичность патрубков после подключения.
  • Залейте тосол, рекомендованный для МТЗ (например, Тосол А-40М).
Возможные ошибки:
  • Неправильный порядок или усилие затяжки болтов ГБЦ, что вызовет утечки.
  • Установка старой прокладки коллектора, что приведет к утечкам выхлопных газов.
  • Пропуск проверки патрубков, что вызовет утечки тосола.
Сложность: 5/5 (требуется высокая точность и специальный инструмент).
Время: 60–90 минут.

7. ПРОВЕРКА И ТЕСТИРОВАНИЕ
Операция:
  • Подсоедините аккумулятор и запустите двигатель на холостых оборотах.
  • Проверьте систему охлаждения на наличие утечек тосола.
  • Осмотрите выхлопной коллектор на наличие следов тосола или белого дыма.
  • Проверьте давление в системе охлаждения с помощью манометра (0,3–0,5 бар).
  • Проведите тестовую поездку, следя за температурой двигателя (норма: 80–95°C).
  • Долейте тосол до уровня, если требуется.
Сложности:
  • Утечки могут быть незаметны сразу, проявляясь только при нагреве.
  • Отсутствие манометра затруднит проверку давления.
  • Белый дым может указывать на неустраненную проблему.
Важные моменты:
  • Прокачайте систему охлаждения, открыв крышку радиатора, чтобы удалить воздух.
  • Проверьте температуру двигателя с помощью штатного датчика.
  • Осмотрите все соединения после теста на наличие утечек.
  • При любых отклонениях (шум, дым, перегрев) остановите двигатель и проверьте сборку.
Возможные ошибки:
  • Игнорирование мелких утечек, что приведет к потере тосола.
  • Пропуск прокачки системы, что оставит воздух и вызовет перегрев.
  • Неправильная диагностика белого дыма, что отсрочит ремонт.
Сложность: 4/5 (требуется опыт и оборудование для замера давления).
Время: 30–50 минут.

Инструменты и материалы
  • Инструменты: гаечные ключи (12, 14, 17, 19 мм), динамометрический ключ, отвертки, металлическая щетка, скребок, линейка, щуп (0,05 мм), манометр, увеличительное стекло, ветошь, емкость для слива тосола (10–15 литров), маркер или бирки.
  • Материалы: прокладка ГБЦ (для Д-240), прокладка выхлопного коллектора, тосол (А-40М, 10–15 литров), болты ГБЦ (при необходимости), проникающая смазка, средство для очистки накипи.

Последствия неправильного выполнения операций

Операция

Последствие

Ущерб (руб)

Срок наступления

Неправильная диагностика

Пропуск трещин в ГБЦ или блоке, повторная течь

20,000–50,000

1–2 недели

Неправильная затяжка болтов ГБЦ

Деформация ГБЦ, утечки тосола

30,000–60,000

Немедленно

Использование старой прокладки

Повторная течь, попадание тосола в цилиндры

10,000–20,000

1–2 недели

Игнорирование трещин в ГБЦ/блоке

Разрушение двигателя

50,000–100,000

1–3 месяца

Непрокачка системы охлаждения

Перегрев двигателя, деформация ГБЦ

20,000–40,000

1–2 недели

Итого ущерб: 130,000–270,000 руб.

Общая сложность и время
  • Общая сложность: 5/5 (требуется высокий уровень опыта, специальный инструмент и оборудование, рекомендуется сервис).
  • Общее время: 250–360 минут (4,2–6 часов, без учета шлифовки или сварки).

Перечень вероятных запасных частей
  • Прокладка ГБЦ (для Д-240) — 1 шт.
  • Прокладка выхлопного коллектора — 1 шт.
  • Болты ГБЦ — 10–12 шт. (при износе).
  • Тосол (А-40М) — 10–15 литров.
  • ГБЦ или блок цилиндров (при трещинах) — 1 шт.

Когда обращаться в сервис
  • Если отсутствует опыт работы с двигателем или гидравликой.
  • При отсутствии динамометрического ключа, манометра или оборудования для опрессовки.
  • Если обнаружены трещины в ГБЦ или блоке цилиндров.
  • При необходимости шлифовки привалочных поверхностей.
  • Если проблема сохраняется после замены прокладки ГБЦ.

FAQ: Часто задаваемые вопросы
  • Почему тосол попадает в выхлопной коллектор?
  • Скорее всего, пробита прокладка ГБЦ или есть трещина в ГБЦ, из-за чего тосол проникает в выхлопные каналы.
  • Можно ли ездить с течью тосола?
  • Нет, это приведет к перегреву двигателя, потере тосола и возможному разрушению ГБЦ или блока.
  • Как проверить, пробита ли прокладка ГБЦ?
  • Проверьте наличие белого дыма в выхлопе, эмульсии в масле или пузырьков в расширительном бачке при работающем двигателе.
  • Можно ли использовать старую прокладку ГБЦ?
  • Нет, старая прокладка не обеспечит герметичность и приведет к повторной течи.
  • Что делать, если ГБЦ треснула?
  • Обратитесь в сервис для опрессовки или сварки. В крайнем случае замените ГБЦ.
  • Как избежать перегрева после ремонта?
  • Прокачайте систему охлаждения, проверьте уровень тосола и следите за температурой двигателя (80–95°C).
Когда обращаться в сервис (ремонтмтз.рф)
Если вы не уверены в качестве деталей, у вас нет спецоборудования или нет опыта, лучше доверьте ремонт профессионалам.

Мы предлагаем:
  • Онлайн-диагностику по фото и видео
  • Платные консультации с опытными механиками
  • Возможность выезда мастера к вам в хозяйство
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda