ремонт-мтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Ремонт блока цилиндров МТЗ

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

ПОДРОБНАЯ ПООПЕРАЦИОННАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕМОНТУ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ ТРАКТОРА МТЗ-80/1221

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ

63% людей, пытающихся выполнить ремонт своими руками, сожалеют об этом хотя бы один раз .

58% тратят больше, чем планировали, из-за ошибок при самостоятельном ремонте .

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 5 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

эту работу лучше доверит нашему сервису, но если решитесь сами - вот инструкция.
Ремонт блока цилиндров трактора МТЗ (на примере двигателей Д-240 для МТЗ-80 и Д-245 для МТЗ-1221) — сложная задача, требующая диагностики, демонтажа, устранения дефектов и точной сборки.

Блок цилиндров — основа двигателя, в которой размещены гильзы, поршни, коленвал и другие элементы кривошипно-шатунного механизма.

Основные неисправности включают трещины, износ гильз, деформацию посадочных мест и нарушение герметичности.

Ниже представлена пошаговая инструкция с учетом ориентации деталей, возможных сложностей, важных моментов, вероятных ошибок, оценки сложности (по шкале от 1 до 5) и времени для каждой операции.

В конце указаны причины поломок, последствия ошибок, необходимые инструменты, материалы, запасные части и рекомендации по обращению в сервис. На критических этапах добавлены предупреждения и контакт для консультаций (+7 953 071 5243).

1. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Описание этапа: Определение необходимости ремонта блока цилиндров.

Действия:
  • Проверьте двигатель на внешние признаки неисправности: повышенный расход масла, дым из сапуна, падение мощности, стуки или перегрев.
  • Снимите поддон картера (ключ 17–19 мм, 8–10 болтов) и головку блока цилиндров (см. этап 2), чтобы осмотреть внутренние поверхности блока.
  • Осмотрите блок на наличие трещин, сколов или коррозии (особенно в зоне гильз и водяной рубашки). Используйте фонарик и зеркало для труднодоступных мест.
  • Измерьте диаметр гильз цилиндров индикаторным нутромером (номинальный диаметр 110 мм, допустимый износ до 110,25 мм). Проверьте зазор между гильзой и поршнем (номинальный 0,18–0,20 мм, допустимый 0,26 мм).
  • Проверьте герметичность водяной рубашки: установите заглушки на патрубки, подайте давление 0,3–0,4 МПа через компрессор и осмотрите на утечки.
  • Проверьте плоскостность верхней поверхности блока с помощью лекальной линейки и щупа (допустимое отклонение 0,15 мм).
  • Если обнаружены трещины, блок требует замены или сварки в условиях сервиса. При износе гильз или посадочных мест планируйте их замену или расточку.
Ориентация деталей: Верхняя плоскость блока совмещена с головкой цилиндров, гильзы ориентированы буртом вверх.
Сложности:
  • Трещины в труднодоступных местах (например, в водяной рубашке) сложно обнаружить без опрессовки.
  • Измерение гильз требует специального инструмента (нутромер).
Важно не забыть:
  • Провести замеры в нескольких точках гильзы (верх, середина, низ).
  • Отметить расположение болтов поддона и головки для правильной сборки.
Что можно перепутать:
  • Принять коррозию за нормальный износ.
  • Пропустить микротрещины без опрессовки.
Сложность: 3/5 (требует диагностического оборудования).
Время: 1–1,5 часа.

2. ДЕМОНТАЖ ДВИГАТЕЛЯ И БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Описание этапа: Снятие двигателя и разборка блока для ремонта.

На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильный демонтаж может повредить блок или смежные узлы, увеличив стоимость ремонта.
Не уверен, как правильно снять двигатель? По товарищески подскажем по телефону — звоните, +7 953 071 5243 — звони прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.

Действия:
  • Установите трактор на ровной поверхности, зафиксируйте упорами, отключите аккумулятор (минусовая клемма первой, ключ 10–13 мм).
  • Слейте охлаждающую жидкость (открутите сливной кран на радиаторе, емкость 20 л) и масло из двигателя (сливная пробка поддона, ключ 17–19 мм, емкость 10 л).
  • Снимите навесное оборудование: генератор (ключ 13–17 мм), стартер (2 болта, ключ 19 мм), топливный насос и фильтры (отсоедините шланги, ключ 12–14 мм).
  • Отсоедините радиатор (снимите патрубки, ключ 10–12 мм, 4 болта крепления) и вентилятор.
  • Снимите головку блока цилиндров: открутите колпак и крышку головки (ключ 12–14 мм), снимите ось коромысел, затем ослабьте болты головки (ключ 19–22 мм) в обратной последовательности затяжки (рис. 19 в руководстве МТЗ). Снимите головку, избегая повреждения прокладки.
  • Подвесьте двигатель на таль (грузоподъемность 500 кг), открутите болты крепления к раме (4–6 болтов, ключ 22–24 мм) и снимите двигатель.
  • Разберите блок: снимите поддон картера, масляный насос (3 болта, ключ 14 мм), крышки шатунных и коренных подшипников (ключ 17–19 мм), извлеките поршни с шатунами и коленвал.
  • Выпрессуйте гильзы цилиндров с помощью съемника (рис. 2.1.34), если требуется их замена.
Ориентация деталей:
  • Гильзы имеют бурт, который должен быть направлен вверх.
  • Болты головки и поддона имеют разную длину (пометить расположение).
  • Коленвал ориентирован шлицами к маховику.
Сложности:
  • Тяжелый двигатель (около 400 кг) требует тали и двух человек.
  • Прикипевшие болты головки или гильзы могут сломаться.
Важно не забыть:
  • Пометить шатуны и крышки подшипников (они не взаимозаменяемы).
  • Использовать съемник для гильз, чтобы не повредить блок.
Что можно перепутать:
  • Перепутать порядок болтов головки или крышек подшипников.
  • Повредить прокладку головки при снятии.
Сложность: 5/5 (требует сервиса, тали и опыта).
Время: 3–4 часа.

3. УСТРАНЕНИЕ ДЕФЕКТОВ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Описание этапа: Ремонт или замена поврежденных элементов блока.

Действия:
  • Трещины: Если трещины небольшие (до 5 мм), заварите их аргонодуговой сваркой в сервисе. Для крупных трещин замените блок (каталожный номер 240-1002001 для Д-240). Проверьте герметичность после сварки (опрессовка 0,4 МПа).
  • Износ гильз: Если диаметр гильзы превышает 110,25 мм, замените гильзу (каталожный номер 245-1002021 для Д-245). Выпрессуйте старую гильзу съемником, очистите посадочное место, запрессуйте новую с помощью пресса, нагрев блок до 100°C.
  • Деформация плоскости: Если отклонение превышает 0,15 мм, отшлифуйте верхнюю плоскость на фрезерном станке (снимите не более 0,5 мм материала).
  • Износ посадочных мест подшипников: Расточите места под коренные вкладыши до ремонтного размера (например, Р1 или Р2) или установите новые вкладыши (каталожный номер 240-1005100).
  • Очистите водяную рубашку от накипи и ржавчины с помощью химического очистителя или механически (щеткой).
  • Проверьте резьбовые отверстия под болты головки (при повреждении восстановите резьбу метчиком или установите футорки).
Ориентация деталей:
  • Гильзы запрессовываются буртом вверх, с учетом меток на блоке.
  • Вкладыши коренных подшипников имеют замки, которые должны совпадать с пазами в блоке.
Сложности:
  • Сварка трещин требует высокой квалификации и оборудования.
  • Расточка или шлифовка возможна только в сервисе с фрезерным станком.
Важно не забыть:
  • Проверить герметичность после сварки или замены гильз.
  • Использовать оригинальные гильзы и вкладыши для Д-240/Д-245.
Что можно перепутать:
  • Установить гильзу с неправильной ориентацией (бурт вниз).
  • Перепутать ремонтные размеры вкладышей.
Сложность: 5/5 (требует сервиса и специального оборудования).
Время: 2–4 часа (зависит от дефектов).

4. СБОРКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Описание этапа: Установка отремонтированных или новых элементов и сборка блока.

Действия:
  • Установите новые гильзы (если заменялись): нагрейте блок до 100°C, запрессуйте гильзы прессом, обеспечив выступ бурта 0,8–1,2 мм. Установите уплотнительные кольца.
  • Установите коленвал, смазав вкладыши коренных подшипников маслом (Литол-24). Затяните крышки подшипников с моментом 180–200 Н·м (динамометрический ключ).
  • Установите поршни с шатунами: нагрейте поршни до 70–80°C в масле, запрессуйте поршневые пальцы, совместив метки размерных групп. Вставьте поршни в гильзы, смазав кольца маслом. Затяните шатунные крышки (момент 100–120 Н·м).
  • Установите масляный насос и трубопроводы, затянув болты с моментом 30–40 Н·м.
  • Установите новую прокладку головки блока (каталожный номер 240-1003020), затем головку. Затяните болты головки в последовательности, указанной в руководстве (рис. 19), с моментом 160–180 Н·м в 3 этапа.
  • Установите поддон картера с новой прокладкой, затянув болты с моментом 40–50 Н·м.
Ориентация деталей:
  • Поршни устанавливаются меткой «Вверх» к головке.
  • Прокладка головки имеет вырезы, совпадающие с каналами блока.
  • Болты головки затягиваются по схеме (обычно от центра к краям).
Сложности:
  • Неправильная затяжка болтов головки вызовет утечки или деформацию.
  • Запрессовка пальцев требует точного нагрева поршней.
Важно не забыть:
  • Использовать динамометрический ключ для всех затяжек.
  • Проверить совпадение меток на поршнях и шатунах.
Что можно перепутать:
  • Перепутать порядок затяжки болтов головки.
  • Установить прокладку головки неправильно (вырезы не совпадают).
Сложность: 4/5 (требует точности и инструмента).
Время: 2–3 часа.

5. УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ НА ТРАКТОР
Описание этапа: Монтаж двигателя на раму трактора.

Действия:
  • Подвесьте двигатель на таль, совместите его с креплениями на раме трактора.
  • Закрепите двигатель болтами (4–6 штук, ключ 22–24 мм), затянув с моментом 100–120 Н·м.
  • Установите радиатор, вентилятор, генератор, стартер и топливный насос в обратной последовательности демонтажа.
  • Подсоедините патрубки охлаждения, топливные шланги и электропроводку.
  • Залейте масло (М-10ДМ, 8 л) и охлаждающую жидкость (тосол, 20 л).
  • Подсоедините аккумулятор (плюсовая клемма первой).
Ориентация деталей:
  • Двигатель должен быть точно выровнен с рамой.
  • Патрубки радиатора ориентированы по меткам.
Сложности:
  • Тяжелый двигатель требует тали и аккуратного совмещения.
  • Неправильное подключение проводки может вызвать короткое замыкание.
Важно не забыть:
  • Проверить герметичность всех соединений.
  • Убедиться в правильности подключения топливных шлангов.
Что можно перепутать:
  • Перепутать провода генератора или стартера.
  • Неправильно установить патрубки радиатора.
Сложность: 4/5 (требует тали и опыта).
Время: 1,5–2 часа.

6. ПРОВЕРКА И ТЕСТИРОВАНИЕ
Описание этапа: Проверка работы двигателя после ремонта.

Действия:
  • Запустите двигатель на холостом ходу (5–10 минут), проверьте отсутствие стуков, утечек масла или охлаждающей жидкости.
  • Проверьте давление масла (2,5–3,5 бар на холостом ходу) и температуру охлаждающей жидкости (80–95°C).
  • Совершите тестовую поездку (10–15 м на низкой передаче), обращая внимание на мощность, дымность и шумы.
  • Проверьте затяжку болтов головки после 10 часов работы (момент 160–180 Н·м).
  • Осмотрите блок на наличие утечек через прокладки или гильзы.
Ориентация деталей: Ориентация не применима, но проверьте правильность сборки.
Сложности:
  • Незамеченные утечки приведут к потере масла или перегреву.
  • Неправильная регулировка клапанов вызовет потерю мощности.
Важно не забыть:
  • Проверить тепловые зазоры клапанов (0,25–0,30 мм для впускных и выпускных).
  • Убедиться в отсутствии газов в картере (через сапун).
Что можно перепутать:
  • Пропустить стуки или дым, приняв их за нормальную работу.
Сложность: 2/5 (доступно в хозяйстве).
Время: 30–40 минут.

ОБЩАЯ СЛОЖНОСТЬ И ВРЕМЯ
  • Общая сложность: 5/5 (требует сервиса, специнструмента и опыта).
  • Общее время: 10–15 часов (включая диагностику, демонтаж, ремонт, сборку и тестирование).

ПЕРЕЧЕНЬ ВЕРОЯТНЫХ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ
  • Блок цилиндров (240-1002001 для Д-240, 245-1002001 для Д-245) — 1 шт. (при трещинах).
  • Гильза цилиндров (245-1002021) — 4 шт.
  • Прокладка головки блока (240-1003020) — 1 шт.
  • Вкладыши коренные (240-1005100) — 5 пар.
  • Уплотнительные кольца гильз — 8 шт.
  • Масло М-10ДМ — 8 л.
  • Тосол — 20 л.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Инструменты:
  • Набор ключей (10–24 мм).
  • Динамометрический ключ (до 200 Н·м).
  • Съемник для гильз (рис. 2.1.34).
  • Таль (грузоподъемность 500 кг).
  • Индикаторный нутромер и штангенциркуль.
  • Лекальная линейка и щупы (0,05–0,5 мм).
  • Пресс для запрессовки гильз.
  • Компрессор для опрессовки (0,4 МПа).
  • Молоток и выгон.
Материалы:
  • Чистая ветошь.
  • Очиститель (керосин или спрей).
  • Смазка Литол-24.
  • Химический очиститель для водяной рубашки.
  • Прокладка головки и уплотнения.

ПРИЧИНЫ ПОЛОМКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

Причина

Описание

Как проявляется

Перегрев двигателя

Длительная работа при высоких температурах.

Трещины в блоке, деформация плоскости.

Износ гильз

Длительная эксплуатация, недостаток смазки.

Увеличенный зазор поршень-гильза, стуки, дым.

Попадание воды

Нарушение герметичности прокладки головки.

Коррозия, трещины в водяной рубашке.

Механические нагрузки

Удары, перегрузка двигателя.

Трещины, деформация посадочных мест.



ПОСЛЕДСТВИЯ ПЛОХОЙ РЕМОНТ ИЛИ ПРОПУСКА ОПЕРАЦИИ

Ошибка

Последствия

Сумма ущерба (руб)

Срок наступления

Неправильная запрессовка гильз

Утечки масла, перегрев двигателя.

20,000–50,000

50–200 часов.

Игнорирование трещин

Разрушение блока, выход двигателя из строя.

50,000–100,000

10–50 часов.

Неправильная затяжка головки

Утечки газов, деформация прокладки.

10,000–30,000

50–100 часов.

Использование неоригинальных гильз

Быстрый износ, потеря компрессии.

15,000–40,000

100–300 часов.

Пропуск регулировки клапанов

Снижение мощности, прогар клапанов.

10,000–25,000

100–500 часов.

Итого ущерб: 105,000–245,000 руб.

КОГДА НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ В СЕРВИС
  • Отсутствие тали, пресса или съемника для гильз (этапы 2, 3, 4).
  • Необходимость сварки трещин или расточки посадочных мест (этап 3).
  • Нет опыта демонтажа двигателя или регулировки зацепления (этапы 2, 4).
  • Обнаружение трещин или деформации блока — требуется замена или сложный ремонт.
  • Стуки, дым или утечки после сборки — нужна диагностика.
При сомнениях звоните +7 953 071 5243 — мастер подскажет, как избежать ошибок. Используйте оригинальные запчасти и соблюдайте технологию, чтобы двигатель работал надежно
Когда обращаться в сервис (ремонтмтз.рф)
Если вы не уверены в качестве деталей, у вас нет спецоборудования или нет опыта, лучше доверьте ремонт профессионалам.

Мы предлагаем:
  • Онлайн-диагностику по фото и видео
  • Платные консультации с опытными механиками
  • Возможность выезда мастера к вам в хозяйство
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Свяжитесь с нами
Если у вас возникли вопросы или вам нужна дополнительная помощь, пожалуйста, свяжитесь с нами.
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda