ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Почему дует воздух из под прокладки двигатель д 240

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Подробная пооперационная инструкция по диагностике и устранению проблемы "дует воздух из-под прокладки" на двигателе Д-240 (МТЗ-80/82)

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ

63% людей, пытающихся выполнить ремонт своими руками, сожалеют об этом хотя бы один раз .

58% тратят больше, чем планировали, из-за ошибок при самостоятельном ремонте .

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 4 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

эту работу лучше доверит нашему сервису, но если решитесь сами - вот инструкция.

Проблема "дует воздух из-под прокладки" на двигателе Д-240 (устанавливается на тракторы МТЗ-80/82 и аналогичные) указывает на нарушение герметичности прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ).

Это может быть вызвано износом прокладки, неправильной затяжкой болтов ГБЦ, деформацией поверхностей блока или головки, перегревом двигателя или другими факторами.

Ниже представлена пошаговая инструкция по диагностике и устранению неисправности с учетом ориентации деталей, последовательности операций, возможных сложностей, важных моментов, потенциальных ошибок, времени, инструментов, материалов, последствий и причин поломки.

Общая сложность ремонта: 4/5
  • Причина сложности: Работа с ГБЦ требует точности, специальных инструментов (динамометрический ключ, угломер) и навыков. Неправильная сборка может привести к серьезным повреждениям двигателя. Доступ к узлам ограничен, а диагностика требует проверки нескольких систем.
  • Общее время: 8–12 часов (зависит от опыта и состояния двигателя).
  • Когда обращаться в сервис: Если нет динамометрического ключа, угломера, опыта работы с двигателями или оборудования для шлифовки ГБЦ, а также если после выполнения всех шагов проблема сохраняется. Рекомендуемый сервис: ремонтмтз.рф

ПОЭТАПНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ЭТАП 1: ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА И РАБОЧЕГО МЕСТА
Описание: Подготовка трактора к ремонту, обеспечение безопасности и доступа к двигателю.
  • Действия:
  • Установите трактор на ровной площадке, зафиксируйте стояночным тормозом или подложите упоры под колеса.
  • Выключите двигатель, дайте ему остыть (1–2 часа, чтобы избежать ожогов).
  • Отсоедините аккумулятор.
  • Слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока двигателя (сливные пробки внизу радиатора и на блоке).
  • Очистите область ГБЦ от грязи и масла.
  • Ориентация деталей: ГБЦ расположена сверху блока цилиндров, радиатор — спереди, сливные пробки — внизу.
  • Сложности:
  • Закисшие сливные пробки трудно открутить без WD-40 или удлинителя.
  • Горячие поверхности могут вызвать ожоги при недостаточном охлаждении.
  • Важно не забыть:
  • Подставить емкость для слива антифриза (10–15 литров).
  • Отметить положение шлангов и проводов перед снятием.
  • Что можно перепутать:
  • Пропустить мелкие крепежные болты или шланги, что затруднит разборку.
  • Сложность: 2/5 (выполнимо в хозяйстве с базовыми инструментами).
  • Время: 30–40 минут.

ЭТАП 2: ДИАГНОСТИКА И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ УТЕЧКИ
Описание: Подтверждение, что воздух дует именно из-под прокладки ГБЦ.
  • Действия:
  • Запустите двигатель, осмотрите область ГБЦ на наличие пузырьков, шипения или выхлопных газов (используйте мыльный раствор для выявления утечек).
  • Проверьте уровень охлаждающей жидкости в радиаторе — снижение уровня или пузырьки указывают на прорыв газов.
  • Осмотрите масло на щупе — наличие эмульсии (белесый налет) говорит о смешивании масла с антифризом.
  • Проверьте выхлоп — белый дым может указывать на попадание антифриза в цилиндры.
  • Ориентация деталей: Прокладка находится между блоком цилиндров и ГБЦ, утечки обычно видны по периметру ГБЦ.
  • Сложности:
  • Мелкие утечки трудно обнаружить без нагрузки двигателя.
  • Эмульсия в масле может быть незаметна на ранних стадиях.
  • Важно не забыть:
  • Использовать защитные очки при работе с горячим двигателем.
  • Проверить компрессию в цилиндрах (если есть компрессометр, норма 22–25 бар).
  • Что можно перепутать:
  • Принять утечку из шлангов за проблему с прокладкой.
  • Сложность: 2/5 (выполнимо в хозяйстве с базовыми навыками).
  • Время: 20–30 минут.

ЭТАП 3: СНЯТИЕ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Описание: Демонтаж ГБЦ для доступа к прокладке.
  • Действия:
  • Отсоедините топливные трубки, шланги системы охлаждения и провода от ГБЦ.
  • Снимите воздушный фильтр и впускной коллектор.
  • Открутите гайки крепления выпускного коллектора, отсоедините его.
  • Снимите крышку клапанов, ослабьте коромысла и снимите штанги толкателей.
  • Открутите болты ГБЦ в обратном порядке схемы затяжки (схема указана в руководстве, обычно от краев к центру).
  • Аккуратно снимите ГБЦ, избегая перекосов.
  • Ориентация деталей: ГБЦ крепится 10–12 болтами, прокладка лежит на блоке цилиндров.
  • Сложности:
  • Закисшие болты ГБЦ могут сломаться, требуется осторожность.
  • Тяжелая ГБЦ (около 30 кг) требует помощника или подъемника.
  • Важно не забыть:
  • Отметить порядок снятия болтов для правильной сборки.
  • Проверить состояние болтов ГБЦ (заменить, если вытянуты).
  • Что можно перепутать:
  • Нарушить порядок снятия болтов, что приведет к деформации ГБЦ.
  • Сложность: 4/5 (требуются навыки и спецключи).
  • Время: 1,5–2 часа.

ЭТАП 4: ПРОВЕРКА ПРОКЛАДКИ, ГБЦ И БЛОКА
Описание: Осмотр прокладки, ГБЦ и блока цилиндров на повреждения.
  • Действия:
  • Снимите старую прокладку, очистите привалочные поверхности ГБЦ и блока растворителем.
  • Осмотрите прокладку на прогары, трещины или деформацию.
  • Проверьте плоскостность ГБЦ и блока с помощью линейки и щупа (допустимый зазор — не более 0,05 мм).
  • Осмотрите ГБЦ на трещины, особенно в зоне седел клапанов.
  • Проверьте блок цилиндров на задиры или эрозию.
  • Ориентация деталей: Прокладка имеет отверстия под цилиндры, каналы охлаждения и масла, ориентируется по штифтам.
  • Сложности:
  • Трудно оценить плоскостность без точных инструментов.
  • Трещины в ГБЦ могут быть незаметны без опрессовки.
  • Важно не забыть:
  • Использовать новую прокладку (повторное использование недопустимо).
  • Проверить состояние седел и клапанов ГБЦ.
  • Что можно перепутать:
  • Неправильно ориентировать прокладку, что нарушит циркуляцию жидкостей.
  • Сложность: 4/5 (требуются навыки и точные измерения).
  • Время: 1–1,5 часа.

ЭТАП 5: ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Описание: Проверка системы охлаждения, так как перегрев часто вызывает пробой прокладки.
  • Действия:
  • Проверьте радиатор на засорение (грязь, пыль), промойте водой под давлением.
  • Проверьте термостат — при нагреве до 85–90°C он должен открываться (шланг радиатора нагревается).
  • Проверьте водяной насос на люфт и утечки.
  • Осмотрите вентилятор и ремень привода на износ.
  • Ориентация деталей: Радиатор — спереди, термостат — в корпусе насоса, вентилятор — за радиатором.
  • Сложности:
  • Засоренный радиатор трудно очистить без компрессора.
  • Неисправный термостат требует снятия для точной проверки.
  • Важно не забыть:
  • Проверить уровень и качество антифриза (заменить, если загрязнен).
  • Убедиться, что вентилятор работает без перекосов.
  • Что можно перепутать:
  • Пропустить мелкие утечки в шлангах.
  • Сложность: 3/5 (требуются базовые навыки и компрессор).
  • Время: 40–60 минут.

ЭТАП 6: УСТАНОВКА НОВОЙ ПРОКЛАДКИ И ГБЦ
Описание: Монтаж новой прокладки и сборка ГБЦ.
  • Действия:
  • Установите новую прокладку на блок цилиндров, совместив со штифтами.
  • Установите ГБЦ, аккуратно опустив на блок без перекосов.
  • Затяните болты ГБЦ динамометрическим ключом в порядке, указанном в схеме (обычно от центра к краям) в 3 этапа: 50 Н·м, 100 Н·м, угол доворота 90°.
  • Установите штанги толкателей, коромысла и крышку клапанов.
  • Подсоедините впускной и выпускной коллекторы, топливные трубки, шланги и провода.
  • Ориентация деталей: Прокладка ориентируется по штифтам, болты ГБЦ затягиваются по схеме.
  • Сложности:
  • Неправильная затяжка болтов приводит к повторному пробою прокладки.
  • Тяжелая ГБЦ требует помощника или подъемника.
  • Важно не забыть:
  • Использовать динамометрический ключ и угломер.
  • Проверить чистоту привалочных поверхностей.
  • Что можно перепутать:
  • Нарушить порядок затяжки болтов, что деформирует ГБЦ.
  • Сложность: 5/5 (требуются специнструменты и опыт).
  • Время: 1,5–2 часа.

ЭТАП 7: СБОРКА И ЗАПРАВКА СИСТЕМЫ
Описание: Завершение сборки и заправка систем.
  • Действия:
  • Установите воздушный фильтр и подсоедините все шланги.
  • Залейте охлаждающую жидкость (антифриз, 10–12 литров) в радиатор.
  • Проверьте уровень масла в двигателе, долейте при необходимости.
  • Подсоедините аккумулятор.
  • Ориентация деталей: Антифриз заливается через горловину радиатора, масло — через заливную горловину двигателя.
  • Сложности:
  • Воздушные пробки в системе охлаждения могут вызвать перегрев.
  • Неправильное подсоединение шлангов приводит к утечкам.
  • Важно не забыть:
  • Проверить герметичность всех соединений.
  • Убедиться, что все болты затянуты.
  • Что можно перепутать:
  • Перепутать шланги подачи и слива антифриза.
  • Сложность: 2/5 (выполнимо в хозяйстве).
  • Время: 30–40 минут.

ЭТАП 8: ПРОВЕРКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ
Описание: Проверка работы двигателя после ремонта.
  • Действия:
  • Запустите двигатель, дайте поработать на холостых 5–10 минут.
  • Проверьте отсутствие утечек антифриза, масла или газов из-под ГБЦ.
  • Проверьте температуру двигателя (норма 80–90°C) и давление масла (2–4 бар на рабочих оборотах).
  • Проведите тестовую поездку на низкой скорости, проверьте работу двигателя под нагрузкой.
  • Повторно затяните болты ГБЦ после 50–100 моточасов.
  • Ориентация деталей: Температура проверяется по датчику, давление — манометром (если есть).
  • Сложности:
  • Скрытые утечки проявляются только под нагрузкой.
  • Трудно оценить температуру без термометра.
  • Важно не забыть:
  • Следить за уровнем антифриза и масла после теста.
  • Проверить отсутствие белого дыма в выхлопе.
  • Что можно перепутать:
  • Принять временное улучшение за устранение проблемы.
  • Сложность: 3/5 (требуется внимательность и манометр).
  • Время: 40–60 минут.

ПРИЧИНЫ ПОЛОМКИ

Причина

Описание

Вероятность

Износ прокладки ГБЦ

Естественный износ или повреждение от перегрева.

Высокая (35%)

Перегрев двигателя

Неисправность термостата, засорение радиатора или низкий уровень антифриза.

Средняя (30%)

Неправильная затяжка болтов

Недостаточный или неравномерный момент затяжки.

Средняя (20%)

Деформация ГБЦ или блока

Механические повреждения или коррозия поверхностей.

Низкая (10%)

Низкое качество прокладки

Использование неоригинальной или дефектной прокладки.

Низкая (5%)


ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Инструменты:
  • Набор ключей (рожковые, накидные, 10–27 мм).
  • Динамометрический ключ (50–200 Н·м) и угломер.
  • Отвертки (крестовые, плоские).
  • Линейка и щупы (0,05–0,1 мм) для проверки плоскостности.
  • Компрессор или мойка высокого давления.
  • Емкость для слива антифриза (15–20 литров).
  • Подъемник или таль для ГБЦ.
  • Компрессометр (при необходимости).
  • WD-40 для закисших болтов.
Материалы:
  • Новая прокладка ГБЦ (оригинальная для Д-240).
  • Новые болты ГБЦ (при необходимости).
  • Антифриз (10–12 литров, G11 или G12).
  • Моторное масло (при необходимости, SAE 15W-40, 10–12 литров).
  • Растворитель для очистки поверхностей.
  • Герметик для прокладки крышки клапанов (при необходимости).
  • Мыльный раствор для проверки утечек.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПЛОХО ВЫПОЛНЕННОЙ ИЛИ ПРОПУЩЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

Операция

Последствие

Ущерб (руб)

Срок наступления

Пропущена подготовка

Ожоги, утечка антифриза, загрязнение.

10,000–50,000

Немедленно

Пропущена диагностика

Неправильный ремонт, повторный пробой прокладки.

30,000–100,000

1–3 дня

Неправильное снятие ГБЦ

Деформация ГБЦ, поломка болтов.

50,000–150,000

Немедленно

Пропущена проверка поверхностей

Повторный пробой прокладки, утечка газов.

50,000–200,000

3–7 дней

Пропущена проверка охлаждения

Перегрев, повреждение двигателя.

100,000–300,000

3–10 дней

Неправильная установка ГБЦ

Утечка газов, заклинивание двигателя.

50,000–200,000

1–5 дней

Пропущена заправка

Воздушные пробки, перегрев.

20,000–80,000

1–3 дня

Пропущена проверка

Скрытые утечки, отказ двигателя.

50,000–150,000

1–5 дней

Итого ущерб: 360,000–1,230,000 рублей (в зависимости от тяжести последствий).

Рекомендации
  • Проводите профилактическую проверку системы охлаждения каждые 500 моточасов, замену антифриза — каждые 1000 моточасов.
  • Используйте только оригинальные прокладки и болты ГБЦ.
  • После ремонта следите за температурой двигателя, уровнем антифриза и масла в течение 1–2 рабочих дней.
Когда обращаться в сервис (ремонтмтз.рф)
Если вы не уверены в качестве деталей, у вас нет спецоборудования или нет опыта, лучше доверьте ремонт профессионалам.

Мы предлагаем:
  • Онлайн-диагностику по фото и видео
  • Платные консультации с опытными механиками
  • Возможность выезда мастера к вам в хозяйство
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda