Трансмиссия трактора МТЗ-1221 предназначена для передачи крутящего момента от двигателя Д-260 к ведущим мостам (переднему и заднему) и валу отбора мощности (ВОМ). Она включает коробку передач (КПП), сцепление, задний мост с дифференциалом и бортовые передачи переднего моста. КПП МТЗ-1221 — механическая, с 16 передачами вперед и 8 назад (или 24x12 в некоторых модификациях), обеспечивает выбор скорости и направления движения, а также управление ВОМ. Диагностика и ремонт трансмиссии направлены на восстановление ее функциональности для надежной работы трактора.
Требования безопасности- Установите трактор на ровной горизонтальной поверхности, заблокируйте колеса противооткатными упорами.
- Выключите двигатель, снимите ключ из замка зажигания, отключите аккумулятор (сначала «минус»).
- Поддомкратьте трактор и установите надежные опоры (козлы), выдерживающие вес (до 2 т для передней части, 3 т для задней).
- Используйте защитные перчатки и очки для защиты от масла и механических травм.
- Слейте масло из КПП (около 18 л) и заднего моста (около 40 л) перед разборкой.
- Не работайте под трактором, опирающимся только на домкрат.
- Убедитесь, что гидросистема разгружена (навеска опущена), а рычаги КПП в нейтрали.
Порядок действий для каждого этапаЭтап 1. Диагностика трансмиссии- Визуальный осмотр: Проверьте КПП, задний мост и карданные валы на утечки масла, повреждения корпуса или шум при работе.
- Тест работы: Запустите двигатель, проверьте включение всех передач (1–16 вперед, 1–8 назад), работу ВОМ (540/1000 об/мин) и блокировку дифференциала.
- Симптомы: Оцените:
- Плавность переключения (без скрежета).
- Наличие гула или вибрации.
- Пробуксовку сцепления при нагрузке.
- Измерения: Проверьте уровень масла в КПП и заднем мосту (ТАД-17) через контрольные пробки.
Важный момент: Запишите симптомы (например, "передачи вылетают" или "шум на 3-й скорости") для точного ремонта.
Этап 2. Подготовка к ремонту- Очистите зону трансмиссии (КПП, задний мост) от грязи с помощью ветоши или сжатого воздуха.
- Поддомкратьте заднюю часть трактора, установите опоры под задний мост.
- Слейте масло:
- Из КПП через сливную пробку (18 л).
- Из заднего моста (40 л).
- Отсоедините карданные валы (передний и задний), открутив болты крепления к фланцам (4 болта на каждом).
Важный момент: Маркируйте положение карданов для правильной сборки.
Этап 3. Демонтаж КППРаскатка трактора: Отсоедините сцепление от КПП:
- Снимите нижнюю крышку корпуса сцепления.
- Открутите болты крепления КПП к корпусу сцепления (8–10 болтов, момент 70–80 Н·м).
- Отведите КПП назад с помощью домкрата или лебедки (вес около 150 кг).
Снятие узлов: Отсоедините тяги управления передачами и ВОМ, снимите рычаги.
Извлечение КПП: Полностью снимите КПП с трактора, используя подъемник.
Важный момент: Подставьте опору под двигатель, чтобы он не наклонился после раскатки.
Этап 4. Разборка и диагностика КПП- Закрепите КПП в тисках или на стенде.
- Снимите верхнюю крышку КПП, открутив болты (6–8 шт.).
- Извлеките валы (первичный, вторичный, промежуточный):
- Открутите стопорные болты и снимите подшипники (съемником).
- Извлеките шестерни, проверьте зубья на износ, сколы.
Проверьте вилки переключения и синхронизаторы (если есть) на износ или деформацию.
Важный момент: Разложите детали в порядке снятия, чтобы не перепутать шестерни.
Этап 5. Ремонт трансмиссии- Замените изношенные шестерни, подшипники, сальники или вилки.
- Очистите все детали в солярке, смажьте подшипники и шестерни маслом ТАД-17.
- Соберите КПП в обратном порядке, затянув болты с нужным моментом.
- Отрегулируйте тяги управления передачами через люк КПП для плавного переключения.
Важный момент: Проверьте соосность валов вручную — они должны вращаться свободно.
Этап 6. Сборка и установка- Установите КПП на место, соединив с корпусом сцепления, затяните болты (70–80 Н·м).
- Подсоедините карданные валы, тяги управления и рычаги.
- Залейте масло в КПП (18 л) и задний мост (40 л) до уровня контрольных пробок.
- Подключите аккумулятор.
Важный момент: Убедитесь, что сцепление выключается полностью перед сборкой.
Этап 7. Тестирование- Запустите двигатель, проверьте переключение передач на холостых и под нагрузкой.
- Убедитесь в отсутствии шума, вибрации или утечек масла.
- После 10–20 моточасов проверьте уровень масла и затяжку болтов.
Важный момент: Если передачи включаются с трудом, перепроверьте регулировку тяг.
Возможные поломки и способы их решенияПоломка | Причина | Способ решения |
Передачи не включаются | Износ вилок или сцепление не выключается | Заменить вилки, отрегулировать сцепление (зазор рычагов 14 мм) |
Шум или гул в КПП | Износ шестерен или подшипников | Разобрать КПП, заменить изношенные детали |
Передачи вылетают | Износ фиксаторов или синхронизаторов | Заменить фиксаторы, проверить регулировку тяг |
Утечка масла из КПП | Повреждение сальников или прокладки | Заменить сальники и прокладку, проверить привалочные поверхности |
ВОМ не работает | Поломка муфты или шестерен ВОМ | Разобрать ВОМ, заменить муфту или шестерни |
Инструменты- Набор гаечных ключей.
- Динамометрический ключ.
- Домкрат и опоры.
- Подъемник или лебедка.
- Съемник подшипников.
- Тиски или стенд.
- Ветошь, смазка (ТАД-17).
- Емкость для масла.
Моменты затяжек и регулировокЭлемент | Момент затяжки (Н·м) | Параметры регулировки |
Болты крепления КПП | 70–80 | Равномерное затягивание крест-накрест |
Болты крышки КПП | 40–50 | Герметичность соединений |
Болты карданного фланца | 40–50 | Свободное вращение вала |
Зазор сцепления | Не применимо | 14 мм (рычаги), 40–50 мм (педаль) |
Применимость инструкцииИнструкция подходит для МТЗ-1221, МТЗ-1221.2, МТЗ-1221.3 с двигателем Д-260 и механической КПП (16x8 или 24x12). Применима к моделям до и после 2020 года, так как конструкция трансмиссии осталась неизменной в базовых версиях.
Частые вопросы и ответыПочему передачи включаются с трудом?Проверьте сцепление (зазор рычагов 14 мм) или износ вилок в КПП.
Как часто менять масло в КПП?Каждые 1000 моточасов (ТО-2) или при помутнении.
Что делать, если ВОМ не включается?Разберите ВОМ, проверьте муфту и шестерни, замените изношенные детали.
Почему слышен гул от трансмиссии?Износ подшипников или шестерен — разберите и замените.
Сколько стоит ремонт КПП МТЗ-1221?На апрель 2025 года зависит от объема работ